Взаимосвязь самооценки старших школьников и уровня адаптации в системе межличностных отношений
Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
Низкие значения (1-3 стена) обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного "Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.
Тексты опросников и методик приведены в Приложении.
2.3 Методы математической статистики
1. Определялись статистические характеристики показателей:
M - средние значения,
S - стандартные отклонения,
q - средние ошибки
(Урбах В.Ю., 1963; Суходольский Г.В., 1972).
Среднее значение рассчитывалось по следующей формуле:
где x - переменная, а N - размер выборки.
Стандартное отклонение вычисляется с использованием "несмещенного" или "n-1" метода и имеет формулу следующего вида:
где x - выборочное среднее значение, а n - размер выборки (по справке Excel-7.0 от Microsoft® Office).
Стандартная ошибка вычислялась по следующей формуле:
где S - стандартное отклонение, а N - размер выборки.
2. Рассчитывался коэффициент линейной корреляции по Пирсону (Урбах В.Ю., 1964; Суходольский Г.В., 1972).
Предполагается, что между свойствами Х и У имеется синергическая связь, если корреляция положительна и статистически значимая, и, наоборот, связь контрэргичная, если корреляция отрицательная.
где n - количество испытуемых; - средние значения x и y; - стандартные отклонения. В результате получали корреляционные матрицы.
Перейдем к рассмотрению результатов математико-статистической обработки эмпирических данных.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Анализ корреляционно-статистических связей самооценки и адаптации
Для исследования индивидуальных особенностей адаптационных механизмов психики применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Таблица 1. Статистические характеристики по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
№№
|
M
|
S
|
q
|
|
Ад
|
135,67
|
16,73
|
2,47
|
|
ДАд
|
70,72
|
24,78
|
3,65
|
|
Лж
|
27,41
|
8,07
|
1,19
|
|
ПС
|
47,70
|
7,64
|
1,13
|
|
НПС
|
13,87
|
8,51
|
1,26
|
|
ПД
|
22,35
|
4,06
|
0,60
|
|
НПД
|
15,22
|
6,40
|
0,94
|
|
ЭК
|
27,89
|
7,00
|
1,03
|
|
ЭД
|
12,02
|
6,85
|
1,01
|
|
ВтК
|
54,83
|
8,93
|
1,32
|
|
ВшК
|
17,48
|
7,23
|
1,07
|
|
Дмн
|
10,30
|
3,35
|
0,49
|
|
Вдм
|
17,63
|
5,07
|
0,75
|
|
Эск
|
14,96
|
3,50
|
0,52
|
|
A
|
68,07
|
10,93
|
1,61
|
|
S
|
57,04
|
23,72
|
3,50
|
|
L
|
53,16
|
17,93
|
2,64
|
|
E
|
46,48
|
29,71
|
4,38
|
|
I
|
65,22
|
13,40
|
1,98
|
|
D
|
64,59
|
11,88
|
1,75
|
|
|
Примечание:
общие шкалы: Ад - адаптивность, ДАд - дезадаптивность, Лж - лживость, ПС - принятие себя, НПС - непринятие себя, ПД - принятие других, НПД - непринятие других, ЭК - эмоциональный комфорт, ЭД - эмоциональный дискомфорт, ВтК - внутренний контроль, ВшК - внешний контроль, Дмн - доминирование, Вдм - ведомость, Эск - эскапизм;
интегральные шкалы: A - адаптация, S - самовосприятие, L - принятие других, E - эмоциональная комфортность, I - интернальность, D - стремление к доминированию;
статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка. N=46 чел.
Как видно из таблицы, большинство факторов лежат в пределах среднего уровня выраженности (см. приложение). Вместе с тем, определились и показатели не входящие в коридор нормы, а именно:
- по шкале принятия себя выборка в среднем не отличается невротическим непринятием себя, а, наоборот, ориентирована на принятие индивидуальных особенностей собственной личности;
- по шкале эмоционального дискомфорта выборка в среднем не отличается неуверенностью в себе, тревожностью и напряженностью, однако это не говорит о противоположных качествах индивида, поскольку значение полярной шкалы (ЭК) эмоционального комфорта находится в коридоре нормы, и, вместе с тем, может указывать на тенденцию испытуемых к принятию авантюрных решений;
- по шкале внешнего контроля отмечается среднее значение ниже уровня нормы, что характеризует группу как не склонных к экстернальности, вместе с тем показатель интернальности не выходящий за пределы нормы указывает на несклонность к излишнему самоконтролю.
