бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

История развития БТР - (реферат) бесплатно рефераты

p>в послевоенный период - как в армиях этих стран, так и в воо руженных силах многих других государств. Отдельные их образцы можно было встретить даже в 60-е годы.

    1. 3 НЕМЕЦКИЕ И ЯПОНСКИЕ БТР ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
    В Германии также на вооружении состояло большое количест

во разнообразной бронетехники, среди которой были и разнокали берные полугусеничные транспортеры-тягачи - от самых маленьких 1-тонных, пригодных разве что для установки 20-мм пушки, до громадных 18-тонных "Фамо", которые без особого труда могли вытащить с поля боя средний танк. Это были машины-ландскнехты. И когда развернулись бои второй мировой, часть ландскнех

тов была одета в броню. Теперь они уже стали не просто транс портерами, а бронетранспортерами. Первые средние бронетранс портеры ("специальная машина 251") на шасси 3-тонного полугу сеничного тягача впервые использовались в 1939-1940 годах на полях Польши и Франции, В кампании 1940 года 1-я танковая ди визия гитлеровцев уже имела семь рот мотострелков на БТР.

    Несколько позже в войска стал поступать еще один полугу

сеничный транспортер - легкий. Он обозначался как "специальная машина 250". Новый БТР формой удивительно походил на старшую модель, но был значительно меньше. Он был создан на базе 1-тонного тягача и предназначался для разведки, связи, пере возки боеприпасов и для других целей.

    Немецкие БТР сохранили все конструктивные особенности

своих предков, полугусеничных тягачей: двигатель в передней части, длинные гусеницы с шахматным расположением катков и пе реднюю неведущую ось. Это были далеко не совершенные конструк ции, отражавшие ту спешку, с которой гитлеровцы стремились снабдить свою армию бронетранспортерами. Но их все равно не хватало. Только с 1943 года каждая дивизия получила в свое распоряжение батальон мотопехоты на БТР.

    В ходе войны немецкие конструкторы пришли к решению вы

пускать только один БТР. Фирма "Демаг" разработала прототип универсальной машины Нкр-606, способной выполнять функции и машины 251 (транспортировка пехоты), и машины 250 (разведка, связь). Это была небольшая и тоже полугусеничная машина.

    Под сильным влиянием немецкого среднего бронетранспортера

машина такого же назначения была создана и в Японии. Называ лась она "Хо-ха". Внешне она напоминала немецкий БТР типа 251, однако начинка же была другой - японцы, у которых затруднения с бензином были еще большими, чем в Германии, предпочли поста вить на свой бронетранспортер дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 125 л. с. С 1943 года эти 15-местные маши ны в небольшом количестве поступали в войска.

    В 1944 году в боевых действиях на Филиппинах японские

войска использовали гусеничный бронетранспортер, названный "Хо-ки". Он обладал удовлетворительной проходимостью, но броня его была весьма слабой. Толщина стальных листов корпуса не превышала 6 мм, При этом броневые поверхности были расположены вертикально и только лобовой лист имел небольшой наклон. Дви гатель мощностью 115 л. с. находился спереди справа. Экипаж состоял из 13 человек.

    1. 4 ПОСЛЕВОЕННЫЕ БТР СОЦСТРАН
    В первые послевоенные годы на вооружение Советской Армии

был принят новый бронетранспортер БТР-152. Корпус был открытым сверху, на нем устанавливали пулеметы. Бронетранспортер сконс труировали на базе трехосного грузовика повышенной проходимос ти ЗИС-151.

    В 60-е годы в армию стал поступать более совершенный бро

нетранспортер - БТР-60П. Четыре ведущие оси обеспечивали зна чительно более высокую проходимость на местности. Кроме того, машина могла плавать.

    В описываемый период Советская Армия имела на вооружении

еще один тип бронетранспортера, тоже плавающего, - БТР-50. Он был гусеничным, созданным на базе танка-амфибии ПТ-76.

    Впоследствии Советская Армия и вооруженные силы стран

Варшавского Договора начали получать колесные бронетранспорте ры БТР-70.

    Бронетранспортеры производятся не только у нас в стране,
    но и в некоторых других бывших соцстранах.
    Чехословацкий бронетранспортер ОТ-810 является полугусе

ничной бронемашиной. Буквы ОТ в наименовании этого бронетранс портера, как и других чехословацких боевых машин аналогичного назначения, являются сокращением от слов Obrneny Transporter бронированный транспортер.

