Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха
Условные обозначения:
С - самочувствие;
А - активность;
Н - настроение;
1 - первый запах (цитрусовый);
2 - второй запах (цветочный);
3 - третий запах (шипровый);
«+» - повышение показателя;
«-» - снижение показателя;
«0» - отсутствие изменения;
(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)
Интерпретация результатов:
Первый запах (цитрусовый) положительно повлиял на самочувствие (с достоверностью p<0,001), активность (с достоверностью p<0,001) и настроение (с достоверностью p<0,01) у группы кинестетиков, а также на активность (с достоверностью p<0,05) у группы визуалов, повысив показатели поданным шкалам. Не оказал значимого влияния на группу аудиалов, а также на самочувствие и настроение группы визуалов.
Второй запах (цветочный) положительно повлиял (повысил показатели) на самочувствие (с достоверностью p<0,05) и настроение (с достоверностью p<0,05) кинестетиков; активность (с достоверностью p<0,05) аудиалов; отрицательно (снизил) - на активность (с достоверностью p<0,001) визуалов. Цветочный запах не оказал значимого влияния на активность кинестетиков, самочувствие и настроение визуалов и аудиалов.
Третий запах (шипровый) отрицательно повлиял (снизил) на самочувствие (с достоверностью p<0,05) и настроение (с достоверностью p<0,01) кинестетиков; самочувствие (с достоверностью p<0,05), активность (с достоверностью p<0,01) и настроение (с достоверностью p<0,01) визуалов; самочувствие (с достоверностью p<0,01) и настроение (с достоверностью p<0,01) аудиалов. Не оказал значимого влияния на активность кинестетиков и аудиалов.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично. Все три класса запахов оказали влияние на кинестетиков, аудиалов и визуалов. В подтверждение гипотезы, первый запах (цитрусовый) оказал положительное влияние на кинестетиков и визуалов, повысив активность, тонус, настроение. Не оказал влияния на группу аудиалов.
Второй запах (цветочный) оказал влияние на все три группы испытуемых, улучшив состояние кинестетиков и аудиалов, оказав расслабляющий эффект на визуалов.
Третий запах (шипровый) оказал отрицательное воздействие на все группы испытуемых, снизив настроение, ухудшив настроение у аудиалов, визуалов и кинестетиков, что является подтверждением гипотезы.
Результаты математической обработки методики САН по критерию «гендер»
Таблица 2
ФЕМИННЫЕ
|
МАСКУЛИННЫЕ
|
|
С
|
А
|
Н
|
С
|
А
|
Н
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
+(0,01)
|
0
|
I(0,05)
|
+(0,01)
|
I(0,001)
|
0
|
+(0,05)
|
+(0,01)
|
I(0,05)
|
0
|
0
|
I(0,01)
|
+(0,05)
|
I (0,001)
|
I(0,001)
|
+(0,05)
|
0
|
I(0,05)
|
|
|
Условные обозначения:
С - самочувствие;
А - активность;
Н - настроение;
1 - первый запах (цитрусовый);
2 - второй запах (цветочный);
3 - третий запах (шипровый);
«+» - повышение показателя;
«-» - снижение показателя;
«0» - отсутствие изменения;
(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)
Интерпретация результатов:
С достоверностью p<0,01 первый запах (цитрусовый) улучшил самочувствие, с достоверностью p<0,01 повысил активность и с достоверностью p<0,05 повысил настроение группы феминных. С достоверностью p<0,05 первый запах (цитрусовый) повысил активность и с достоверностью p<0,05 улучшил настроение группы маскулинных. Не оказал значимого влияния на самочувствие группы маскулинных.
С достоверностью p<0,001 второй запах (цветочный) снизил активность и с вероятностью p<0,01 повысил настроение группы феминных, не оказал влияния на самочувствие данной группы. С достоверностью p<0,001 второй запах (цветочный) снизил активность группы маскулинных и не оказал значимого влияния на самочувствие и настроение данной группы.
