бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте бесплатно рефераты

Однако есть женщины, у которых чувство материнской любви развито слабо, а некоторые вообще не хотят иметь детей. Они оправдывают это чем угодно, и отсутствием нормальных жилищных условий, неустойчивым материальным положением, тем, что дети требуют больших материальных расходов и т. д. В определенной мере такие жалобы оправданны. Особенно сейчас, когда в нашей жизни нет стабильности. Многие женщины боятся иметь детей, так как не готовы нести за них ответственность. У таких женщин не развито чувство ответственности, они эгоистичны, не умеют любить никого, кроме себя. А дети - это значит, ограниченные возможности получить хорошее образование, рост в карьере, повышении квалификации, реализации своих способностей и возможностей. Жизни женщины замыкается на кухне, дети приносят в ее жизнь волнение, шум, беспорядок. К тому же возникает беспокойство за свою внешность: при нынешней сверхкультуре, стройности дети представляют угрозу идеалу физического совершенства. Некоторые видят в детях опасность для внутреннего равновесия.

Такие женщины боятся любви, боятся сильных чувств, зачастую имея опыт потери любви: «Будем постоянно переживать за ребенка, за его неудачи, за его поражения», - говорят такие женщины, «мы будем приносить все в жертву детям, а они в один прекрасный день бросят нас, забыв о благодарности, от них только мучения.»

И, наконец, некоторые женщины не хотят материнства из-за горьких впечатлений собственного детства, а другие из - за психосексуальных отклонений, с которыми им не удалось справиться. (Филиппова Г.Г., 2004)

Однако хуже, когда женщины рожают детей, чувство материнской любви не возникает. В результате этого возникает проблема девиантного материнства. К проблемам девиантного материнства относятся и проблемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, и проблемы отношений между матерями и детьми, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отношений в его оптимальном психологическом развитии в младенческом, раннем, и дошкольном возрастах. (Хорни К., 1993).

I.2.3 История материнства

Долгое время тема « история материнства» не признавалась как самостоятельная и самоцельная мировым научным сообществом. Она входила как составляющая в этнологические и психологические, медицинские и, отчасти, правовые исследования.

Французский историк, один из основоположников школы Анналов - Филипп Арьес, подвергся критики за весьма спорный вывод об отсутствии в средневековье «представления о детстве» и «его ценности для человека», - было уделено не слишком много внимания вопросам о специфических функциях и значении отца и матери в жизни ребёнка в доиндустриальную эпоху, то есть из самой концепции автора вытекало то что в раннесредневековой фазе, когда детей «не замечали» и «часто бросали» и в позднесредневековой, когда по его словам отношение к детям было отмечено «амбивалентностью», допущением ребёнка к жизни взрослых, но непризнанием за ним никаких собственных прав.

Многие исследователи сходились во мнении о том, что возникновение материнской любви в начале Нового времени стало своеобразным «мотором», источником движения в изменении семейной жизни.

Психолог Джером Каган видел обратную связь: возникновения нового отношения к ребёнку, в частности материнской любви, считал он, было результатом изменения модели семейной жизни и роли ребёнка в обществе: с увеличением продолжительности жизни в детях стали в большей степени видеть дополнительные рабочие руки в семеье, кормильцев и содержателей в старости, а от сюда возникали и новые эмоциональные отношения к ним.

В средние века в материнстве видели «естественную» и даже биологическую предопределённость женщины как матери. Во второй половине XV века отчётливо начали проявляться во всём мире тенденции, враждебные детоцентизму, который характерен для XVI - XX в.в. социально - политическая эмансипация женщин и всё более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания - профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретённое благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в институте семьи принимают на себе общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные учреждения и пр.)

Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, существенно изменяет характер материнского поведения. (Кошелева А.Д., 1997). Таким образом, чувство материнской любви, как и всякое другое чувство, имеет различную степень глубины и интенсивности в зависимости от индивидуальных особенностей женщины.

Исследователи средневековой культуры выявили, что понятие материнства (в том числе представления о плохой и хорошей матери) и понятие «правильного супружества» развивались одновременно, для раннего средневековья была характерна высокая оценка девственности и бездетности.

С точки зрения концепция материнства в Новое время формировалась не столько церковными постулатами, сколько светской литературой. Образованные матери воспитывали в это время уже не только силой собственного примера, но и литературным примером.

Исследователи феномена материнства, работавшие в последние десятилетия XX века, заставили актуально зазвучать ряд сторон, которые не были научно обоснованы. Исследовательницы различных форм социально - политической активности женщин и женское движение конца IX начала XX века обратили внимание на использование феминистками прошлого столетия идеи «духовного материнства» как элемента «посестринства» между единомышленницами.

Отличающиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к ним проявлениям.

В 20-ые годы термин материнства «вошёл в обиход», о нём заговорили разом учителя, социальные работники, врачи гигиенисты. В это время материнство перестало быть природным атрибутом женщины и превратилось в социальную проблему.

Историки, изучавшие неэлитные слои общества, внесли свою лепту в изучение представления о материнской любви эти исследователи (Е. Рилей, Е. Росс, К. Кэннинг) использовали прессу отчёты фабричных и мединспекторов для исследования этих социальных слоёв общества.

Предреволюционный период в истории русского материнства, оказавшийся неимение исследованным. В настоящее время представлен статьями А. Линденмей и Б. Мэдисона о защите прав матерей - работниц и значимости в этом смысле закона 1912 года о страховании рабочих

Внимание зарубежных историков, социологов, литературоведов всегда привлекал советский период. Исследования Э. Вуд «Баба и товарищ» вышедшее совсем не давно. Исследовательнице удалось без иронии отнестись к правовым документам времён гражданской войны, проанализировать работы видных деятелей большевистской партии, обращавшихся к теме материнство и считавших этот женский долг «несопоставимым» с долгом революционным. Чаще всего материнство интересовало зарубежных авторов именно как часть проблемы «освобождение женщины», «решение женского вопроса в СССР» особое внимание привлекал печально известный закон, запрещавший аборты. Таким образом, анализ зарубежной историографии материнства - как российского, так и европейского - не оставляет сомнения в том, что эта тема многогранна.

Это чувство проявляется в материнстве как одной из социальных женских ролей, потому даже если потребность быть матерью, и заложена, в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, т.к. содержание материнских установок меняется эпохи к эпохе.

I.2.4 Отличие материнской любви от других видов любви

«Любовь - удовлетворительный единственный ответ на вопрос о проблеме существования человека», - говорит Э. Фромм. Однако что же такое любовь? Достаточно чёткого определения ещё не удалось дать никому. И эта трудность появляется, прежде всего, из-за многообразия видов любви, так как любовью отмечено вся человеческая деятельность во всех её проявлениях.

Можно говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и к богу, любви к жизни и к Родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и к власти. для того, что бы попытаться объяснить феномен любви были предприняты попытки классификации различных видов проявления этого чувства. Кэмпер, например, в основу своей теории о возможных водах любви выделяет два независимых фактора власть (способной силой партнёра сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого человека пойти навстречу вашим требованиям). Он выделяет 7 видов любви:

1. Романтическая любовь, в которой оба партнёра обладают высокой властью и статусом;

2. Родительская любовь к маленькому ребёнку, в которой родитель обладает высокой властью и низким статусом, а ребёнок наоборот;

3. Братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть друг над другом, но идут на встречу один к другому;

4. Харизматическая любовь, например, в паре учитель - ученик, когда учитель обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая властью, охотно идёт навстречу учителю;

5. «Поколение», литературному или какому - либо другому герою, с которым нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса;

6. Влюблённость или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и статусом, другой же их лишён;

7. «Измена», когда один обладает и властью и статусом, а другой только властью. Как в случае с супружеской изменой.

Аврелий Августин выделяет 3 формы любви:

1. Любовь человека к Богу, она выражается как стремление человека к совершенству на пути к Богу.

2. Любовь к ближнему. Ближний - это подобие Бога.

3. Любовь Бога к человеку.

Американский учёный Эрих Фромм выделяет 5 видов любви:

1. Братская любовь, основывается на чувстве «все мы одно целое»

2. Материнская любовь из-за своего альтруистического характера считается наивысшей формой любви.

3. Эротическая любовь, когда человек стремиться к полному слиянию с человеком противоположного пола.

4. Любовь к себе.

5. Любовь к Богу.

Материнская любовь отличается от других видов любви характером глубинных жизненных потребностей человека, которые она удовлетворяет.

Материнская любовь отличается существенно от любви отцовской по следующим признакам: это любовь безусловная, мать заботиться о благополучии ребёнка, эта любовь требует тесных постоянных контактов с ребёнком, тогда как отцовская - условная любовь и направлена на реализацию себя посредством ребёнка.

Вывод.

Материнская любовь - особое чувство, которое испытывает женщина. У многих женщин это чувство заложено, а потом в процессе общения с ребёнком оно развивается и совершенствуется. У каждой женщины оно индивидуально. Мать любит своего ребёнка по - своему, но во многих случаях подход одинаков: она любит бескорыстно и порой любовь эта бывает «слепой».

