бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внимание как высшая психическая функция бесплатно рефераты

Внимание как высшая психическая функция

16

Общая характеристика мнемических процессов (памяти):

Как известно, предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить, хотя самих предметов уже нет перед нами. Образы эти сохраняются нашей памятью. Если восприятие -- отражение реальности, действующей на наши органы чувств в данное время, то память также отражение объективной ре-альности, но действовавшей в прошлом.

В психологии память часто также называют мнемической дея-тельностью.. Память связывает прошлое человека с его насто-ящим и будущим и является важным познавательным процессом, ле-жащим в основе развития личности, обучения. Все другие психичес-кие процессы не могут осуществляться без участия памяти, т.е. каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.

Память -- это психический процесс отражения, заключаю-щийся в запечатлении и сохранении с последующими воспроизве-дением и узнаванием следов прошлого опыта, делающими воз-можным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Формами, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, являются образы и слова. В слове можно сохра-нять обобщенный образ (представление) о том, чего в наличной ситуации нет.

Общее понятие о представлениях:

Представление -- это субъективный чувственный образ воспо-минаний предыдущих восприятий, хранящийся в памяти.

Три разновидности образов привлекли внимание исследователей: последовательные, эйдетические и мысленные.

Последовательные образы формируются на уровне рецепторов (если посмотреть на источник света и закрыть глаза, то можно "видеть" несколько минут светящиеся пятна).

Эйдетические образы являются своего рода фотографической па-мятью. Некоторые люди с исключительной точностью сохраняют один раз увиденное довольно продолжительное время (от нескольких минут и даже иногда до нескольких лет).

Мысленные образы -- продукты долговременной памяти. Эти внутренние образы служат базой памяти и опорой умственных действий. Первые внутренние образы формируются у ребенка в возрасте от полутора лет. Однако только к 7-8 годам они становятся доступным для трансформаций.

Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий "следов" возбуждений, которые образова-лись при восприятии предметов или явлений. Эти следы (энграммы) создаются в процессе работы анализаторов.

Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют, так как они строятся на образах прошлых восприятий. Поэтому в представлениях многие детали воспринимавшихся ранее предметов и явлений нередко сливаются, опускаются. Представления отличаются от восприятий так же своей изменчивостью, непостоянством, возможностью их "реконструкции" -- преобразованию механизмами воображения.

Представления памяти по содержанию являются более ил менее точной энграммой предметов и явлений, когда-то воздействовавших на органы чувств.

В единичных представлениях памяти отражаются конкретные предметы и явления в конкретной обстановке. В них отображены черты, которые характерны именно для данного объекта. В общем представлении памяти отражаются обобщенные черты предметов данной группы. Общее представление возникает на основе многих единичных представлений. Наиболее обобщены схематическеи представления памяти, являющиеся ступенью перехода от чувственного познания на новый уровень -- абстрактно-логический. Запасы представлений в памяти человека необходимы для нормального протекания процессов мышления.

Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, но они подвергаются более существенным изменениям (реконструкции), и новое представление о предметах или явлениях в таком виде или в таких сочетаниях никогда ранее человеком не воспринимались. Прошлые восприятия в данном случае являются лишь "материалом", из которого воображение "конструирует" » новые образы-представления.

Ассоциации:

Все представления, содержащиеся в памяти, суще-ствуют обычно не сами по себе, а группируются в определенные совокупности -- ассоциации. Ассоциация -- это связь, сочетание определенных представлений между собой. Ассоциация между представлениями или любыми другими психическими содержани-ями образуется всегда, когда они возникают в сознании одновре-менно или непосредственно друг за другом. Повторное появление какого-либо из элементов этой связи приводит к возникновению (вспоминанию) всех других элементов ассоциативной группы.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет со-бой временную нервную связь. Возможность сохранения и после-дующего оживления временных связей составляет необходимую физиологическую основу психической деятельности в целом, в том числе и памяти.

В XVII веке принцип ассоциации был распространен на всю область психического и ассоциативная психология стала одним из главных направлений мировой психологической мысли. Психика, отождествляемая с интроспективно понимаемым сознанием, состоит здесь из элементар-ных ощущений, которые посредством ассоциации образуют все вторич-ные более сложные элементы сознания -- представления, мысли, чув-ства. Г. Гельмгольц использовал ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин--при объяснении эмоций, а И.М. Сеченов-- в учении о рефлексах. Позднее была показана ограниченность механис-тических трактовок ассоцианизма, но детерминистические элементы ас-социации были использованы в трансформированном виде в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в бихевиоризме. Изуче-ние ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии.

