Влияние стиля руководства на уровень социально-психологического климата коллектива организации
Для этого были рассчитаны числовые характеристики распределения случайной величины (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Показатели
|
Средняя
|
Медиана
|
Дисперсия
|
Ст. откл.
|
Ассимет.
|
Эксцесс
|
|
УДУ
|
6,733333
|
7,45
|
5,2106667
|
2,28268847
|
-0,75711
|
-0,85692
|
|
УСПК
|
14,36667
|
21,35
|
282,79467
|
16,8164998
|
-0,77021
|
-1,82994
|
|
|
Особое значение имеют показатели Асимметрии (As) и Эксцесса (Ex), так как по ним можно судить о наличии закона нормального распределения. Строго говоря, если характеристики As и Ex не равны 0, то мы не в праве применить для вычисления корреляции параметрический критерий Пирсона. На практике исследователь очень редко сталкивается с выполнением подобных условий, поэтому пользуются таблицами критических значений для асимметрии и эксцесса в зависимости от количества выборки (N). Если они превышают критические показатели с уровнем значимости р 0,01, то можно говорить о не соблюдении закона нормального распределения. Критические значения для асимметрии и эксцесса показаны в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Кол-во элементов выборки
N
|
Уровни значимости
|
Асимметрия
|
Эксцесс
|
|
6
|
р 0,05
|
0,0107
|
0,27
|
|
|
р 0,01
|
0,3183
|
0,261
|
|
|
Проанализировав подобным образом, результаты расчётов, оформленных в таблицах 3.2-3.3, приходим к вводу, то асимметрия и эксцесс, превышает критические значения. Следовательно, для изучения корреляции будет, применятся непараметрический критерий корреляции рангов Спирмена.
Строим расчетную таблицу 3.4.
Таблица 3.4.
Отделы
|
Показатель УДУ
|
Показатель УСПК
|
Ранги УДУ
|
Ранги УСПК
|
d
|
d2
|
|
1
|
9,1
|
30,2
|
1
|
1
|
0
|
0
|
|
2
|
8,2
|
26,8
|
3
|
2
|
1
|
1
|
|
3
|
6,7
|
18,6
|
4
|
4
|
0
|
0
|
|
4
|
4,9
|
-5,3
|
5
|
5
|
0
|
0
|
|
5
|
8,3
|
24,1
|
2
|
3
|
-1
|
1
|
|
6
|
3,2
|
-8,2
|
6
|
6
|
0
|
0
|
|
|
Вычисляем сумму d2
Строим график корреляционного поля - см. приложение В. Согласно полученному графику корреляционного поля можно говорить о взаимосвязи измеряемых показателей.
Вычисляем коэффициент корреляции рангов Спирмена rs по формуле:
где n - число пар.
.
Таким образом, существует очень высокая положительная взаимосвязь между уровнем демократизации управления и социально-психологическим климатом коллектива организации, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе дипломной работы была широко освещена проблема влияния стиля руководства персоналов на социально-психологический климат коллектива организации. На основе проведенного анализа литературных источников и проведенного психологического исследования коллектива организации, нами сформулированы следующие выводы:
1. стиль руководства персоналом и социально-психологический климат коллектива организации являются интегративными показателями уровня развития организации и ведущим фактором ее развития;
2. одним из ведущих показателей стиля управления является уровень ее демократизации как фактор "здорового" руководства.
3. между стилем руководства и уровнем социально-психологического климата существует высокая положительная корреляция равная 0,9428.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. - М., 1997
2. Браков А.Е. Можно ли управлять предприятием вместе? / под. ред. И.П Фаминского и А.И. Наумова. - М., 1990.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1996.
4. Дафт Р. Организации. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 352 с.
5. Еропкин А.М. Организационное поведение. - М., 1998
6. Мильнер Б.З. Теория организации - М., 1999.
7. Основы менеджмента: Справочное пособие / Под ред. В.В. Глухова. - СПб., 1995
8. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. - М., 1986.
9. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М., 1995.
10. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
11. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М., 1997
12. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.
13. Смирнов Э.А. Основы теории организации - М., 2000.
14. Телор, Фредерик, Уинслоу. Менеджмент - М., 1992.
15. Трасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи. - СП. Из-во С. Петербург. ун-та, 1999. - 116 ч.
16. Удальцова М.В. Социология управления. - М., 1998.
17. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А. Саломатина - М., 2000.
18. Управление персоналом организации. / Под ред. А. Я. Кибанова. - М., 2000.
19. Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л., - М., 1998
20. Человеческие ресурсы управления. / Иванцевич Дж., Лобанов А.А.- М., 1993.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д., 2000.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная. - СПб., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
БЛАНК МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПО СТИЛЕВЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
1. Ориентация руководителя на экспериментирование, здоровую конкуренцию идей и мнений.
|
1. Осторожное отношение к рискованным действиям, склонность к спокойным отношениям в коллективе.
|
|
2. Воздействие преимущественно через личный пример, поощрение.
|
2. Побудительный характер воздействий через мотивационную сферу, приказы, распоряжения, наказания.
|
|
3. Учет индивидуальных особенностей - и желаний членов коллектива, делегирование им тех функций, которые ведут к развитию личности.
|
3. Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают их функциональные особенности.
|
|
4. Децентрализация власти и информационных потоков, предоставление свободы в выборе процедур деятельности, развитие различных форм самоуправления в коллективе.
|
4. Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей, сроков, процедур и контроль за ходом выполнения.
|
|
5. Лояльное отношение к ошибкам. В первую очередь - поиск причин ошибок, невыполнения задания и путей их устранения.
|
5. Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь - наказание виновного.
|
|
6. Контактное отношение с подчиненными, позиция руководителя внутри группы (мы). Общение неформальное, выходящие за рамки производственных вопросов.
|
6. Позиция руководителя вне группы (я и они). Отношения с подчиненными дистанционное и только по поводу производственных вопросов.
|
|
7. Производственные и социальные вопросы признаются равноценными. Но в решении производственных проблем главными являются социальные ценности.
|
7. Основными являются производственные вопросы.
|
|
8. Поощряется независимость мнения и критика в адрес руководителя.
|
8. Поощряются исполнительские качества и дисциплинированность подчиненных.
|
|
9. Конструктивные предложения подчиненных рассматриваются как посягательство на авторитет руководителя.
|
Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации.
|
|
10. Решения принимаются единолично.
|
10. Решения принимаются коллективно.
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
БЛАНК МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
№
|
Свойства психологического климата А
|
Оценка
|
Свойства психологического климата Б
|
|
1
|
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
|
3210123
|
Преобладает подавленное настроение
|
|
2
|
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии
|
3210123
|
Конфликтность в отношениях, антипатия
|
|
3
|
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание
|
3210123
|
Группировки конфликтуют межу собой
|
|
4
|
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности
|
3210123
|
Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
|
|
5
|
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы
|
3210123
|
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
|
|
6
|
С уважением относятся к мнению других
|
3210123
|
Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
|
|
7
|
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные
|
3210123
|
Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
|
|
8
|
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: "один за всех и все за одного"
|
3210123
|
В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения
|
|
9
|
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство
|
3210123
|
К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
|
|
10
|
Группа активна, полна энергии
|
3210123
|
Группа инертна, пассивна
|
|
11
|
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоится в коллективе
|
3210123
|
Новички чувствую себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
|
|
12
|
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту
|
3210123
|
Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым
|
|
13
|
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно
|
3210123
|
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ГРАФИК КОРРЕЛЯЦИОННОГО ПОЛЯ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА ОТ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|