бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимосвязь ценностных ориентаций и способов реагирования в конфликтах у руководящих работников бесплатно рефераты

Терминальные ценности

Ряд 1:

Ранг ценностей в иерархии «приспособления»

Ряд 2:

Ранг ценностей в иерархии «избегание»

d

d2

1

Аккуратность

3

4

-1

1

2

Воспитанность

4

1

3

9

3

Высокие запросы

17

17

0

0

4

Жизнерадостность

5

6

-1

1

5

Исполнительность

9

5

4

16

6

Независимость

16

15

1

1

7

Непримиримость к недостаткам в себе и других

18

18

0

0

8

Образованность

2

2

0

0

9

Ответственность

1

14

-13

169

10

Рационализм

10

13

-3

9

11

Самоконтроль

6

3

3

9

12

Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

8

16

-8

64

13

Твердая воля

11

9

2

4

14

Терпимость

12

10

2

4

15

Широта взглядов

14

12

2

4

16

Честность

7

8

-1

1

17

Эффективность в делах

13

7

6

36

18

Чуткость

15

11

4

16

Суммы

171

171

0

344

Сформулируем гипотезы.

Н0: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей «приспособления» и «избегания» не отличаются от нуля.

Н1: Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей «приспособления» и «избегания» статистически значимо отличаются от нуля.

Определяем эмпирическое значение rs по формуле:

rs = 1-6*?( d2)/N*(N2-1)

rs = 1-2064/5814=0.64

По таблице Критических значений выборочного коэффициента корреляции рангов (по В.Ю. Урбаху, 1964), связь достоверна, если rs эмп ? rs 0,05 и тем более достоверна, если rs эмп ? rs 0,01

rs эмп > rs кр (р?0,01)

rs кр

P?

0.05

0.01

18

0,47

0,60

Ответ: Н0 отвергается. Принимается Н1. Корреляция между иерархиями инструментальных ценностей между двумя выборками группами «приспособления» и «избегания» статистически значима (р<0,01) и является положительной.

По данным таблицы 3 мы можем определить, что основные расхождения приходятся на ценности «Ответственность», «Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» и «Эффективность в делах», ранги остальных ценностей достаточно близки.

Теперь мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что ценностные ориентации у руководителей с разными способами реагирования в конфликтах отличаются доказана.

Вывод

В результате проведенного исследования мы выявили связь ценностных со стилями поведения в конфликтных ситуациях у руководителей, в нашем случае у сержантов.

Бытует утверждение, что исследуемые правонарушения происходят из-за того, что в армию приходят юноши, не приспособленные к труду. С первых дней службы они, столкнувшись с армейской жизнью, под всеми предлогами стараются увильнуть от служебных обязанностей. Из-за этого якобы и происходят конфликты со старослужащими.

Мы не отрицаем того очевидного факта, что значительная часть молодых людей не подготовлена для службы в армии -- ни физически, ни психологически. Тем не менее, это далеко не основная причина неуставных взаимоотношений, и конфликтных ситуаций в воинском коллективе.

Так, анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Ценностные ориентации военнослужащих в принципе схожи, однако можно сделать разграничения среди таких терминальных ценностей как «Любовь», «Общественное признание», «Познание» и инструментальных, как «Ответственность», «Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» и «Эффективность в делах». Это означает, что те военнослужащие, которые поставили эти ценности на низшую ступень не все испытывали такое чувство как «Любовь», работают не потому, что они хотят чего-то добиться, а потому, что так надо, и не стремятся больше знать, чтобы чего-то добиться. Такие военнослужащие, работают только для того, что это необходимо, а не для того, что этого они хотят сделать сами и сделать хорошо, они просто «отбываю срок службы» так, чтобы их не «трогали», они не стараются проявлять разумной инициативы, и, к сожалению, не пытаются сделать свою работу хорошо.

2. Таким образом мы наблюдаем следующую картину, что «Любовь», «Ответственность», «Смелость в отстаивании своего мнения» ставят на высшее место, военнослужащие, выбирающие в конфликте тип поведения «Приспособление», а такие ценности, как «Общественное признание», «Познание» и «Эффективность в делах», военнослужащие, выбирающие в конфликте тип поведения «Избегание».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе проблема ценностных ориентаций рассматривается в самых различных аспектах. Ее решение относится к числу острых и актуальных задач психологии.

В психологической литературе значительная часть исследований посвящена установлению коррелятивных зависимостей между ценностными ориентациями и личностными, интеллектуальными особенностями, некоторыми особенностями познавательных процессов (в частности, восприятия временных интервалов), а также полом и национальностью людей, параметрами социальной среды. Однако вопрос взаимосвязи ценностных ориентаций со стилями поведения в конфликтных ситуациях раскрыт недостаточно.

Изучение, а также своевременная диагностика ценностных представлений поможет избежать ряда трудностей связанных с общением руководителей. В данном исследовании нам удалось проследить взаимосвязь ценностных ориентаций со стилем поведения в конфликтных ситуациях у руководителей воинским коллективом, а именно сержантским составом, возраст которых находится в рамках 18-24 года, это юноши, попавшие в сложную атмосферу, сотрудничества и компромисса, приспособления и избежания.