Со времен Аристотеля различают три типа основных, простых (механических) ассоциаций, соответствующие трем типам внешних условий действительности, необходимых для "одновременности" возникновения в сознании впечатлений об объектах:

а) ассоциации по смежности -- в основе образования лежит пространственно-временная смежность наблюдаемых предметов и явлений;

б) ассоциации по сходству -- в их основе лежит подобие, сход-ство наблюдаемых различных предметов и явлений;

г) ассоциации по контрасту -- в их основе различия, контраст-ная противоположность наблюдаемых предметов и явлений.

Перечисленные выше три принципа "сцепления" представлений первоначально распространялись и на причинно-следственные связи, т.к. "причина" и "следствие" всегда связаны определенным времен-ным отношением (смежность). Однако позднее ассоциации причинно-следственных отношений стали рассматриваться отдельно от про-стых, механических ассоциаций. Их образование у человека происходит не на основе смежности причины и следствия во времени, а через иные регуляторы--размышление и логику. Эти ассоциации являются основой знаний и образуются при условии обязательного понимания человеком сущности входящих в ассоциацию представлений.

Психологические теории памяти:

Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, осо-бенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер). Предста-вители данного научного направления переоценивали значение ассоциаций, что приводило к несколько искаженному представлению о многих психических явле-ниях, в том числе памяти. Так, запоминание рассматривалось как образование ас-социаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций -- многократное повторение одних и тех же процессов во времени.

К сожалению, в большинстве случаев теории ассоциативной психологии пред-ставляют собой вариант механистической трактовки психических явлений. В по-нимании ассоционистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы яв-ляются.

Вместе с тем отрицать существование ассоциативных связей нельзя. Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономер-ностей было дано И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. По Павлову, ассоциации -- не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отме-тить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциа-ции лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более един-ственный ее механизм.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий пси-холог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мыш-ления. Этот прием -- заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенно-стей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что срав-нительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном вни-мании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в даль-нейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запомина-нии длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было от-крытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запо-минанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установле-но, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20 % от об-щего числа первоначально выученных слогов.

Параллельно с исследованиями Г. Эббингауза проводились исследования и других ученых. В частности, известный немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой известный немецкий ученый -- психолог Г. Э. Мюллер -- осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Сле-дует отметить, что на первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической дея-тельности (процесса преднамеренного заучивания и воспроизведения материала) и значительно меньше внимания уделялось анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Это было связано с широким распространением в психологии интро-спективного метода. Однако с развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была существенно расширена. Так, в конце XIX -- начале XX в. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у жи-вотного.

Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гешталъттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явле-ний, а их изначальная, целостная организация -- гештальт. По мнению сторонни-ков этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта.

Видимо, следует пояснить, что «гештальт» в переводе на русский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой трети XX в. В рамках этого направ-ления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке ста-ло называться гештальтпсихологией. Основной постулат данного направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении матери-ал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложив-шегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер). Динамика запоминания и

воспроизведения с позиции гештальтпсихологии мыслилась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка конт-ролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Однако следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достиже-ния, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении. Не смог-ли ответить на этот вопрос и представители двух других направлений: бихевио-ризма и психоанализа.

Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы под-черкивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утвер-ждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запо-минания каким-либо стимулом.

В свою очередь, заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся со-бытия, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негатив-ные события быстро забываются.

Примерно в это же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория па-мяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих про-цессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

Особое место в исследованиях памяти занимает проблема изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, позволяющих человеку осознанно применять приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к лю-бым отрезкам своего прошлого.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной фор-мой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая про-извольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную па-мять.

Следует отметить, что работы Выготского явились дальнейшим развитием ис-следований французского ученого П. Жане, который одним из первых стал трак-товать память как систему действий, ориентированных на запоминание, перера-ботку и хранение материала. Именно французской психологической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависи-мость от практической деятельности человека.

Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Так, исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции психологической теории деятельности, позволили рас-крыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

Физиологические механизмы памяти:

Физио-логический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. Философы и психологи конца XIX -- начала XX в. ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память -- это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нерв-ной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый не-рвно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выра-жается в возникновении связей между процессами. В результате один психичес-кий процесс может вызвать другой.

Страницы: 1, 2