бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков бесплатно рефераты

Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков

2

Ленинградский педагогический колледж

Краснодарского края

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков.

Автор работы:

студентка 6 курса, группы «Б»

заочного отделения социальной педагогики.

Научный руководитель:

Рецинзент:

ст. Ленинградская

2005 год

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть. Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием СМИ.

1.1 Понятие о средствах массовой коммуникации и влияние их на психическое состояние подростков

1.2 Проявление агрессивности в подростковом возрасте

1.3 Влияние средств массовой информации на сознание подростка

Глава 2. Практическая часть. Опытно-педагогическая работа по программной разработке и апробации работы социального педагога по профилактике и предупреждению агрессивного поведения среди подростков.

Выводы и предложения

Заключение

Приложение

Библиография

Введение

В настоящее время средства массовой информации являются мощным инструментом по влиянию на подсознание людей, а отсюда и по формированию их поведения.

Новые информационные технологии разрушают естественный процесс информационного воздействия социокультур. В чьих руках окажется этот «шприц информационных инъекций», тот и будет управлять миром. Атрибут управления - информация - становится главным атрибутом власти в социуме. Во второй половине XX века в связи с развитием мощнейших средств информации разворачивались «битвы» за обладание именно средствами информации- телеканалами, радиостанциями, газетами, журналами, кино, театрами и, конечно, системой образования. Как известно, информацию сегодня все чаще определяют как оружие массового поражения (по своему воздействию на социосистемы). Понятно, что такое оружие должно быть подконтрольно системе, как и ядерное, иначе оно начинает работать против нее. Но в отличие от оружия, физически разрушающего человека и материальные ценности, им созданные, информационное оружие физически материальные ценности не разрушает. Оно воздействует на мозг человека, на его информационную базу, информационные модели мира, обуславливающие мысли и деяния, адаптивность человека. Этот по сути своей насильственный процесс формирования тех или иных информационных моделей окружающего мира составляет основу нашего быта и называется обучением. Битвы идут и сейчас, но если прежде система образования оказывала определяющее информационное воздействие на социум, формируя человека-созидателя, защитника, патриота своей Родины, народа, то сегодня с помощью СМИ можно сформировать в людях прямо противоположные модели отношения к окружающему миру.

Актуальность и значимость проблемы на современном этапе и повлияло на выбор темы курсовой работы «Влияние периодической печати на агрессивное поведение подростков»

Рассмотреть историю возникновения СМИ, методику их работы, а также сделать попытку анализа их влияния на людей, а в конечном итоге сделать выводы - вот цель данной курсовой работы.

В соответствии с темой работы, была сформулирована проблема исследования: каковы пути преодоления влияния периодической печати на агрессивное поведение подростков.

Объект исследования: дети - подростки.

Предмет исследования: влияние периодической печати на агрессивное поведение подростков.

С учетом цели исследования определяем следующие задачи работы:

1. Дать теоретическое обоснование данной проблемы.

2. Подобрать и провести систему диагностических методик по выявлению влияния периодической печати на агрессивное поведение подростков.

3. Обработать результаты исследования.

Методы исследования:

Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы, тестирование, экспериментальная работа со школьниками, а также с их родителями (лицами их заменяющими), наблюдения.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием средств массовой информации

1.1 Понятие о средствах массовой коммуникации и влияние их на психическое состояние подростков

Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие, рассредоточенные аудитории.

Дадим определение основным видам СМИ.

Телевидение (от теле… и слова «видение»), область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств.

Радио (от лат. Radio - испускаю лучи, radius - луч), способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн.

Компьютер (англ. computer, от лат. Computo - считаю), машина для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде, которая может воспринимать и выполнять сложные последовательности вычислительных операций по заданной инструкции - программе.

Интернет (англ. Internet, от лат. Inter - между и англ. net - сеть, паутина), всемирная ассоциация компьютерных сетей, интегрированная сетевая паутина, состоящая из различных физических неоднородных коммуникационных сетей, обьединенных в единую логическую архитектуру.

Газета (журнал), печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; одно из основных средств массовой информации.

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории.

Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.

Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).

Проблема формирование у детей, подростков и молодежи правопослушного социально-адекватного поведения является сложной и комплексной.

Подростковый возраст характерен тем, что именно в этом возрасте молодой человек переходит из состояния детства к взрослому состоянию, то есть меняет способы и варианты взаимодействия с внешним миром.

Одним из ведущих способов для детей и подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе и непосредственно столкнуться с теми ограничениями, которые налагаются нормами в данном обществе и ознакомиться с теми санкциями, которые возникают за их нарушения.

Основным механизмом взросления является присвоением каких-либо ценностей, правил, образцов поведения. Выбирая образец поведения и способ взаимодействия с внешним миром, подросток ориентируется в первую очередь на успешность демонстративного варианта поведения и, что немаловажно, на легкость копирования представленных образцов.

Одним из инструментов социализации являются средством массовой информации, в особенности электронные - радио и еще в большей степени телевидение. Именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки и молодые люди. Все сказанное делает электронные СМИ мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм. Остановимся немного подробнее на вопросе о том, почему средствам массовой информации удается оказывать столь сильное взаимодействие на молодое поколение, и какими механизмами воздействия это достигается.

В настоящее время наблюдается широкое внедрение криминализованных норм в обычное общество. Путей проникновения таких норм насчитывается множество, и едва ли не основным являются СМИ. Тот факт, что СМИ в последнее время играют ведущую роль в формировании общественного мнения, не вызывают сомнения. Согласно закону «О средствах массовой информации» от 27.12.1991года, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. 10.