Поставленная цель в ходе исследования была достигнута.

Проведя исследование, мы отметили, что ценностные ориентации влияет на поведение руководителей в конфликтных ситуациях. Сержанты ставящие на высшее место «Любовь», выбирают в конфликте тип поведения «приспособление», а такие ценности, как «общественное признание» и «познание», выбирают военнослужащие в конфликте тип поведения «избегание».

Руководителю, находящемуся в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

В нашем исследовании мы проследили, какие из пяти стилей поведения используют руководители с различными ценностными представлениями.

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой руководитель хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

Проведенное исследование показало, что ценностные ориентации у руководителей воинского коллектива могут приводить к затруднениям в общении и самореализации и приводить к возникновению конфликтов.

Зная, что на данном этапе для руководителей главным является формирование ориентации на выполнение приказа и положительных взаимоотношений в коллективе, а остальные ценности и конфликтность мешает положению их в социуме и не дает возможности для самореализации. Таким образом, необходимо вовремя давать знания о способах разрешения конфликтных ситуаций.

Изучение взаимосвязи позволяет проследить причину возникновения конфликтов, причину низкой самооценки и проблему общения у руководителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Албастова, Л. Н. Технология эффективного менеджмента/Л.Н. Албастова. - М.: Издательство ПРИОР, 1998, - 288 с.

2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник/А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с. Стр. 285-295.

3. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд./Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.; с. 45.

4. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с.

5. Габдулина, Л.И. Стиль педагогического общения и его ценностно-смысловые и когнитивные детерминанты. Дис…канд.психол.наук.Ростов н/Д., 1999.

6. Гительмахер, Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными/Р.Б. Гительмахер. - Иваново, Изд-во Феникс, 1994. - 290 с.

7. Головаха, Е. И. Психология человеческого взаимопонимания/Е.И. Головаха, Н.В. Панина. - М.: Издательский центр «Академия», 1989.- 234 с.

8. Гребенников, Н.В. “Основы семейной жизни”/Н.В. Гребенников. - М.: Эксмо, 1991,- 345 с.

9. Дворсков, К.П., О стиле и культуре руководства/К.П. Дворсков, С.А. Ширяев. - Новосибирск, Экономист, 1995. - 214 с.

10. Дж.Г.Скотт. «Конфликты. Пути их преодоления»/Дж.Г.Скотт.- Киев, ЮКСА, 1991. - 235 с.

11. Журавлев, А.Л., [и др.] Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом/А.Л. Журавлев, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин. - М.: Экономика, 1976. - 458 с.

12. Зеркин, Д.П. «Основы конфликтологии» Курс лекций/Д.П. Зеркин. - , Ростов н/Д: «Феникс».1998.- 480с

13. Князева, М.Н. Конфликт/М.Н. Князева. - ЭКО, 1992г, №2, стр. 56.

14. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев. - М.: Экономика, 1978. - 360 с.

15. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко. - М.: 1996. - с. 389

16. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, Н.Г.Ярошевского. - М.: Эксмо, 1994 - 456 с.

17. Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель.../Р.Л. Крический. - М.: Дело, 1993. - 151 с.

18. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮТА, 1997 - 654 с.

19. Леонов, Н. И. Основы конфликтологии. Учебное пособие/ Н.И. Леонов. - Ижевск: Удмуртский Университет, 2000 - 573 с.

20. Леонтьев, Д.А. "Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании...", Психологическое обозрение #1, 1998. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций/Д.А. Леонтьев. - М.: Эксмо, 1991 - 439 с.

21. Методические рекомендации офицерам по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. - Мн.: Воениздат, 2006. - 43 с.

22. Мучински, П. Психология, профессия, карьера. - 7-е изд/П. Мучински. - СПБ.: Питер, 2004. - 539 с.

23. Носкова, О.Г. Психология труда: Учебное пособие для студ.высш.учебн.заведений/Под ред. Е.А. Климова/ О.Г. Носкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

24. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения/Н.Н. Обозов. -Л.: «Регата», 1979 - 238 с.

25. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 - 862 с.

26. Психология личности. Учебное пособие/под ред. проф. П.Н.Ермакова, проф. В.А.Лабунской. -М.: Эксмо, 2007. - 653 с.

27. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А. Г. Маклакова. -- СПб.: Питер, 2004. -- 464 с.: ил. -- (Серия «Учебник для вузов»).

28. Райгородский, Д.Я. Психология семьи. Учеб. Пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики/Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000 - 752с.

29. Ратников, В. П. Конфликтология/В.П. Ратников. - М.: Юнити, 2001.- 673 с.

30. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.

31. Холмс, П «Внутренний мир снаружи: теории объектных отношений»/ П.Холмс. - М.: Эксмо, 1999. - 277с

Приложение 1

Составные части конфликта

Приложение 2

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М.РОКИЧ)

ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас Вам будет предъявлен набор суждений. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана как отдельное суждение. Внимательно изучите суждения и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима - поместите ее на первое место, поставив напротив №1 номер выбранной ценности (например, 1-9). Затем выберите вторую по значимости ценность и пометите ее вслед за первой (например, 2-3). Затем проделайте это же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6