бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии бесплатно рефераты

Таким образом, у основной части детей наблюдается недоразвитие интеллектуально-перцептивной деятельности, несформированность мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи.

Как показали результаты логопедического и педагогического обследования, наряду с общей соматически ослабленностью детям с ЗПР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости движений.

В процессе обследования уровня развития моторики обращалось внимание на:

- статическую координацию

определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге;

б) стоять на "цыпочках".

- динамическую координацию

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах);

б) определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см. от пола.

- рецепрокную координацию движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно - справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на растоянии, равном длине спички), ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку;

б) определяя возможность одновременных движений рук и ног, ребенку предлагается катушка ниток, маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и ее на указательный палец.

- развитие мелкой моторики рук

а) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке;

б) загнуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

в) соединить пальцы одной руки с пальцами другой;

г) застегивание и растегивание пуговиц, завязывание шнурков.

- развитие мимической моторики определяется выразительность мимики при выполнении следующих проб:

а) поднять брови ("удивиться");

б) прищурить глаза ("яркое солнце");

в) сморщить нос ("кислый лимон");

г) улыбнуться ("веселый клоун");

д) надуть щеки ("толстый помидор");

е) выпятить губы ("имитация свиста").

- развитие артикуляционной моторики определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих артикуляционных поз под счет педагога до 5:

а) удерживание губ в позе "улыбка" (как при звуке "и");

б) удержание губ в позе "овал" (как при звуке "о");

в) удержание губ в позе "трубочка" (как при звуке "у");

г) удержание языка в позе "лопаточка";

д) удержание языка в позе "иголочка";

е) удержание языка в позе "парус";

ж) переключение движений губ "улыбка-трубочка";

з) касание кончиком языка поочередно правого и левого углов рта "часы"

и) касание кончиком языка верхних и нижних зубов "качели";

к) пощелкать языком "лошадки".

Обследование уровня развития моторики проводилось совместно логопедом и воспитателем. Результаты обследования были проанализированы, выделены критерии уровня развития моторики у дошкольников и на основании критериев определен уровень развития моторики у всех воспитанников группы.

Критерии уровня развития моторики

I уровень - Высокий (В)

Движения осуществляются в полном объеме, переключение свободное, без напряжения и ошибок. Полный контроль за выполнением. Движения координированые, точные, четкие, без мышечного напряжения.

II уровень - Средний (С)

Объем и переключанмость несколько ограничены, ошибки выполнения. Произвольность недостаточная. Частичная дискоординация, движения неточные, выполняются с ошибками. Отмечается незначительная истощаемость, мышечная заторможенность.

III уровень - Низкий (Н)

Объем резко ограничен, выраженная трудность переключения. Произвольность заметно затруднена. Выраженная дискоординация, низкая степень ориентировки. Ярко выраженная истощаемость, элементы беспокойства, возможны насильственные движения.

Результаты проведенной диагностики представлены в табл. № 3

В

С

Н

1

Аня К.

+

2

Вова С.

+

3

Лёня Б.

+

4

Данил К.

+

5

Андрей В.

+

6

Даниил Д.

+

7

Алена К.

+

8

Олег К.

+

9

Дима В.

+

10

Игорь Ю.

+

11

Валерия Г.

+

12

Настя Б.

+

13

Вероника

+

14

Артем Г.

+

15

Ангелина

+

Всего

6

5

4

Из обследования видно, что дети грубых физических недостатков не имеют, но есть определенные трудности в координации движений, мелкой и артикуляционной моторике. У детей наблюдается двигательная активность, относительно хорошая координация движений. Проявляют интерес к заданию, без особых затруднений переключаются с одного задания на другое.

Но всё же у половины детей нарушены все виды моторики, нарушена координация, наблюдается частая отвлекаемость, истощаемость, беспокойство, неумение принять нужную артикуляционную позу.

2.2 Характеристика речевого и психофизического развития воспитанников экспериментальной группы

По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Наблюдаются и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. У детей оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

Дети испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с ИЗО деятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

У детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением и письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Память детей отличается качественным своеобразием. У детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.

Отмечается репродуктивный характер деятельности детей, снижение способности к творческому созданию новых образов.

У детей несформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении.

Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонетического развития. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.

Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, им недоступно творческое рассказывание.

