бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка бесплатно рефераты

Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный университет нефти и

газа имени И.М.Губкина.

Кафедра управления трудом и персоналом

Творческое эссе на тему:

«Проблемы государственного регулирования нефтяного комплекса России в

условиях рынка»

выполнил: проверил:

кандитат

экономических наук

старший

преподаватель

Еремина

И.Ю.

Москва 2005 год

Содержание

1. Право собственности. Нефтяные режимы. Углеводородное законодательство.

2. Организационые формы компаний в нефтяной и газовой промышленности за

рубежом.

3. Формы объединения акционерных предприятий: трест, концерн, корпорация,

холдинг.

4. Организация и управление нефтяной и газовой промышленности Норвегии.

5. Опыт и особенности приватизации предприятий ТЭКа в Великобритании,

Аргентине и Польше.

Введение.

В процессе формирования рыночных отношений в ряде стран

Европы и Азии нефтяная и газовая промышленность переходила на новый виток

развития, что не могло не повлечь ряд проблем в тех или иных странах.

Процесс приватизации, разграничения деятельностей, борьба с монополиями

коснулась всех стран без исключения. Страны с прогрессивной системой реформ

и здоровой экономикой, создали устойчивую энергетическую политику,

сформировав тем самым свой топливно-энергетический комплекс, который

позволил эффективно использовать природные богатства страны.

Те страны, которые подошли к рыночным реформам с неустойчивой

политической системой, и с постоянно сменяющемся правительством провели

подчас губительную приватизацию, которая лишила государство как контроля

над нефтяным и газовым комплексом страны так и над доходами от него.

Был и другой путь развития ТЭК-а. Когда страны с командно-

административной экономикой, в результате изменения политического положения

перешли на курс рыночных реформ.

Глава Первая

Углеводородное законодательство.

1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой говорится,

что право народов свободно использовать и эксплуатировать свои природные

богатства является неотъемлемой частью их суверенитета.

По отношению к прибрежному месторождению прибрежное государство не обладает

полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на

морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные

суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации природных

богатств континентального шельфа в соответствии с международным правом

(Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г.

В 1962 г. в резолюции Генеральной Ассамблей ООН содержится положение: право

народов и наций на постоянный суверенитет над их природными богатствами и

ресурсами должно осуществляться в интересах национального развития и

благосостояния народов и национальностей, населяющих данное государство.

Рассмотрим четыре вида подхода к определению собственности на сырую нефть.

Американская модель: собственности и несобственности. Собственность

делиться на абсолютную собственность и квалифицированную собственность.

Абсолютная собственность: землевладелец владеет всем над и под границами

своей земли.

Теория квалифицированной собственности, разработанная в штатах Калифорния,

Оклахома, Луизиана и Индиана, характеризует права по отношению к нефти

скорее как право занять землю и взять часть ее или то, что она производит.

Различив между этими двумя теориями очевидно: в соответствии с первой, вся

нефть является собственностью землевладельца до тех пор, дока он не будет

лишен ее в результате задействования ,"Права завладения"; согласно второй

теории, землевладелец наделен правом собственности в отношении доступа к

нефти, но собственность возникает только тогда, когда она сведена к

обладанию посредством "завладения".

В настоящее время США остаются почти единственной страной, где практикуется

такой уникальный подход к вопросам собственности.

В других же европейских странах, таких как например Соединенное Королевство

действует "вотчинная система" (доманиальная), т.е. такая система, где

государство обычно заявляет свои суверенные права на сырую нефть,

находящуюся в недрах, а землевладельцы, давая разрешение на использование

своей земли для добычи нефти, получают прибыль.

Так же существует исламский подход к собственности, который зависит от

юридической школы. Согласно подходу, принятому в школе Малика, все

природные богатства являются государственной собственностью. Последователи

Ханафизма утверждают иное: природные богатства, обнаруженные на частной

земле, принадлежат ее владельцу, а природные богатства, обнаруженные на

государственной земле, принадлежат государству. При этом в любом случае

требуется разрешение государства на добычу нефти. Таким образом, согласно

законам Ислама, природные богатства, находящиеся в недрах, в большинстве

случаев принадлежат государству, выступающему в качестве хранителя

неотчуждаемого общественного имущества.

