бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи бесплатно рефераты

Анализ работ, посвящённых данной проблеме позволяет нам выделить следующие мотивы лжи:

- Криминальный (мошенничество - обман ради наживы)

- Страх перед наказанием (трусость)

- Способ нанести вред другому

- Способ получить выгоду для себя за счёт других (манипуляция)

- Защита других (стремление не огорчать, ложь во благо)

- Ложь ради удовольствия, ложь для красного словца (фантазирование, развлечение, шутка)

- Псевдология (мифомания) - патологическая склонность ко лжи (восторг надувательства)

- Ложь как реакция протеста и средство компенсации физического и психического дефекта личности

- Желание получить что-то, чего иначе не получишь

- Защита своего внутреннего мира (самозащита, термин ввёл Мюррей)

- Произведение лучшего впечатления о себе посредствам самопредьявления, хвастовства

- Ложь из-за зависти

- Ложь из-за отсутствия полного знания

- Ложь для выгодного налаживания межличностных и социальных отношений

- Желание выглядеть воспитанным

- Способ доказать свою независимость (актуален для подростков)

- Способ получить внимание окружающих (актуален для подростков)

- Ложь как атрибут профессии

Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные мотивы имеют наибольшее распространение.

Таким образом, можно сказать, что ложь - явление не такое уж редкое. Подобно существованию множества мотивов искажения информации, встречается великое разнообразие причин лжи и обмана с корыстными и бескорыстными побуждениями. Перечисленные причины и мотивы искажения информации встречаются как у детей, так и у взрослых. В зависимости от возраста некоторые из мотивов становятся важнее, чем другие [71]. Это, может быть, связанно с изменением потребностей, интересов, ценностей, а также социального окружения человека. Искажение информации о себе в процессе общения может быть обусловлено как личностными, так и ситуативными детерминантами.

1.4 Отношение ко лжи

Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды, постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и межличностного общения. Отношение к этому феномену у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом (Аврелий Августин, И. Кант и др.), т.е. отношение ко лжи на протяжении веков менялось: от полного табу на ложь и обман до частичного их оправдания [16,26,70].

Изменение отношения к истине было уже у Ницше, у Маркса, в прагматической философии. Ницше уже говорил, что истина есть порождение воли к могуществу. Маркс учил, что познание истины связано неразрывно с революционной классовой борьбой и не может быть истина отрешенной от этой борьбы. Прагматическая философия утверждает, что истина есть полезное и плодотворное для процесса жизни. Ложь может даже казаться единственной истиной. «Хитрость разума», о которой говорит Гегель, превращается в сознательную практику полезной лжи. Истина, чистая, не искаженная истина, может быть вредна и разрушительна для организации порядка, для всякого систематизированного прикрытия дисгармонии. Это, в сущности, и говорит Полан, -- единственный мыслитель, обративший серьезное внимание на проблему лжи [3].

Наука любит истину и ищет истину, она не выносит лжи. Таков ее принцип. В этом величие науки. Настоящий ученый -- аскет. Но и научные теории, разоблачающие иллюзии и лживость сознания (например, Фрейд и психоанализ), могут сами создавать мифы, очень далекие от реальности [3].

Люди Ветхого Завета позволяли себе иногда лгать, и Бог мирился с этой людской слабостью, т.к. люди еще не имели представления о том, что такое ложь и от кого она исходит. В наше время христиане считают, что люди должны воздержаться от всякой лжи: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» [14]. Истина, раскрытая Христом, есть истина о бесконечной свободе духа. Ложь может поддержать организацию общества и государства. Но она внутренне разрушает личность. Истина же укрепляет личность [3].

