Влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стилевые характеристики общения в зрелом возрасте
НЗ - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
ВЗ - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам
НЗ - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ - высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ - низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
9. «К» - контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ - адекватное восприятие своего поведения.
Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито - если по нему получено 4 и менее баллов. Если количество баллов от 5 до 8, то данное свойство темперамента считается среднеразвитым.
Вывод о доминирующем типе темперамента делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник - средне развитые показатели по всем свойствам. Холерик - высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности. Флегматик - низкие показатели по всем свойствам темперамента. Меланхолик - низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
Графические результаты по методике на каждого испытуемого представлены в приложении 8.
Для удобства в работе с опросником был использован бланк ответов для испытуемых (приложение № 5) и ключ для подсчета результатов (приложение № 6).
Данные результатов исследования по методике Русалова были занесены в таблицу (приложение № 7).
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Графические результаты по методике на каждого испытуемого представлены в приложении 12.
Для удобства в работе с опросником был использован бланк ответов для испытуемых (приложение № 9) и ключ для подсчета результатов (приложение № 10).
Данные результатов исследования по методике Т. Лири были занесены в таблицу (приложение № 11).
3.2. Организация и проведение исследования
Основной задачей нашего исследования являлась изучить влияние психодинамических особенностей личности (темперамента) на стиль общения в зрелом возрасте.
База проведения исследования: ДОУ № 2.
Особенности выборки: общее число участников - 40 человек, из них из них: мужчин - 20, женщин - 20. Возрастной состав испытуемых - 25 - 60 лет.
Форма проведения исследования - индивидуальная.
Испытуемым были выданы:
- бланки ответов к методикам, используемые в исследовании;
- тексты методик В.М. Русалова, Г. Айзенка, Т. Лири.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап - тестирование респондентов по методике Т. Лири.
2 этап - тестирование респондентов по методике Г. Айзенка
3 этап - тестирование респондентов по методике В.М. Русалова
4 этап - обработка полученных результатов, которая проводилась в два этапа:
1 этап - первичная обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет баллов, что позволило нам выявить степень выраженности исследуемых качеств.
2 этап - количественный и качественный анализ полученных данных, который включал в себя обработку данных с использованием корреляционного и факторного анализа для выявления достоверности различий между показателями в двух группах испытуемых зрелого возраста.
3.3. Анализ и интерпритация результатов
Произведя первичную обработку бланков ответов по методикам Г. Айзенка и В.М. Русалова, мы получили данные, позволяющие определить тип темперамента каждого испытуемого, а по методике Т. Лири - выявить преобладающий стиль общения.
Проведен анализ, позволяющий разделить всех испытуемых на условные группы с учетом выраженности психодинамических (темпераментальных) свойств.
В соответствии со значением показателей по шкалам активности и эмоциональности (по Русалову) можно выделить (таблица 2):
Таблица 2
испытуемые
|
С
|
Х
|
Ф
|
М
|
Н
|
ВА
|
НА
|
ВЭ
|
НЭ
|
ТС
|
ТХ
|
|
1
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
6
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
16
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
18
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
22
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
24
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
25
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
27
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
29
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
30
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
31
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
33
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
36
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
39
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
40
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего человек
|
7
|
3
|
3
|
6
|
8
|
2
|
1
|
5
|
2
|
2
|
1
|
|
Процентное соотношение
|
17,5%
|
7,5%
|
7,5%
|
15%
|
22,5%
|
5%
|
2,5%
|
12,5%
|
5%
|
5%
|
2,5%
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|