бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии бесплатно рефераты

В русском языке много сложных грамматических конструкций, понимание которых целиком зависит от того, насколько ребенок овладел логико-грамматической системой средств языка, может ли выделить существенные, опорные признаки. Значительная роль при этом отводится процессу перешифровки логико-грамматических структур языка на единицы смысла. Без такой операции невозможно понимания предложения.

Дети с ЗПР затрудняются выделить инструкцию из речевой и предметной ситуации, часто нарушают последовательность ее звеньев. Им тяжело переключаться с одного этапа задания на другой. Дети урезают инструкцию, искажают.

Речевая деятельность в значительной степени опирается на вероятное прогнозирование. Под таким прогнозированием в психологии понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и значении наличной ситуации. Проверяя способность к прогнозированию в речи, мы можем судить о богатстве речевого опыта ребенка, его умении быстро и правильно применять этот опыт в новой речевой ситуации, о сформированности грамматической стороны речи и т.д.

Исследования психологов показывают, что как игровая, так и учебная деятельность у детей с ЗПР не вполне полноценны. В частности, у этих детей не сформирована высшая форма игровой деятельности - ролевая игра.

Словесное описание сюжетной картинки осуществляется в условиях одновременно и познавательной, и коммуникативной ситуации. Речевая деятельность при этом описании теснейшим образом связана со специфической деятельностью восприятия. У детей с ЗПР есть определенные трудности при переводе зрительных впечатлений в словесную форму.

Устное сочинение на заданную тему - один из наиболее активных видов монологической речи. Поэтому особенности, присущие связной речи детей с ЗПР, которые только наметились в их рассказах по простым сюжетным картинкам, проявляются в устных сочинениях наиболее ярко.

Особенности в построении высказывания, характерные для детей с ЗПР,- результат трудностей в планировании и развертывании речевого сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются:

- пропуск или избыточность членов предложения;

- ошибки в управлении и согласовании;

- ошибки в употреблении служебных слов;

- ошибки в определении времени глагола;

- трудности в слово - и формообразовании;

- структурная неоформленность высказывания.

Формирование связной речи тесно связано со способностями детей оречевить свои действия. Под "вербализацией" (оречевлением), понимается возможность ребенка объяснить выполяемое; при этом учитывается точность и понятность высказывания, его лексическое и грамматическое оформление.

Одно из важнейших условий коррекции речи детей с ЗПР - организация их речевой практики, в которой ведущая роль отводится самостоятельной активности речевой деятельности ребенка.

Усвоение принятых форм речи опирается во многом на механизм подражания. Подражание ребенка - не пассивный процесс. Оно основано на активной познавательной и речевой деятельности.

Одна из важнейших задач при коррекции речевой деятельности детей с ЗПР - совершенствование регулирующей функции речи. Психолог Г.И.Жаренкова предлагает для этого использовать занятия по изготовлению поделок. Особое значение для развития регулирующей функции речи имеет обучение самоконтролю. Можно предложить ребенку сравнить изготовленное им изделие с образцом, самостоятельно сделать сравнительный анализ, обосновать в речевой форме правильность выполненного задания.

У детей с ЗПР нарушения познавательной деятельности усугубляются слабой речевой активностью. Часто такой ребенок, зная материал, не отвечает из-за слабого побуждения к речи. Один из эффективных способов, способствующих активизации речи, введение добавочных мотивов, создание проблемных ситуаций.

Формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании - необходимые условия коррекции речевой деятельности детей с ЗПР.

2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и содержание диагностического изучения дошкольников

Для того чтобы достичь цели, поставленной в нашем исследовании, необходимо было выявить особенности речевого и психофизического развития дошкольников. Эта задача была решена в ходе констатирующего эксперимента.

Эксперимент проводился в течение сентября 2008г. в детском саду «Аленушка» с. Федоровка, количество детей в группе - семнадцать человек в возрасте 4 - 5 лет. Основными направлениями диагностики были:

- оценка уровня сформированности речи, словарного запаса и звукопроизношения; последнее включает в себя обследование произношения звуков, слоговой структуры и уровня фонематического восприятия;

- психологическое обследование, предполагающее выявление особенностей развития ВПФ, эмоционально-волевой сферы и личности в целом;

- обследование уровня развития моторики дошкольников направлено на состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики.

Обследование проводилось логопедом совместно с психологом и воспитателем.

Логопедическое обследование проходило в два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе основными задачами были:

- изучение истории общего и речевого развития ребенка;

- изучение речевого окружения ребенка;

- изучение общей коммуникативной функции речи:

а) понимание обращенной речи;

б) понимание невербальных средств - жестов, мимики, интонации педагога;

в) понимание спонтанной устной и диалогической речи.

