бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние психотерапии на негативные эмоциональные состояния личности бесплатно рефераты

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы [31,с.168].

Психоорганическая теория эмоций, как условно стали называть концепцию Джемса-Ланге-Барда, получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга [30,с.39].

Под влиянием проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоции возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате какого-либо раздражителя. Хеббу удалось экспериментальным путем получить подтверждение зависимости между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности, причем, оптимальный уровень эмоциональности возбуждения зависит от многих факторов: от условий, в которых деятельность протекает; от индивидуальных особенностей человека, который эту деятельность выполняет; и от многого другого [30,с. 344].

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс, т.е. отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеются расхождение, или диссонанс. В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется чаще всего тогда, когда надо объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях [30,с.399].

К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Согласно этой теории, возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных конструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов [30,112]. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.

Интересна теория А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживаются как эмоции и приводят к действию. Если Джеймс говорил: Мы боимся, потому что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили будто нам угрожают [31,с.56].

Д. Биндра, критически проанализировав существующие эмоции, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация - изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т.п.

К разряду когнитивистских может быть отнесена теория П.В. Симонова [36,с.44]. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими и психологическими индивидуальными особенностями.

1.2 Психические состояния личности и формы их проявления

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом - трудно и неэффективно. Выделяют общие психические состояния и эмоциональные состояния.

Проблема состояния и сам термин «состояние» давно привлекает умы представителей философии, естественных и гуманитарных наук. Впервые вопрос о понятии «состояние» поставил Аристотель, определив его как вид качества, которое легко поддается измерению, но отличается от свойств вещества [42,с.284].

В период развития психологической науки интенсивно ведутся экспериментальные исследования психической сферы человека, регистрируются, измеряются и определяются показатель функционирования психики. Выделяются конкретные психические явления, которые объединяются в категории - психические процессы и психические свойства. Первые относительно кратки по времени протекания и весьма динамичны по своей изменчивости, вторые сохраняют постоянство на протяжении многих лет и менее изменчивы. Устойчивость и изменчивость тех и других зависит от многих факторов. Термин «состояние» широко используется в сочетании с конкретными психическими явлениями и характеризует какое-либо явление в данное время в таких-то условиях[16,с.16].

Как правило, для оценки состояния используют несколько показателей этого явления. Таким образом, в отношении конкретного психического качества термин «состояние» используется как интегральный показатель, характеристика проявления этого качества.

Различные авторы дают разные определения понятия «психическое состояние». Некоторые из них, как например Джемс, о теории которого уже упоминалось выше, идентифицирует понятие «состояние» и «процесс», другие, например, Рибо, - сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психические состояния с характеристиками эмоциональной сферы (А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, А.А. Смирнов и др.).

Исследования в области поведения и деятельности человека поставили вопрос о необходимости интегральной оценки психической сферы для объяснения причин того или иного поведения человека.

В отечественной науке, вопрос о различных состояниях психики человека впервые детально рассматривался в клинической и общей психопатологии, особенно в связи с отклоняющимся поведением. Термин «состояние психики» используется для характеристики, т.е. выделения наиболее выраженных проявлений психической сферы человека: состояние возбуждения и торможения; различные градации состояния бодрствования; состояния ясности или помрачения сознания; состояния подъема или упадка духа, утомления, апатии, сосредоточенности, удовольствия-неудовольствия, раздражительности, страха и т.д. В тоже время еще В.М. Бехтерев отмечал, что состояние психической сферы не просто характеристика: от того, в каком состоянии находится человек, зависит реакция на тот или иной стимул, его поведение [6,c.76].

Выделение двух категорий психических явлений поставило перед специалистами проблему «разорванности», функциональной несвязанности психических процессов и психических свойств. В одних и тех же ситуациях у разных людей регистрируются различия в протекании психических процессов, а у одного человека одна и та же ситуация может вызвать разное реагирование и поведение. Таким образом встал вопрос о необходимости выделения третьей категории психических явлений, функционально связывающей две предыдущие.

Общепризнанным является положение Д.Н. Левитова, который считает, что психическое состояние - «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений деятельности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [17,c.43]. Обосновывая такое толкование психического состояния, им затрагивается вопрос о термине «состояние», выделяется четыре значения этого термина: 1) временное положение, в котором кто-нибудь, что-нибудь находится; 2)звание; 3) наличие чего-либо; 4) готовность к действию. И как отмечает автор,- «несомненно, только первое значение адекватно психическому состоянию» [16,c.36]. Таким образом, психическое состояние - временная (на каком-то отрезке времени) характеристика психической деятельности (функционирование психики).

