бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности бесплатно рефераты

Эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека. Выделим основные функции эмоций через их значение.

Отрицательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг человека и в самом человеке. Это значит, что на одно и то же событие люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведение человека, являясь одним их психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции, выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствую тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина. Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций, например при решении идти на контакт с объектом или нет.

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека на другой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого субъекта. Академик П.К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же положительного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов [2, с.226].

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию. Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремиться достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что надо делать [8,c.55].

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые - являться поводом для самоуспокоения.

Нередко слово «эмоция» и «чувство» употребляют как синонимы. В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое он переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку и хорошее исполнение. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом настроении [12,с.321].

Боязнь или страх, как чувство, т.е. сложившееся своеобразное отношение к определенным объектам, их сочетанием или жизненным положениям может переживаться в отличающихся друг от друга эмоциональных процессах: иногда человек бежит от страшного, а иногда цепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха и отчаяния бросится навстречу опасности.

В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Они становятся побуждением к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищет способы ему помочь. В других случаях, эмоции называют астеническими. Они характеризуются созерцательностью, пассивностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут «ноги подкосится». Иногда переживая сильное чувство человек уходит в себя, замыкается.

Переживание чувств в форме эмоций, как правило, сопровождается более или менее заметными внешними проявлениями (выражение лица, поза, жестикуляция и т.д.). Существуют экспериментальные данные, обосновывающие врожденность некоторых внешних проявлений эмоциональных состояний.

Согласно К. Изарду [11,с.183-184], могут быть выделены следующие основные эмоциональные состояния («фундаментальные эмоции», каждое из которых имеет свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений.

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего, до этого момента была невелика или во всяком случае не определена.

Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и др.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, глее нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или от чего-либо.

Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нормам и эстетическим критериям.

Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожидания окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Страх - отрицательное эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека, как биологического существа, возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако, для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей. По мнению К. Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх [11,c.112].

Следуя цели и основным задачам нашего исследования, такие отрицательные эмоциональные состояния как тревожность, фрустрация, агрессия мы рассмотрим более подробно.

В науке различают понятия «тревога» и «тревожность». Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом и в настоящее время рассматривается многими учеными (О.А. Черникова, О. Кондаш, Ф. Перлз и др.), как разновидность страха. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. В связи с этим, тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидание чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности [12,с.142].

Выраженная тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение «беспокойства», «дрожания», «кипения», «бурления» в различных частях тела, чаще всего в груди, и нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, кожным зудом и др.).

Хотя тревога близка психологически к эмоции боязни, она все же отличается от страха. Боязнь имеет конкретный источник переживания, связана с определенным объектом, который оценивается как безусловно опасный. Тревога же не имеет четкого и конкретного повода для своего возникновения [15,c.12].

Термин «тревожность» нередко используют и для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации. Многогранность и семантическая неопределенность понятий тревоги и тревожности в психологических исследованиях является следствием использования их в разных значениях.

В тоже время полагают, что тревожность, тревога предшествуют страху, который возникает, когда опасность уже осознана и конкретизирована [25,с.111].

В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность).

Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как «эмоциональная реакция», которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективными ощущениями напряженности, нервозности, беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы [26,с.165].

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасная самооценке самоуважению.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности [13,с.47]. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности [13,с.48]. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Однако, если вдруг, человек или окружающие замечают, что все вроде бы более или менее нормально, а его не покидает чувство тревоги, или реакция на рядовые события чрезмерна, или тревожность возникает по такому поводу, на который ранее человек не обратил бы внимания, то в данном случае ситуативная тревожность имеет дезадаптивный характер.

В большинстве работ, посвященных изучению тревожности, разграничивается нормальная и патологическая тревожность. Принципиальное разделение на нормальную и патологическую привело к выделению многочисленных ее аспектов и разновидностей: нормальной, ситуативной, невротической, психологической и др. В то же время большинство авторов расценивают тревожность, как единое, по сути, явление, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер.

Анализ патогенной роли тревоги при психопатологических явлениях, дает основания считать тревогу ответственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения [15,с.11]. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь между тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обнаружена при исследовании механизмов эмоционального стресса.

Однако, рассматривая взаимосвязь тревожности с некоторыми физиологическими показателями, следует учитывать, что тревожность, - это прежде всего субъективное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно выраженным состоянием тревожности. Исследователями (Л. Куликовым, М. Долиной, М. Дмитриевой, 2000) установлено, что если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревоги в разнообразных ситуациях.

Одним из видов, исследуемых в данной работе эмоциональных состояний, является агрессивность.

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем З. Фрейда, который выделил агрессивность, как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности - таково психоаналитическое толкование.

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя в своей жизни через уничтожение или победу соперника. Подобные положения содержаться в этологической теории агрессивности (К. Лоренц). Но Лоренц допускает возможность ее регуляции и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей.

Со временем самой популярной стала теория - фрустрации-агрессии. Ее суть заключается в том, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным (Д. Доллард). Л. Берковиц в теорию фрустрации-агрессии ввел три существенные поправки:

- фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

- даже при готовности к агрессии она не возникает без надлежащих условий;

- выход из фрустрации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным поступкам. Агрессию рассматривают и как возможный, но вовсе не неизбежный выход из фрустрирующей ситуации (С. Розенцвейг).

В настоящее время в литературе отличают понятия агрессивности как устойчивой личностной черты, выражающей склонность к агрессивному поведению, от агрессии как формы поведения, в которой агрессивность реализуется [1,c.114] Многие современные ученые сходятся в определении агрессивности как социально-психологического свойства личности, которое формируется в процессе ее реализации. Результаты исследований показывают, что среда и социальная ситуация оказывает большое влияние на формирование и проявление агрессивного поведения.

Не менее важно рассматривать агрессию не только как поведение, но также в качестве психического состояния и эмоционального компонента. Будучи агрессивным, человек испытывает сильный гнев, ярость. Но не всегда происходит именно так, да и не всякий гнев подталкивает к агрессии. Эмоциональное переживание недоброжелательности, злости, мстительности неоднородны у разных личностей и их разрядка может служить освобождением от тягостного состояния злости, а может и в условиях привычной агрессивности только усиливаться [1,c.120].

Переживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которые охватывают человека, когда на пути он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению его потребности, объединяет понятие фрустрация. По С. Розенцвейгу, состояние фрустрации по направленности может выражаться в трех формах поведения (реакций) человека: экстрапунитивной, интрапунитивной и инпунитивной.

Экстрапунитивная форма связана с возникновением «подстрекателя» к агрессии, с направленностью реакции вовне (внешнеобвинительные реакции). Человек обвиняет в случившихся ситуациях внешние обстоятельства, других людей. У него появляется раздражительность, досада, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели во что бы то не стало. Поведение вследствие этого становится малопластичным, примитивным, используются ранее заученные формы поведения, даже если они не приводят к нужному результату.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8