бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внимание как высшая психическая функция бесплатно рефераты

В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохими-ческими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти мож-но переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные ис-следования так называемых процессов «реверберации возбуждения», которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Кроме того, появились исследования, в ко-торых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для со-хранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания.

Для понимания данной проблемы необходимо рассмотреть нейронные и биохимические теории памяти.

Постоянное хранение информации связано с химическими или структурными из-менениями в мозгу. Запоминание осуществля-ется посредством электрической активности, т. е. химические или структурные изменения в мозге влияют на электрическую активность и наоборот. Если предположить, что системы памяти являются результа-том электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными це-пями, реализующими следы памяти.Электрический импульс от активированного нейрона проходит от тела клетки через аксон к телу следующей клетки. Место, где аксон соприкасается со следующей клеткой, называется синап-сом. На отдельном клеточном теле могут находиться тысячи синапсов, и все они делятся на два основных вида: возбудительные и тормозные.

На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к сле-дующему нейрону, а на уровне тормозного -- она блокируется.

Нервный импульс, поступивший на возбудительный си-напс и вызвавший ответ клетки, возвращается к тому нейрону, импульсом которого была активирована новая клетка. Таким образом про-стейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой про-цесс называется реверберацией.

Следовательно, поступающий сенсорный сигнал (сигнал от рецепторов) вызывает последовательность электрических импульсов, которая сохраняется не-определенно долгое время после того, как сигнал прекратится

Однако, во-первых, подлинная реверберирующая цепь гораздо сложнее. Группы клеток организованы более сложным образом, чем связь между двумя нервными клетками. Фоновая активность этих нейронов, а также воздействия со стороны многочисленных, внешних по отношению к данной петле входов в конеч-ном итоге нарушают характер циркуляции импульсов. Во-вторых, еще один воз-можный механизм прекращения реверберации -- это появление новых сигналов, которые могут активно затормозить предшествующую реверберирующую актив-ность. В-третьих, не исключается возможность некоторой ненадежности самих нейронных цепей: импульс, поступающий в одно звено цепи, не всегда способен вызвать активность в следующем звене, и в конце концов поток импульсов угаса-ет. В-четвертых, реверберация может прекратиться вследствие какого-либо «хи-мического» утомления в нейронах и синапсах.

С другой стороны, мы обладаем информацией, которая сохраняется на протя-жении всей нашей жизни. Следовательно, должны существовать механизмы, обес-печивающие сохранение этой информации. Согласно одной из популярных тео-рий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникно-вению новых нейронных цепей. Это изменение цепи называется консолидацией. Консолидация следа происходит в течение длительного времени. Таким образом, в основе долговременной памяти лежит постоянство структуры нейронных це-пей.

Однако следует отметить, что, несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока не существует.

Основные характеристики и процессы памяти:

Запоминание. Память, как и любой другой познавательный психический про-цесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, дли-тельность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти -- это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность че-ловека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информа-цию.

Другая характеристика памяти -- точность воспроизведения, отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в па-мяти часть информации утрачивается, а часть -- искажается, и при воспроизведе-нии этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.

Еще одна важная характеристика памяти -- длительность, отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информа-цию. С ней непосредственно связана готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Запоминание -- это процесс запечатления и последующего сохранения воспри-нятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред-намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание -- это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде-ленную цель -- запомнить некую информацию -- и использует специальные при-емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож-ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе-мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключа-ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно-го его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания -- это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

Следует отметить, что большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и постановка част-ных, специальных задач.

Исследования извест-ного отечественного психолога П. И. Зинченко доказали, что уста-новка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта, не являет-ся сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В опреде-ленных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В частности, запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, ока-зывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.

Уже на этапе запоминания происходит образование ассоциаций. В случае механического запоминания (механическая память) меж-ду частями нового материала и имеющимися знаниями устанавли-ваются простые (механические) ассоциации путем многократного повторения. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Осмысленное запоминание (логическая память) всегда требует установления смысловых связей нового с уже известным материалом и между отдельными частями новой информации. Эф-фективность логической памяти почти в 20 раз выше, чем при меха-ническом заучивании.