В некоторых странах практикуется смешанная система, т.е. правовые рамки

установлены, но в них содержатся положения, благодаря которым можно путем

переговоров прийти к соглашению по некоторым важным вопросам (например,

обязательства по выполнению работ). В эту группу стран входят Норвегия и

Нидерланды. Смешанный подход находит все больше сторонников, так как

обеспечивает минимальную уверенность и последовательность, а также

установленный статусный минимум, касающийся условий, но в то же время

обеспечивает удовлетворительную степень свободы действий и переговоров,

возможность соревноваться компаниям друг с другом при предложении условий

лучших, чем минимальные. Правительство со своей стороны получает

возможность предоставлять льготы в обмен на ценные уступки со стороны

компаний.

Цель углеводородного законодательства - установить правовые рамки и

правовые механизмы для реализации задач, поставленных Принимающей страной

(увеличить до максимума выручку государства, его контроль над операциями,

защитить окружающую среду). Согласно законодательству, право на сырую нефть

принадлежит Государству, которое обеспечивает полный диапазон

государственных полномочий и свободу действий а области выдачи лицензий,

создания государственных органов и государственных нефтяных компаний,

установления как соответствующих прав и обязанностей, так и правил и норм,

относящихся к лицензированию. Государство устанавливает условия и положения

своего участия, ройялти, арендные платы, правовые режимы, относящиеся к

прекращению деятельности, правам доступа, загрязнению окружающей среды,

фискальным режимам, созданию требуемой инфраструктуры. В углеводородном

законодательстве подробно излагаются правила и нормы, относящиеся к режимам

контроля и управления, положениям и условиям, поставленным перед компаниями

в течение периода разведки, разработки и добычи, относительно маркетинга,

государственного участия, фискальных вопросов и выгод для народного

хозяйства, вытекающих из использования информации, трансферта технологии и

"ноу-хау" и др.

Виды нефтяных соглашений и контракты.

Виды нефтяных соглашений и контрактов всегда должны рассматриваться в

контексте правовых рамок Принимающей страны и учитывать интересы

Принимающего правительства и нефтяных компаний.

Цели государства хозяина:

. эффективная разработка любой обнаруженной нефти

. получение реальной доли прибыли для правительства

. развитие отечественной технологии и экспертных знаний

. оптимизация разработки углеводородов с целью улучшения экономического

развития одновременно с защитой окружающей среды

. реализация сырой нефти на отечественном и экспортном рынках по ценам

соответствующим национальной политике в области энергетики

Цели нефтяных компаний:

. наличие соответствующих фискальных положений, включающих разумную

норму прибыли, нормы амортизации, что позволяет возмещать

капиталовложения

. получение долгосрочных прав на сырую нефть и газ и возможности

удержания компанией соответствующей доли продукции

. обеспечение фискальной и договорной стабильности в течение всего срока

контракта

. обеспечение соответствующего вознаграждения за риск, связанный с

инвестициями, и справедливой нормы прибыли

Очевидно, что существует определенная взаимность интересов, которая должна

быть адекватно отражена, ори разработке нефтяного соглашения. Принимающая

страна при этом ведет конкурентную борьбу за получение иностранного

капитала, инвестируемого в предприятие, что связано с риском, и поэтому ей

следует создать стимулы для привлечения капвложений со стороны нефтяных

компаний при одновременной защите долгосрочных интересов государства.

Налоговое соглашение, или соглашение о ройялте

Налоговые соглашения и соглашения о ройялти. Принимающая страна

предоставляет определенные права на добычу природных богатств

индивидуальному субъекту, уполномочив его вести разведку, а затем

разработку обнаруженных природных ископаемых. В обмен на эти права субъект

дает согласие выплачивать арендную плату, ройялти и налоги Принимающей

стране.

Принимающая страна (ПС) предоставляет Международной нефтяной компании (МНК)

исключительную лицензию на разведку или эксплуатацию месторождения сырой

нефти в указанных районах на ее риск и за ее счет.

Нефть, находящаяся в скважине, переходит в собственность нефтяной компании,

которая может свободно распоряжаться этой нефтью, возможно, с условием

снабжать местный рынок.

В течение всех этапов разведки и добычи нефти МНК дает согласие выплачивать

арендную плату ПС в соответствии о заранее установленными ставками.

Нефтяная компания выплачивает Принимающей стране ройялти наличными или в

натуре, обычно по ее выбору.

МНК платит налоги на прибыль, полученную в результате добычи нефти, в

соответствии со ставками, установленными законодательством, или конкретными

условиями, относящимися к данному месторождению.