Ко лжи средневековье испытывало особое отвращение. Природу Бога

определяли так: «Тот, кто никогда не лжет». Дурные люди - это лжецы. Все общество кишело лжецами. Средневековый словарь богат выражениями, обозначающими бесчисленные формы лжи и бессчетные разновидности лжецов. Все это казалось делом рук дьявола. А все потому, что человек слаб перед реальным миром и, чтобы возобладать над ним, ему приходилось прибегать к хитрости. Поэтому среди всех многочисленных творений Блаженного Августина средние века обратили внимание прежде всего на трактат «О лжи» [14]. Радикально боролись с ложью в средневековой Америке, где, согласно старо-ацтекскому закону Монтезумы 1, ложь была наказуема, как таковая. Кто лгал, карался смертью или членовредительством. Например, женщинам, которые лгали, отрезали губы [46].

В русском менталитете укоренилось представление о том, что истина, не связанная с добром и справедливостью, -- это ущербная истина и даже, может быть, вообще не истина. Не случайно русские этические философы Н.К. Михайловский и Н.А.Бердяев использовали в своих трудах понятия «правда-истина» и «правда-справедливость», отдавая предпочтение последнему [3,6].

Ложь в межличностном взаимодействии, как правило, осуждаема и порицаема и в этом случае характеризует субъекта речи как совершающего действия, противоречащие нормам речевого общения [50].Человек в любом возрасте знает и помнит, что врать плохо. Это у него находится не только в сознании, но часто в подсознании. Из-за этого ложь очень часто сопряжена с психологическим дискомфортом. У человека, независимо от того, кому, где и как он лжет, возникает нравственное отношение к этому, происходят внутренние психологические процессы, в том числе оправдание лжи, «очищение совести». В этом отношении люди могут лгать по-разному: легко и надолго, без внутреннего переживания; легко, но с внутренним недовольством; трудно, но без внутреннего переживания; трудно и с внутренним недовольством [62]. Ложь затягивает, как омут - на основе одной возникает другая, и так до бесконечности [37].Также ложь отрицательна тем, что «после этого никому не везло», «делает зависимым от сказанного», она усугубляет здоровье человека, так как заставляет его постоянно жить в страхе [49]. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях, питая недоверчивость. Она подразумевает неуважение к тому, кого обманывают [72]. Правда - это не просто информация, соответствующая действительности. Это - особое состояние взаимной открытости людей. Правда, высказанная лживым человеком, ничуть не прибавляет душевной близости людям, следовательно, не выполняет своего предназначения[14].

Но легко сказать, что врать - плохо. Прямолинейность не всегда добродетель, бестактность не всеми приветствуется [72]. Коммуникативный закон формулируется просто и ясно: «Ложь, лестную для тебя, выпиваешь залпом, тогда как правду, если она горька, пьешь по каплям» [6]. Ложь уместна, "когда неприятности, ничего не остается в жизни (т.е. обманом можно приукрасить)»; «не хочется расстраивать других» и т.п. [23,49]. Ю.И. Холодный считает, что никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует «общественная маска», которую принужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которых мы не можем высказать, вместе с тем не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей. «Беда принуждает ко лжи даже честных", - так утверждает Публий Сир. «Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду", - так утверждает таджикская народная мудрость[58].

Необходимо выделить ложь в связи с тяжестью ее последствий: ложь с неприятными последствиями, ложь с приятными последствиями, ложь без последствий. Этот критерий играет существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступает как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи. Отношение ко лжи, учитывая ее последствия, может быть: 1) строго осуждаемым; 2) со снисходительным и терпимым отношением; 3) не осуждаемым; 4) молчаливо одобряемым - когда ложь вызывает шуточно-развлекательную, веселую ситуацию [6].

Изначально всякий человек по умолчанию наделен определенным "кредитом доверия", которое легко потерять, а заработать трудно. Так как человек довольно часто встречается с ложью, у каждого в течение жизни формируется своя психологическая технология защиты ото лжи [6].