Наличие в структуре дефекта недоразвития речи обусловливают необходимость специальной логопедической помощи.

Все названные особенности наиболее ярко проявлялись на уровне игровой деятельности детей. У них снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.

Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.

Дети с отклонениями в психоречевом развитии нуждаются в особом внимании и заботе. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, на основании которых строится план коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, в том числе и речи. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-логопеда, воспитателей, психолога и других специалистов.

Таким образом, создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.

Очевидно, что основным фактором, обусловливающим развитие психики аномального ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является своевременно организованное диагностирование, коррекционное обучение и воспитание.

Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной педагогической помощи.

Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных учреждений для детей, отстающих в развитии. Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ЗПР.

Эти дети по данным исследователей (Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова) испытывают стойкие затруднения в обучении и поведении и в силу особенного своего развития, не в состоянии освоить программу массовой школы. Выраженные нарушения ряда психических функций: внимания, памяти, моторики, речи, несформированость общедеятельностных умений и предпосылок учебной деятельности делают их неуспевающими учащимися в школе. В связи с этим в специальной литературе подчеркивается важность начала ранней комплексной диагностики и коррекционно-педагогической работы (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

2. Демьянов Ю.Г. Клинико - психологическое обследование детей с так называемой задержкой психического развития // Дефектология. Научно - теоретическая конференция. - Л., 1967.

3. Дети с временной задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М., 1971.

4. Дети - сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.,1998.

5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.

6. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. - М., 1966.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

9. Ковшиков В.А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с временной задержкой психического развития и с астенической формой олигофрении // Дефектология. Герценовские чтения. - Л., 1967.

10. Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях детей с задержкой психического развития // Дефектология. Герценовские чтения. - Л., 1967.

11. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. - СПб., 1992.

12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003.

13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - Санкт-Петербург, 2001.

15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

16. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов. - М., 1956.

17. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1990. - №6.

18. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1981.

19. Слепович Е.С. Развитие речи у детей с задержкой психического развития. - М., 1978.

20. Смирнова И.А. Нарушения звукопроизношения и письма у детей с задержкой психического развития // Изучение аномальных детей. - Л., 1981.

21. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.

22. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1987. - №5.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Речевая карта №1. Состояние речевой деятельности ребёнка 4-го года жизни
Предпосылки к развитию речи
1.Речевая инициатива (желание говорить, вступать в контакт)
2. Понимание речи:
а) выполнение инструкций: «Мяч дай мне, а зайку возьми себе»; «Покачай куклу, покатай мишку»;
б) узнаёт ли ребёнок предметы по назначению (по картинкам с изображением шапки, варежек, очков, иголки с ниткой, ножниц, зонта):
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять.
Если ручки замёрзнут, что наденешь?
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?
Что нужно маме, чтобы пришить тебе пуговицу?
Чем будешь резать бумагу?
Что возьмёшь на улицу, если будет дождь?
в) выполнение инструкций на понимание предлогов:
Положи кубик в коробку,
Положи кубик под коробку,
Положи кубик на коробку,
Положи кубик за коробку.
г) выполнение инструкций на различение единственного и множественного числа:
Покажи, где шар, шары.
Покажи, где гриб, грибы.
Покажи, где кукла, куклы.
Покажи, где яблоко, яблоки.
Покажи, где стул, стулья.
3. Состояние фонематического слуха:
Покажи, кто так кричит:
«му» (корова);
«ме» (овечка);
«мяу» (кошка);
Покажи, где:
коса - коза;
уточка - удочка;
ложки - рожки;
мышка - мишка;
сабля - цапля.
4.Состояние артикуляционного аппарата (объем движений языка, его подвижность, уздечка, слюнотечение, губы, зубы, нёбо)
Состояние активной речи.
1.Предметный словарь по темам:
а) кукла; б) шапка; в) голова;
машина; куртка; руки;
пирамидка; рубашка; нос;
матрёшка; платье; глаза.
2. Глагольный словарь:
играет;
рисует;
поливает;
моет;
танцует;
катается;
кормит.
3. Слоговая структура слов (проверяется в отраженной речи):
а) пила; б) молоко; в) мяч; г) диван; д) ложка;
рыба; сапоги; лук; лимон; мишка;
часы; корова; нож; батон; туфли.
4. Наличие фразовой речи (состояние грамматического строя речи):
Мальчик катается на самокате.
Девочка кормит кур.
Мальчик играет в мяч.
Мама купает малыша.
Дедушка читает газету.
5. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик» (или другая сюжетная картинка с изображением ситуации, близкой к жизненному опыту детей) ___________________________________________________
III. Состояние эмоционально-волевой сферы (форма общения, контактность, внимание, работоспособность, усидчивость, интерес)
__________________________________________________________
IV. Состояние моторики.
1. Общая моторика (походка, прыжки, выполнение движений по подражанию или словесной инструкции) ______________________
2. Мелкая моторика (согласованность движений рук, действий пальцев, ведущая рука ______________________________________