Воспроизведение -- это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). При непроизвольном воспроизведении человек не имеет намере-ния вспомнить ранее воспринятые события, они всплывают сами собой. При этом одна из случайно оживленных ассоциаций как бы тянет за собой сеть сопряженных с ней других связей.

Произвольное воспроизведение -- целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, действий.

Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий, свя-занное с преодолением известных трудностей при воспроизведении, называется припоминанием.

Узнавание--специфический процесс памяти, который проявля-ется при повторном восприятии объекта или при вспоминании. Этот процесс связан с объединением по тем или иным признакам непос-редственно воспринимаемого с воспринятым ранее. Большую роль при этом играет точность выделения специфического в объекте. В узнавании следует выделять чувство знакоместа с воспринятым и отнесение этого образа к определенному месту, времени, ситуации. В ряде случаев, увидев что-то, человек не может сразу установить иден-тичность с виденным ранее, и для этого требуются сознательные воле-вые усилия. При хорошем знакомстве с предметом или явлением про-цесс идентификации проходит как бы автоматически, без выделения сознанием моментов самого воспоминания или припоминания.

Сохранение (ретенция) как психический процесс памяти осуще-ствляется механизмами кратковременной, долговременной и опера-тивной памяти. Установлено, что сохранение может быть динами-ческим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое -- в долговременной.

Сохранение заученного в памяти зависит от многих факторов: глубины понимания материала, установки личности, от последую-щего применения усвоенных знаний, от повторений, от настроения человека и эмоциональной значимости материала.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

1) невозможность припомнить;

2) неверное припоминание или узнавание.

Подобно сохранению и запоминанию, также имеет избирательный характер.

Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает инте-реса. Избирательность забывания проявляется и в том, что детали за-бываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие поло-жения и выводы. Более быстрому забыванию подвергается материал, который заучивался механически, без достаточного понимания.

Известно, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное, отсроченное воспроизведение со-храненного в памяти материала по сравнению с первоначально заучен-ным в психологии называют реминисценцией. Оно обусловлено снятием охранительного торможе-ния, вызванного утомлением нервных клеток в процессе заучивания.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние дея-тельности, следующей за заучиванием. Это явление получило название ретроактивного (действующего назад) торможения. Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или деятельность, которая требует значи-тельных усилий. Отрицательное влияние предшествующей запомина-нию деятельности получило название проактивного торможения.

Типы памяти:

В настоящее время все больше считается, что память не является единым психическим образованием, как полагают сторонники кон-цепции единой "активной памяти". Более того, в зависимости от пос-ледовательности во времени от начала поступления информации на чувствительные входы до перевода ее на длительное хранение, суще-ствует по крайней мере три совершенно различных типа памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Возможно, что на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговре-менную существует и промежуточная (буферная) память, но ее свойства пока еще мало изучены.

Сенсорная (мгновенная) память осуществляет сохранение ин-формации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения "отпечатка" (0,3-1,0 сек), воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: «коническая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в дру-гую форму хранения, то она необратимо теряется.

У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается не долями секунды, а гораздо дольше--до 10 минут. Эти особенности во многом объясняют явле-ния эйдетизма у некоторых людей. При этом они обладают способ-ностью "видеть" картину или предмет, который находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Эта инерционность информаци-онных входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, обеспе-чивает непрерывность восприятия и для обычных людей (при морга-нии, движении глаз или просмотре кинофильмов). Эйдетические способности более выражены в детстве и снижаются у взрослых.

Кратковременная память обеспечивает удерживание на корот-кое время однократно предъявленной информации, поступающей от сенсорных входов или из долговременной памяти. Раньше крат-ковременную (рабочую) память называли объемом сознания.

Единственное хранилище кратковременной памяти имеет огра-ниченные объем и время хранения. Приоритет поступления инфор-мации определяется направленностью внимания в данный момент. Время хранения информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд, а ее объем составляет 5-9 структурных единиц информации -- в среднем 7 единиц (правило Д. Миллера, 1956).