На основном этапе выявлялись:

- уровень словарного запаса (активного и пассивного);

- лексики и грамматического строя речи;

- уровень развития звуковой стороны речи:

а) произношение звуков;

б) слоговая структура слова;

в) уровень фонематического восприятия.

Обследование проводилось в соответствии с рекомендациями учённого совета Института коррекционной педагогики Российской академии образования («Дети - сироты: консультирование и диагностика развития» под редакцией Е.А.Стребелевой) (Приложение№ 1). Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко использовалась наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме.

Коммуникативная и игровая мотивация деятельности маскирует тестирующий характер общения, делает контрольные задания интересными, привлекательными для детей. Решение языковых проблемных задач оказывается как бы «побочным продуктом» коммуникации, что характерно для общения в естественных условиях.

Нужно подчеркнуть, что задания строятся таким образом, что в результате проведения одного из них, мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребёнка словарный запас мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе).

Результаты диагностики были обобщены и выделены уровни речевого развития детей в соответствии с разработаными нами критериями.

Критерии уровня речевого развития

I уровень - Высокий (В)

Ребенок инициативен и самостоятелен в составлении рассказов, пользуется разнообразными средствами выразительности. Структура фразы не нарушена. Использует простые распространенные предложения. Речь грамматически правильная, выразительная. В звукопроизношении наблюдается нарушение отдельных звуков.

II уровень - Средний (С)

Ребенок не владеет структурой связного высказывания. Наблюдаются пропуски и нарушения логической последовательности высказывании. Использует простые предложения. Фраза аграмматична. Ошибки в использовании основных грамматических форм, согласовании. Нарушено произношение 10-15 звуков.

III уровень - Низкий (Н)

Вместо связного высказывания чаще всего простые перечисления отдельных слов или фраз по теме. Предложения простые, структура предложений нарушена. Фраза грубо аграмматична. Звукопроизношение большинства звуков нарушено.

Количественная характеристика речевого развития детей представлена в табл. № 1

В

С

Н

1

Аня К.

+

2

Вова С.

+

3

Лёня Б.

+

4

Данил К.

+

5

Валерия Г.

+

6

Настя Б.

+

7

Вероника

+

8

Андрей В.

+

9

Дима В.

+

10

Игорь Ю.

+

11

Алена К.

+

12

Даниил Д.

+

13

Олег К.

+

14

Ангелина Б.

+

15

Артем Г.

+

Всего

5

6

4

Качественный анализ обследования выявил у большинства детей средний уровень речевого развития в соответствии с выделенными критериями. Их речь аграмматична. Активный словарь состоит из общеупотребительных слов, в основном это существительные, реже глаголы и прилагательные. Речь смазанная, дети испытывают трудности в звукопроизношении и звуковосприятии. Затрудняются в словообразовании, нарушена структура фразы. Дети замкнуты, не решительны, не идут на контакт с окружающими по причине неуверенности в себе.

Психологическое обследование ребенка проводилось по таким направлениям как:

- характеристика работоспособности и особенности усвоения знаний;

- состояние ВПФ:

а) особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);

б) характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеяность);

в) особенности памяти (скорость и объем запоминания, точность воспроизведения);

г) особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении; при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений);

- состояние эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения).

Обследование проводилось психологом совместно с логопедом. После обсуждения результатов, были определены критерии, выделены уровни развития ВПФ, которые являются психологической базой речи. Методика психолого - педагогического обследования была разработана на основе рекомендаций учённого совета Института коррекционной педагогики Российской академии образования («Дети - сироты: консультирование и диагностика развития» под редакцией Е.А. Стребелевой) (Приложении № 2).

Критерии уровня развития ВПФ

I уровень - Высокий (В)

Ребенок свободно дифференцирует и классифицирует предметы, выполняет задание в соответствии с инструкцией, отмечается устойчивостью внимания и целостностью восприятия, сосредоточенностью на выполнении задания, развитыми процессами памяти и мышления.

II уровень - Средний (С)

Характеризуется неточным выполнением задания, частичной классификацией и дифференциацией предметов, неустойчивым вниманием, частичным восприятием предметов, недоразвития процессов памяти и мышления.

III уровень - Низкий (Н)

Ребенок отказывается выполнять задания, не дифференцирует предметы, наблюдается недоразвитие памяти и мышления, повышенная утомляемость, отвлекаемость, рассредоточенность внимания.

Результаты проведенной диагностики представлены в табл. № 2

В

С

Н

1

Аня К.

+

2

Дима В.

+

3

Лёня Б.

+

4

Данил К.

+

5

Валерия Г.

+

6

Настя Б.

+

7

Вероника

+

8

Олег К.

+

9

Андрей В.

+

10

Игорь Ю.

+

11

Артем Г.

+

12

Алена К.

+

13

Вова С.

+

14

Данил Д.

+

15

Ангелина Б.

+

Всего

6

5

4

Страницы: 1, 2, 3, 4