бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников бесплатно рефераты

Xi - результат каждого i-того испытуемого по методике X;

Yi - результат каждого i-того испытуемого по методике Y;

RX - присвоенные значения рангов результатам методики X;

RY - присвоенные значения рангов результатам методики Y;

d - модуль значения разности рангов (RX-RY);

dІ - квадрат разностей;

УdІ - сумма квадратов разностей.

Подставим получившуюся сумму в формулу (1) для выяснения коэффициента ранговой корреляции:

rs =1 - (6 Ч УdІ) / (N (NІ-1)) = 1 - (6 Ч 3448) / (23 (232 - 1))=1-20688/12144 = - 0,7

Таким образом, на основании таблицы 4, мы получили следующие результаты:

- вид корреляции по тесноте связи - частичная;

- степень взаимосвязи - высокая, тесная между агрессией и семейными отношениями;

- вид корреляции по направленности - отрицательная;

- характер взаимосвязи - обратно пропорциональная взаимосвязь.

Объективно, надежность коэффициента корреляции зависит от его величины, от числа пар X и Y, для которых он был подсчитан и от качества обработки результатов.

Статистическую значимость полученного коэффициента корреляции можно определить с помощью таблицы 5. В первом столбце (N) указывается число пар результатов X и Y, для которых определен коэффициент корреляции. Второй и третий столбцы - это показатели уровня значимости (0,05 и 0,01).

Таблица 5 Критические значения коэффициента корреляции рангов по Спирмену

N

Р

N

Р

N

Р

0.05

0.01

0.05

0.01

0.05

0.01

5

0.94

-

17

0.48

0.62

29

0.37

0.48

6

0.85

-

18

0.47

0.60

30

0.36

0.47

7

0.78

0.9*

19

0.46

0.58

31

0.36

0.46

8

0.72

0.88

20

0.45

0.57

32

0.36

0.45

9

0.68

0.83

21

0.44

0.56

33

0.34

0.45

10

0.64

0.79

22

0.43

0.54

34

0.34

0.44

11

0.61

0.76

23

0.42

0.53

35

0.33

0.43

12

0.58

0.73

24

0.41

0.52

36

0.33

0.43

13

0.56

0.70

25

0.39

0.51

37

0.33

0.43

14

0.54

0.68

26

0.39

0.50

38

0.32

0.41

15

0.52

0.66

27

0.38

0.49

39

0.32

0.41

16

0.50

0.64

28

0.38

0.48

40

0.31

0.40

По таблице «Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов» для коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы получили следующие результаты:

количество испытуемых = 23 человек;

р (0,05) = 0,42; р (0,01) = 0,53; rs = 0,7, т.е. р (0,05) < р (0,01) < rs

Таким образом, мы можем говорить о том, что полученный коэффициент корреляции статистически значим, то есть существует связь между агрессией и семейными отношениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неустойчивость социально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни, кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовой информации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания, кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивных проявлений среди детей и подростков. С одной стороны, в молодежных группировках насилие над другой личностью становится нормой, демонстрируемой со страниц газет и экранов телевидения - с другой стороны, отмечается рост аутоагрессии, проявляющейся в суицидальных исходах подростков. Резкое увеличение числа подростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные учреждения становится реальной проблемой для педагогов и школьных психологов.

Задача школьного психолога и педагога - расширить поведенческий репертуар ребенка, научить его управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Сделать это можно во время психологических тренингов, в ходе которых моделируются сложные, конфликтные, фрустрирующие ситуации.

Говоря о развитие личности, отечественные и западные исследователи указывают на ведущую роль социализации ребенка в этом процессе.

Рассматривая развитие личности ребенка младшего школьного возраста, мы выяснили, что во всех ее сферах происходят большие изменения, связанные с переменой статуса ребенка и влияния нового школьного окружения. В каком направлении будут происходить эти перемены и как успешно с ними справится ребенок, зависит, прежде всего, от уровня социального функционирования семьи, в которой воспитывается и развивается ребенок.

На особенности развития личности ребенка в семье оказывают влияние различные факторы, такие как социальный статус семьи, образ жизни, стиль воспитания и отношение родителей к ребенку. Особое место в этом списке занимают особенности взаимоотношений родителей между собой и с окружающими людьми. Одним из слабых мест в воспитании родителями детей является то, что они не учитывают и не осознают влияние особенностей своего поведения в конфликте на развитие личностных качеств ребенка.