    Машина выпускалась в послевоенные годы и конструктивно

была во многом подобна среднему бронетранспортеру Sd. Kfz. 251 времен второй мировой войны. У нее дизель "Татра-920" был раз мещен спереди. Передняя ось была управляемой, но не ведущей. Гусеничный движитель значительной длины имел опорные катки большого диаметра, расположенные в шахматном порядке.

    Корпус выполнен с целесообразным наклоном броневых по

верхностей. Места механика-водителя и командира были прикрыты крышей, в которой имелось два люка. Десантное отделение откры то сверху. В бортах сделаны открывающиеся лючки для стрельбы из личного оружия десанта. Кроме того, машина была вооружена одним 7. 62-мм пулеметом или 82-мм реактивным противотанковым гранатометом LG-59A.

    Боевая масса машины составляла 7. 4 т. Кроме экипажа из

двух человек она вмещала 10 десантников. Максимальная скорость составляла 50 км/ч.

    В начале 60-х годов в Чехословакии налажено производство

более совершенных бронетранспортеров: гусеничного ОТ-62 и ко лесного ОТ-64. Подобные машины стали поступать на вооружение Войска Польского под обозначениями TOPAS и SKOT.

    Работы над югославским бронетранспортером начались в кон

це 50-х годов. В результате в 1961 году была принята на воору жение плавающая гусеничная машина М-590.

    Бронетранспортер имел полностью закрытый корпус. Передний

броневой лист был несколько наклонен. Борта имели в верхней части скосы, в которых располагались лючки для ведения огня из стрелкового оружия. Задняя стенка была вертикальная, с двуст ворчатой дверью для посадки и высадки десанта.

    Машина М-590 была вооружена одним крупнокалиберным

12. 7-мм пулеметом, установленном открыто на турели, имела бое вую массу 9. 5 т и была рассчитана на перевозку 11 человек де санта и 2 членов экипажа. По шоссе бронетранспортер мог дви гаться со скоростью до 45 км/ч.

    1. 5 РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКИХ БРОНЕТРАНСПОРТЕРОВ
    Полугусеничные бронетранспортеры, которыми американцы в

годы войны наводнили свою армию, были далеко не идеальными ма шинами. Поэтому еще в 1945 году был создан гусеничный БТР М-39. Базой для его послужила быстроходная противотанковая са моходка "Ведьма", имевшая специальное шасси. У бронетранспор тера был открытый сверху корпус и двигатель в задней части. Несколько позже появился еще один БТР - М-44. Он имел уже

полностью закрытый крышей корпус, что обеспечивало десантникам лучшую защиту. Была облегчена посадка и высадка - она осущест влялась чрез дверцы в корме. Двигатель поэтому пришлось пере нести в переднюю часть корпуса. В 1952 году был принят на воо ружение еще один тип гусеничного бронетранспортера - М-75. По мнению иностранных специалистов, это была хорошая машина, нам ного лучше предыдущих. Некоторые БТР этой марки применялись в корейской войне и, по отзывам военной печати, показали высокую маневренность и проходимость.

    Бронетранспортер М-75 имел, однако один существенный не

достаток: он был слишком сложным и дорогим. Кроме того, амери канские конструкторы решили, что армии нужен герметичный бро нетранспортер с фильтровентиляционной установкой. Только такая машина, по их мнению, могла успешно действовать в условиях грядущей войны с применением оружия массового поражения. В связи с этим в конце 1953 года появляется очередной бронет ранспортер М-59. Он имел два новшества: во-первых, у него был герметичный корпус с фильтровентиляционной установкой и, во-вторых, машина могла плавать. При этом стоила она вдвое де шевле, чем М-75.

    Правда по маневренности новая машина значительно уступала

М-75. Дело в том, что для снижения стоимости бронетранспортера М-50 на нем использовали два обычных автомобильных двигателя дешевых, но недостаточно мощных. Они были расположены вдоль бортов, в узких отсеках над гусеницами. Это позволило удлинить десантное отделение, но усложнило эксплуатацию машины. Однако, ка бы там ни было, М-59 стал массовой машиной и выпускался в течение ряда лет.

    Поиски наиболее совершенных конструкций завершились в

1960 году, когда армия США стала получать бронетранспортер М-113. Довольно высокая и угловатая, как и ее предшественники, эта машина содержала, по сообщениям иностранной печати, ряд технических новинок, и, кроме того, была достаточно надежна. Броню изготовили из алюминиевого сплава, что снижало ее массу. Машина была авиатранспортабельна и могла плавать. Двигалась она по воде не так уж быстро - 3. 5 мили (5. 6 км) в час. Но для преодоления спокойных водоемов этого было достаточно.

