Взаимосвязь самооценки старших школьников и уровня адаптации в системе межличностных отношений
Шкала отраженное самоотношение (ОС) имеет коридор нормы = (3,79;8,35). У 27% учащихся значения выше коридора нормы. Человек может ощущать в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими. Остальные 73% имеют средние значения по данной шкале.
По шкале самоценность (Смцн) коридор нормы = (4,72;10,28). 27% выборки отличает высокий уровень самоценности, что может говорить о высоко оценке своего духовного потенциала, богатстве своего внутреннего мира, и лишь 4% имеют низкий уровень по данной шкале.
Шкала самопринятие (Смпн) имеет коридор нормы = (4,55;9). У 14% респондентов отмечаются низкие значения указывающие на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Но 23% имеют значения выше коридора нормы, что может говорить о принятии себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать себя плохим человеком.
По шкале самопривязанность (Смпв) коридор нормы = (3,66;8,42). 9% имеют низкий уровень самопривязанности, фиксируют высокую готовность к изменению "Я" - концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального "Я". Желание развивать и совершенствовать собственное "Я" ярко выражено, источником чего может быть неудовлетворенность собой. А 27% отмечают высокий уровень по данной шкале, что отражает высокую ригидность "Я" - концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования.
У шкалы внутренняя конфликтность (ВК) коридор нормы = (2,07;7,33). 18% отличает низкий уровень внутренней конфликтности. Это может отражать баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями. При этом возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя. 14% с высокими значениями, возможно с преобладанием негативного фона отношения к себе, состояния постоянного контроля над своим "Я", стремления к глубокой оценке всего, что происходит во внутреннем мире.
По шкале самообвинение (Смбв) коридор нормы = (1,69;6,17). У 13% низкие значения по шкале и может обнаруживаться тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Ощущение удовлетворенности собой может сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед. В целом больше половины респондентов отличаются средними значениями по данной шкале.
Далее перейдем к рассмотрению результатов корреляционного анализа показателей уровня социально-психологической адаптации и самооценки школьников.
Таблица 5. Корреляционная матрица показателей уровня адаптации и самооценки школьников
№№
|
Ад
|
ДАд
|
Лж
|
ПС
|
НПС
|
ПД
|
НПД
|
ЭК
|
ЭД
|
ВтК
|
ВшК
|
Дмн
|
Вдм
|
Эск
|
|
Звс
|
-0,23
|
0,26
|
0,10
|
-0,01
|
0,21
|
-0,22
|
-0,02
|
-0,13
|
0,16
|
-0,26
|
0,23
|
0,01
|
0,33
