бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте бесплатно рефераты

Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте

Министерство образования РФ

Автономное Некоммерческая Организация высшего профессионального образования

Международный Славянский институт Петрозаводский филиал

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

Взаимоотношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте

(курсовая работа)

Студентка 3-го курса: Макарова

Надежда Юрьевна

Научный руководитель: Несына С.В.

Петрозаводск, 2007

Содержание:

Введение

I. Теоретическая часть

I.1.1. Что такое отношения?

I.1.2. Факторы и типы детско-родительских отношений

I.2.1. Понятие материнской любви

I.2.2. Типы материнской любви

I.2.3. История материнства

I.2.4. Отличие материнской любви от других видов любви

I.3.1. Особенности подросткового периода

I.3.2. Роль матери в формировании девочки подростка

II. Организация и методы исследования на отношения матери и дочери в подростковом возрасте

II.2.1. Программа исследования

II.2.2. Методика

Ш. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризиса младших возрастов. Он представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогеническом формировании личности. В течении этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе и развиваются в процессе самосознания и определения, приводящие в конечном счёте к той жизненной позиции, с которой человек начинает свою самостоятельную жизнь.

На формирование подростка оказывают влияние условия - особенно необходимость оставаться зависимым от взрослых, когда уже возникает занять более зрелый социальный статус, освобождающий от постоянного контроля и позволяющий подростку самостоятельно решать свои проблемы.

Решающим фактором является и фактор биологического созревания, половое влечение, факторы социального порядка. Именно от социальных условий зависит положение подрастающих людей. Не последнюю роль играют семейные отношения на формирование личности подростка. Особо хочется остановиться на отношении между дочерью подростком и её матерью, которые нельзя рассматривать в отрыве от влияний среды, социальных условий в которых они живут.

Объект: отношения.

Предмет: отношения между матерью и дочерью в подростковом возрасте

Цель: выявить психологическую особенность между матерью т дочерью.

Гипотеза: мы предположили, что отношения между матерью и дочерью-подростком строятся в зависимости социальных, бытовых условий, окружающей среды, уровня образования.

Задачи:

1. проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме исследования.

2. дать характеристику семейным отношениям.

3. выявить особенности материнской любви.

4. описать особенности подросткового возраста.

5. подобрать методику к данной теме.

6. провести исследование.

7. обработка результатов исследования.

8. провести сравнительный анализ теоретической и практической части исследования.

I.1.1 Что такое отношения?

Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Детско-родительские отношения - это совокупность не только определённых взаимоотношений между родителями их детьми, но и их предпосылок, то есть определённого образа жизни семьи и взаимодействие их членов. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, обучением в школе, и, наоборот нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и конфликтов.

Благополучные детско-родительские отношения - это гарантия и источник благополучия человека. Поэтому первой основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся.

У людей, которые выросли в гармоничной семье нормальная самооценка, они умеют строить отношения с окружающими людьми. Как одну из важных функций семьи, а значит и детско-родительских отношений психологи рассматривают благополучие ребёнка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности.

Практически каждую российскую семью сегодня в той или иной области можно отнести и разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привёл к тому, что большинство российских семей можно отнести в разряд необеспеченных или нищих.

Современная семья включена в механизм общественного взаимодействия, а поэтому социально-экономических катаклизм, проходящие в нашей стране, не могут способствовать углублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на детей. Ребёнок полностью попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на психологическом здоровье.

Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, изменение общественно-политического строя, становление рыночных отношений привели к тому типу жестокости, который должен был прийтись на 1994-1996 г.г., что произошло реально.

Однако, дальнейший рост жестокости не приостановился. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45-49 % семей.

Одним из основных факторов провоцирующих жёсткое отношение к детям является пьянство родителей, которые в создавшихся условия потеряли своё место в жизни. Поэтому социально-экономические условия напрямую зависят на отношении родителей к детям, значит на детско-родительские отношения.

