бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников бесплатно рефераты

Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.

Очевидно, что в отдельные периоды супружеской жизни преобладают те или другие негативные либо позитивные эмоции. Позитивный полюс эмоций супружеской жизни, по мнению Э.Шострома, представлен следующими эмоциями:

- привязанность, или безусловная забота - отношения, в которых никто из супругов не владеет другим;

- дружба - основана на признании ценности другой личности, уважении к ее автономии и индивидуальности;

- эрос - романтическая составляющая любви, основанная на сексуальном желании и чувстве исключительности;

- эмпатия - основана на милосердии и сострадании;

- любовь к себе - умение оценить себя по достоинству, не пренебрегать собственными потребностями.

Негативный полюс содержит следующие эмоции:

- гнев - основан на заботе и сильной вовлеченности в отношения;

- вина - враждебное чувство к себе за совершение какого-либо поступка;

- обида - эмоция, за которой скрывается мстительность;

- ненависть - застывшая враждебность, содержащая молчание и сарказм;

- критичность - не способствует эмоциональному реагированию и не создает контакта;

- дистанцирование от партнера, уход - способ держать его под контролем, препятствовать прояснению ситуации;

- безразличие - полное отсутствие каких-либо отношений, губительное для супругов состояние.

Для выявления семейных отношений нами были применены две методики:

- Тест родительского отношения

- Биополе семьи

Тест родительского отношения

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение -- это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие -- отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это -- своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Текст опросника приведен в приложении 4.

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие -- отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» -- 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы -- о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие -- отвержение» -- от 24 до 33 -- говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале -- от 0 до 8 -- говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» -- 7-8 баллов -- являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы по данной шкале -- 1-2 балла -- говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» -- 6-7 баллов -- достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей,

Низкие баллы по этой же шкале -- 1-2 балла -- являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале «контроль» -- 6-7 баллов -- говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале -- 1-2 балла -- напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» -- 7-8 баллов -- являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале -- 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Тест «Биополе семьи».

Опросник состоит из 35 утверждений (Приложение 5). На каждый вопрос необходимо ответить «да» или «нет». Определяется число правильных ответов по «ключу»:

«да» - 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35;

«нет» - 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.

За каждое совпадение с ключом начисляется балл. Показатель «характеристика биополя семьи» может варьироваться от 0 до 35 баллов.

Устойчивое отрицательное биополе, если получено 0-8 баллов. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь «трудной», «невыносимой», «кошмарной».

Неустойчивое, или переменное, биополе - 9-15 баллов. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.

Неопределенное биополе - 16-22 балла. В нем отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивная энергетика.

Устойчивое положительное биополе - 23-35 баллов.

По данным методикам были протестированы родители школьников. Первая методика позволяет выявить отношение родителей к ребенку, вторая - взаимоотношение родителей между собой. Полученные результаты представлены далее.

3.2 Анализ результатов и их интерпретации

Результаты анкетирования выявления уровня тревожности школьников представлены в таблице 2

Таблица 2 Результаты анкетирования школьников

Фамилия, имя

Методики

Уровень

Басса-Дарки

Хека-Хесса

Силбергера

ИА

ИВ

1

Балакова С.

П

П

30

П П - повышенный уровень агрессии; Н - низкий уровень агрессии; СР - средний уровень агрессии (как правило связан с переходным периодом).

высокий

2

Бочаров А.

Н

П

22

СР

средний

3

Воробьев С.

Н

П

17

СР

средний

4

Гамбург Е.

П

П

29

П

высокий

5

Гамбург К.

П

П

34

П

высокий

6

Горст Д.

П

П

30

П

высокий

7

Гуляева Н

Н

Н

10

Н

низкий

8

Дольников Ю

П

П

35

П

высокий

9

Ильиных С.

Н

Н

20

СР

средний

10

Илюшин В.

П

Н

20

СР

средний

11

Калюжный М.

Н

П

31

П

высокий

12

Карстов В.

Н

Н

14

СР

средний

13

Колунов К.

Н

Н

9

Н

низкий

14

Кулаков Д.

П

П

26

П

высокий

15

Курганская Н.

Н

Н

7

Н

низкий

16

Линева М.

Н

Н

19

СР

средний

17

Митина И.

Н

Н

22

СР

средний

18

Михаэль Л.

П

П

29

П

высокий

19

Могутов Д.

П

П

27

П

высокий

20

Найденов А.

П

П

31

П

высокий

21

Салматов И.

П

П

30

П

высокий

22

Юрина Е.

Н

Н

11

Н

низкий

23

Якушев А.

П

П

26

П

высокий

Таким образом, высокий уровень агрессии - 12 человек (52%);

средний уровень - 7 человек (30%);

низкий уровень - 4 человека (18%).

Графически данные представлены в гистограмме 1.

Гистограмма 1. Уровень агрессии

Таким образом, в процессе выявления уровня агрессии, были получены данные, которые показали, что более половины учеников класса имеют высокий уровень агрессии.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11