бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь свойств личности и лидерских качеств у военнослужащих бесплатно рефераты

В социальной психологии существуют разнообразные классификации стиля руководства. В отношении офицеров Вооруженных сил чаще всего используется следующая классификация: истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности; преимущественно авторитарный; преимущественно либеральный; псевдоавторитетный. Каждому из этих стилей руководства присущи свои специфические черты. Так, для истинного авторитета свойственны принципиальность, активность в общественной жизни, высокий уровень профессиональной подготовленности, глубокое знание военного дела, любовь к своей профессии, честность, трудолюбие, скромность, хорошие организаторские способности, деловые качества, практическая сметка, умение своевременно заметить и поддержать все новое, передовое, дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость, смелость, умение переносить тяготы и лишения воинской службы, тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства подчиненных, отсутствие мнительности, раздражительности, вспыльчивости и высокомерия, педагогическое мастерство.

К числу основных личностных качеств, которые определяют возможность формирования истинного авторитета офицера, следует отнести его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение. В свою очередь, способность принять правильное решение в значительной степени зависит от таких качеств, как твердость, целеустремленность и настойчивость, сильная воля, умение потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивость, стремление понять психологию коллектива и каждого солдата и сержанта. Важно и то, чтобы офицер не боялся учиться у своих подчиненных, накапливать их опыт и знания [16; c. 68].

К истинно авторитетному стилю руководства близки преимущественно авторитарный и преимущественно либеральный стили. Преимущественно авторитарный руководитель обладает всеми основными чертами истинного авторитета, но отличается от него тем, что при принятии решений больше полагается на свой опыт, доминирующим в его решениях является волевой момент. В свою очередь, руководитель, для которого характерен преимущественно либеральный стиль управления, напротив, склонен к переоценке сил общественности, к некоторой робости в принятии собственных решений.

Однако в практической деятельности воинских коллективов, когда офицеры, не имеющие порой достаточных знаний и опыта руководства людьми, допускают серьезные ошибки, в том числе из-за опасения потерять контроль над подчиненными, такие руководители стараются использовать методы, которые приводят к формированию ложного авторитета. Чаще всего встречаются такие виды ложного авторитета, как псевдоавторитет подавления, псевдоавторитет расстояния, псевдоавторитет чванства, псевдоавторитет педантизма, псевдоавторитет резонерства и псевдодемократический авторитет.

Сущность псевдоавторитета подавления заключается в стремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания. Подобный стиль руководства порождает отчужденность между начальником и подчиненными, стимулирует формирование у одних военнослужащих чувства личной приниженности, а у других -- чувства протеста и неуважения к руководителю.

Следующий тип ложного авторитета -- псевдоавторитет расстояния, который выражается в стремлении руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официально общаться с ними, быть для них малодоступным и загадочным. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных, бюрократических барьеров между собой и подчиненными, установления для себя различного рода привилегий.

Псевдоавторитет чванства заключается в том, что руководитель формально или подчеркнуто снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всем своим видом, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны. Как правило, такие люди особенно нетерпимо относятся к критике.

Некоторые начальники создают вокруг себя, в части, в подразделении целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить эти условности в самую суть требовательного отношения к людям. Все это относится к так называемому псевдоавторитету педантизма. Подобный тип псевдоавторитета порождает атмосферу мелочности, постоянных придирок, не согласующихся с требованиями устава и здравым смыслом, что заставляет людей испытывать неуверенность в своих действиях, скованность, напряженность.

В стремлении завоевать авторитет отдельные офицеры пытаются показать себя всезнающими и досаждают своим подчиненным бесконечными поучениями и назиданиями. Не считаясь с тем, что подчиненным ясна суть той или иной ситуации, такие начальники стремятся всегда вести длинные, нудные разглагольствования, искренне полагая, что эти нотации и есть главное средство воспитания. Подобное поведение характерно для псевдоавторитета резонерства.

