Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции
1. Проведен теоретический анализ феномена депрессии в научной литературе. Выявлено определение депрессии: Депрессия (в психологии) (от лат. depression - подавление) - аффективное (сильное, ярко выраженное и относительно кратковременное) состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Различают эндогенную (то есть обусловленную преимущественно генетическими причинами) и психогенную (обусловленную в первую очередь конкретным стрессовым событием) депрессию. С психоаналитической точки зрения, частым, если не универсальным, признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки. Депрессия развивается у лиц с неустойчивой самооценкой, теряющих внешнюю опору, необходимую для поддержания стабильного образа себя. Нарушения регуляции самооценки и последующая депрессия могут быть вызваны утратой объекта (значимого человека) -- его смертью, отвержением или разочарованием в нем.
Среди других причин отмечается крушение иллюзий и идеалов, невозможность жить сообразно Я-идеалам, чувство беспомощности и бессилия перед непреодолимыми трудностями.
В работе выделены основные идеи концепции типологических особенностей саморегуляции (Г.С. Прыгин):
1. В основе разнообразных индивидуальных различий осуществления деятельности лежат те или иные особенности функционирования контура осознанной саморегуляции.
2. Указанные устойчивые различия могут быть основой для типологизации людей по признаку "эффективной самостоятельности" в осуществлении им деятельности: лица, обладающие необходимыми умениями самоорганизации деятельности и которые при выполнении её опираются, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т. д. - могут быть выделены как типологическая группа "автономные". Другой, полярный, тип личностной регуляции в основном опирается на "внешнюю стимуляцию", на внешние условия и требования. Личность с таким типом регуляции оказывается полностью зависимой от внешних обстоятельств, подстраиваясь под окружение.
2. Эмпирически выявлены особенности переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции. Полученные в результате эксперимента данные подтвердили выдвинутую гипотезу исследования: тип субъектной регуляции деятельности связан с переживанием депрессии таким образом, что с уменьшением степени автономности увеличивается степень переживания депрессии; и с увеличением степени зависимости увеличивается уровень депрессии.
Список использованной литературы
1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. Т.20. №5. С.5-14.
2. Аргайл М. Психология счастья. М.: "ПРОГРЕСС", 1990.
3. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. Дисс… на соиск. уч. степени канд. психол. наук. Москва, Институт психологии РАН, 1994.
4. Ахмеров Р.А. Насыщенность, продуктивность, счастливость жизни./ Проблемы психологии управления в современных условиях. / Тезисы докладов Всеросс. науч. конференции. Набережные Челны.2003.С.35-40
5. Ахмеров Р.А., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности. // Психологический журнал. Т. 26. №6. 2005. Нояб-дек. С. 25-34
6. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности.- СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
7. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества. // Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. М.:, 1989
8. Воронов М., Гримблат С. Групповой портрет депрессии//М:, Ника-Центр, 2005.-400с.
9.
10. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
11. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 1167 с.
12. Клиническая психология: учебник. 2-е изд. / под ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб.: Питер, 2006. - 960 с.
13. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003
14. Kondrashev A.V., Kronik A.A. Psycho-biographical Analysis with APL // Quote Quad. 1991. Volum 21. N4. P.244-288.
15. Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека. М.: 1980.
16. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
17. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.84
18. Курпатов А. Средство от депрессии. - М.:Олма-пресс, 2003. - 256 с.
19. Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е.Покровского. М.: Прогресс, 1989.
20. Леви Владимир "Не только депрессия - охота за настроением"/Справ.пособ./http://www.koob.ru/levi/ne_tolko_depressiya_ohota_za_nastroeniem.
21. Личность и проблемы развития. / под ред. Е.Чудиной. Изд. "Институт психологии РАН". М. 2003.
22. Лоуэн А. Депрессия и тело. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2002. - 384 с.
23. Майерс д. Социальная психология. 5-е изд., СПб.2000.
24. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 2001. С.35-37.
25. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М.: Наука,1998. - 192 с.
26. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. №1. С.121-127.
27. Павликов С.В. Статистические методы в психологии. - Набережные Челны: изд-во. ИУ. - 2000
28. Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005. - 348 с.
29. Прыгин Г.С. Проявление "автономности" и "зависимости" в осознанной саморегуляции деятельности: Автореф…дисс. …канд. психол. наук. М.1983.
30. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. №1. С.5-12.
31. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии / серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.
32. Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к аномии. // Лабиринты одиночества / под ред. Н. Е. Покровского.М.1989.
33. Салманс С. Депрессия: вопросы и ответы: Пер. с англ. - М.: Крон-пресс, 1997. - 192 с.
34. Самоукина Н. Психология оптимизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 240 с.
35. Смирнова В.Е. Феномен одиночества - особенности его проявления в юношеском возрасте (в аспекте индивидуально-типологических особенностей саморегуляции): выпускная квалификационная работа. Набережные Челны. 2005.
36. Студенты в научном поиске: Тезисы докладов 2-й Всеросс. студ. научно-практ. конференции (г. Наб. Челны, 26 марта 2005 г.) / Под ред. Р.А. Ахмерова, Е.Д. Дорофеева, С.П. Дырина. - Наб. Челны: Изд-во Института управления, 2005. - 352 с.
37. Фром-Рейхман Ф. Одиночество как устойчивое явление нашего общества. Нью-Йорк: А-Пресс. 1984.
38. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество. Социально-психологические проблемы / Киев. Изд-во "Украина", 1991.