Таким образом, СМИ являются основным и, зачастую, единственным источником информации для населения, не имея в этом деле конкурентов. Соответственно, образы на состояние общества.

Для рассмотрения нами случая присвоения образцов поведения необходима некая совокупность условий. Во-первых, неуспешность подростка, неэффективность реализуемых им способов социального взаимодействия, психологический дискомфорт и прочее, то есть то, что побуждает его искать новых путей самореализации. Во-вторых, явная успешность демонстрируемого поведения, его неоспоримая социальная ценность, привлекательность и яркая эмоциональная окраска. В-третьих, возможность легко скопировать указанное поведение.

Важным фактором указанной проблемы является то, что реализация внешних признаков может привести (а зачастую и приводит) к присвоению мотивов, ценностных установок и мировоззрения на которых было основано копируемое поведение.

Таким образом, СМИ существенно упрощают появление первичной преступности и, вероятно, являются одной из формирующих криминальной субкультуры. В свою очередь, криминальная субструктура является связующим элементом первичной и рецидивной правонарушающей деятельности.

Не вызывает сомнения то обстоятельство, что на формирование агрессивного поведения оказывает влияние большой комплекс различных факторов, и средства массовой информации среди них занимают вполне определенное место.

СМИ является одним из основных источников демонстраций различных образцов поведения (понимаемого весьма широко - от поведения непосредственно, форм и даже фигур речи до стиля жизни). Очевидно, что условно, но достаточно точно все демонстрируемые образцы можно разделить на три группы: положительные, отрицательные и нейтральные. Образы первых двух групп могут быть представлены через специфические образы, которые непосредственно навязываются зрительской аудитории. Такое навязывание возникает в случаях, когда транслируемые образы удовлетворяют трем условиям: регулярность трансляций таких образцов, демонстрации высокой социальной ценности (как позитивной, так и негативной) этих образцов, и, наконец, однородность демонстрируемых образцов в различных передачах.

Нейтральные образы играют весьма важную роль в формировании ценностных установок и мотивации поведения: они формируют контекст. Говоря о навязывании, имеется в виду тот факт, что реципиент начинает следовать предлагаемому образу, опираясь не на рациональные представления о тех или иных качествах этого образа, а действуя во многом бессознательно.

Такие (расщепленные) представления усугубляются тем, что на взгляд подавляющего числа взрослых, ребенок не способен отличить насильственные действия и жестокость во имя добра от таких же действий во имя зла. Таким образом, поддерживается и поощряется замедление взросления и формирования чувства ответственности. Представление взрослых о безусловно отрицательном влиянии электронных СМИ на подростков, тем не менее, является одним из механизмов опосредованного влияния СМИ на формирование агрессивного поведения в подростковой среде.

Это отрицательное влияние проявляется в том, что формат и содержание наиболее предпочитаемых, а также рассчитанных на молодежную аудиторию передач, не соответствует реальному уровню взрослости подростков.

Итак, отметим, что влияние СМИ на формирование агрессивного поведения подростков проявляется в первую очередь в том, что подростки именно в них черпают свои представления о структуре и функционировании криминального мира. Эти представления весьма далеки от реальности. Более того, их осведомленность о структуре криминализованных обществ гораздо ниже, чем это принято считать.

Другим важным фактором влияния СМИ на формирование агрессивного поведения подростков является то, что эти подростковые представления о криминальном мире формируются не на основе реальных фактов, либо аналитических образов (специализированных передач, криминальных хроник и т. п.), а в основном на материале художественных фильмов.

Не вызывает сомнения тот факт, что художественные фильмы подают криминалогический материал в чрезвычайно специальном формате, очень отличающемся от реальности. Все это не может не вести к искажениям в формировании подростковых представлений о криминально мире.

Другим подтверждением этого тезиса является самый высокий совокупный рейтинг передач «Служба спасения 911» и «Полицейские будни» среди всех хроникальных передач, информирующих о преступности.

Цилуйко считает, что несмотря на то, что все эти передачи основаны на реальных событиях и фактах, они, тем не менее, являются игровыми: все события и отношения их участников к ним представлены через игру актеров. Такая игра полностью меняет контекст исходного события: у подростков создается иллюзорное впечатление, что любые происшествия, сколь бы опасными они не были, всегда заканчиваются благополучно. Такое искажение контекста ведет к снижению чувства ответственности за собственные поступки, влияющие на личную безопасность, например. 23, с.26.

Как уже указывалось выше, очень часто в криминальных хрониках и иных передачах, сообщающих о преступлениях, в особенности тяжких, искажена демонстрируемая ведущими оценки этих событий.

Итак, мы выявили, что на формирование агрессивного поведения подростков оказывает влияние большой комплекс различных факторов, и средства массовой информации среди них занимают вполне определенное место.

1.2 Проявление агрессивности в подростковом возрасте

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.

По мнению Фельдштейна, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [21, с.32].

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особенной деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много не мотивированных поступков.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно - без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.

Современный подросток видит перспективу своей полезности для других в обогащении собственной индивидуальности. Но расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности, и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Даже по сравнению с началом 1970-х годов появилось больше подростков, у которых преобладает негативная самооценка, что влияет на общий жизненный тонус детей. Четко проявляется неприятие оценок взрослых независимо от их правоты. Причина кроется прежде всего в отсутствии должных условий для удовлетворения обостренной потребности подростка в общественном признании. Это оборачивается искусственной задержкой личностного самоопределения, находит отражение, в частности, в тяге к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками, к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и прочее.

Страницы: 1, 2, 3, 4