бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние типов темперамента на поведение супругов в конфликте бесплатно рефераты

Что же такое удачный комплемент? Это не штамп, а проявление доброжелательного внимания, человеку нужно говорить то, что больше всего поддержит его в данной ситуации. Делая комплимент помните, что в каждом человеке есть хорошее. Выделяя и подчеркивая это хорошее, не поскупимся на похвалу - в этом и состоит искусство комплимента, его положительная роль, он закрепляет лучшее в человеке фиксируя это лучшее.

Помните, что любовь нельзя воскресить, а тем более пробудить упреками и призывами.

Любовь держится на человеческих достоинствах, ее не укрепить постоянным подчеркиванием недостатков. Можно воскресить радостным (исступленно восторженным) настроением.

Если мужчины более склонны к любви в периоды тревог и опасностей, то женщины в спокойной и располагающий обстановке. Если любовь ослабевает, то следует искать новые способы вознаграждения и поощрений, так как старые постепенно снижают свою ценность - к ним привыкают.

Лекция №5 Взаимодействие в конфликте

Сотрудничеством называется систематическое объединение усилий для достижения общей цели. Чем больше степень объединения, тем интенсивнее сотрудничество. В группах и организациях сотрудничество может достигаться двумя путями: коллаборацией и координацией. Коллаборация подразумевает, что члены группы разделяют общую ответственность за результаты своей работы.

Координация же предполагает прочную взаимосвязь между работниками, выполняющими отдельные части какой-либо задачи. Поскольку коллаборация требует от группы большей зрелости, сплоченности, взаимного доверия ее внедрение представляет для управленца достаточно сложную задачу. Тем не менее менеджеры, стремящиеся совершенствовать групповую динамику, должны обращать внимание на оба измерения сотрудничества.

Сотрудничеству обычно противопоставляется соперничество, конкуренция. С экономической точки зрения выживание зависит от победы в конкурентной борьбе. Однако, с позиций межличностного взаимодействия, сотрудничество часто не обосновано приносится в жертву соперничеству. В пользу сотрудничества в общении можно привести следующие аргументы:

1. Условием успеха является эффективное распределение ресурсов, что практически невозможно, если люди действуют против друг друга. Сотрудничество использует все преимущества синергитического эффекта, когда результат работы превосходит просто сумму затраченных каждым членом группы усилий. Соперничество рождает в людях взаимную подозрительность и враждебность, разрушая синергетический эффект.

2. Соперничество редко имеет результатом высокое качество работы т.к. добиваться его и стремиться опередить конкурентов - разные вещи.

Новейшие исследования подчеркивают значение сотрудничества для позитивного развертывания групповой динамики. Так показано, что оно имеет положительную корреляцию с выраженностью мотивации достижений и продуктивностью.

Преобладание сотрудничества или соперничества в группе оказывает решающее значение на существующий в ней социально-психологический климат. Социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих

продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе. Психологический климат составляет контекст межличностных отношений. Это означает, что понятие психологического климата не относится к какой-либо деятельности, а является эмоциональным фоном на котором эта деятельность осуществляется. Применительно к психологии управления, психологический климат можно рассматривать как результат восприятия свойств или характеристик производственной или организационной обстановки, которое формируется в процессе совместной деятельности и влияет на поведение людей.

Важным является вопрос о составляющих психологического климата. Действительно, разные переменные с разными характеристиками могут определять характер психологического климата в группе. Среди этих переменных наиболее важными признаются следующие:

1. Отношение к решаемой задаче. Сам характер задачи, стоящей перед группой, может стимулировать сотрудничество или соперничество. Не менее значим и способ постановки задачи.

2. Отношение к поощрению и наказанию. Поощрение и наказание могут использоваться как средства, используемые для роста сотрудничества или соперничества. В первом случае они зависят от действительных заслуг или вины конкретного работника, а не от личных симпатий и антипатий, служебного положения и т.п.

3. Отношение к способам принятия решений. Доступность к процессу принятия решений является фактором положительно влияющим на развитие взаимоотношений сотрудничества.

4. Отношение к способам обратной связи. Получение полной и достоверной обратной связи от партнеров по группе делает более вероятным климат основанный на сотрудничестве.

5. Структура группы. Как показывают исследования, чем выше заорганизованность уровень централизации, необходимость следовать строгим правилам, тем сильнее в психологическом климате представлены косность, закрытость и другие отличительные признаки соперничества. Соответственно большая индивидуальная свобода открывает возможности проявления открытости, доверия, удовлетворенности характером взаимоотношений.

6. Численность группы (количество членов группы). Меньшие организации характеризуются как более открытые для утверждения в климата с признаками сотрудничества.

Преобладание соперничества или сотрудничества в группе сказывается и на характере взаимоотношений. Условием реального сотрудничества являются взаимоотношения характеризуемые атмосферой психологической поддержки, т.е. благожелательным эмоциональным фоном. Созданию этого фона способствуют или препятствую различные формы поведения.