Для исследования самоотношения применялась методика Q-сортировки. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Статистические характеристики по методике Q-сортировка
№№
|
M
|
S
|
q
|
|
Звс
|
5,07
|
2,35
|
0,35
|
|
НЗвс
|
4,73
|
2,55
|
0,38
|
|
Общ
|
6,02
|
2,07
|
0,31
|
|
Нобщ
|
4,50
|
1,72
|
0,26
|
|
ПБ
|
3,57
|
1,97
|
0,30
|
|
ИБ
|
4,34
|
1,88
|
0,28
|
|
|
Примечание:
шкалы: Звс - зависимость, НЗвс - независимость, Общ - общительность, НОбщ - необщительность, ПБ - принятие "борьбы", ИБ - избегание "борьбы";
статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка , N=44 чел., 32 - мальчика, 12 - девочек.
Как видно из таблицы, коридор нормы для респондентов по шкале зависимость (Звс) = (2,72;7,42). У 27% учащихся показатели ниже минимального норматива, что говорит о низкой степени зависимости, 9% имеют высокие показатели степени зависимости по данной шкале. У 64 % учащихся показатели лежат в коридоре нормы.
Шкала независимости (НЗвс)имеет коридор нормы = (2,18;7,28). 18% респондентов отличает низкий уровень независимости, 4% отличаются высокой независимостью.
По шкале общительности (Общ) коридор нормы = (3,95;8,09), исходя из этого показатели у 91% учащихся лежат в коридоре нормы и лишь 13% имеют высокий уровень общительности.
Шкала необщительности (Нобщ) имеет коридор нормы в пределах = (2,78;6,22). У 96% результаты по данной шкале лежат в коридоре нормы, 4% отличает необщительность.
По шкале принятия борьбы (ПБ) определились нормативы = (1,6;5,54). В целом у 82% показатели не отличаются высокими значениями, лишь 18% имеют показатели чуть выше коридора нормы.
По шкале избегание борьбы (ИБ) коридор нормы = (2,46;6,22). У 96% группы показатели в целом лежат в коридоре нормы, 4% имеет низкий показатель, что может свидетельствовать об уклонение от борьбы, о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Для исследования принятия других использовалась методика - шкала Фейя. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3. Статистические характеристики по шкале принятия других Фейя.
№№
|
M
|
S
|
q
|
|
ШФ
|
46,78
|
7,90
|
1,18
|
|
|
Примечание:
шкалы: ШФ - шкала Фейя;
статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка , N=45 чел., 33 - мальчика, 12 - девочек.
Из результатов таблицы по шкале принятия других Фейя определились коридоры нормы = (38,9;54,6). 96% респондентов показали средние результаты по данной шкале, лишь 4% отличает низкий уровень принятия других
Таблица 4. Статистические характеристики по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.
№№
|
M
|
S
|
q
|
|
Зкр
|
6,20
|
1,63
|
0,24
|
|
Смвр
|
8,48
|
2,95
|
0,43
|
|
Смрк
|
6,98
|
2,47
|
0,36
|
|
ОС
|
6,07
|
2,28
|
0,34
|
|
Смцн
|
7,50
|
2,78
|
0,41
|
|
Смпн
|
6,72
|
2,17
|
0,32
|
|
Смпв
|
6,04
|
2,38
|
0,35
|
|
ВК
|
4,70
|
2,63
|
0,39
|
|
Смбв
|
3,93
|
2,24
|
0,33
|
|
|
Примечание:
шкалы: Зкр - закрытость, Смвр - самоуверенность, Смрк - саморуководство, ОС - отраженное самоотношение, Смцн - самоценность, Смпн - самопринятие, Смпв - самопривязанность, ВК - внутренняя конфликтность, Смбв - самообвинение;
статистические показатели: M - среднее значение, S - стандартное отклонение, q - стандартная ошибка , N=46 чел., 34 - мальчика, 12 - девочек.
Как видно из таблицы коридор нормы по шкале закрытость (Зкр) = (4,57;7,87). У 36 % респондентов выявлен высокий уровень закрытости, что отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой. Остальные 64% показателей лежат в коридоре нормы.
По шкале самоуверенность (Смвр) коридор нормы = (5,53;11,43). У 45% учащихся высокие показатели, что говорит о выраженной самоуверенности, ощущение силы собственного "Я", высокой смелости в общении. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненный вопросы. У 4% отмечается низкий уровень самоуверенности, что может говорить о неуважения к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.
По шкале саморуководство (Смрк) определились коридоры нормы = (4,51;9,45). У 9% отмечается низкий уровень саморуководства. Это может объясняться низким волевым контролем для преодолевания внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением. 31% выборки имеет значения выше нормы: человеку свойственен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|