Многие исследования показали, что для многих родителей характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя (80 % мам, 60 % пап). Проведенный анализ существенных трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить их причины, которые можно разделить по трем основаниям:

- интраиндивидуальные, которые зависят от биологических особенностей. Они рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат физиологические процессы.

- интериндивидуальные, связанные с особенностями семейного воспитания. Они отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий. Т.е. в первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя нервно.

- макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи. Это экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, культурные традиции в семье.

I.1.2 Факторы и типы детско-родительских отношений

Наблюдения и данные, полученные в ходе экспериментальных исследований, показали, что характер детско-родительских отношений зависит от следующих воздействующих факторов:

- от особенностей личности родителя (экстравертивные - интровертивные, уверенные - неуверенные, тревожные и др.), его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.);

- особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.) и форм его поведения (адекватное - неадекватное отражение ситуации и др.);

- от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей;

- от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье;

- от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;

- от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи;

- от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др.

Факторы, влияющие на детско-родительские отношения, позволили определить их по типу: «благоприятные» и «неблагоприятные». Рассмотрим «благоприятный» тип родительских отношений, который в свою очередь можно разделить на три подгруппы:

1. Понимающие. При таких отношениях родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения.

2. Покровительствующие. Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего и считают свою точку зрения правильной.

3. Безразличные. При этих отношениях родители мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше. Чаще заботятся о внешних результатах, нежели о причинах и переживаниях, эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо. Родители заняты решением своих проблем. Однако дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе.

Теперь рассмотрим «неблагоприятный» тип детско-родительских отношений. Его можно разбить на 5 подгрупп:

1. Подавляющие. Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка. Количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер.

2. Тревожные. Родители отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, но неуверенны в правильности своего поведения и порой жестоки к ребенку.

3. Отстраненные. Родительская позиция крайне ригидная, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком; повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанностью к нему.

4. Отвергающие. Родители отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы. Сферы чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом представление о ребенке достаточно адекватно.

Вывод.

Как мы видим, качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов, и оказывают значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение. В целом, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью.

I.2.1 Понятие материнской любви

Любовь матери к ребёнку - одно из важнейших высших человеческих чувств. Как и всякое чувство, она характеризуется длительностью и устойчивостью и имеет предметный характер (её предмет - ребёнок, его благополучие) (Вилюанс В.К.,1976)

У каждого человека эмоции и чувства проявляются по - разному. Это можно сказать и о чувстве материнской любви. Большинство матери готовы целиком посветить себя детям, и жертвуют собой, когда это необходимо. Есть множество примеров, когда матери, жертвуя карьерой, личной жизнью и прочим. Всю свою жизнь посвящают, например, детям - инвалидам и относятся к ним с глубокой привязанностью и истинной жертвенностью, несмотря на трудные, чрезвычайные условия жизни. Иметь детей, заботиться о детях жить с детьми необходимо большинству женщин. Им необходимо, чтобы с их помощью и на их глазах росли и вступали в жизнь новые люди.

Чувство материнской любви зарождается на основе материнского инстинкта, присущего и животным. Но именно как чувство материнская любовь характеризует только человека. Причём не мало матерей, усыновившие и считающие своим «чужого» ребёнка, испытывают по отношению к нему чувство не менее глубокое и сильное, чем чувство родной матери. Свои чувство, в том числе и материнскую любовь, человек может проявлять в разной форме. Это зависит от его личностных особенностей: характера, темперамента, воли, социального опыта, от того в каких условиях воспитывался он сам, был ли окружён материнской заботой или нет. (Гарбузов В.И., 1982)

Уравновешенные, разумные матери, выросшие в гармоничной семье, обычно умеют совмещать чувство любви к ребёнку и требования к нему, продиктованные разумом. Они умеют строить процесс воспитания так, чтобы ребёнок всё время ощущал их нежность, заботу, внимание, но в то же время дают ребёнку и свободу выбора, соответствующую его возрасту, приучают его к ответственности, не требуя невозможного, не посильного для их ребёнка.