Реакция на чужую ложь может протекать как в скрытом виде, так и в форме открытого осуждения, поэтому по поведению партнера нельзя судить, опознал он ложь или нет. Девушки чаще прибегают к этим формам реагирования, тогда как юноши часто никак не реагируют на чужую ложь в своем окружении. Причины, по которым человек не реагирует на чужую распознанную ложь, могут быть разными: причина в стремлении к сохранению сложившихся отношений; в правилах этикета; причина, связанная с некоторым выигрышем, который получает человек, заметивший ложь, поскольку он может вести двойную игру с обманщиком, манипулировать им. А также интенсивность общения современного человека в условиях больших городов так велика, что человеку не хватило бы сил и времени реагировать на всевозможные случая обмана и уловок [65].

Е.В.Зинченко выявила из опроса студентов, что их отношение ко лжи и возможность её прощения определяется двумя факторами: характером ложной информации и степенью значимости партнера по общению. Предательство не смогли бы простить 18 % респондентов; измену - 10 %. Ложь любимого человека не простят 18 % опрошенных, а ложь близких - 13%. В то же время более половины респондентов выразили согласие с утверждением, что горькая правда, лучше сладкой лжи. Они полагают, что рано или поздно правда обнаружится, и потому лучше вовсе не обманывать[23].

Разные виды лжи вызывают разную реакцию у юношей и девушек. Наиболее снисходительно юноши и девушки относятся к тем видам лжи в своем и чужом поведении, которые не приводят к моральному ущербу обманываемого человека (этикетная ложь, умолчание, ложь во благо). Негативное отношение наблюдается ко лжи-сплетне, так как она приводит к самым негативным последствиям [65].

В социальном аспекте обращается внимание на такие модусы обмана, как тактичность, вежливость, создание имиджа и т.д. В контексте межличностного и социального взаимодействия умение скрывать эмоции, чувства и настроения поощряется и служит отличием цивилизованного человека от дикаря. В рамках этического аспекта можно выделить признаки лжи и обмана, данные в оппозиции: допустимость/недопустимость, безобидность/вред, корысть/альтруизм. Обман и ложь с позиций жесткой этики квалифицируются как ненормативные и оцениваются отрицательно. Но мотивируемые альтруистическими соображениями, обман во благо и святая ложь (white lie) не противоречат общечеловеческим ценностям и интерпретируются как совпадение интересов агента и реципиента обманного действия [39,50,70]. Люди, которых в детстве научили скрывать свои истинные чувства под маской вежливости, демонстрируют значительно больший контроль над реактивным поведением и, соответственно, достигают в жизни гораздо больших высот. В ходе исследования группа американских ученых установила, что такая вынужденная ложь помогает детям лучше усваивать неписаные правила этикета, а также развивает в них более ровный темперамент [62]. Но существует и другая точка зрения, что нравственность превращает человека внешне в существо неуклюжее, механическое, постоянно спотыкающееся [47].

П. Экман говорит о точке зрения, когда "этому парню ложь вредна, так как лишает его ценной информации, хотя и неприятной, но необходимой для того, чтобы улучшить свои деловые качества" [70]. Далеко не все разделяют добродетельность лжи во благо. С. Гроф считает, что современная медицинская помощь, которая часто пытается скрыть от пациента истинное положение дел, обольщая больного несбыточными надеждами - еще больше усиливает чувство изоляции и отчаяния, испытываемые умирающими, многие из которых инстинктивно ощущают окружающую их ложь" (С. Гроф, Д. Хэлифакс,"Человек перед лицом смерти") [58].

С возрастом понимание лжи, как социально опасного явления, увеличивается [49]. Анализ возрастных различий в отношении ко лжи показывает, что положительное или оправдательное отношение ко лжи наблюдается у детей пубертатного периода, так как в этом возрасте развивается способность к интроспекции - умение различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Подростки отрицательно относятся ко лжи, что может объясняться максимализмом, свойственным этому возрасту [16]. Снижение частоты использования обмана более старшими детьми сопровождается ростом представлений о возможной неуспешности обманного поведения. Эти данные свидетельствуют о том, что развивающаяся с возрастом модель психического лежит в основе понимания, что другие люди могут ошибаться, иметь представления, отличающиеся от действительности, и соответственно могут быть обмануты. Появления других способов совладения с трудностями приводит к тому, что значимость и актуальность обмана снижается, замещаясь другими формами поведения[3].

