бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние типов темперамента на поведение супругов в конфликте бесплатно рефераты

Влияние типов темперамента на поведение супругов в конфликте

99

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ..........................6

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента.......................... 6

1.2.Психологическая характеристика основных типов темперамента.............16

1.3. Темперамент и семья.....................................................................................21

1.4. Сущность, структура и способы разрешения семейных конфликтов……………………………………………………………..........…..54

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА И СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТЕ..............................................................................62

2.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между типом темперамента и конфликтом (констатирующей эксперимент)..........................................................................................................63

2.2. Программа работы, направленная на коррекцию поведения супругов в конфликте через развитие межличностных отношений (формирующей эксперимент)..........................................................................................................69

2.3. Контрольный эксперимент............................................................................85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................89

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................90

ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................93

ВВЕДЕНИЕ

Напряжение в обществе, вызванное ухудшением экономического положения семьи, привело к нарастанию конфликтов в межличностных отношениях и снижению стрессоустойчивости человека, к увеличению непонимания между поколениями, накопление эмоций негативного характера, часто находящих выход в агрессии на других, либо на себя, увеличение конфликтов в семье. Взаимоотношения в семье становятся ведущим фактором развития и существования цивилизованного общества. Неудачи в сфере семейных взаимоотношений могут заложить фундамент неуверенности, безнадежности и пессимизма в определении собственного будущего.

Конфликты в семье - разногласия между членами семьи, в основе которых лежит несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. Основными возможными источниками семейных конфликтов являются: расхождение представлений о значимости ведущих семейных ценностей; низкий уровень этико-психологической культуры; неуважительное отношение друг к другу и к детям; потребительское отношение к семье; неумение управлять собой, своими чувствами, эмоциями.

Большинство ученых считают, что существование семьи без конфликтов невозможно. А это значит, что конфликт не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент семейной жизни, который дает выход напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные семейные изменения.

Возникновение конфликтной ситуации в семье может быть во многом обусловлено несовместимостью типов темперамента ее членов. Несовпадение темперамента супругов может создавать определенные трудности в их взаимоотношении. Об индивидуальности темпераментальных данных нужно помнить при общении в конфликтной ситуации -- резкое требование, иногда допустимое в отношении сангвиника и флегматика может вызвать взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика.

Разрешение взаимосвязи между типом темперамента и способом выхода из конфликтной ситуации в семье и определяют основную проблему исследования - определение наиболее оптимальных способов выхода из конфликтной ситуации для членов семьи с различным типом темперамента.

Цель исследования - определить роль темперамента в возникновении и разрешении конфликтов в семье.

Объект исследования - семейные отношения между супругами.

Предмет исследования - конфликтные ситуации, их зависимость от типа темперамента.

Гипотеза - предполагаем, что выбор способа поведения в конфликте между супругами зависит от типа темперамента.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- Подобрать и проанализировать источники современной психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросу: «семейные конфликты», «Влияние типа темперамента на способ разрешения конфликта в семье». Раскрыть сущность понятия «конфликты в семье», определить его структуру и функции;

- Раскрыть сущность понятий «темперамент», определить его типы, и дать им характеристику;

- Охарактеризовать сущность, структуру и функции семейного конфликта, рассмотреть способы разрешения конфликтов в семье;

- Составить и апробировать программу, направленную на развитие межличностных отношений между супругами.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- тестирование.

Практическая значимость состоит в составлении программы, направленной на развитие межличностных отношений между супругами.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ

1.1. История учений о темпераменте. Теории темперамента

На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа великим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), который показал, что основным условием существования организма являются данные в нем в определенной пропорции и питающие его четыре жидкости (гумор). Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.

