бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в зрелом возрасте бесплатно рефераты

1. «чистые» темпераменты (сангвиник - С, холерик - Х, меланхолик - М, флегматик - Ф).

2. неопределенные темпераменты (Н) (показатели по шкале активности и эмоциональность близки к нулевым значениям).

3. высоко- и низкоактивные (ВА, НА), высоко- и низкоэмоциональные (ВЭ, НЭ) темпераменты.

4. «средние», с тенденцией к одному из темпераментов (значения, которые «стремятся» к высоким) (ТС, ТХ, ТФ, ТМ).

В соответствии с методикой Г. Айзенка можно выделить следующие шкалы:

1. нейротизм (Н) - эмоциональная устойчивость (ЭУ).

2. экстраверсия (сангвиник (С), холерик (Х) - интроверсия (флегматик (Ф), меланхолик (М), амбиверт (А).

испытуемые

Х

С

Ф

М

Н

ЭУ

А

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

19

+

20

+

21

+

22

+

23

+

24

+

25

+

26

+

27

+

28

+

29

+

30

+

31

+

32

+

33

+

34

+

35

+

36

+

37

+

38

+

39

+

40

+

Всего человек

4

7

5

7

8

3

6

Процентное соотношение

10%

17,5%

12,5%

17,5%

20%

7,5%

15%

По результатам проведенных двух методик можно сделать следующую таблицу:

Методики

Х

С

Ф

М

Русалов

7,5 %

(3 чел)

17,5%

(7 чел)

7,5 %

(3 чел)

15 %

(6 чел)

Айзенк

10 %

(4 чел)

17,5 %

(7 чел)

12,5 %

(5 чел)

17,5 %

(7 чел)

Сравнивая полученные результаты в сводной таблице, можно сделать следующий вывод: преобладающие типы темперамента по двум методикам - сангвиник и меланхолик.

Анализ результатов по методики Т. Лири позволил разделить испытуемых по группам с учетом выраженности того или иного стиля общения: средние значения (СП) и высокие значения (ВП).

Авторитар

ный

Эгоистич

ный

Агрессив

ный

Подозри

тельный

Подчиняе

мый

Заваси

мый

Дружелюб

ный

Альтруисти

ческий

ВП

5%

(2 чел)

2,5 %

(1 чел)

15 %

(6 чел)

20 %

(8 чел)

СП

15 %

(6 чел)

12,5 %

(5 чел)

10 %

(4 чел)

20 %

(8 чел)

15 %

(6 чел)

Для проведения сравнительного анализа данных по трем методикам мы разделили выборку испытуемых на две группы. В группу №1 вошли испытуемые, у которых был выявлен амбивертный тип темперамента (испытуемые, у которых значения обеих шкал оказались в пределах от 8 до 16 включительно, а также те испытуемые, у которых значение хотя бы одной из шкал оказалось равно 12), всего - 19 человек (таблица 3); в группу №2 вошли остальные испытуемые, у которых были выявлены различные типы темперамента, всего 21 человек (таблица 4).

Расчеты t-критерия Стьюдента для независимых выборок показали отсутствие значимых различий между группами (см. приложение № 14).

Был проведен сравнительный анализ тенденций, в котором использованы следующие шкалы:

1. Возраст

2. Тип темперамента

3. Нейротизм

4. Экстраверсия - интроверсия

5. Авторитарный

6. Эгоистичный

7. Агрессивный

8. Подозрительный

9. Подчиняемый

10. Зависимый

11. Дружелюбный

12. Альтруистический

13. Эргичность (предметная сфера)

14. Пластичность (предметная сфера)

15. Темп (предметная сфера)

16. Активность (предметная сфера)

17. Эмоциональность (предметная сфера)

18. Эргичность (социальная сфера)

19. Пластичность (социальная сфера)

20. Темп (социальная сфера)

21. Активность (социальная сфера)

22. Эмоциональность (социальная сфера)

Проведенный факторный анализ (Statistica 6.0 - модуль Sta.bas - Analysis - Breakdown&one - way ANOVA), показал, что психодинамические особенности не оказывают влияние на стиль общения. Мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что возраст оказывает влияние на подозрительный тип отношения к окружающим (см. приложение 15).