2.3. Контрольный эксперимент

Цель: повторно определить типовое семейное состояние через уровень семейной тревожности, общей неудовлетворенности и нервно-психического напряжения. Сравнить полученные данные с результатами констатирующего эксперимента.

Данная цель решалась с помощью методики «Типовое семейное состояние». Было выявлено нервно-психическое напряжение в семьях испытуемых, семейная тревожность и общая неудовлетворенность.

Полученные данные можно отобразить в следующих рисунках.

Рис.2.5. Тип семейного состояния в экспериментальной группе (А) на период контрольного эксперимента

Где: У - общая неудовлетворенность;

Н - нервно-психическое напряжение;

Т-семейная тревожность.

Рис.2.6. Тип семейного состояния в контрольной группе (Б) на период контрольного эксперимента

Вывод: Сравнивая полученные данные контрольной и экспериментальной групп, можно сказать о том, что в группе А процент общей неудовлетворенности нервно-психического напряжения и семейной тревожности значительно снижен. Данные контрольной группы практически не изменились - преобладает неудовлетворенность (более 50%), нервно-психическое напряжение (более 25%) и семейная тревожность (20%).

Анализируя работу контрольного эксперимента и сравнивая данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что составленная нами программа оказывает влияние на отношения между супругами, но стиль поведения в конфликте практически не меняется.

Следующим этапом контрольного эксперимента является установление влияния типа темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте. Для этой цели нами была составлена следующая таблица:

Таблица 2.3.

«Тип темперамента и стратегии поведения в конфликте в экспериментальной группе на период контрольного эксперимента»

Код семьи

тип темперамента

стратегии поведения в конфликте

А 1

холерик

компромисс,

А 2

меланхолик

компромисс

А 3

сангвиник

избегание

А 4

меланхолик

компромисс

А 5

флегматик

приспособление, компромисс

А 6

холерик

компромисс, приспособление

А 7

флегматик

компромисс, приспособление

А 8

холерик

компромисс, приспособление

Таблица 2.4.

«Тип темперамента и стратегии поведения в конфликте в контрольной группе на период контрольного эксперимента»

Код семьи

тип темперамента

стратегии поведения в конфликте

Б 1

флегматик

приспособление, избегание

Б 2

холерик

компромисс, приспособление

Б 3

флегматик

компромисс, приспособление

Б 4

холерик

компромисс, приспособление

Б 5

холерик

компромисс, приспособление

Б 6

меланхолик

компромисс

Б 7

сангвиник

приспособление, избегание

Б 8

меланхолик

компромисс

Вывод: сравнивая данные таблиц 2.3 и 2.4, можно увидеть, что в экспериментальной группе практически не изменились стратегии поведения в конфликте. Отношения между супругами изменились в лучшую сторону. Это говорит о том, что семьи экспериментальной группы научились управлять собой, своими чувствами и эмоциями, научились правильно вести себя при начинающемся конфликте, но стиль поведения в конфликте не изменился. Подводя итог контрольного эксперимента, анализируя данные контрольного и констатирующего экспериментов, можно сказать о том, что выдвинутая нами гипотеза достигнута, т.е. выбор способа поведения в конфликте между супругами зависит от типа темперамента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема супружеских отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.

Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути решения конфликтных ситуаций.

Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.

Каждый тип темперамента связан с определенным поведением человека, проявляется в его действиях и поступках. Сочетание различных типов темперамента может послужить причиной постоянных конфликтов в семье.

Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то есть выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего в себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов преодоления разногласий и выхода из кризиса и т.д.

Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все сначала и, может быть, пронзительнее чем когда-либо ощутить смысл слов классика семейной психотерапии Карла Виттера: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно - в браке не состоять».

Данная работа была посвящена изучению вопроса о влиянии типа темперамента на способ разрешения конфликта в семье и составлению (с учетом типов темперамента) программы, направленной на развитие межличностных отношений между супругами.

При решении задач мы рассмотрели и проанализировали сущность понятия «темперамент», определили его типы, и дали им характеристику, определили особенности и причины появления конфликтов семье, охарактеризовали сущность, структуру и функции семейного конфликта, технологии и способы разрешения конфликтов. Так как возникновение конфликтных ситуаций из-за несовпадения темпераментов супругов может создавать определенные трудности во взаимоотношениях. Об этом необходимо помнить при общении в конфликтной ситуации - резкое требование иногда допустимое в отношении сангвиника и флегматика может вызвать взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика.

Следующая задача состояла в составлении и апробации программы, направленной на развитие межличностных отношений между супругами.

Данные, полученные при повторном тестировании, позволяют сделать вывод о том, что составленная нами программа влияет на уровень межличностных отношений между супругами и на снижение конфликтных ситуаций в семье, но на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в семье влияния не оказывает. Т.е. между стилем поведения супругов в конфликте и типом темперамента существует взаимосвязь.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.

3. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. -Вып.79.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, N4.

6. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. -1991.

7. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6.

8. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.

9. Вызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. -Сыктывкар, 1983.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10