Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка
2.1. Методики исследования.
С целью исследования личности подростка и межличностных отношений в подростковых семьях необходимо применить личностные опросники.
Личностные опросники - вариант стандартизированных самоописательных тестов для многомерного измерения и оценивания индивидуально-психологических особенностей личности, межличностных отношений, эмоциональных и мотивационной сфер. [9]
Существует множество психодиагностических методик, предназначенных для оценивания разных черт характера личности человека. Среди них встречаются комплексные психологические тесты, предназначенные для изучения личности человека, описываемой через систему понятий, с разных сторон характеризующих человека, причем в большинстве случаев эти понятия представляют собой отдельные черты характера. [4]
Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения.
С помощью методики определения свойств темперамента можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность - это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность - это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп - скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность - склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми. [7 ,321-328]
Тревожность - важное персональное качество человека. Под этим понятием понимают особое эмоциональное состояние, часто возникающее в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. [7]
С целью определения тревожности у подростков можно использовать методику - «Шкала тревожности». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызывать тревогу. [11, 126-131]
Агрессивность - это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к человеку, склонность к разрушению и неспровоцированным агрессивным действиям. [7]
Чтобы диагностировать возможность проявления агрессии у подростков, необходимо провести методику по ее выявлению с помощью опросника Басса-Дарки. [11, 167-172]
Так же для изучения личности подростка вполне можно использовать проективный тест «Несуществующее животное». [8, 576-579]
С целью диагностики межличностных отношений возможно применение рисуночного теста «Моя семья».
Методика «Незаконченные предложения» отражает систему личностных отношений. [8, 477-479]
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Определить это отношение поможет тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). [11, 328-334]
2.2 Анализ и интерпретация данных.
Базой для исследования была выбрана средняя общеобразовательная школа 1-3 ступеней №67 г. Луганска (5А, 9А).
При оценке метода «Незаконченные предложения» (таблица №1) выявилось, что у большинства детей нет определенных планов на будущее, нет стремления дальнейшего развития и получения профессии, однако хотят работать и получать много денег. Только 13% подростков определенно хотят поступить в техникум и дальше учиться. 3,8% мечтают о материальных ценностях, таких как машина, мопед, компьютер, фотоаппарат, это говорит о том, что родители не могут удовлетворить их потребности из-за материального недостатка. 2,8% мечтают просто о хорошем будущем, счастливом и прекрасном, а 1,9% вообще ни о чем не мечтают, и планов определенных нет (таблица №2).
Методика неоконченных предложений (9А класс)
Таблица №1
Категории высказываний
|
Число высказываний
|
|
Отношение к отцу
|
2,8%
|
|
Отношение к матери
|
4,8%
|
|
Отношение к брату
|
2,4%
|
|
Отношение к сестре
|
2,4%
|
|
Отношение к семье
|
18,8%
|
|
Отношение к друзьям
|
1,4%
|
|
Отношение к школе, учителям
|
6,7%
|
|
Страхи и опасения
|
3,8%
|
|
Планы и мечты
|
9,1%
|
|
|
Таблица №2
Испытуемые
|
мать
|
отец
|
сестра
|
брат
|
семья
|
ровесники
|
учителя
|
школа
|
Люди в целом
|
страхи
|
здоровье
|
планы
мечты
|
|
1д
|
++
|
-
|
|
0
|
+
|
+
|
+
|
++
|
|
|
|
Путешествие, обеспеченность, в техникум
|
|
2м
|
++
|
-
|
|
0
|
+
|
-
|
0
|
--
|
+
|
-
|
|
Не о чем не мечтает, работать
|
|
3м
|
-0
|
0
|
0
|
0
|
+-
|
|
0
|
+-
|
|
|
|
Купить машину
|
|
4д
|
++
|
+-
|
+
|
+
|
+
|
0
|
|
0
|
-
|
-
|
+-
|
Чтобы в будущем было все хорошо
|
|
5д
|
+-
|
-
|
+
|
-
|
+-
|
-0
|
+
|
+-
|
|
|
|
О хорошей дружбе
|
|
6д
|
++
|
-
|
|
|
+-
|
-
|
-
|
+-
|
-
|
+
|
|
Счастье
|
|
7д
|
+0
|
-
|
+
|
|
+-
|
0
|
+
|
+-
|
+
|
+
|
|
Много денег, косметологом
|
|
8м
|
+0
|
-
|
|
+-
|
+-
|
-
|
-
|
|
-
|
|
+
|
Компьютер
|
|
9м
|
++
|
+
|
|
+
|
+
|
0
|
+
|
|
_
|
|
|
Машина, работа
|
|
10м
|
++
|
-
|
|
-
|
+-
|
-
|
+
|
-
|
|
|
|
Машина
|
|
11д
|
++
|
-
|
+
|
+
|
+
|
0
|
|
+0
|
+
|
+
|
|
Личные мечты
|
|
12м
|
+0
|
+-
|
0
|
0
|
+0
|
|
+
|
-
|
+
|
-
|
|
Работа, мопед, деньги
|
|
13м
|
+0
|
+
|
0
|
0
|
+0
|
-
|
+
|
-
|
|
|
|
Счастливая семья, закончить учебу
|
|
14м
|
+0
|
-
|
|
|
|
|
|
-
|
|
|
-
|
Компьютер, о хорошем
|
|
15м
|
++
|
+
|
0
|
0
|
+
|
-
|
+
|
|
|
+
|
|
Компьютер, путешествовать
|
|
16д
|
++
|
+
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
0
|
|
|
Ничего определенного
|
|
17д
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
0
|
+
|
|
Быть с папой, много детей
|
|
18д
|
+0
|
-
|
-
|
0
|
+
|
0
|
+
|
0
|
-
|
|
мамы
|
Светлое будущее
|
|
19д
|
+
|
-
|
|
0
|
+-
|
|
|
0
|
-
|
+
|
|
Фотоаппарат
|
|
20д
|
+
|
+-
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Светлое будущее
|
|
21д
|
++
|
-
|
0
|
0
|
+-
|
|
0
|
-
|
-
|
+
|
|
Быть счастливым, работать
|
|
22д
|
++
|
+-
|
0
|
-
|
+-
|
|
|
+-
|
-
|
|
|
Чтобы была семья
|
|
23д
|
++
|
-
|
0
|
0
|
+
|
|
|
+0
|
|
+
|
|
Счастье, любовь, быть хорошим человеком
|
|
|
Отношение к семье, в общем 18,8%, подростки ставят ее на первый план, хотят, чтобы у них самих были дети. 1,4% проявляют беспокойствие и заботу о своих близких: «Чтобы мама не болела», «Папа много работает», «Чтобы у папы был отпуск». 0,9% подростков признаются, что хотели бы, чтобы родители больше времени проводили с ними, общались.
Отношения подростков между разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся к матери - 4,8%, к отцу только 2,8%, то есть в два раза меньше. Это объясняют тем, что отец относится к ним строго (ругает, не понимает) или его поведение неадекватно (много и часто выпивает). 3,8% безразлично относятся к обоим родителям.
Страхи и опасения возникают из-за школы, у детей возникает чувство страха перед зачетом, ответом по предмету, экзамену. Это происходит с теми, которые положительно относятся к учебе, школе и учителям.
При анализе данных по тревожности испытуемых подростков (таблица 3), выяснилось, что у 86,3% - нормальная общая тревожность, 9% имеют немного повышенную, а 4,7% - чистое спокойствие. Что касается рассмотрения отдельных видов тревожности:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|