Таким образом, мы не можем говорить об однозначной связи темперамента и стиля общения. Это подтверждается данными корреляционного анализа.

Заключительным этапом стал корреляционный анализ (Statistica 6.0 - модуль Sta.bas - Analysis -Correlation matrices)

 

АВТОРИТ

ЭГОИСТ

АГРЕСС

ПОДОЗРИТ

ПОДЧИН

ЗАВИСИМ

ДРУЖЕЛЮБ

АЛЬТР

ВОЗРАСТ

-0,2427

-0,13575

-0,02002

-0,1088

-0,24899

-0,22756

-0,0856

-0,11063

ТЕМПЕР

-0,1997

-0,02113

-0,06684

-0,02146

-0,06552

-0,07235

0,085511

0,149095

НЕЙРОТ

0,017544

-0,02797

0,021718

0,084649

0,377225

0,237375

0,11852

0,277464

Э_И

0,415387

0,275431

0,262911

0,326737

-0,06727

0,14267

-0,04355

0,076305

ЭРГ_ПР

0,073006

0,001547

-0,0368

-0,07656

-0,37525

-0,21965

-0,44565

-0,18862

ПЛАСТ_ПР

0,322711

0,267014

0,122185

-0,00781

-0,24748

-0,17733

-0,18205

0,008372

ТЕМП_ПР

0,316889

0,095713

0,049647

-0,08192

-0,35785

-0,05443

-0,21397

-0,16391

АКТ_ПР

0,281116

0,142105

0,053566

-0,06512

-0,3811

-0,17149

-0,32276

-0,13424

ЭМОЦ_ПР

0,115187

-0,02267

0,158623

0,011536

0,375526

0,174164

0,119588

0,231506

ЭРГ_СОЦ

0,369493

0,262433

0,250188

0,16721

-0,22665

-0,04307

-0,06261

-0,08694

ПЛАСТСОЦ

0,017282

0,041992

-0,08582

0,048726

-0,23445

-0,15752

-0,06471

0,023607

ТЕМП_СОЦ

0,081192

-0,11918

-0,20275

-0,15914

-0,36551

-0,13999

-0,13034

-0,10683

АКТ_СОЦ

0,196619

0,067881

-0,03144

0,012887

-0,36667

-0,15146

-0,11529

-0,07636

ЭМОЦ_СОЦ

0,090799

0,006571

0,134733

0,089441

0,461857

0,258284

0,108736

0,152424

Значимые корреляции были получены по шкале «авторитарность - подчинение». Выбор авторитарного стиля общения коррелирует с высокими показателями по шкалам экстраверсия - интроверсия (по Айзенку), пластичность предметная (по Русалову), темп в предметной сфере (по Русалову), социальная эргичность (по Русалову). Выбор подчиняемого стиля общения коррелирует с высокими показателями по шкалам нейротизм (по Айзенку), предметная эмоциональность (по Русалову), социальная эмоциональность (по Русалову) и с низкими - по шкалам эргичность предметная (по Русалову), темп в предметной сфере (по Русалову), предметная активность (по Русалову), темп в социальной сфере (по Русалову), социальная активность (по Русалову).

Кроме того, по двум стилям общения выявлены статистически значимые связи с некоторыми свойствами темперамента. Так, подозрительность положительно связана с таким свойством темперамента, как экстраверсия - интроверсия (по Айзенку), а дружелюбие отрицательно связано с эргичностью предметной (по Русалову) и предметной активностью (по Русалову).

