Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников
Xi - результат каждого i-того испытуемого по методике X;
Yi - результат каждого i-того испытуемого по методике Y;
RX - присвоенные значения рангов результатам методики X;
RY - присвоенные значения рангов результатам методики Y;
d - модуль значения разности рангов (RX-RY);
dІ - квадрат разностей;
УdІ - сумма квадратов разностей.
Подставим получившуюся сумму в формулу (1) для выяснения коэффициента ранговой корреляции:
rs =1 - (6 Ч УdІ) / (N (NІ-1)) = 1 - (6 Ч 3448) / (23 (232 - 1))=1-20688/12144 = - 0,7
Таким образом, на основании таблицы 4, мы получили следующие результаты:
- вид корреляции по тесноте связи - частичная;
- степень взаимосвязи - высокая, тесная между агрессией и семейными отношениями;
- вид корреляции по направленности - отрицательная;
- характер взаимосвязи - обратно пропорциональная взаимосвязь.
Объективно, надежность коэффициента корреляции зависит от его величины, от числа пар X и Y, для которых он был подсчитан и от качества обработки результатов.
Статистическую значимость полученного коэффициента корреляции можно определить с помощью таблицы 5. В первом столбце (N) указывается число пар результатов X и Y, для которых определен коэффициент корреляции. Второй и третий столбцы - это показатели уровня значимости (0,05 и 0,01).
Таблица 5 Критические значения коэффициента корреляции рангов по Спирмену
N
|
Р
|
N
|
Р
|
N
|
Р
|
|
|
0.05
|
0.01
|
|
0.05
|
0.01
|
|
0.05
|
0.01
|
|
5
|
0.94
|
-
|
17
|
0.48
|
0.62
|
29
|
0.37
|
0.48
|
|
6
|
0.85
|
-
|
18
|
0.47
|
0.60
|
30
|
0.36
|
0.47
|
|
7
|
0.78
|
0.9*
|
19
|
0.46
|
0.58
|
31
|
0.36
|
0.46
|
|
8
|
0.72
|
0.88
|
20
|
0.45
|
0.57
|
32
|
0.36
|
0.45
|
|
9
|
0.68
|
0.83
|
21
|
0.44
|
0.56
|
33
|
0.34
|
0.45
|
|
10
|
0.64
|
0.79
|
22
|
0.43
|
0.54
|
34
|
0.34
|
0.44
|
|
11
|
0.61
|
0.76
|
23
|
0.42
|
0.53
|
35
|
0.33
|
0.43
|
|
12
|
0.58
|
0.73
|
24
|
0.41
|
0.52
|
36
|
0.33
|
0.43
|
|
13
|
0.56
|
0.70
|
25
|
0.39
|
0.51
|
37
|
0.33
|
0.43
|
|
14
|
0.54
|
0.68
|
26
|
0.39
|
0.50
|
38
|
0.32
|
0.41
|
|
15
|
0.52
|
0.66
|
27
|
0.38
|
0.49
|
39
|
0.32
|
0.41
|
|
16
|
0.50
|
0.64
|
28
|
0.38
|
0.48
|
40
|
0.31
|
0.40
|
|
|
По таблице «Критические значения выборочного коэффициента корреляции рангов» для коэффициента ранговой корреляции Спирмена мы получили следующие результаты:
количество испытуемых = 23 человек;
р (0,05) = 0,42; р (0,01) = 0,53; rs = 0,7, т.е. р (0,05) < р (0,01) < rs
Таким образом, мы можем говорить о том, что полученный коэффициент корреляции статистически значим, то есть существует связь между агрессией и семейными отношениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неустойчивость социально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни, кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовой информации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания, кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивных проявлений среди детей и подростков. С одной стороны, в молодежных группировках насилие над другой личностью становится нормой, демонстрируемой со страниц газет и экранов телевидения - с другой стороны, отмечается рост аутоагрессии, проявляющейся в суицидальных исходах подростков. Резкое увеличение числа подростков, страдающих токсико- и наркозависимостью, проникновение агентов распространения наркотиков в образовательные учреждения становится реальной проблемой для педагогов и школьных психологов.
Задача школьного психолога и педагога - расширить поведенческий репертуар ребенка, научить его управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. Сделать это можно во время психологических тренингов, в ходе которых моделируются сложные, конфликтные, фрустрирующие ситуации.
Говоря о развитие личности, отечественные и западные исследователи указывают на ведущую роль социализации ребенка в этом процессе.
Рассматривая развитие личности ребенка младшего школьного возраста, мы выяснили, что во всех ее сферах происходят большие изменения, связанные с переменой статуса ребенка и влияния нового школьного окружения. В каком направлении будут происходить эти перемены и как успешно с ними справится ребенок, зависит, прежде всего, от уровня социального функционирования семьи, в которой воспитывается и развивается ребенок.
