Взаимосвязь склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции
3. Каждому из указанных стилей деятельности соответствует, с одной стороны, характерный симптомокомплекс "деятельностных" качеств субъекта, а с другой - определённая функциональная сформированность контура осознанной саморегуляции.
Необходимо также отметить, что именно в понятии "автономность" реализуется единство и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, детерминирующих регуляторные процессы. Это единство, формируясь в онтогенезе личности, и определяет те индивидуально - типологические особенности, которые опосредствуют процессы осознанной психической саморегуляции [28].
Прыгин Г.С. выделил различия в функционировании контура саморегуляции у "автономных" и "зависимых" испытуемых: "субъективная модель значимой деятельности", "принятая субъектом программа исполнительных действий", "критерии успешности выполнения деятельности", "информация о достигаемых результатах" - у испытуемых с автономным типом регуляции значительно выше, чем у испытуемых с зависимым типом регуляции и основан, главным образом, на "внутренней стимуляции", на учёте внутренних субъективных факторов. Субъект, стремится любыми средствами добиться удовлетворения своих потребностей вопреки действующим объективным условиям.
Другой, полярный, тип личностной регуляции в основном опирается на "внешнюю стимуляцию", на внешние условия и требования. Личность с таким типом регуляции оказывается полностью зависимой от внешних обстоятельств, подстраиваясь под окружение [27].
Выводы по первой главе:
Депрессия это эмоциональное расстройство, проявляющее себя такими переживаниями, как чувство угнетенности, безнадежности, беспомощности, вины, самокритики, снижение интереса к внешней активности. Эти проявления сопровождаются снижением психической и двигательной активности, безразличием к окружающему, усталостью, снижением сексуальных влечений, отсутствием аппетита, запорами, бессонницей (особенно в утренние часы). При некоторых типах эмоциональных расстройств бессонница и снижение аппетита могут замещаться соответственно сонливостью и перееданием. Эти физические проявления являются вегетативными признаками депрессии и основой давно существующих предположений о ее психосоматической природе. Причинными факторами при униполярных расстройствах могут быть названы следующие:
1) биологические - среди них наследственные, биохимические, нейроэндокринные и нейрофизиологические факторы;
2) психосоциальные - стрессовые события жизни, такие как увольнение, разрушение значимых планов, возникновение неразрешимой проблемы, развитие соматического заболевания, смерть близкого и др.;
3) социокультурные факторы - отношение и роли принятые в данном конкретном обществе, семейное воспитание, этническая принадлежность и др. В настоящее время наметилась тенденция к развитию интегративных "биопсихосоциальных" моделей депрессии. Выделяют следущие виды депрессий: классическая, невротическая, психогенная, послеродовая депрессия, циркулярной депрессия. Признаком депрессии является нарушение регуляции самооценки, крушение иллюзий и идеалов, невозможность жить сообразно Я-идеалам.
Теорией, позволяющей раскрыть личностно - типические особенности саморегуляции поведения и деятельности, является концепция осознанной психической регуляции произвольной деятельности, теоретические основы которой были разработаны О.А. Конопкиным. Осознанная саморегуляция понимается как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей.
Прыгин Г.С. выделяет набор качеств характерных для субъекта с "автономным" типом деятельности. А другая группа, выделяемая Прыгиным Г.С., полярная первой - как "зависимая", которая является абсолютной противоположностью "автономного" типа.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ДЕПРЕССИИ СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
2.1 Организация и ход исследования
Для практического подтверждения обозначенных нами теоретических предположений о существовании взаимосвязи склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции, т.е. тип субъектной регуляции деятельности связан с переживанием депрессии таким образом, что с уменьшением степени автономности увеличивается степень переживания депрессии, было проведено эмпирическое исследование в Академии социального образования (КСЮИ) г. Казань. В исследовании приняли участие студенты. Исследование проводилось в 2009 году. Общее количество испытуемых 120 человек. Исследование включало предварительное тестирование, по результатам которого были сформированы две группы: 40 человек с «автономным» и 40 - с «зависимым» и 40 со «смешанным» типом субъектной регуляции.
Для диагностики «автономного» и «зависимого» типов субъектной регуляции использовалась опросник «Автономность - зависимость», разработанный Прыгиным Г.С. Для изучения наличия и зависимости депрессии у студентов с «автономным» и «зависимым» типами субъектной регуляции использовалась шкала сниженного настроения -- субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированную Т.Н. Балашовой. В целях выявления зависимости уровня переживания депрессии и степенью автономности (и зависимости) мы использовали методы математической статистики, высчитали среднюю арифметическую по показателям. Высчитали коэффициент линейной корреляции.
2.2 Описание результатов исследования
Результаты опросника «Автономность - зависимость» (автор Прыгин Г.С.)
Таблица 1. Результаты выявления типа субъектной регуляции студентов
Тип субъектной регуляции
|
Количество студентов
|
Средний балл
|
|
Автономность
|
40
|
12,4
|
|
Зависимость
|
40
|
7,56
|
|
Смешанный
|
40
|
10,6
|
|
|
Результаты методики шкала сниженного настроения -- субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированную Т.Н. Балашовой.