Вывод по главе: В данной главе мы постарались экспериментально доказать выдвинутую гипотезу. Для этого сначала определили тип темперамента при помощи следующих методик: «Опросник Г. Айзенка по определению темперамента», «Методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента)», далее мы определили стиль общения с помощью «Методики диагностики межличностных отношений Т. Лири».

На основании полученного результата сделали вывод: психодинамические особенности (темперамент) не оказывают влияние на стиль общения, но возраст оказывает влияние на подозрительный тип отношения к окружающим, что говорит о частичном подтверждении выдвинутой гипотезы.

Заключение

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Темперамент неразрывно связан с психической деятельностью. Основное проявление темперамента часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека - в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

2. Зрелость - самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость - цель развития, достижение расцвета, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

3. Стиль общения необходимо анализировать как целостное образование, в котором отчетливо выделяются две главные подструктуры -- мотивационно-смысловая, выявляющаяся в форме направленности в общении (ценностей, мотивов, целей общения), и операциональная, представленная устойчивой системой приемов, способов, средств коммуникативного поведения. Стиль общения как единство указанных составляющих формируется в результате и процессе взаимодействия, взаимопознания, взаимоотношения участников общения. Ведущую роль играет направленность личности в общении, в содержании которой главенствующее значение необходимо придать ценностно - смысловым критериям общения. Направленность в общении есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще, к другому как партнеру по общению и к самой себе; выявляется в мотивах, целях, средствах и способах общения.

Целью настоящей работы являлось изучение влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стиль общения в зрелом возрасте.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы (психодинамические особенности (темперамент) влияют на выбор стиля общения в зрелом возрасте) был выполнен теоретический анализ специальной психологической литературы, посвященной исследованиям психодинамической особенности личности (темперамента), особенностей зрелого возраста, особенностей стилей общения в зрелом возрасте; выбраны методики для проведения экспериментального исследования влияния психодинамических особенностей личности (темперамента) на стиль общения в зрелом возрасте (Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, опросник

Г. Айзенка по определению темперамента, методика В.М. Русалова (диагностика структуры темперамента).

По результатам проведенного экспериментального исследования мы не можем говорить об однозначной связи темперамента и стиля общения. Это подтверждается данными факторного и корреляционного анализа.

Факторный анализ не выявил значимых связей между факторами темперамента и стилями общения. Таким образом, темперамент не является основополагающим фактором, определяющим особенности общения в зрелом возрасте. Вместе с тем результаты корреляционного анализа показали наличие такой связи для отдельных стилей общения. Значимые корреляции были получены по шкале «авторитарность - подчинение». Выбор авторитарного стиля общения коррелирует с высокими показателями по шкалам экстраверсия - интроверсия (по Айзенку), пластичность предметная (по Русалову), темп в предметной сфере (по Русалову), социальная эргичность (по Русалову). Выбор подчиняемого стиля общения коррелирует с высокими показателями по шкалам нейротизм (по Айзенку), предметная эмоциональность (по Русалову), социальная эмоциональность (по Русалову) и с низкими - по шкалам эргичность предметная (по Русалову), темп в предметной сфере (по Русалову), предметная активность (по Русалову), темп в социальной сфере (по Русалову), социальная активность (по Русалову).

Кроме того, по двум стилям общения (шкалы «агрессивность - дружелюбие», «подозрительность - альтруистичность») выявлены статистически значимые связи с некоторыми свойствами темперамента. Так, подозрительность положительно связана с таким свойством темперамента, как экстраверсия - интроверсия (по Айзенку), а дружелюбие отрицательно связано с эргичностью предметной (по Русалову) и предметной активностью (по Русалову).

Также в рамках корреляционного анализа можно сказать, что были получены данные, которые свидетельствуют о том, что возраст оказывает влияние на подозрительный тип отношения к окружающим. Для нашего исследования это важно, так как границы зрелого возраста определяют достаточно широко. Полученные данные дополняют общую картину факторов, влияющих на выбор стиля общения.