Псевдодемократический авторитет можно подразделить на псевдоавторитет доброты (который обычно проявляется в стремлении руководителя сформировать представление о себе как о «рубахе-парне») и псевдоавторитет подкупа. Ошибочность данного стиля руководства заключается в том, что руководитель считает возможным завоевывать авторитет и уважение своих подчиненных попустительством, снижением требовательности. Однако практика свидетельствует, что положительного отношения к себе такой руководитель может добиться только на первых порах, а затем дела резко ухудшаются, а отношение подчиненных к начальнику из приемлемого превращается в крайне негативное. Распоряжения таких руководителей перестают выполняться и подвергаются критике [22; c. 132].

В повседневной деятельности офицер всегда должен помнить, что авторитет, как и другие явления общественной психологии, динамичен, подвижен. Он может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях, напротив, снижаться и даже совсем утрачивать силу. При этом следует иметь в виду, что легче сохранить и упрочить сложившийся авторитет, чем заново восстановить утраченный.

Также следует иметь в виду, что авторитет в воинском коллективе присущ не только офицерам. Во всяком воинском коллективе (микрогруппе) наряду с командирами и начальниками авторитетом пользуются люди, равные по служебному положению и воинскому званию. Авторитет рядового воина -- это его влиятельное положение среди сослуживцев, основанное на признании преимуществ в опыте, знаниях, способностях, моральных, физических и психологических качествах. Между тем в обиходе принято говорить лишь об авторитете начальников, руководителей. Такой односторонний взгляд на авторитет противоречит принципу воспитания военнослужащих в коллективе и через коллектив. Подобное отношение приводит к тому, что офицер в своей воспитательной работе не учитывает влияния других военнослужащих на формирование личности конкретного члена воинского коллектива, упускает из виду тот факт, что сила этого влияния может быть различной, а его характер противоречив и не всегда положителен. Вот почему в своей практической деятельности офицер должен учитывать, что помимо него определенный авторитет в подразделении могут иметь и другие военнослужащие.

Психологический механизм авторитета рядовых военнослужащих в значительной степени обусловлен стремлением каждого к самоутверждению в коллективе. Личность стремится самоопределить себя среди членов коллектива на основе своих особенностей и качеств, которые осознаются ею как наиболее сильные и социально ценные. Вместе с тем человек старается маскировать свои слабые, отрицательные свойства и черты. Существенную роль при этом играет содержание тех критериев уважения, которые бытуют во мнении непосредственного окружения или коллектива [23; c. 12].

Как правило, основой авторитета рядовых военнослужащих является уважение, которым они пользуются со стороны своих сослуживцев. Уважение приходит к военнослужащему вместе с успехами в той или иной области деятельности: с овладением боевым мастерством, с наличием служебного опыта, с повышением классности, достижениями в спорте, рационализаторской работе и т. п.

Однако и среди рядовых военнослужащих встречаются случаи ложного авторитета. В значительной степени это связано с тем, что в сознании отдельных солдат ложные понятия социальных или психологических достоинств принимаются за истинные. Объясняется это тем, что у некоторых юношей нет жизненного опыта, им недостает умения разбираться в людях и оценивать их по делам, а не по словам, нет и умения выделить главное в личности сослуживца. Поэтому в тех коллективах, где в общественном мнении превалируют искаженные понятия достоинств и ложные критерии поступков, существуют предпосылки к возникновению и проявлению ложного авторитета. В подобных коллективах отдельные солдаты пытаются пользоваться физической силой для достижения определенного, хотя и ложного, авторитета среди сослуживцев, эгоистических целей. Другая часть военнослужащих, особенно старослужащие, стремятся к умственному или нравственному преобладанию над другими, напускают на себя ореол романтической бывалости.

Вместе с тем следует отметить, что вероятность проявления ложного авторитета определяют не только особенности воинского коллектива. Существуют еще и субъективные причины для возникновения ложного авторитета. Так, среди призванных на военную службу встречаются лица с отрицательными привычками и наклонностями. Попав в воинский коллектив, такие люди обычно занимают ту или иную отрицательную позицию. Не вызывает сомнения, что командир обязан бороться с ложным авторитетом, поскольку в экстремальной ситуации подобный отрицательный лидер становится не только помехой, но очень часто и причиной невыполнения воинским подразделением своей задачи [16; c. 77].