Оборудование и установки, используемые в нефтяных операциях, остаются

собственностью МНК.

Такие лицензии могут включать требование разрешить национальной нефтяной

компании участвовать в операциях на условиях, подробно изложенных в

лицензии. Могут также содержаться положения о передаче ПС информации,

трансферте технологии или о подготовке и использовании местного персонала,

а также требования об информировании ПС. Часто содержатся требования о

разрешении или о выполнении обязанностей, связанных с операциями. Решения,

относящиеся к управлению нефтяными операциями, включая разведку и добычу,

принимает МНК.

Самая привлекательная черта такого типа соглашения - его гибкость.

Недостатки соглашения для МНК следующие:

. тенденция к усиленному надзору за операциями, на проведение которых

была получена лицензия

. возможность односторонних законодательных изменений, особенно

фискальных, если они не были заранее оговорены

Недостатками соглашения для Принимающей страны являются:

. требование дополнительных статей о платежах для увеличения прибыли до

максимального уровня, например, скидок при подписании контракта (при

получении нефти или достижении стабильного уровня ее добычи), о

налогах на прибыль от непредвиденных доходов или договоренности о

ставках на возврат налогов

. Невозможность участия в собственности на добытую нефть, что оставляет

ПС лишь пассивную роль. Однако в настоящее время это не составляет

особой проблемы, так как в соглашение могут быть внесены положения,

предусматривающие участие государства

. требование дополнительных статей о платежах для увеличения прибыли до

максимального уровня, например, скидок при подписании контракта (при

получении нефти или достижении стабильного уровня ее добычи), о

налогах на прибыль от непредвиденных доходов или договоренности о

ставках на возврат налогов

Соглашения с распределением рисков

Соглашения с распределением рисков похожи на контракты по

долевому распределению продукции. Разница заключается в механизме возврата

издержек и в оплате подрядчика, т.е. деньгами, а не нефтью. Этот тип

соглашения имеет очень мало сторонников. Такие типы договоров чаще всего

используют в странах Южной Америки, которые в настоящее время с трудом

конкурируют с другими государствами по возможностям капиталовложения.

МНК принимают на себя огромный финансовый и технический

риск в обмен на высокое вознаграждение в случае успеха. Работая во многих

странах, они могут снизить риск.

Независимо от формы контракта следующие положения являются общими для всех

их типов, кроме особых случаев. Положения можно распределить на пять

основных групп:

. права МНК

. обязанности МНК

. права государства-хозяина на контроль

. финансовое положение

. общие положения

Обычно МНК предоставляется исключительные права на разведку, разработку и

добычу углеводородов.

Глава Вторая

Организационные формы компании в нефтяной и газовой промышленности за

рубежом

Корпорации: юридическое лицо, отдельно облагаемое налогом. Как

корпоративная структура она может стать неэффективной с точки зрения

налогообложения для индивидуального держателя доли капитала.

Ответственность ограничивается размерами активов, которыми владеет

компания, например, наличными средствами, землей, ценными бумагами.

Держатели долей капитала не отвечают по обязательствам корпорации вне

пределов, согласованных с каждым вкладом в совместный капитал. Отношения

между членами корпорации и их соответствующие права и обязанности друг

перед другом и по отношению к корпорации регулируются уставом. Доходы от

деятельности принадлежат корпорации, а ее члены получают дивиденды только в

том случае, когда они декларированы корпорацией. Дивиденды декларируются

только через фиксированные интервалы времени, как правило, один раз в год.

Партнерство: это корпоративная форма предприятия, при которой его

участники сохраняют свои индивидуальные и отдельные лица. При этом не

создается дополнительное юридическое лицо, однако организуется отдельное

партнерское дело. Суть партнерства согласно англо-американской юридической

терминологии состоит в том, что партнеры по совместному предприятию

производят совместную деятельность для совместного извлечения прибыли.

Обязанности по партнерской деятельности ограничиваются только объединением

активов индивидуальных партнеров. Законодательство о партнерстве

накладывает строгие права и обязанности на партнеров и ограничивает свободу

участников предприятия. Все партнеры совместно владеют активами партнерства

без разделения на доли в отличие от корпоративной структуры, когда активы

принадлежат совместной компании, а не индивидуальным держателям долей

капитала также налагает ограничения на права и обязанности партнеров в

Страницы: 1, 2, 3