Феномен материнской любви зависит от многих факторов: от характера женщины, её поведения привязанности, её жизненных позиций, отношения в семье. Очень сказывается, на любви одинока женщина или замужем. На материнскую любовь оказывает влияние общественные нормы и ценности, устои общества.

Множество работ иностранных и российских психологов посвящены теме материнской любви. Все они сходятся во мнении, что без материнской любви, без тесного контакта матери с ребёнком не сможет сформироваться полноценная личность.

История материнской любви представляла и представляет большой интерес для учёных самых разных гуманитарных специальностей.

Таким образом, есть надежда, что феномену материнской любви будет найдено более точное и полное объяснение.

I.3.1 Особенности подросткового периода

Как известно, многим детям в подростковом возрасте свойственны какие-то временные отклонения в поведения. Как только наступает этот период девочка из нежной и отзывчивой может внезапно превратиться в совершенно незнакомое существо - грубое и упрямое, которое с трудом можно уговорить сделать какую-то работу, и одновременно ужасно занятое, обидчивое, способное любой пустяк превратить в конфликт. Действительно в это время девочка переживает такой период, когда физическое и психическое состояние ее - это тугой узел противоречий.

Подростковый возраст является переходным, прежде всего в биологическом смысле. Поскольку это возраст полового созревания параллельно, которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза-предложение первичной социализации. Психологически подростковый возраст крайне противоречив. Подростковое чувство взрослости главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала вырастания из него.

Под развитием взрослости мы понимаем становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. В этом процессе можно выделить две стороны становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых и субъективной готовности развитие чувства взрослости и тенденции к взрослости. Подростки очень отличаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении. На основании материалов исследования можно выделить несколько типов взрослости детей. Социально-моральная взрослость выражается в отношениях со взрослыми фактах серьезного участия подростка в заботах благополучия семьи уже на правах взрослого человека. Взрослость может проявляться как в фактах особой дружбы и внутренней близости с матерью у девочек, так и в наличии эмансипации от нее, в развитии посредственного, даже рационалистического поведения с взрослыми. Социально-моральная взрослость в отношениях с взрослыми и товарищами выражается в наличии у подростка собственных взглядов, оценок, в их защите отставании, в определенности морально-этических представлений, суждений и соответствии им поступков. Стремление отстоять свое мнение часто встречается в этом возрасте.

Взрослость в интеллектуальной деятельности и интересах характеризуется наличием элементов самообразования. Взрослость в романтических отношениях со сверстниками другого пола выражается не столько в фактах существования взаимных симпатий, сколько в форме, в которой выливаются эти отношения. Именно форма отношений усваивается подростками от взрослых. Взрослость во внешнем облике и манерах поведения результат прямого подражания взрослым. Подростки следуют моде в одежде и прическе, усваивают взрослую манеру ходить, разговаривать, считая непременным атрибутом взрослости употребление вульгарных выражений и модных словечек.

Таким образом, можно выделить несколько видов разной по содержанию взрослости: в социально-моральной, в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических отношениях и характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения. В это время подростки переживают такой период, когда физическое и психическое состояние тугой узел противоречий.

В подростковом возрасте у девочек физическое развитие вызывает особые проблемы. Высокий рост, ускоренное физическое созревание могут стать причиной застенчивости, неуверенности в себе. Девочки болезненно переживают полноту. Внешний вид сильно влияет на самоощущения девочки - подростка. В этот период происходит ряд крупных перемен в физическом облике. Заметно изменяются пропорции всего тела. Замедлившийся было рост, вновь вступает в свои права, причем большое увеличение падает на конечности (особенно рук). Благодаря этому фигура получает неуклюжий, нескладный вид.

- Организм обнаруживает большую утомляемость, обусловленную затратой энергии для роста.

- Сердце увеличивается в два раза, усиливается кровяное давление.

- Мозг, достигший достаточного веса, подвергается дальнейшему качественному улучшению: начинается усиленная деятельность ассоционных волокон, однако, являются изменения в сфере желез внутренней секреции, и в частности половых желез, их усиленная деятельность обуславливает ряд внешних перемен: появление вторичных половых признаков (волосы на кожном покрове, иная форма груди), менструация.

Все это вызывает резкий перелом в психической жизни. Самое существенное, что характерно для данного возраста - чувство своей взрослости. Самооценка и возможности - эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий в подростковый период.

Страницы: 1, 2, 3