По нашему глубокому убеждению любой конфликт (внутриличностный, межличностный, внутригрупповой или межгрупповой) субъектом которого является член семьи, обязательно повлияет на отношения в семье, где интересы каждого ее члена сталкиваются с интересами других членов и общества в целом: на взаимоотношения между родителями, на всех членов семьи, в том числе и на ребенка. От того насколько эффективен выбор стратегии поведения в конфликте родителей, зависит благополучие ребенка и гармоничное развитие его личности.

Полученные нами в ходе экспериментального исследования результаты позволяют утверждать, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута и гипотеза нашего исследования о том, что существует влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младшего школьника, подтвердилась.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 266.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М, 1978. - С. 167-169.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. - М., 1992.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999. - С. 8, 238-243.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник. - М., 1990.

6. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанов А.А., Шабалин С.Н. Общая психология. - М., 1973. - С. 317-332.

7. Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988. - С. 5-11, 37-59.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 108-113.

9. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.

10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1984.

11. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М., 1997. - С. 306.

12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - С. 42.

13. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. -М., 1998. -С. 398.

14. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - Минск. 1986. - С. 29-48.

15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М, 1984. Т 4.- С. 248, 255-259.

16. Гребенщиков И.В., Дубровина И.В., Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. - М., 1987. - С. 17-32.

17. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991. - С. 17-32.

18. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - 2 изд., доп. - М., 1989. - С. 291-302.

19. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000. - С. 55, 90, 217.

20. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1997.

21. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - СПб., 2002.

22. 3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии (Теория З.Фрейда: 6-12. Теория К.Юнга: 12-13. Теория А.Адлера: 14-18. Теория К.Хорни: 18-21. Теория Э.Фромма: 26-30. Гуманистическая теория личности: 37-57). - М., 1982.

23. 3игерт В.Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.

25. Козер Л. Завершение конфликта. Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. - М., 1991. - С. 27-35.

26. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности \\ Психологический журнал. -1987.-№4.-С. 126-137.

27. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. - М., 1992.

28. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М, Медицина, 1991.

29. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов //Психологический журнал. - М., 1985. - №3.-С. 126-137.

30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. - С. 159-189.

31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

32. Макаренко А.С. О взрыве. Собр. соч. - Т.5. - М., 1958.

33. Макаров Г.Н. Справочник по конфликтологии. -. М., 1998.

34. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. - С. 122.

35. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М., 1984.

36. Мейли Р. Факторный анализ личности. Психология индивидуальных различий: Тексты.- М., 1982.

37. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь - 1970.

38. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь - 1988.-С. 5-19.

39. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.

40. Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. / Под ред. В.К.Мягер, Р.А.Зачепицкого. -Л., 1978.

41. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 1997.

42. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994 - С. 30.

43. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 237.

44. Навайтитс Г. Семья в психологической консультации. - М., 1999.

45. НемовР.С. Психология. Кн. 2.-М., 2001.-С. 336, 341-356.

46. Немов Р.С. Психология. Кн.3. -М., 2001.

47. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 336-338.

48. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. - С. 213-253.

49. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. - М., 1984. - № 4.

50. Психологические исследования. Сборник статей. Под ред. А.Н.Леонтьева и др. -М., 1973.

51. Психологический словарь. Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запарожца, Б.Ф.Ломова и др. - М., 1983. - С. 161

52. Психология. Учебник. Ред. А.А.Крылова. - М., 1998. - С. 241, 247-248, 262.

53. Психология личности. Тексты. Ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырев. - М., 1982.-С. 28-55.

54. Психология семьи. Хрестоматия. Ред. Д.Я.Райгородский. - Самара, 2002. - С. 66-88, 131-132, 137,599-638.

55. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана М., 2002. - С. 247-248, 262.

56. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов и аспирантов псих. фак. - СПб., 1999.

57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. - Т.П - М., 1989.

58. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб., 1997. - С. 215.

59. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1966.

60. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

61. Социологический словарь. - Минск, 1991. - С. 80.

62. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. - М., 1986.

63. ТитаренкоВ.Я. «Семья и формирование личности», М., 1987. - С. 28-50, 78-93.

64. Философская энциклопедия. - Т.З. - М., 1964. - С. 55.

65. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М., 1990.

66. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М., 1989. - С. 346-381, 425-439.

67. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М., 1975. - С. 196-283.

68. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996. - С. 33, 96.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11