С достоверностью p<0,05 третий запах (шипровый) ухудшил самочувствие, с достоверностью p<0,05 снизил настроение у группы феминных; не оказал значимого влияния на активность данной группы. С достоверностью p<0,01 третий запах (шипровый) снизил ухудшил самочувствие, с достоверностью p<0,001 снизил активность и с достоверностью p<0,05 снизил настроение у группы маскулинных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтверждена частично. Все три класса запахов оказывают влияние на изменение состояния обоих групп испытуемых, однако влияние это несколько различно. Так, первый запах (цитрусовый) повышает активность, бодрит, улучшает самочувствие у группы феминных и маскулинных. Второй запах (цветочный) расслабляет, улучшает настроение у группы феминных и оказывает только расслабляющий эффект на группу маскулинных. Третий запах (шипровый) оказывает отрицательное воздействие на обе группы: ухудшает самочувствие, снижает настроение; провоцирует слабость только у группы маскулинных.
Результаты математической обработки методики «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина по критерию «доминирующая перцептивная модальность»
Таблица 3
КИНЕСТЕТИКИ
|
ВИЗУАЛЫ
|
АУДИАЛЫ
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
-
(0,01)
|
-
(0,05)
|
+
(0,05)
|
-
(0,05)
|
-
(0,01)
|
+
(0,05)
|
-
(0,05)
|
-
(0,01)
|
+
(0,05)
|
|
|
Условные обозначения:
С - самочувствие;
А - активность;
Н - настроение;
1 - первый запах (цитрусовый);
2 - второй запах (цветочный);
3 - третий запах (шипровый);
«+» - повышение показателя;
«-» - снижение показателя;
«0» - отсутствие изменения;
(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)
Интерпретация результатов:
С достоверностью p<0,01 первый запах (цитрусовый) снизил показатели реактивной тревожности у группы кинестетиков, с достоверностью p<0,05 - у группы визуалов и с достоверностью p<0,05 - у группы аудиалов.
С достоверностью p<0,05 второй запах (цветочный) снизил показатели реактивной тревожности у группы кинестетиков, с достоверностью p<0,01 - у группы визуалов и с достоверностью p<0,05 - у группы аудиалов.
С достоверностью p<0,05 третий запах (шипровый) повысил показатели реактивной тревожности у группы кинестетиков, с достоверностью p<0,01 - у группы визуалов и с достоверностью p<0,05 - у группы аудиалов.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать интересный и важный вывод: доминирующая перцептивная модальность не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у трех групп (кинестетиков, визуалов, аудиалов) наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запахов.
Исходя из результатов, полученных при помощи «шкалы реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина, можно сделать вывод о том, что ни гендер, ни ведущая перцептивная модальность не влияют на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запаха: два класса запахов (цветочный, цитрусовый) снижают показатели реактивной тревожности, а шипровый запах повышает показатели реактивной тревожности у кинестетиков, аудиалов, визуалов и людей с преобладающими феминными и маскулинными чертами.
Результаты математической обработки методики «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина по критерию «гендер»
Таблица 4
ФЕМИННЫЕ
|
МАСКУЛИННЫЕ
|
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
|
-
(0,05)
|
-
(0,01)
|
+
(0,05)
|
-
(0,01)
|
-
(0,05)
|
+
(0,05)
|
|
|
Условные обозначения:
С - самочувствие;
А - активность;
Н - настроение;
1 - первый запах (цитрусовый);
2 - второй запах (цветочный);
3 - третий запах (шипровый);
«+» - повышение показателя;
«-» - снижение показателя;
«0» - отсутствие изменения;
(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)
Интерпретация результатов:
С достоверностью p<0,05 первый запах (цитрусовый) снизил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,01 - у группы маскулинных.
С достоверностью p<0,01 второй запах (цветочный) снизил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,01 - у группы маскулинных.
