бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков бесплатно рефераты

Итак, используя полученные данные, можно составить диаграмму. (См. Приложение 1, рис.1)

В подростковой среде спросом пользуются самые разные передачи, хотя среди них и выделяются явные фавориты и явные аутсайдеры. Изучение зрительских предпочтений подростков показало, что широко распространенные во взрослой среде мнения об аполитичности подростков не соответствует действительности: фактически все смотрят информационные передачи, причем рейтинг этих передач весьма высок в подростковой среде. Кроме того, ведущие различных информационных передач достаточно часто фигурировали в качестве персонажей, либо героев передач, которым респонденты хотели бы подражать, либо иметь такого (подобного) друга. В целом рейтинг ведущих информационно-политических передач как идеалов в сознании подростков сопоставили, (а иногда даже превосходит) рейтинг героев различных сериалов и художественных фильмов. Итак, 40 человек (40%) предпочтение отдали информационно-образовательным передачам.

В ходе опроса было промерено отношение подростков к демонстрациям противоправных действий различных персонажей информационных и криминальных передач. Результаты показали, что стандартные представления о склонности подростков к просмотру сцен и передач, демонстрирующих насилие и жестокость в целом не верны. В ответах, характеризующих героев такого рода передач, респондентами-подростками были даны оценки и характеристики, адекватные людям с правопослушным поведением. Ни один из респондентов не выбрал в качестве примера для подражания персонаж художественного фильма или криминальной хроники, которого бы все взрослые однозначно характеризовали как преступника, либо правонарушителя.

Анализ опроса показал, что подростки в целом достоверно больше проводят времени за просмотром телепередач, чем молодежь; столь высокий уровень временных затрат на просмотр различных телепередач явно указывает на то, что электронные СМИ играют в подростковой среде роль своего рода социального партнера. Необходимо иметь в виду, что телевизор как социальный партнер весьма специфичен, - отсутствует обратная связь, по крайней мере, немедленная и непосредственная. О таком социальном партнерстве свидетельствуют и данные по предпочтениям тех или иных передач: сравнительно высоким спросом пользуются передачи новостей и иные общественно-политических передач становится особенно очевидным на фоне крайне низкого рейтинга музыкальных передач (всевозможных клипов, концертов современной популярной музыки и прочие) - предпочли 20 человек (20%). Низок рейтинг и у спортивных передач - 10%. Чрезвычайно высоким оказался рейтинг зрительских предпочтений у мультипликационных фильмов - 15%. Это объясняется спецификой мультфильма как вида действия - она состоит в том, что сопереживание приключениям героя мультипликационных фильмов всегда позволяет получить замещенный опыт, не испытывая при этом страданий. Это обусловлено самой техникой мультипликации и жанром соответствующих передач: герой любого мультфильма может быть разорван в куски, с ним могут произойти иные столь же травматические события, из которых он выходит чудесным образом - безо всяких повреждений и урона. Эта гипотеза подтверждается так же рядом ответов, прямо указывающих на существенно больший рейтинг рисованных мультфильмов. Объяснение этого кроется в особенностях психологии детско-подросткового периода; персонажи кукольных мультфильмов являются более «живыми» существами, чем рисованные.

Результаты опроса показывают, что подростки весьма лояльно относятся к рекламе в СМИ; более того, это лояльное отношение распространяется на все типы рекламы - от коммерческой до социальной.

В коммерческой рекламе наибольшим приоритетом пользуется реклама, использующая образы детей, затем реклама, использующая исторические события, и, наконец, реклама средств гигиены и парфюмерии.

Эти данные анкетирования также подтверждаются прямыми наблюдениями, сделанными в ходе непосредственной работы по социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением, показывающими сильное изменение в последние три - пять лет стандартов личной гигиены, существовавших в подростковой среде.