На основе гуморальной теории Гиппократа, в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установлены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Эта классификация темпераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы. Само слово „темперамент" имеет латинское происхождение и означает „надлежащее соотношение частей, соразмерность". Гиппократовско-галеновское описание темпераментов исходило из того, что состояние человека, его физическое здоровье и психический склад определяется соотношением в организме четырех элементов. Гиппократ представлял себе эти элементы как разные жидкости -кровь, флегму, желтую и черную желчь. Гален видел в них четыре субстанции - твердое, жидкое, горячее и холодное. Преобладание одного из, элементов формирует соответствующий темперамент (сангвинический, холерический, меланхолический или флегматический).

Не вызывают спора основные признаки издревле установленных темпераментов. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяснения, понимания темпераментов, установления их психологических и физиологических механизмов.

Один ряд ученых считает темперамент врожденным биологическим свойством организма -- темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституцииорганизма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые исследователи причиной индивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие -- особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд), особенности высшей нервной деятельности (И. П. Павлов и его школа).

В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темперамент является не врожденным, биологическим свойством организма, находящим соответствующее выражение в мире переживаний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.

Темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.

Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека.

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику

психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные

особенности, которые

- регулируют динамику психической деятельности в целом;

- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

- имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

- однозначно обусловлены общим типом нервной системы. Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной

определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных "соков" жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.

Исходя из его учения, врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате "De temperamentum". Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - "кровь"), флегматика (от греч. - phlegma - "флегма"), холерика (от греч. chole - "желчь"), и меланхолика (от греч. melan chole - "черная желчь"). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Оригинальная концепция о связи между физиологическими и психическими процессами разрабатывается последователями

И.П.Павлова в школе П.К.Анохина. Основу которого составляет утверждение, что между физиологическими процессами, с одной стороны, и психическими процессами с другой, "вклиниваются" еще " процессы организации физиологических процессов", или "системных информационных процессов" или психики.

Систематизируя типы нервной системы в 1935г., И.П.Павлов выделил некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность - нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни.

Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

Инертность- противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П.Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4классическим типам темперамента:

1. сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

2. сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

3. сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения -холерик;

4. слабый тип- меланхолик. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. --«Основы обшей психологии» М., 1946.

Павловская типология получила дальнейшее развитие в работах ряда советских исследователей (А. Г. Иванова, В. К. Федоров, В. К. Красуский и др.).

Многолетнее экспериментальные исследования, проведенные в школе Б. М. Теплова - В. Д. Небылицына, показали, что проявления каждого из основных свойств нервной системы образует некий синдром, т.е. совокупность коррелирующих друг с другом показателей.

Впервые мысль о существовании общих и частных свойств нервной системы у человека была высказана Б.М.Тепловым еще в 1956г. Он писал, что "у человека менее всего можно ожидать полного совпадения типологических параметров в разных анализаторах, а также в первой и второй сигнальных системах ".

В настоящее время не существует единого мнения относительно структуры психодинамических свойств человека.

Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека. Л.С.Выготский к темпераменту относил особенности склада всех прирожденных и наследственных реакций, наследственностью конституцию человека. Согласно его представлениям, темперамент - это та сфера личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных и рефлекторных реакциях человека. Л.С.Выготский выделил две основные характеристики темперамента:

1)телесную выразительность;

2)характер и темп движения.

Б.Г.Ананьев относил к темпераменту те "индивидуальные особенности организма", которые определяются деятельностью "двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата". Он рассматривал темперамент как "совокупность физиологических и психических особенностей человека" . В качестве ведущих характеристик им были выделены сила, скорость и устойчивость психических процессов. Другими важнейшими показателями темперамента он считал чувствительность и впечатлительность человека, особенности переживания человеком собственных поступков и действий.

В последние годы весьма продуктивные исследования проблемы темперамента проводятся в школе В.С.Мерлина. Автор отмечает, что "свойства темперамента представляют собой определенную динамическую систему" и далее: "свойства темперамента можно определить также как энергетическую характеристику психических свойств". Основными показателями темперамента, по Мерлину, являются: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений (импульсивность), активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность, ригидность, резистентность и субъективация. В связи с этим, по мнению В.С.Мерлина, нельзя изучать отдельные его свойства, не соотнося их с определенными свойствами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10