бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Энергетика ТЭК: Нефть, нефтяная промышленность бесплатно рефераты

„Оксидентл петролеум" всерьез занялась подземной газификацией угля. Методом

пиролиза из него получают 40 % метанового газа, 45 % кокса и 3 % жидкого

топлива. Этой же корпорацией разработан совсем неожиданный способ получения

топлива... из мусора. Из него предварительно извлекают магнитные и

немагнитные металлы и отправляют в переплавку. Секретная технология

переработки стекла позволяет получить из осколков стекло более дешевое и

более высокого качества, чем исходное сырье. Остальное перерабатывается в

кокс, метановый газ и жидкое топливо. „Мусорную" нефть испытывали на

опытных установках - горит прекрасно. Из тонны мусора таким способом

„добывают" от 6 до 20 дол. В 1976 - 1977 гг. в Сан-Диего вступил в строй

специальный завод для переработки мусора.

Над подобной проблемой успешно работают и в Великобритании. Здесь

разработана и проходит испытания лабораторная установка, в которой под

действием высоких температур и вдуваемого кислорода из органической части

мусора (пластмассовые упаковки, пищевые отбросы, обрывки газет, тряпки и

т.д.) получают синтетическую нефть и метановый газ с водородом. Жидкое

топливо и газ предполагают использовать частично для работы дизеля, а

частично для переплавки битого стекла, из которого можно получать

строительные блоки. Сейчас изучается возможность переработки мусора в

старых доменных печах. Это даст высокую производительность и экономию

времени. Как показали эксперименты, в дело пойдет и остающийся шлак - он

пригоден для замены гравия при строительстве дорог.

А вот еще два способа получения синтетической нефти. Французский

инженер А. Ротлисберже получил бензин из сухих стеблей кукурузы. Автор

утверждает, что подобное топливо с октановым числом 98 вполне можно

добывать из соломы, опилок, ботвы овощей и других отходов, содержащих

целлюлозные волокна. Под нажимом правительственных учреждений изобретатель

засекретил технологию синтеза, но известно, что качество его бензина во

многом зависит от сложных стабилизирующих добавок, вводимых в спирты и

изопропиниловые эфиры, получаемые из целлюлозы. Новое топливо не

детонирует, сгорает без дыма и запахов. Его можно смешивать в любых

пропорциях с обычным бензином. При этом конструктивных изменений в

двигателях не требуется. Франция намерена со временем довести производство

подобного бензина до 20 млн.т в год.

Еще один изобретатель искусственного бензина живет в Швейцарии.

Исходным материалом служит щепа, кукурузная шелуха, полиэтиленовые пакеты.

Да вот беда, „бензин" пахнет самогоном. Изобретателю приходится платить 8 %

налога как за изготовление алкогольных напитков. Тем не менее 1 л

искусственного „бензина" стоит в 2 раза дешевле настоящего, а автомобиль

работает исправно.

Фантазия изобретателей не ограничивается только искусственным бензином,

предлагаются довольно-таки оригинальные методы получения углеводородного

газа для бытовых целей. Один из них разработан в г. Эрфурт (Германия). В

качестве источника энергии выступает свалка мусора в пригородном местечке

Шверборн. При заполнении свалки в ней заложили 57 газовых колодцев,

соединенных трубопроводом. Оказывается, 1 кг мусора дает до 200 л газа,

более половины которого - метан. Пока на свалке получают в час 40 м3 газа.

Он отапливает помещения рабочих. Планируется сооружение теплоцентрали. По

расчетам, затраты окупятся за 3,5 года.

Второй способ еще более неожиданный. С инициативой выступили власти г.

Оттапалам в штате Керала (Индия). Рецепт следующий:

колодец заполняется коровьим навозом и наглухо закрывается.