Оперативные единицы информации зависят от способности че-ловека организовывать восприятие информации. Установлено, что отдельная буква воспроизводится лучше, чем две, а две -- лучше, чем три. Если же сочетание букв образует знакомое слово, то оно воспроизводится так же хорошо, как и одна буква, независимо от числа входящих в него букв.

Таким образом, кратковременная память является подсисте-мой памяти, обеспечивающей оперативное удержание и преобра-зование данных, поступающих от органов чувств и из долговре-менной памяти.

Все формы организации материала требуют для улучшения запоми-нания сжатия информации в меньшее число структурных (оператив-ных) единиц.

В кратковременной памяти продолжается процесс консолидации, упрочнения изменений в нейронах, обеспечивающих дальнейшее сохра-нение информации, а для этого требуется какое-то время. В первой фазе после поступления информации след ее сохраняется в динамической форме, и любое внезапное отвлечение человека в первые секунды после поступления информации нарушает запоминание.

С ограниченностью объема кратковременной памяти связано и такое ее свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема памяти вновь поступающая инфор-мация частично вытесняет уже имеющуюся и последняя безвозвратно те-ряется. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит перекодирование ее преимущественно в акустическую форму.

Буферная (промежуточная) память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, является промежуточным звеном на пути перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Долговременная память обеспечивает длительное (дни, месяцы, годы) сохранение информации. Она бывает двух типов: долговре-менная память с сознательным, произвольным доступом и долговременная память "закрытая" (в обычных условиях к ней нет произ-вольного доступа).

В долговременную память с произвольным доступом инфор-мация поступает из буферной памяти через преобразование ее в кратковременной памяти. В этом процессе важна роль мышления: информация при преобразовании обобщается, группируется, классифицируется. Долговременная память практически не огра-ничена в объеме и времени хранения.

Известно, что одной из систем мозга, необходимых для осуществле-ния переноса информации из кратковременной памяти в долговремен-ную является гиппокамп. Его структуры и вся медиальная часть височ-ной доли играют важную роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Эти отделы входят в лимбическую систему, характеризу-ющуюся очень сложными функциями и являющуюся составной час-тью первого энергетического блока.

Структуры гиппокампа, как и вся медиальная часть височной доли и таламус, являются важными для организации дек-ларативной памяти, которая обеспечивает ясный и сознательный отчет о прошлом индивидуальном опыте (ее содержание может быть деклариро-вано). Однако намного раньше в эволюции развилась процедурная па-мять, т.е. знание того, как нужно действовать. Привыкание и классичес-кое обуславливание--это примеры приобретения процедурной памяти. Процедурная память основана на биохимических и биофизических изме-нениях, происходящих только в тех нервных цепях, которые непосред-ственно участвуют в усвоенных действиях, а не в отдаленных участках мозга, как это имеет место при декларативной памяти.

Долговременная память "закрытого " типа носит иной харак-тер организации хранения в ней информации. К ее хранилищу про-извольного доступа нет, но информация хранится там в исходном виде, без преобразования.

Термин "оперативная память "характеризует вид памяти, прояв-ляющийся в ходе выполнения определенной деятельности и обслужива-ющий эту деятельность, благодаря сохранению информации, поступа-ющей как из кратковременной, так и из долговременной памяти.

Виды памяти:

Различают два основных вида памяти: генетическую (наслед-ственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет не только анатомическое и физиоло-гическое построение организма в процессе развития, но и врожден-ные формы видового поведения (инстинкты).

Прижизненная память -- это хранилище информации, получен-ной с момента рождения до смерти. Выделяют следующие ее виды: импринтинг (запечатлевание), а также двигательную, эмоциональ-ную, образную и символическую память.

Импринтинг--вид памяти, наблюдаемый только в ранний период развития, сразу после рождения. Импринтинг заключается в одномо-ментном установлении очень устойчивой специфической связи чело-века или животного с конкретным объектом внешней среды. Эта связь сохраняется длительное время, что рассматривается как пример на-учения и долговременного запоминания с одного предъявления.

Считается, что у человека импринтинг наблюдается до 6-месячно-го возраста (Понугаева А.Г., 1973), однако есть основания полагать, что этот период у ребенка намного продолжительнее.