На основе сделанных выводов можно утверждать, что цель исследования достигнута. Гипотеза получила частичное подтверждение: выявлена связь некоторых особенностей темперамента и определенного стиля общения (в данном случае шкала «авторитарность - подчинение»), а также связь трех свойств темперамента с двумя компонентами различных шкал: подозрительность (шкала «подозрительность - альтруистичность») и дружелюбие (шкала «агрессивность - дружелюбие»).

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

3. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 168 с.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М., 1999г.

5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб, 2004г. - 672 с.

6. Журавлев Д.В. Основы общей психологии. Часть 2. Курс лекций. - М., 2003г.

7. Ительсон В.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. - М. - 2000г. - 896 с.

8. Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3. М.: Просвещение, 1970.

9. Кондратьева О.В., Кондратьев С.В. Социальная психология. - Волгоград, 2003.

10. Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. Учеб. пособие. - М.: изд. РУДН, 1992. - 80 с.

11. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь - справочник. - Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001. - 688 с.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464 с.

13. Макарова И.В. Психология: пособие для сдачи экзамена. - М., 2004г. - 237 с.

14. Москалюк В.Ю. Автореферат: Темпераментальные факторы выбора профессии. М. , 1999.

15. Небылицын В.Д. Жизнь и научное творчество. - М.: научно - издательский центр «Ладомир», 1996г. - 384 с.

16. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч - ся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 320 с.

17. Немов Р.С. Психология, В 3 кн. - М., 2001, - Кн. 1. - 688с.

18. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.

19. Общая психология: сборник текстов. Вып. 2. Субъект деятельности / Под ред. В.В. Петухова. - М.: МГУ, 1998. - 279 с.

20. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб. - 2003г. - 288 с.

21. Основы андрогогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая и др.; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 240 с.

22. Психология для всех и каждого / Сост. В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д, 2001г.

23. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппнрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.,

24. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕРСЭ , 2005.

25. Психология развития: молодость, зрелость, старость». Автор О.В. Хулаева, М., 2005г.

26. Психологический словарь / Авт. - сост. В.Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред.. Ю.Л. Неймера. - Ростов - на - Дону, 2003г.

27. Психологическая типология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2002. - 592 с.

28. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. - 584 с.

29. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 224 с.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Петер, 2002. - 720 с.

31. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. - М.: ИП РАН, «Смысл», 1992г. - 36 с.

32. Русалов В.М. Опросник формально - динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). - М.: 1997г. - 50 с.

33. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: изд - во «Феникс», 1997. 512 с.

34. Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: изд. центр «Академия», 2005. - 288 с.

35. Симонов Д.А. Социальная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2004. - 224 с.

36. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. Изд. М.: «Наука», 1984.

37. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 384 с.

38. Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. С.Л. Соловьева. - М.: АСТ; СПБ.; Сова, 2005. - 575 с.

39. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000.

40. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 11-е изд. Учебное пособие. - ростов - на - Дону: Феникс, 2004. - 672 с.

41. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: «Прогресс», 1982.

42. Таланов В.Л., Малкина - Пых И.Г. Справочник практического психолога. - СПб.: Сова, М.:ЭКСМО, 2002. - 928 с.

43. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003г. - 608 с.

44. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. - Ростов н/Д., 2004. - 768 с.

45. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г. - 512 с.

46. Журнал «Вопросы психологии» № 2, март - апрель 2000 г (статья «Генные основы темперамента и личности», 128 с.).

47. Журнал «Прикладная психология» № 6, 2001 г (ст. « Стили общения», 9 с.).

48. «Психологический журнал» том 24, № 5, сентябрь - октябрь 2003 г (ст. «Генетические аспекты темперамента», 95 с.).

49. «Психологический журнал» том 25, № 1, январь - февраль 2004г.

50. «Психологический журнал» том 26, № 3, май - июнь 2005 г (ст. «Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности», 65 с.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8