Половая принадлежность влияет на отношение ко лжи: лица женского пола считают ложь социально опасной в большей степени, чем лица мужского пола [16,49]. Юноши выражают свое отношение ко лжи в зависимости от ситуации, в которой человек солгал. Отношение ко лжи девушек более личностно. Мальчики склонны к более суровым мерам наказания. Способ словесного воздействия на лгунов предпочитают девочки независимо от возраста и вида лжи [16]. В.В. Знаков выявил, что женщины более вредным в общении считают ложь, а мужчины -- обман. Это потому, что женщины соотносят ложь с межличностными отношениями. Обман же связан с материальной сферой: мошенничеством, нарушением торговых соглашений и т.п. [27].

Е.А. Душина считает, что некоторые личностные особенности подростков также оказывают влияние на их отношение к определенным видам лжи. Тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, импульсивность предполагают более оправдательное отношение ко лжи. Это свидетельствует о том, что подростки с этими свойствами могут использовать ложь, как психологическую защиту. Ответственные, дисциплинированные негативно относятся ко лжи в защиту себя и лжи-умолчанию. Подростки с этой выраженной чертой чувствуют себя уверенно среди окружающих и не нуждаются в защите от них с помощью лжи такого типа [16]. Человек с нормальным уровнем интеллекта, трезво относящийся к жизни, не будет сильно страдать от того, что ему лгут. А инфантильный, конечно, распереживается.[7].

Влияние на восприятие лжи оказывает религиозность человека: глубоко верующие подростки более сдержаны в оценках лжи, склонны в большей степени оправдывать чужую ложь, предполагают высокую правдивость людей и сами придерживаются правдивой линии поведения. Отношение ко лжи может быть детерминировано и социальной средой, в которой проживает человек, так подростки из неполных семей стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь [16].

Таким образом, отношение ко лжи - динамично. Оно меняется в зависимости от эпохи, условий проживания; целей, мотивов, последствий лжи; от разновидности искажения информации; от демографических и личностных особенностей человека.

1.5 Личностные детерминанты склонности ко лжи

Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!") [41]. Они зависят от воспитания и жизненного опыта, влияния родителей, школы, ближайшего окружения и случайных знакомых. Однако, существуют и общие тенденции, связанные с возрастом, полом и психологическими установками [70].

Лжи подвержены почти все слои общества, независимо от социального положения и статуса. Ложь распространена в политике, экономике, искусстве, иногда даже в науке, в межгрупповых и межличностных отношениях. Людей, которые редко врут, очень мало. В отличие от других качеств человека, которые возникают, формируются у личности посредством соответствующего воспитания и обучения, лживость люди могут осваивать совершенно самостоятельно[6].

Ребенок в начале формирования сознания и личности не умеет лгать. Психология ребенка просто не воспринимает лжи. Поэтому, при правильном воспитании ребенка, из него легко можно сделать исключительно правдивого человека [16,35,38,41,62,72]. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания [57].

Появившаяся в раннем детстве, порочная черта личности сначала не проявляется без особой необходимости, но постепенно индивид привыкает применять ее в экстренных случаях [16]. Склонность ко лжи может появиться в подростковом периоде и связана с особенностями психики подростка - обостренным стремлением к самостоятельности, сложными мечтаниями, критическим отношением к близким. Но одновременно с лживостью в ребенке воспитывается цинизм, подозрительность, неуважение к людям и т.п. Из таких детей нередко вырастают духовно опустошенные, расчетливые, несчастливые люди [41]. Происходит деформация всей личности, результатом чего становится асоциальное поведение [57].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10