На особенности развития личности ребенка в семье оказывают влияние различные факторы, такие как социальный статус семьи, образ жизни, стиль воспитания и отношение родителей к ребенку. Особое место в этом списке занимают особенности взаимоотношений родителей между собой и с окружающими людьми. Одним из слабых мест в воспитании родителями детей является то, что они не учитывают и не осознают влияние особенностей своего поведения в конфликте на развитие личностных качеств ребенка.
По нашему глубокому убеждению любой конфликт (внутриличностный, межличностный, внутригрупповой или межгрупповой) субъектом которого является член семьи, обязательно повлияет на отношения в семье, где интересы каждого ее члена сталкиваются с интересами других членов и общества в целом: на взаимоотношения между родителями, на всех членов семьи, в том числе и на ребенка. От того насколько эффективен выбор стратегии поведения в конфликте родителей, зависит благополучие ребенка и гармоничное развитие его личности.
Полученные нами в ходе экспериментального исследования результаты позволяют утверждать, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута и гипотеза нашего исследования о том, что существует влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младшего школьника, подтвердилась.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 266.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М, 1978. - С. 167-169.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. - М., 1992.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999. - С. 8, 238-243.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник. - М., 1990.
6. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанов А.А., Шабалин С.Н. Общая психология. - М., 1973. - С. 317-332.
7. Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988. - С. 5-11, 37-59.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 108-113.
9. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1984.
11. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М., 1997. - С. 306.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - С. 42.
13. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. -М., 1998. -С. 398.
14. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - Минск. 1986. - С. 29-48.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М, 1984. Т 4.- С. 248, 255-259.
16. Гребенщиков И.В., Дубровина И.В., Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. - М., 1987. - С. 17-32.
17. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991. - С. 17-32.
18. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - 2 изд., доп. - М., 1989. - С. 291-302.
19. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000. - С. 55, 90, 217.
20. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1997.
21. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. - СПб., 2002.
22. 3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии (Теория З.Фрейда: 6-12. Теория К.Юнга: 12-13. Теория А.Адлера: 14-18. Теория К.Хорни: 18-21. Теория Э.Фромма: 26-30. Гуманистическая теория личности: 37-57). - М., 1982.
23. 3игерт В.Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.
25. Козер Л. Завершение конфликта. Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. - М., 1991. - С. 27-35.
26. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности \\ Психологический журнал. -1987.-№4.-С. 126-137.
27. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликты. - М., 1992.
28. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М, Медицина, 1991.
29. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов //Психологический журнал. - М., 1985. - №3.-С. 126-137.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982. - С. 159-189.
31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
32. Макаренко А.С. О взрыве. Собр. соч. - Т.5. - М., 1958.
33. Макаров Г.Н. Справочник по конфликтологии. -. М., 1998.
34. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42. - С. 122.
35. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М., 1984.
36. Мейли Р. Факторный анализ личности. Психология индивидуальных различий: Тексты.- М., 1982.
37. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь - 1970.
38. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь - 1988.-С. 5-19.
39. Минухин С, Фишман Ч. Техники семейной терапии. - М., 1998.
40. Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. / Под ред. В.К.Мягер, Р.А.Зачепицкого. -Л., 1978.
41. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 1997.
42. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994 - С. 30.
43. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 237.
44. Навайтитс Г. Семья в психологической консультации. - М., 1999.
45. НемовР.С. Психология. Кн. 2.-М., 2001.-С. 336, 341-356.
46. Немов Р.С. Психология. Кн.3. -М., 2001.
47. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - С. 336-338.
48. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. - С. 213-253.
49. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии. - М., 1984. - № 4.
50. Психологические исследования. Сборник статей. Под ред. А.Н.Леонтьева и др. -М., 1973.
51. Психологический словарь. Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запарожца, Б.Ф.Ломова и др. - М., 1983. - С. 161
52. Психология. Учебник. Ред. А.А.Крылова. - М., 1998. - С. 241, 247-248, 262.
53. Психология личности. Тексты. Ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырев. - М., 1982.-С. 28-55.
54. Психология семьи. Хрестоматия. Ред. Д.Я.Райгородский. - Самара, 2002. - С. 66-88, 131-132, 137,599-638.
55. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана М., 2002. - С. 247-248, 262.
56. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов и аспирантов псих. фак. - СПб., 1999.
57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2т. - Т.П - М., 1989.
58. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. - СПб., 1997. - С. 215.
59. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1966.
60. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
61. Социологический словарь. - Минск, 1991. - С. 80.
62. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. - М., 1986.
63. ТитаренкоВ.Я. «Семья и формирование личности», М., 1987. - С. 28-50, 78-93.
64. Философская энциклопедия. - Т.З. - М., 1964. - С. 55.
65. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М., 1990.
66. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. -М., 1989. - С. 346-381, 425-439.
67. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М., 1975. - С. 196-283.
68. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996. - С. 33, 96.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|