Образующийся при брожении газ по трубам отводится к газовым плитам. Одна

такая „установка" полностью удовлетворяет потребность семьи в энергии для

домашних целей. В настоящее время в Индии разработаны и применяются 53

модели таких систем. Ими пользуются около 3,5 млн. семей. Правительство

страны активно поддерживает распространение биогазовых установок. Уже

сейчас ежегодно за счет этого экономится около 1,2 млрд. рупий.[13. Стр.

131-134]

Часть 4. Последствия интенсивной добычи.

Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсивная

добыча нефти и газа. Главным было выкачать их как можно больше. Так и

поступали. Но вот в начале 40-х гг. текущего столетия появились первые

настораживающие симптомы.

Это случилось на нефтяном месторождении Уилмингтон (Калифорния,

США). Месторождение протягивается через юго-западные районы города Лос-

Анджелеса и через залив Лонг-Бич доходит до прибрежных кварталов

одноименного курортного города. Площадь нефтегазоносности 54 км2.

Месторождение было открыто в 1936 г., а уже в 1938 г. стало центром

нефтедобычи Калифорнии. К 1968 г. из недр было выкачано почти 160 млн. т

нефти и 24 млрд. м3 газа, всего же надеются получить здесь более 400 млн. т

нефти.

Расположение месторождения в центре высокоиндустриальнои и

густонаселенной области южной Калифорнии, а также близость его к крупным

нефтеперерабатывающим заводам Лос-Анджелеса имело важное значение в

развитии экономики всего штата Калифорния. В связи с этим с начала

эксплуатации месторождения до 1966 г. на нем постоянно поддерживался

наивысший уровень добычи по сравнению с другими нефтяными месторождениями

Северной Америки.

В 1939 г. жители городов Лос-Анджелес и Лонг-Бич почувствовали довольно

ощутимые сотрясения поверхности земли - началось проседание грунта над

месторождением. В сороковых годах интенсивность этого процесса усилилась.

Наметился район оседания в виде эллиптической чаши, дно которой приходилось

как раз на свод антиклинальной складки, где уровень отбора не единицу

площади был максимален. В 60-х гг. амплитуда оседания достигла уже 8,7 м.

Площади, приуроченные к краям чаши оседания, испытывали растяжение. На

поверхности появились горизонтальные смещения с амплитудой до 23 см,

направленные к центру района. Перемещение грунта сопровождалось

землетрясениями. В период с 1949 г. по 1961 г. было зафиксировано пять

довольно сильных землетрясений. Земля в буквальном смысле слова уходила из-

под ног. Разрушались пристани, трубопроводы, городские строения, шоссейные

дороги, мосты и нефтяные скважины. На восстановительные работы потрачено

150 млн.дол. В 1951 г. скорость проседания достигла максимума - 81 см/год.

Возникла угроза затопления суши. Напуганные этими событиями, городские

власти Лонг-Бича прекратили разработку месторождения до разрешения

возникшей проблемы.

К 1954 г. было доказано, что наиболее эффективным средством борьбы с

проседанием является закачка в пласт воды. Это сулило также увеличение

коэффициента нефтеотдачи. Первый этап работы по заводнению был начат в 1958

г., когда на южном крыле структуры стали закачивать в продуктивный пласт

без малого 60 тыс.м3 воды в сутки. Через десять лет интенсивность закачки

уже возросла до 122 тыс.м/сут. Проседание практически прекратилось. В

настоящее время в центре чаши оно не превышает 5 см/год, а по некоторым

районам зафиксирован даже подъем поверхности на 15 см. Месторождение вновь

вступило в эксплуатацию, при этом на каждую тонну отобранной нефти

нагнетают около 1600 л воды. Поддержание пластового давления дает в

настоящее время на старых участках Уилмингтона до 70 % суточной добычи

нефти. Всего на месторождении добывают 13 700 т/сут нефти.

В последнее время появились сообщения о проседании дна Северного моря в

пределах месторождения Экофиск после извлечения из его недр 172 млн.т нефти

и 112 млрд. м3 газа. Оно сопровождается деформациями стволов скважин и

самих морских платформ. Последствия трудно предсказать, но их

катастрофический характер очевиден.