    Машин этого типа было построено свыше 70 тыс. , они посту

пили на вооружение 40 иностранных государств. Бронетранспорте ры М-113 широко применялись в 60-е годы во время войны во Вь етнаме. В этой войне выявился такой недостаток машины: крупно калиберный пулемет был открыто установлен на крыше корпуса, и ни чем не защищенные пулеметчики несли большие потери. Приш лось в срочном порядке закрывать пулеметную турель бронирован ными щитами. С целью повышения проходимости машину оснастили комплектом оборудования для самовытаскивания.

    В джунглях Вьетнама побывал и другой американский бронет

ранспортер - колесная машина "Коммандо" на 11 десантников. Он был принят на вооружение в 1966 году под обозначением М-706. Немалое внимание уделяют в США и бронемашинам для морской

пехоты. Ряд лет на ее вооружении состоял плавающий бронетранс портер LVTP-5, вмещающий 34 десантника. В настоящее время аме риканская морская пехота оснащена более совершенными машинами LVTP-7. Однако они уже тоже не устраивают военных.

    Серьезным недостатком американские специалисты считают

малую скорость этой машины на плаву. По их мнению, десантные корабли в целях безопасности не должны подходить к побережью на расстояние менее 25 миль. Эти мили десантные БТР должны преодолевать своим ходом. В этих условиях и важна скорость: чем она станет больше, тем меньше будут потери от огня против ника.

    Поэтому в США несколько лет назад начались работы по соз

данию принципиально нового десантного средства. Испытывались различные машины: глиссирующие и на подводных крыльях, лета тельные аппараты и аппараты на воздушной подушке. В результате иностранные специалисты остановили свой выбор на последних. Перспективный БТР на воздушной подушке получил название LVA (от Landing Vehicle Assault - десантная машина, штурмовая). Военные выдвинули требование, чтобы машина двигалась по воде со скоростью до 64, а на суше - до 88 км/ч.

    1. 6 ОСНАЩЕНИЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРАМИ СТРАН НАТО
    Развивалась конструкция бронетранспортеров и в Англии. В

первые послевоенные годы английская армия имела гусеничные бронетранспортеры "Кембридж" и "Оксфорд". У обоих БТР были открытые сверху десантные отделения.

    Но только в 1963 году был принят на вооружение бронет

ранспортер, отвечающий современным понятиям: герметичный и плавающий. Англичане назвали свой новый гусеничный БТР словом "Ироуджен", которое переводится как "Троянский". В 1975 году был также создан "Спартан" - небольшой быстроходный БТР, в ко тором могут разместится 7 человек.

    Широкое применение в английской армии находят и колесные

бронетранспортеры - трехосный "Сарацин" и двухосный "Хамбер". В 1984 году был принят на вооружение новый колесный бронет ранспортер FS-100 "Симба", а в 1985 году - "Саксон", оба неп лавающие. Колесная формула обеих машин - 4х4, вместимость - 12 человек, вооружение - пулеметное.

    После вступления ФРГ в НАТО в 1955 году встал вопрос об

оснащении бундесвера новыми образцами военной техники, в том числе и бронетранспортерами. Оперативнее других оказалась швейцарская фирма "Испано-Сюиза", с которой был подписан конт ракт.

    Западногерманские военные концерны "Хеншель" и "Ганомаг"

приобрели лицензию на производство БТР. Впервые бронетранспор теры HS-30 вышли на испытания в 1957 году. В 1959 году начался их серийный выпуск. В бундесвере машины получили обозначение SPz-12-2. БТР вмещал двух членов экипажа и 6 десантников. Мак симальная скорость составляла 60 км/ч. Вооружен был 20-мм ав томатической пушкой во вращающейся башенке. Бронетранспортер, как отмечалось в иностранной печати, не был приспособлен для плавания. Фильтровентиляционная установка отсутствовала. По мнению зарубежных специалистов, машины получились с завышенной массой и рядом дефектов. Гусеницы часто выходили из строя, подвеска была слишком жесткой, тормоз механизма поворота быст ро перегревался, и вообще экипажу было жарковато. Одна треть машин постоянно находилась в ремонте. Очевидно поэтому боль шинство бронетранспортеров в бундесвере долгое время составля ли все-таки машины американского производства типа М-113.