|
0,07
|
|
НЗвс
|
-0,21
|
0,13
|
-0,01
|
0,05
|
0,16
|
-0,03
|
-0,01
|
0,06
|
0,08
|
-0,13
|
-0,03
|
0,00
|
0,05
|
0,01
|
|
Общ
|
0,11
|
0,01
|
0,12
|
0,29
|
0,20
|
-0,05
|
-0,18
|
0,03
|
0,08
|
0,11
|
0,15
|
0,18
|
0,11
|
-0,15
|
|
Нобщ
|
0,02
|
0,37
|
0,24
|
-0,04
|
0,10
|
0,02
|
-0,05
|
0,02
|
0,37
|
0,13
|
0,31
|
0,09
|
0,31
|
0,08
|
|
ПБ
|
0,01
|
0,05
|
0,15
|
0,18
|
-0,02
|
-0,20
|
0,30
|
0,09
|
0,01
|
0,02
|
-0,26
|
0,02
|
-0,14
|
0,05
|
|
ИБ
|
-0,17
|
0,12
|
0,17
|
-0,26
|
0,07
|
-0,36
|
0,28
|
-0,23
|
0,27
|
-0,01
|
0,12
|
-0,04
|
0,16
|
-0,18
|
|
ШФ
|
0,00
|
-0,14
|
-0,18
|
0,09
|
-0,12
|
0,07
|
-0,27
|
-0,03
|
-0,13
|
0,07
|
0,11
|
0,09
|
-0,16
|
0,11
|
|
Зкр
|
-0,01
|
-0,06
|
-0,02
|
-0,03
|
0,03
|
0,21
|
-0,19
|
-0,09
|
-0,09
|
-0,03
|
0,11
|
-0,19
|
-0,15
|
-0,10
|
|
Смвр
|
0,17
|
-0,32
|
-0,19
|
0,29
|
0,04
|
0,24
|
-0,26
|
0,33
|
-0,37
|
-0,04
|
-0,23
|
0,20
|
-0,43
|
-0,08
|
|
Смрк
|
-0,20
|
-0,10
|
-0,21
|
-0,08
|
-0,08
|
-0,22
|
-0,03
|
0,02
|
-0,04
|
-0,35
|
-0,07
|
-0,10
|
-0,17
|
0,15
|
|
ОС
|
0,27
|
-0,38
|
-0,24
|
0,40
|
-0,21
|
0,27
|
-0,54
|
0,43
|
-0,35
|
0,01
|
-0,24
|
0,25
|
-0,35
|
0,14
|
|
Смцн
|
0,23
|
-0,31
|
0,02
|
0,33
|
-0,12
|
0,02
|
-0,15
|
0,44
|
-0,25
|
0,05
|
-0,29
|
0,37
|
-0,38
|
-0,08
|
|
Смпн
|
-0,05
|
0,00
|
-0,13
|
0,07
|
0,02
|
-0,04
|
-0,07
|
0,04
|
0,09
|
-0,17
|
0,06
|
0,22
|
-0,07
|
-0,07
|
|
Смпв
|
-0,16
|
-0,15
|
-0,09
|
-0,10
|
0,07
|
-0,17
|
0,09
|
-0,15
|
-0,07
|
-0,50
|
-0,17
|
-0,07
|
-0,04
|
-0,10
|
|
ВК
|
-0,36
|
0,37
|
0,01
|
-0,24
|
0,14
|
-0,35
|
0,30
|
-0,39
|
0,45
|
-0,06
|
0,38
|
-0,09
|
0,36
|
0,16
|
|
Смбв
|
-0,36
|
0,44
|
-0,12
|
-0,30
|
0,32
|
-0,18
|
0,39
|
-0,23
|
0,47
|
-0,18
|
0,28
|
-0,22
|
0,24
|
0,21
|
|
k05
|
2
|
6
|
0
|
3
|
1
|
2
|
4
|
4
|
5
|
2
|
2
|
1
|
6
|
0
|
|
k05%
|
12,50
|
37,50
|
0,00
|
18,75
|
6,25
|
12,50
|
25,00
|
25,00
|
31,25
|
12,50
|
12,50
|
6,25
|
37,50
|
0,00
|
|
№№
|
A
|
S
|
L
|
E
|
I
|
D
|
|
Звс
|
-0,29
|
-0,56
|
-0,55
|
-0,54
|
-0,34
|
0,28
|
|
НЗвс
|
0,12
|
-0,05
|
-0,07
|
-0,12
|
0,19
|
0,53
|
|
Общ
|
-0,37
|
-0,28
|
-0,27
|
-0,23
|
-0,26
|
0,10
|
|
Нобщ
|
0,00
|
-0,30
|
-0,28
|
-0,27
|
-0,18
|
0,11
|
|
ПБ
|
-0,11
|
-0,06
|
0,00
|
-0,11
|
-0,08
|
0,27
|
|
ИБ
|
-0,26
|
-0,10
|
-0,13
|
-0,10
|
-0,28
|
-0,16
|
|
ШФ
|
0,24
|
0,05
|
0,14
|
0,14
|
-0,13
|
-0,16
|
|
Зкр
|
-0,08
|
0,22
|
0,21
|
0,24
|
0,19
|
-0,30
|
|
Смвр
|
-0,13
|
0,49
|
0,41
|
0,56
|
0,4
|
-0,22
|
|
Смрк
|
-0,03
|
0,15
|
0,11
|
0,12
|
0,03
|
-0,21
|
|
ОС
|
0,16
|
0,23
|
0,2
|
0,25
|
0,22
|
0,16
|
|
Смцн
|
-0,22
|
0,35
|
0,17
|
0,38
|
0,20
|
-0,13
|
|
Смпн
|
-0,27
|
0,05
|
0,05
|
0,02
|
-0,13
|
-0,06
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|