Как правило, борьба с мнимым авторитетом -- дело сложное, требующее вдумчивого подхода, педагогического мастерства. Неумелые действия руководителя в отношении лиц, обладающих ложным авторитетом, нередко приводят к усилению их позиций. Те или иные конкретные воспитательные меры зависят от вида ложного авторитета, причин его возникновения и основ утверждения. Поэтому в каждом конкретном случае офицер должен внимательно разобраться в характере отрицательной ситуации и только после этого принимать соответствующие меры. Но главное в решении этой сложной педагогической проблемы -- формирование у военнослужащих адекватных представлений о жизненных ценностях и соответствующего коллективного мнения.

Выводы

1. Существуют несколько теоретических подходов к изучению личности: Комплексный подход к изучению личности Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым; Системный подход к социальной психологии личности (Б.Ф.Ломов); Субъектно-деятельностный подход к исследованию социальной психологииличности (С.Л. Рубинштейн); Деятельностный подход к психологии личности, разработан А.Н. Леонтьевым; Для социальной психологии большое значение имеют взгляды социальных психологов -- А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Б. Д. Парыгина -- на структуру личности.

2. Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктуры.

3. В настоящее время, рассматривая структуру психических явлений, принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства.

4. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, способности, характер, мастерство. У разных людей уровень развития этих свойств различен, что вместе с особенностями развития психических процессов и преобладающих (наиболее характерных для человека) психических состояний определяет неповторимость человека, его индивидуальность, что отражается в чертах личности и особенностях его поведения.

5. Лидер - это член группы, коллектива, общности, авторитетная личность, завоевавшая авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности.

6. В социальной психологии существуют разнообразные классификации стиля руководства. В отношении офицеров Вооруженных сил чаще всего используется следующая классификация: истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности; преимущественно авторитарный; преимущественно либеральный; псевдоавторитетный. К числу основных личностных качеств, которые определяют возможность формирования истинного авторитета офицера, следует отнести его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение.

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи свойств личности и лидерских качеств военнослужащих

2.1 Организация исследования

Теоретически мы уже исследовали нашу тему курсовой работы, теперь докажем нашу гипотезу о том, что высокая нормативность поведения военнослужащего помогает добиваться лидерства в воинском коллективе.

Предметом нашего исследования выступили свойства личности и лидерские качества военнослужащего.

Исследование проводилось на базе войсковой части 18662 г.Жодино. количество испытуемых составило 95 военнослужащих, средний возраст которых составил 18-22 года.

На первом этапе мы проводили

а) Тест Кэттелла (16PF-опросник).

б) Социометрия.

в) методика «Лидер».

На втором этапе мы проводили качественную и количественную обработку результатов.

На третьем этапе мы статистически доказывали нашу гипотезу коэффицентом раноговой корреляции rs Спирмена.

2.2 Методы и методики исследования

Тест Кэттелла (16PF-опросник)

Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б. Кэттелом в 1949 г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации [5; c. 53].

Опросник и лист ответов прилагаются. Приложение 1.

Социометрия

Социометрия - это метод социальной психологии, разработанный Дж.Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Цели социометрической процедуры: 1) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований и их лидеров. Данные социометрии по изменению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающей из-за взаимной неприязни [5; c. 242]. Более подробное описание методики в Приложении 2.

Методика «Лидер»

Предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером.

В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один [23; c. 12].

Более подробное описание методики в Приложении 3.

2.3 Анализ и интерпретация результатов

И так, мы провели методику Кеттела, Социометрия и Методику «Лидер» с военнослужащими войсковой части 18662 - 95 военнослужащих.

На первом этапе мы проводили Социометрию. По результатам Социометрии мы видим, что в нашем подразделении 17 военнослужащих лидеры. Такое количество можно объяснить тем, что батальон (войсковая часть 18662) разделен на роты, а роты на взвода, таким образом: в 1-й роте - 6 взводов - 32 человека; во 2-й роте - 4 взвода - 23 человека; в 3-й роте - 4 взвода - 22 человека; в 4-й роте - 3 взвода - 18 человек. Таким образом, в каждом взводе имеется свой лидер.

Анализ социометрического исследования в войсковой части 18662

1 рота

Лидер - 6 человек

Отвергнутые - 7 человек

3 рота

Лидер - 4 человек

Отвергнутые - 5 человек

2 рота

Лидер - 4 человек

Отвергнутые - 4 человек

4 рота

Лидер - 3 человек

Отвергнутые - 2 человек

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10