    Наряду с гусеничными велась работа и над созданием колес

ных бронетранспортеров. К этому побуждала и густая сеть дорог в стране, и наличие развитой автомобильной промышленности, В итоге в 1979 году в войска стал поступать бронетранспортер ТРz-1, он же "Фукс" ("Лисица"). Бронетранспортер задуман как десантно-грузовой. Может перевозить 10 солдат или грузы массой до 2 т, на суше - до 4т. Амбразуры для ведения огня отсутству ют. При перевозке грузов сиденья десантников откидываются к бортам. Имеется фильтровентиляционная установка и система обогрева. Машина вооружена одним 7. 62-мм пулеметом МG-1.

    Бронетранспортер трехосный, все оси ведущие, а две перед

ние - управляемые. Колеса снабжены радиальными шинами с регу лируемым внутренним давлением. Движение на воде осуществляется при помощи двух винтов. Их оси могут поворачиваться в горизон тальной плоскости на любой угол, что обеспечивает хорошую ма невренность. На плаву машина достигает скорости 10 км/ч.

    В TPz-1 использованы многие конструктивные элементы от

серийных военных автомобилей класса 5 и 10 т и от БРМ "Лукс". Двигатель многотопливный, мощностью 320л. с. Агрегаты силовой установки монтируются при помощи быстроразъемных соединений. Максимальная скорость на шоссе - 87 км/ч.

    Бронетранспортеры производятся западногерманским концер

ном "Тиссен-Хеншель". Всего до 1985 года планировалось выпус тить около 1 тыс. таких машин. В 1980 году фирма "Краусс-Маф фей" создала в инициативном порядке четырехосный вариант этого бронетранспортера. Корпус БТР удлинен на 1. 5 м, вместимость 2 человека экипажа и 14 десантников. В башне устанавливают ав томатическую пушку калибра 20 или 30 мм.

    В настоящее время часть бронетранспортеров TPz-1 переобо

рудована в машины специального назначения. Их оснащают РЛС разведки наземных движущихся целей, средствами раиолокационной борьбы. На базе TPz-1 разработаны машина радиационной и хими ческой разведки, машина наблюдения и управления для зенитных частей, инженерная машина и т. д.

    1. 7 БТР ФРАНЦИИ, БЕЛЬГИИ И ДРУГИХ СТРАН
    Во Франции в 50-е годе для вооруженных сил было налажено

производство гусеничного бронетранспортера AMX-VTT на базе легкого танка. БТР вмещал 13 человек, включая водителя. Воору жение состояло из пулемета во вращающейся башенке. Кроме того, было построено три десятка колесных бронетранспортеров ЕТТ на базе четырехосного броневика ЕВR-75.

    Современный колесный бронетранспортер французской армии

VAB выпускается совместно фирмами "Савием" и "Крезо-Луар" с 1974 года. Для французской армии всего было заказано около 4 тыс. бронетранспортеров VAB, главным образом в двухосном вари анте (4х4). Имеется и трехосная (6х6) машина.

    Бронетранспортер вооружен пулеметом нормального (7. 62 мм)

или крупного (12. 7 мм) калибра. Возможна установка 20-мм или 30-мм автоматической пушки. Бронетранспортер плавающий, осна щен двумя водометными движителями. Машина VAB рассчитана на перевозку экипажа из 2 человек и 10 десантников. Максимальная скорость на суше - 90 км/ч, на плаву - 7 км/ч.

    Получает французская армия и гусеничную боевую машину пе
    хоты - АМХ-10З.
    В Бельгии в конце 70-х годов было разработано два типа

бронетранспортеров - колесный и гусеничный. Первый из них, SIBMAS, - плавающая трехосная (6х6) машина, вмещающая дюжину мотострелков. В передней части корпуса была установлена башня от англо-бельгийской БРМ "Симитэр" с 30-мм пушкой.

    Свой гусеничный бронетранспортер бельгийцы назвали "Коб

ра". Он вмещал в себе 12 человек. Вооружена машина крупнокали берным пулеметом в башенке и двумя курсовыми пулеметами (т. е. установленными в лобовой части корпуса и ведущими огонь по курсу движения); кроме того, по бокам башенки смонтированы противотанковые гранатометы.

    Отличительная особенность "Кобры" - электрическая транс

Страницы: 1, 2, 3