Опираясь на данное определение, Н.Д. Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна [9,с.23]. По его мнению, основными классами состояний являются следующие:

1) Состояния личностные и ситуативные. В первых, прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во-вторых - особенности ситуаций, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство, что психические состояния часто бывают личностными, т.е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и в определенное время заканчивается.

2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Например, страсть как психическое состояние, гораздо глубже настроения.

3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такие подразделения особенно важны с практической точки зрения, и в первую очередь, с педагогической. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение - примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.

4) Состояния продолжительные и кратковременные. Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.

5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, а утомление может иметь разный уровень осознанности.

Данная классификация достаточно объемна и вполне приемлема для решения исследовательских задач, однако мы видим смешение отдельных понятий, например, таких как состояния и психические процессы (в данном случае имеется в виду рассеянность, которую скорее можно отнести к характеристикам внимания).

В рамках второго направления психическое состояние рассматривается как фон, на котором разворачивается психическая деятельность, уровень и направленность психической активности личности. Явление психического состояния выводится из понятия тонуса - «уровня активности-пассивности нервно-психической деятельности»[23,c.2]. Такой подход связан с функционированием мозга, интегральным проявлением которого является уровень активации центральной нервной системы. Это объективная составляющая психического состояния. Вторая составляющая - это отношение субъекта (субъективная оценка значимости ситуации или предмета, на который направлено сознание человека), выражающееся в переживаниях человека, связанных с предметами и особенностями деятельности. Установлено, что содержательная сторона ситуации избирательно влияет как на психические процессы, так и на психические свойства.

Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е.П. Ильин [12,с.400]. Он рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают как психологические, так и физиологические структуры человека. Такие состояния он называет психофизиологическими, чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения.

По определению Ильина, психофизиологическое состояние - это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. Е.П. Ильин считает, что переживания, занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно переживание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т.п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизическом состоянии. Следовательно, психическая сторона находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая - в изменении ряда функций, и а первую очередь, вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия сопровождается изменениями ряда физиологических функций, так же как физиологические признаки определенного состояния сопровождаются чувством усталости, апатии [12,c.412].

Таким образом, в концепции Ильина можно выделить несколько основных положений. В-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона состояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний. Следовательно, состояние отражает уровень функционирования, как отдельных систем, так и всего организма. Поэтому вполне логически говорить не о физиологических и психических состояниях, а о функциональных состояниях.

Все рассмотренные подходы понимания психического состояния соответствуют сути рассматриваемого явления. Поскольку, психическое состояние как приспособительная реакция заключается в изменении уровня активности нервной системы и переживаниях, а это есть фон, который предопределяет особенности протекания психических процессов и выраженность проявления психических свойств. Результат же такой приспособительной реакции есть характеристика психической сферы человека в данных условиях и конкретное время.

Таким образом, психическое состояние (состояние субъекта) детерминирует количественные и качественные характеристики психических процессов, выраженность проявления психических свойств, субъективных проявлений состояния - чувств, переживаний, настроения. Интегральной же характеристикой психической сферы человека в конкретный момент времени является состояние психики (состояние объекта).

По влиянию на результаты деятельности человека психические состояния подразделяются на две группы - положительные и отрицательные. Первые связаны с процессами мобилизации, вторые - демобилизации функциональных возможностей человека.

Психические состояния человека можно классифицировать и по таким основаниям:

1) в зависимости от роли личности и ситуации возникновения психических состояний - личностные и ситуативные;

2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

3) в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные;

4) в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные;

5) в зависимости от влияния на личность - положительные или отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельности и астенические;

6) в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;

7) в зависимости от причин, их вызывающих;

8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Рассмотрим эти состояния подробнее.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности. К последним, можно отнести психические состояния профессиональной пригодности, сознание значимости своей профессии, состояние радости от успешной работы, состояние неудовлетворенности работой, окружающими людьми и т.д. Таким образом, можно говорить о субъективных переживаниях человека, его отношении к предметам, явлениям, событиям, другим людям, т.е. об эмоциях, как о психических состояниях личности.

1.2.1 Эмоциональные психические состояния личности и проблема их регуляции

Эмоциональные психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию соответствует противоположное состояние (уверенность- неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность, и т.д.) [8,c.53].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8