Проседание грунта и землетрясения происходят и в старых нефтедобывающих

районах России. Особенно это сильно чувствуется на Старогрозненском

месторождении. Слабые землетрясения, как результат интенсивного отбора

нефти из недр, ощущались здесь в 1971 г., когда произошло землетрясение

интенсивностью 7 баллов в эпицентре, который был расположен в 16 км от г.

Грозного. В результате пострадали жилые и административные здания не только

поселка нефтяников на месторождении, но и самого города. На старых

месторождениях Азербайджана - Балаханы, Сабунчи, Романы (в пригородах г.

Баку) происходит оседание поверхности, что ведет к горизонтальным

подвижкам. В свою очередь, это является причиной смятия и поломки обсадных

труб эксплуатационных нефтяных скважин.

Совсем недавние отголоски интенсивных нефтяных разработок произошли в

Татарии, где в апреле 1989 г. было зарегистрировано землетрясение силой до

6 баллов (г. Менделеевск). По мнению местных специалистов, существует

прямая зависимость между усилением откачки нефти из недр и активизацией

мелких землетрясений. Зафиксированы случаи обрыва стволов скважин, смятие

колонн. Подземные толчки в этом районе особенно настораживают, ведь здесь

сооружается Татарская АЭС. Во всех этих случаях одной из действенных мер

также является нагнетание в продуктивный пласт воды, компенсирующей отбор

нефти.[13. Стр. 134-137]

1.Смертоносные туманы.

Гораздо большую опасность таит в себе использование нефти и газа в

качестве топлива. При сгорании этих продуктов в атмосферу выделяются в

больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид

азота и т.д. От сжигания всех видов топлива, в том числе и каменного угля,

за последние полвека содержание диоксида углерода в атмосфере увеличилось

почти на 288 млрд.т, а израсходовано, по подсчетам академика Ф.Ф. Давитая,

более 300 млрд.т кислорода. Таким образом, с момента первых костров

первобытного человека атмосфера потеряла около 0,02 % кислорода, а

приобрела до 12 % углекислого газа. В настоящее время ежегодно человечество

сжигает 7 млрд.т топлива, на что потребляется более 10 млрд.т кислорода, а

прибавка диоксида углерода в атмосфере доходит до 14 млрд.т. В ближайшие же

годы эти цифры будут расти в связи с общим увеличением добычи горючих

полезных ископаемых и их сжиганием. По мнению Ф.Ф. Давитая, к 2020 г. в

атмосфере исчезнет около 12 000 млрд.т кислорода (0,77 %). Таким образом,

через 100 лет состав атмосферы существенно изменится и, надо полагать, в

худшую сторону.

Уменьшение количества кислорода и рост содержания углекислого газа, в

свою очередь, будут влиять на изменение климата. Молекулы диоксида углерода

позволяют коротковолновому солнечному излучению проникать сквозь атмосферу

Земли и задерживают инфракрасное излучение, испускаемое земной

поверхностью. Возникает так называемый „парниковый эффект", и

среднепланетная температура повышается. Предполагают, что потепление с 1880

г. по 1940 г. в значительной степени следует отнести за этот счет. Казалось

бы, в дальнейшем потепление должно прогрессивно нарастать. Однако другое

воздействие человека на атмосферу нейтрализует „парниковый эффект".

Человечество выделяет огромное количество пыли и других микрочастиц,

экранирующих солнечные лучи и сводящих на нет нагревательное действие

углекислого газа. По сведениям американского специалиста К. Фрейзера, над

Вашингтоном помутнение атмосферы с 1905 г. по 1964 г. составило 57 %, а над

одним из швейцарских городов - 88 %. Над Тихим океаном прозрачность

атмосферы снизилась на 30 % всего за десять лет - с 1957 г. по 1967 г.