Таблица 2. Результаты измерения степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии в группе студентов с «автономным» типом субъектной регуляции
Уровни снижения настроения
|
Количество студентов
|
Средний балл уровня депрессии
|
|
50 (не имеющие сниженного настроения)
|
23
|
38
|
|
51-59 незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения
|
11
|
53
|
|
60-69 значительное снижение, настроения
|
5
|
61
|
|
70 глубокое снижение настроения
|
1
|
71
|
|
|
Таблица 3. Результаты измерения степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии в группе студентов с «зависимым» типом субъектной регуляции
Уровни снижения настроения
|
Количество студентов
|
Средний балл уровня депрессии
|
|
50 -состояние без депрессии
|
16
|
44
|
|
51-59 состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза
|
10
|
58
|
|
60-69 субдепрессивное состояние или маскированная депрессия
|
12
|
65
|
|
70 депрессивное состояние
|
2
|
75
|
|
|
Таблица 4. Результаты измерения степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии в группе студентов со «смешанным» типом субъектной регуляции
Уровни снижения настроения
|
Количество студентов
|
Средний балл уровня депрессии
|
|
50 (не имеющие сниженного настроения)
|
21
|
38
|
|
51-59 незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения
|
12
|
53
|
|
60-69 значительное снижение, настроения
|
5
|
61
|
|
70 глубокое снижение настроения
|
2
|
71
|
|
|
В целях выявления зависимости уровня переживания депрессии и степенью автономности (и зависимости) мы использовали методы математической статистики. Для этого качественный показатель был переведен в условно количественный эквивалент, высчитана средняя арифметическая по показателям. Высчитан коэффициент линейной корреляции:
Таблица 5. Коэффициент линейной корреляции данных студентов с автономным типом субъектной регуляции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1
|
|
0,98
|
0,89
|
-0,9
|
-0,94
|
|
2
|
|
|
0,82
|
-0,92
|
-0,99
|
|
3
|
|
|
|
0,68
|
0,82
|
|
4
|
|
|
|
|
0,89
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1-автономность (хср.)- 12
2- состояние без депрессии (хср.)-38
3- состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза (хср.)- 53
4- субдепрессивное состояние или маскированная депрессия (хср.)- 66
5- депрессивное состояние (хср.)- 76
Анализируя полученные данные обнаружена существующая взаимосвязь между показателями:
1- (автономности) и 2 (состояние без депрессии);
Выявленные взаимосвязь положительная, что говорит о количественной, прямопропорциональной зависимости, т.е. увеличение (или уменьшение) одного показателя будет обязательно приводить к увеличению (или уменьшению) с ним связанного. Таким образом можно сделать вывод, что студенты с автономным уровнем саморегуляции меньше подвержены депрессии.
Таблица 6. Коэффициент линейной корреляции данных студентов с зависимым типом субъектной регуляции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1
|
|
0,78
|
0,9
|
0,96
|
0,99
|
|
2
|
|
|
0,69
|
0,64
|
0,59
|
|
3
|
|
|
|
0,81
|
0,79
|
|
4
|
|
|
|
|
0,89
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1- зависимость (хср.)-8
2- состояние без депрессии (хср.)-46
3- состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза (хср.)-57
4- субдепрессивное состояние или маскированная депрессия (хср.)-66
5- депрессивное состояние (хср.)-76
Анализируя полученные данные обнаружена существующая взаимосвязь между показателями:
1 (зависимости) и 3 (состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза);
1 (зависимости) и 4 (субдепрессивное состояние или маскированная депрессия);
1 (зависимости) и 5 (глубоким снижением настроения).
Все выявленные взаимосвязи положительные, что говорит о количественной, прямопропорциональной зависимости, т.е. увеличение (или уменьшение) одного показателя будет обязательно приводить к увеличению (или уменьшению) с ним связанного.
Таблица 7. Коэффициент линейной корреляции данных студентов со смешанным типом субъектной регуляции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
1
|
|
0,76
|
0,87
|
0,84
|
0,9
|
|
2
|
|
|
0,71
|
0,64
|
0,61
|
|
3
|
|
|
|
0,83
|
0,8
|
|
4
|
|
|
|
|
0,89
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1- смешанный тип (хср.)-10,6
2- состояние без депрессии (хср.)-38
3- состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза (хср.)-53
4- субдепрессивное состояние или маскированная депрессия (хср.)-61
5- депрессивное состояние (хср.)-71
Анализируя полученные данные обнаружена существующая взаимосвязь между показателями:
1 (смешанный тип) и 3 (состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза);
1 (смешанный тип) и 4 (субдепрессивное состояние или маскированная депрессия);
1 (смешанный тип) и 5 (глубоким снижением настроения).
Все выявленные взаимосвязи положительные, что говорит о количественной, прямо пропорциональной зависимости, т.е. увеличение (или уменьшение) одного показателя будет обязательно приводить к увеличению (или уменьшению) с ним связанного.
Полученный результаты подтверждают гипотезу: тип субъектной регуляции деятельности связан с переживанием депрессии таким образом, что с уменьшением степени автономности увеличивается степень переживания депрессии; и с увеличением степени зависимости увеличивается уровень депрессии.
Заключение
В ходе данного исследования были получены следующие выводы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|