Двигательная память--это память на движения. Она составля-ет основу овладения двигательными действиями в любом виде дея-тельности человека. Достигая полного развития раньше иных форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь. Особенно большое значение она имеет у артистов балета, а также в технически сложных видах спорта. При разучивании упраж-нений замечено, что легче запоминается направление и амплитуда движений и значительно труднее -- интенсивность.

Эмоциональная память--это память на чувства. Она определя-ет воспроизведение определенного чувственного состояния при по-вторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональ-ное состояние возникло. Чувственная память имеется уже у 6-месячного ребенка и достигает своего расцвета к 3-5 годам. Меха-низмы эмоциональной памяти лежат в основе первичного чувства узнавания (знакомое, чужое), наших симпатий и антипатий, осто-рожности. Эмоциональная память отличается также тем, что почти никогда не сопровождается отношением к ожившему чувству как к воспоминанию ранее пережитого чувства. Произвольное воспроиз-ведение чувств в этом аспекте почти невозможно.

Образная память--это память на образный материал. Различают следующие ее подвиды: зрительная, слуховая, осязательная, обоня-тельная и вкусовая. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зри-тельная и слуховая память, а развитие других подвидов (осязательная, обонятельная, вкусовая) связано с различиями профессиональной деятельности, например у дегустаторов. Образная память обычно ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая..

Символическая память--это память на абстрактный, отвлечен-но-символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую память. Словесная память в онтогенезе формируется вслед за образной памятью и достигает своего расцвета к 10-13 го-дам. От образной памяти она отличается большей точностью вос-произведения. Особенности логической памяти проявляются в за-поминании только смысла текста, т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека.

Формирование и развитие памяти:

П.П. Блонским (1935) сформулирована генетическая (стадиальная) теория развития памяти. По его мнению, различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются разными ступенями ее развития в филогенезе: двигательная, эмоциональная (аффективная), образная и вербальная (логическая). В истории развития челове-чества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.

Л.С. Выготский (1931) рассматривал развитие памяти в филоге-незе в тесной взаимосвязи с развитием мышления и другими пси-хическими процессами. Исторически развиваясь, человек выраба-тывая все более совершенные средства запоминания (письмо, счет и другие). Само развитие стимулов-средств для запоминания под-чиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние действия (например, "завязывание узелков на память", использование для запоминания различных предметов, зарубок), а затем становятся внутренними, мнемическими действиями (чув-ство, образ, мысль, ассоциация). Мнемотехнические средства, по мнению А.Н. Леонтьева (1931), изменили принципиальную струк-туру акта запоминания: из прямого, непосредственного оно стано-вится опосредованным. Ведущая роль в формировании внутрен-них средств запоминания принадлежит речи, ее превращению из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.

В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Самыми первы-ми по времени возникновения являются двигательная (моторная) и аффективная виды памяти (6 мес.). Начало образной памяти связы-вается со вторым годом жизни, а логическая память начинает фор-мироваться у ребенка с 3-4-летнего возраста. Их полное развитие достигается лишь к подростковому и юношескому возрасту.

Первоначальным проявлением памяти можно считать условные реф-лексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Более отчетливо проявление памяти обнару-живается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблю-дается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года -- то, что воспринима-лось несколько месяцев назад, а к концу четвертого -- то, что было примерно год назад.

Прежде всего у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запом-нить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опирают-ся на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это свя-зано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет раз-витие прежде всего произвольной памяти. Под воздействием требований школы запоминание и вос-произведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными.

Подводя итоги данной работы, посвященной проблеме памяти, следует отметить следующие важные моменты:

1) Память - это сложный психический процесс, включающий запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

2) Память позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся наши знания, умения и навыки.

3) Все психические процессы осуществляются с непосредственным участием памяти, т.е. каждая психическая функция имеет свой мнемический аспект.

В психологической науке существует множество теорий, объясняющих природу, механизмы и функциональное значение мнемической функции. Однако многие вопросы до сих пор остаются спорными и актуальными и требуют дальнейшего изучения как в области психологических знаний, так и в области других наук.

Страницы: 1, 2