Сериалы, транслируемые по различным каналам телевидения, пользуются устойчивым спросом, как в подростковой, так и в молодежной среде. Такой интерес обусловлен несколькими причинами: первая - весьма высокая динамичность таких сериалов; вторая - сериалы показывают такие типы отношений между персонажами, которые зрительская аудитория воспринимает как вполне реальные.

При этом стиль этих отношений во многом утончен и идеализирован; тот факт, что для подростков такого рода сериалы весьма референтны в оформлении их собственного поведения, напрямую подтверждают то, что реализация внешних признаков того или иного поведения может повлечь за собой интериоризацию мотивов, ценностных ориентаций и прочих персонажей с копируемым поведением. Итак, художественные фильмы, сериалы предпочли 15 человек, что составляет 15%. Полученные данные используем для составления диаграммы рейтинга среди разных видов телепередач. (См. Приложение 1, рис. 2)

Результаты проведенного опроса подтверждают теоретическое предположение о том, что СМИ занимают ведущую позицию и почти не имеют конкурентов в информировании подростков об общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что ни один респондент не выбрал в качестве идеала для подражания сотрудника милиции, либо силового ведомства. Сотрудники правоохранительных органов других государств (возникающие как персонажи художественных фильмов) также не были избраны в качестве идеала. Это отражает в целом весьма низкий рейтинг правоохранительных органов в сознании не только подростков, но и подавляющего большинства населения. В передачах современного телевидения существует стереотип работника правоохранительных органов, который либо регулярно нарушает сам закон, либо не способен справиться с той или иной ситуацией в рамках представленных ему законом полномочий. Такой стереотип характерен как для российских художественных фильмов, так и для иностранных детективов. Этот же стереотип сформировался и в сознании подростков: ни один из респондентов не выбрал государство в качестве атрибута права.

С целью выявления влияния СМИ на подростков, проведем тест «Телевидение - мой друг или враг?» среди подростков 14 - 15 лет.

Участие принимали 5 юношей и 5 девушек. Проанализируем наиболее важные вопросы теста.

На первый вопрос - «Изучаете ли вы программу телевидения в газетах и выбираете ли передачи, которые вам интересны» - и на вопрос - «Когда к вам приходят в гости друзья, вы выключаете телевизор, если только они не выразили интереса к какой-либо передаче?» - положительно ответили все участники теста, что составляет 100% от числа тестируемых. Это говорит о том, что участников теста интересует общий обзор передач и «живое» общение не может заменить телесмотрение. На вопрос «Телевидение заменило много других увлечений и способов отдыха, от которых люди получали удовольствие в детстве», утвердительно ответили 4 человека (40%) из них 3 юноши. Возможно, тестируемые считают, что телевидение заменило многим детям привычные игры, занятия в кружках, секциях и обычное чтение книг. После обработки результатов выяснилось, что большинство ребят (90%) (9 человек из 10) придерживаются среднего результата, т.е. для них телевизор ни враг, ни друг, а просто привычка. Иногда, чтобы принять мудрое решение им просто необходимо воспользоваться телевизором.

Один человек набрал 90 баллов. Это говорит о том, что только 10% в среднем пользуются телевизором для образования и отдыха.

Отсутствие третьего результата говорит о том, что телевидение не управляет сознанием тестируемых. (См. Приложение 2). При подсчете отрицательных и положительных ответов юношей и девушек отдельно следует отметить, что у юношей на 1 положительный ответ больше. (см. Приложение 2 , табл. 1), значит юноши более разборчивы в выборе телепередач и менее подвержены негативному влиянию телевидения.

2.2 Проведение практической работы по проблеме влияния СМИ

Для решения проблемы негативного влияния средств массовой информации на подростков, проведем собрание на тему «Телевизор в жизни семьи» (См. Приложение 3).

Собрание начнем с вступительного слова:

«Телевизор в жизни подростка - это хорошо или плохо

Сколько и что должны смотреть дети. Нужно ли включать телевизор, если мы считаем, что передача будет неинтересна.

Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:

две трети наших детей в возрасте от 12 до 114 лет смотрят телевизор ежедневно;

время ежедневного просмотра телепередач составляет в среднем более 2-х часов;

50 детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;

25 детей в возрасте от 10 до 14 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;

38 ребят в возрасте от 10 до 14 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

Чтобы доказать ребятам, что эта статистика верна можно задать им вопросы.

На вопрос «Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор» большинство ребят ответили, что каждый день смотрят телевизор.

«Ты смотришь телевизор один или с семьей» - многие ребята ответили, что чаще всего они смотрят телевизор, когда дома никого нет.

«Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи» - на этот вопрос ребята давали разнообразные ответы, но большинство предпочли отдельные передачи, например, о животных, мультфильмы, просто развлекательные передачи, реже художественные фильмы.

«Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной» - благодаря фантазии ребята назвали массу разнообразных предметов, среди которых важная роль отведена конечно же телевизору.

Итак, в своём вступительном слове мы раскрыли проблему влияния телевидения на девиантное поведение, затем предложили вопросы для обсуждения, которые вызвали заинтересованность у ребят:

Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода - ответ - Да.

Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка - дети назвали такие детские передачи как «АБВГДейка», «Следствие ведет Колобков», «В мире животных», мультфильмы, то есть «добрые» передачи.

«Как, на ваш взгляд, необходимо организовать свое общение с телевизором. Назовите возможные варианты» - Ребята предложили изучать программу телепередач, смотреть только те передачи, которые вызвали интерес, но не все подряд.

Ребята проявили интерес и решили, что затронутая проблема является одной из самых острых и нуждается в её решении.

Таким образом, провели обсуждение проблемы, в ходе которого приняли ряд предложений:

Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последнюю неделю.

Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.

Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых телепередач и мнение взрослых по поводу детских.

Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для подростка.

Необходимо помнить о том, что подросток, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра.

В конце собрания в своём заключительном слове я дала несколько рекомендаций, с помощью которых можно смягчить обострение проблемы:

«Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, первоклассники, по результатам исследования не могут четко определить, где правда, а где ложь.

Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране». Дети предложили провести классный час с участием взрослых.

Важно поблагодарить детей за активное участие и взаимопонимание.

Для преодоления негативного влияния СМК на поведение подростков, а также для решения проблемы детской агрессивности необходимо провести родительское собрание на тему «Детская агрессивность» (См. Приложение 4).

Необходимо показать родителям, что семья играет большую роль в решении проблемы влияния средств массовой информации на девиантное поведение подростков и на детской агрессивности. Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Итак, родителям необходимо рассказать, что такое агрессия Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенных целей. Она очень часто выражается у младших детей. У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете это равнозначные качества Что вас больше обрадует в своем ребенке: настойчивость или агрессивность Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускают оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда.агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье в средствах массовой информации».

Итак, мы раскрыли тему собрания, познакомили родителей с видами агрессии, причинами её возникновения, и затем попросил родителей принять участие в обсуждении ответов детей на предложенные вопросы, исследующие отношение детей к телепрограммам:

Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра

Что тебе в них нравится

Советуют ли тебе родители при выборе телепередач

Какие передачи привлекают твоих родителей

Какие передачи вы смотрите всей семьей

Родителям было предложено ответить на аналогичные вопросы, а также попытаться выяснить влияет ли просмотр телепередач на агрессивность поведения.

Результат исследования оказался очень интересным, ведь ответы родителей о влиянии просмотра телепередач имеет серьезное отличие от ответов детей.

Мы должны рассказать родителям, что очень частой причиной детской агрессивности является семейная ситуация:

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Родители должны знать, что преодолению агрессивности ребенка помогает расположение взрослого, использующего в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, действием, жестом. Очень значимо для человека и наказание, если:

оно следует немедленно за проступком;

Страницы: 1, 2, 3, 4