Загрязнение атмосферы таит в себе и другую опасность - оно снижает

количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. По данным

Национального управления США по изучению океана и атмосферы над территорией

этой страны в период с 1950 г. по 1972 г. солнечная радиация уменьшалась

осенью на 8 %, а весной увеличивалась на 3 %. В среднем с 1964 г. она упала

на 1,3 %, что эквивалентно потере примерно 10 мин солнечного дня в сутки.

Эта, казалось бы, мелочь может иметь серьезные климатологические

последствия.

Загрязнение атмосферы над Соединенными Штатами привело в 1975 г. к

совсем уже неожиданному явлению. В районе Бостона (штат Массачусетс) было

установлено резкое увеличение количества озона в атмосфере - 0,127 части на

миллион, тогда как установленный федеральными властями США предел

безопасности составляет 0,08 части на миллион. Известно, что озон

образуется в атмосфере при взаимодействии углеводородов с кислородом

воздуха и в больших количествах он более ядовит, чем угарный газ. 10

августа 1975 г. управление здравоохранения штата объявило „озон-тревогу",

которая продлилась до 14 августа. Это была уже вторая тревога за год.

Большая роль в загрязнении атмосферы принадлежит реактивным самолетам,

машинам, заводам и фабрикам. Чтобы пересечь Атлантический океан,

современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляет

инверсионные следы, увеличивающие облачность. Значительно загрязняют

атмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитывается более 500 млн. По

подсчетам специалистов, машины „размножаются" в 7 раз быстрее людей. Именно

им принадлежит половинная доля участия в отравлении Америки. Как заявил в

1976 г. сенатор Э. Маски, в США каждый год от заболеваний, вызванных

загрязнением воздуха, умирает 15 тыс. человек. Американцев это не на шутку

тревожит. Появляются различные проекты создания двигателей, работающих на

других видах топлива. Электромобили уже не новость, во многих странах мира

есть опытные образцы, но пока их широкое внедрение в жизнь сдерживается из-

за малой мощности аккумуляторов.

В последнее время появилась новая идея - автомобиль с инерционным

двигателем. К сооружению его приступили американские компании „Лир моторе"

и „Ю. Флайвилс". Он будет снабжен двумя тяжелыми маховиками, работающими в

вакууме. Для их раскручивания перед выездом предусмотрен электромотор,

питающийся от бытовой сети. Запасенная кинетическая энергия маховиков через

коробку передач будет поступать на ведущие колеса. Одной зарядки хватит на

80 км пробега со скоростью 96 км/ч. Максимальная скорость такого автомобиля

достигает 160 км/ч. Автомобиль, которому не нужен ни бензин, ни другое

горючее и который не производит выхлопных газов скоро будет внедрятся в

жизнь людей.

Немалый вклад в отравление атмосферы вносят различные заводы, тепло- и

электростанции. Средней мощности электростанция, работающая на мазуте,

выбрасывает ежесуточно в окружающую среду 500 т серы в виде сернистого

ангидрита, который, соединяясь с водой, тотчас же дает сернистую кислоту.

Французский журналист М. Рузе приводит такие данные. Тепловая

электростанция компании „Электрисите де Франс" ежедневно выбрасывает в

атмосферу из своих труб 33 т серного ангидрита, который-может превратиться

в 50 т серной кислоты. Кислотный дождь охватывает территорию около этой

станции в радиусе до 5 км. Такие дожди обладают большой химической

активностью, они разъедают даже цемент, не говоря уже об известняке или

мраморе.

Особенно страдают памятники старины. Бедственное положение складывается

с афинским Акрополем, который вот уже более 2500 лет выдерживает

разрушительное влияние землетрясений, набегов иностранных захватчиков,

пожаров. Теперь же этому всемирно известному памятнику старины угрожает

серьезная опасность. Загрязнение атмосферы постепенно разрушает поверхность

мрамора. Мельчайшие частицы дыма, выбрасываемые в воздух промышленными

предприятиями Афин, вместе с каплями воды попадают на мрамор, а утром

испарившись, оставляют на нем бесчисленное множество еле заметных оспин. По

утверждению греческого археолога профессора Наринатоса, памятники древней

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8