39. Шагивалеева Г. Одиночество и проблемы социальной адаптации студентов // Наука и школа. 2003. №4. С. 8-9.
40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб.: Питер, 2002. - 608 с.
41. Холл Д. Ландшафт депрессии. - М.: Алетейя, 1999. - 280 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросник «Автономность - зависимость»
(Автор -Прыгин Г.С.)
«Уважаемый респондент! Если Вы согласны с утверждением, то поставьте знак «+» в графе «Да» или «Пожалуй да», если же не согласны, поставьте знак «+» в графе «Нет» или «Пожалуй нет», в зависимости от того, какой ответ больше подходит к Вам. Заполняя опросник, имейте в виду, что утверждения слишком короткие, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Представляйте себе наиболее типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями.
Не тратьте времени на раздумывания, отвечайте быстро и давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Не опускайте ничего, отвечайте по порядку и обязательно на каждый вопрос. Никаких дополнительных пометок и надписей делать не следует. Возможно, что некоторые высказывания будет трудно отнести к самому себе, в этом случае все равно постарайтесь дать ответ.
При ответах не стремитесь к тому, чтобы произвести заведомо благоприятное впечатление - для нас не существует ни «хороших», ни «плохих» ответов. Свободно выражайте свое мнение. Заранее благодарим Вас за помощь в проведении исследовательской работы».
№ п/п
|
Содержание утверждения
|
Ключ
|
|
1
|
Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеке
|
да
|
|
2
|
Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует
|
да
|
|
3
|
Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями
|
да
|
|
4
|
При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы
|
нет
|
|
5
|
Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны
|
да
|
|
6
|
Я с одинаковым старанием выполняю как неинтересную, так и интересную для меня работу
|
нет
|
|
7
|
Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали
|
нет
|
|
8
|
Обычно мой рабочий день проходит бессистемно (не по заранее заготовленному плану)
|
нет
|
|
9
|
При возможности выбора, я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную
|
нет
|
|
10
|
После того, как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал
|
нет
|
|
11
|
Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела
|
нет
|
|
12
|
Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать
|
нет
|
|
13
|
Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели
|
нет
|
|
14
|
Я склонен отказываться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так
|
нет
|
|
15
|
Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь
|
нет
|
|
16
|
Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе
|
нет
|
|
17
|
Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы
|
нет
|
|
18
|
Я склонен отказываться от работы, которая «не клеится» (не идет)
|
нет
|
|
|
От 18 до 12 - автономные
От 11 до 8 - смешанные
От 8 до 0 - зависимые.
Приложение 2
Измерение степени выраженности сниженного настроения -- субдепрессии
Для проведения исследования можно использовать шкалу сниженного настроения -- субдепрессии (ШСНС), основанную на опроснике В.Зунга и адаптированную Т.Н.Балашовой. Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявления сниженного настроения -- субдепрессии.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте знак плюс в одну из четырех граф справа, в зависимости от того, как Вы чувствуете себя в настоящее время».
ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ - СУБДЕПРЕССИИ
(ШСНС) Варианты ответов:
-- нет, неверно;
-- пожалуй, так;
-- верно;
-- совершенно верно.
Я чувствую подавленность, тоску 1 2 3 4
Утром я чувствую себя лучше всего 1 2 3 4
У меня близко слезы 1 2 3 4
У меня плохой ночной сон 1 2 3 4
У меня аппетит не хуже обычного 1 2 3 4
Мне приятно общаться с привлекательными
женщинами (мужчинами) 1 2 3 4
Я теряю в весе. 1 2 3 4
Меня беспокоят запоры 1 2 3 4
Мое сердце бьется быстрее, чем обычно 1 2 3 4
Я устаю без всяких причин. 1 2 3 4
Я» мыслю так же ясно, как и всегда. 1 2 3 4
Мне легко делать то, что я умею. 1 2 3 4
Я чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте 1 2 3 4
Я надеюсь на будущее. 1 2 3 4
Я более раздражителен, чем обычно. 1 2 3 4
Мне легко принимать решения. 1 2 3 4
Я чувствую, что полезен и необходим 1 2 3 4
Я живу достаточно полной жизнью 1 2 3 4
Я чувствую, что другим людям станет лучше,
если меня не будет. 1 2 3 4
20. Меня и сейчас радует то, что радовало всегда 1 2 3 4
Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 минут. Испытуемый отмечает ответы на бланке.
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле
УД = Упр + Уобр
где Упр - сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;
Уобр - сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12,14,16,17, 18,20.
Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2 - ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 - ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 -ставим в сумму один балл и т.д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. Показатель УД от 60 до 69 баллов - субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия________________Дата
Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".
А - никогда или изредка
В - иногда
С - часто
D - почти всегда или постоянно
|
А
|
В
|
С
|
D
|
|
1. Я чувствую подавленность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
2. Утром я чувствую себя лучше всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
4. У меня плохой ночной сон
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5. Аппетит у меня не хуже обычного
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
7. Я замечаю, что теряю вес
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
8. Меня беспокоят запоры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
9. Сердце бьется быстрее, чем обычно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
10. Я устаю без всяких причин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
11. Я мыслю так же ясно, как всегда
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
12. Мне легко делать то, что я умею
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
14. У меня есть надежды на будущее
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
15. Я более раздражителен, чем обычно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
16. Мне легко принимать решения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
17. Я чувствую, что полезен и необходим
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
18. Я живу достаточно полной жизнью
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|