Такая любовь - залог успеха ребёнка в будущем. У людей, которые выросли в гармоничной семье, нормальная самооценка, они умеют строить отношения с окружающими людьми, способны в своей семье создать гармоничные отношения. (Матейчик З, 1992)

Но всякое чувство может иметь как позитивную, так и негативную направленность.

Чувства, получившие исключительную силу, подчинившие себе другие побуждения и переживания человека принято называть страстями.

Основным признаком страсти является её действительность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть заставляет человека сосредотачиваться на объекте её устремлений. То, что связано с господствующим чувством, отодвигается на задний план, перестаёт волновать, интересовать человека. Когда форму страсти приобретает материнская любовь, то зачастую она становиться неразумной, нездоровой, безумной. Такую любовь обычно называют «слепой» любовью. У неё несколько форм выражения. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается то общее, что рождает все типы «слепой» любви к ребенку.

Это всегда некая чрезмерность, преувеличенность и эгоизм. (Додонов Б.И., 1978)

I.2.2 Типы материнской любви

К типу материнской любви относится, для матери у которой ребенок - моя радость, с акцентом на слове «мое».

В основе позиции матери лежит представление о любви к ребенку как о выполнении всех его желаний и капризов. Ребенку служат всем, чем могут, только бы он любил свою мать. Вернее, даже не служат, а прислуживают. И, конечно, осыпают подарками, так как подарок- лучшее средство, чтобы расположить к себе ребенка, задобрить, вызвать симпатию.

Второй тип «слепой» любви проявляется в заявлении исключительных прав на ребенка. Мать ревнует его к другим не в силах представить, как ее любимое дитя способно еще кого-то любить.

Следующий тип «слепой» любви называют протекционистским. Мать любой ценой стремится все предоставить ребенку все жизненные блага. В ответ на критику такие матери отвечают, что хотят добра своему ребенку. Святая материнская любовь оправдывает все средства для достижения цели, то есть приобретения материальных благ, которые по ее мнению, особенно ценны. Эти средства могут зачастую быть нечестными, вредящими другим людям. Такие матери в присутствии ребенка могут высказываться следующим образом: « А какое нам дело до других, лишь бы у тебя все, было!», « Никогда не пробьешься с оглядкой на других. Взаимопомощь, дружба- все это хорошо в сказках, но по телевизору, а в жизни дело обстоит совсем по-другому!»

Ребенок очень чутко воспринимает личность своего воспитателя, его жизненные позиции, отношение к другим людям, к миру, и поэтому когда он вырастет, то осуществит усвоенные еще в детстве принципы. Постаревшая мать станет для своего взрослого ребенка в первую очередь теми «другими» людьми, который забудет, что мать хотела для него только добра и все для этого делала. Кроме того, мать, любящая своего ребенка «слепой» любовью, считает, что лучше его знает, что нужно ее ребенку. Такая мать не ждет, пока проявятся способности и склонности ее чада, не учитывает его индивидуальность, не просит совета - ей заранее все ясно. Такими бывают обычно те матери, которые перенесли трудное детство. При этом такая мать часто не хочет иметь второго ребенка, лишь бы все досталось единственному, ненаглядному. Она сама подбирает ребенку друзей, которые, по ее мнению, могут хорошо влиять на ребенка и могут быть чем-то полезны ему (Мещерякова С.Ю., 2000) . Сама того, не желая, такая мать лишает своего ребенка братьев и сестер, и лишает его настоящей дружбы.

Мать переносит на ребенка свою систему ценностей, которая заключается в приобретении благ, но при этом она забывает передать ценности труда, ведущего к благосостоянию, ценность теплых человеческих отношений, взаимопонимания, только благодаря которым люди чувствуют себя счастливыми и защищенными. Поэтому на деле оказывается, что матери, которая дала своему ребенку «все», не оказывается места в жизненных устремлениях повзрослевшего чада. Таким образом, образом всякая чрезмерность, в том числе и чувства любви, вредит, так же как и недостаток этой любви.

Страницы: 1, 2, 3