V. Логопедическое заключение _____________________________

__________________________________________________________

VI. Рекомендации _________________________________________

___________________________________________________________

Речевая карта №2. Состояние речевой деятельности ребёнка 5-го года жизни

Состояние связной речи.

1. Беседа ___________________________________________________

2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик» ______

____________________________________________________________

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Чайник разбился» (из двух) или «Кот и мыши» (из трёх)________________

____________________________________________________________

Лексико-грамматические средства языка.

Предметный словарь:

Слова, часто встречающиеся в жизни ребёнка:

яблоко;

чашка;

кот;

машина;

кукла;

морковь;

пальто;

часы;

конфета;

стул;

слова, редко встречающиеся в жизни ребёнка;

груша;

кастрюля;

корова;

корабль;

лук;

шарф;

ножницы;

лиса;

репа;

яйцо;

халат;

иголка;

диван;

слон;

слива;

овца;

черепаха;

аквариум;

памятник;

обобщающие понятия:

игрушки;

мебель;

посуда.

Глагольный словарь:

ест;

моет;

стоит;

бежит;

играет;

танцует;

Качественный словарь в игре «Скажи наоборот»:

чистый - … ;

толстый - … ;

горький - … ;

белый - … ;

высокий - … .

Предлоги:

простые (в, за, на, под, из, с);

сложные (из-за, из-под).

Морфологические средства языка.

Образование множественного числа существительных:

белка - … ;

кукла - … ;

стол - … ;

стул - … ;

окно - … ;

ведро - … .

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

яблоко - … ;

кукла - … ;

гриб - … ;

стол - …;

заяц - … .

Слоговая структура слов.

Слова:

часы; лыжи;

собака; кубики;

мяч; ёж;

утюг; петух;

санки; юбка;

книга; груша;

чайник; портфель;

арбуз; стакан; львёнок;

самолёт; молоток; огурец;

конфета; тарелка; печенье;

цыплёнок; карандаш; хоккеист;

картошка; скамейка; клубника;

стол; волк; слон;

платье; клюшка;

телевизор; сковорода; воротничок.

Предложения:

Дети слепили снеговика.

Повар печёт блины на сковородке.

Милиционер стоит на перекрёстке.

V. Фонетико-фонематические средства языка.

1. Звукопроизношение: ______________________________________

Фонематическое восприятие:

а) подними руку, если услышишь звук: а, у, и;

б) покажи нужную картинку:

ложки - рожки;

коса - коза;

сабля - цапля.

VI. Состояние артикуляционного аппарата (объём движений языка, подвижность, уздечка, губы, зубы, нёбо) __________________

VII. Состояние общей и мелкой моторики (ведущая рука) _______

VIII. Особенности психических процессов (внимание, память, работоспособность, усидчивость и т.д.) _________________________

IX. Заключение _____________________________________________

X. Рекомендации ___________________________________________

____________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4 - 5-ГО ГОДОВ ЖИЗНИ

Задание

Выполнение задания

3-4 года

4-5 лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Разборка и складывание матрешки:

четырехместной

пятиместной

Разборка складывание пирамидки:

из четырех колец

из шести колец

Коробка форм («почтовый ящик»):

из четырёх форм

из пяти форм

Разрезная картинка:

из трёх частей

из четырёх частей

Цветные кубики:

пяти цветов

семи цветов

Достань ключик:

практическая задача

на картинке

Счёт

Конструирование:

из четырёх элементов

из пяти элементов

Рисование (дом, дерево, человек)

Игра

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

Страницы: 1, 2, 3, 4