С достоверностью p<0,05 третий запах (шипровый) повысил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,05 - у группы маскулинных.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать интересный и важный вывод: гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у обоих групп (маскулинной и феминной) наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. Распределение выборки по доминирующей перцептивной модальности: 23% (кинестетики) : 33% (аудиалы) : 44% (визуалы);
2. Распределение выборки по гендерному признаку: 46% (феминный гендер) : 54% (маскулинный гендер). Среди испытуемых маскулинного типа преобладают визуалы (71%), а среди испытуемых феминного типа - аудиалы (63%);
3. Изучено воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния: цитрусовый запах повышает настроение, бодрит, тонизирует; цветочный запах расслабляет, успокаивает; шипровый запах ухудшает настроение, самочувствие, провоцирует общее недомогание и слабость.
4. Гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.
5. Гипотеза подтверждена частично. Доказан факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключено решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Какая бы модальность не преобладала и какие бы гендерные черты не доминировали, в любом случае влияние запаха на изменение психического состояния будет происходить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.
Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Выдвинуто предположение, что перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость. В ходе исследования установлено, что ни гендер, ни перцептивная модальность не оказывают значимого воздействия на изменение глубины и знака психического состояния. Тем самым воздействие запаха подсознательно изменяет психическое состояние. Также установлено, что гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.
Таким образом, результаты исследования доказывают факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключают решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Кроме того, еще раз подтверждено отрицательное влияние табака на состояние человека, его самочувствие и настроение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Значения по соответствующим методикам до и после предъявления цитрусового запаха
Таблица 1
Порядковый № испытуемого
|
Гендер
|
В
|
А
|
К
|
I.1
|
I.2
|
I.1.1
|
I.2.1
|
I.3
|
|
1
|
9
|
7
|
7
|
8
|
5,0
4,9
5,5
|
36
|
5,1
5,0
5,5
|
30
|
2
|
|
2
|
8
|
10
|
8
|
7
|
5,3
4,8
5,2
|
35
|
5,1
4,8
|
37
|
0,5
|
|
3
|
9
|
4
|
2
|
2
|
4,7
4,4
5,0
|
33
|
4,2
4,0
5,1
|
39
|
0,5
|
|
4
|
9
|
8
|
6
|
6
|
5,5
5,3
5,0
|
36
|
5,6
5,5
5,3
|
25
|
1,8
|
|
5
|
8
|
7
|
13
|
8
|
5,5
5,7
5,2
|
63
|
5,7
5,9
5,5
|
62
|
-0,1
|
|
6
|
5
|
4
|
10
|
8
|
5,0
5,4
4,8
|
33
|
4,8
5,0
4,5
|
43
|
0,7
|
|
7
|
8
|
8
|
13
|
7
|
5,6
5,4
5,2
|
35
|
5,5
5,1
4,9
|
40
|
0,8
|
|
8
|
3
|
4
|
5
|
3
|
5,9
4,9
5,5
|
28
|
5,9
5,3
5,6
|
26
|
0,8
|
|
9
|
5
|
6
|
7
|
6
|
4,7
4,9
5,0
|
45
|
4,9
5,1
5,1
|
44
|
-1,5
|
|
10
|
2
|
6
|
9
|
6
|
5,1
5,4
5,3
|
50
|
5,2
5,7
5,7
|
34
|
1,8
|
|
11
|
3
|
6
|
9
|
6
|
5,5
5,3
4,8
|
31
|
5,8
5,7
5,1
|
24
|
1,4
|
|
12
|
2
|
6
|
5
|
8
|
4,1
4,6
4,8
|
28
|
4,5
4,8
4,9
|
23
|
2,4
|
|
13
|
9
|
8
|
7
|
10
|
5,5
5,2
5,2
|
31
|
5,2
5,0
4,8
|
35
|
1
|
|
14
|
5
|
12
|
9
|
8
|
5,3
5,0
4,8
|
33
|
5,1
4,9
4,5
|
44
|
0,3
|
|
15
|
9
|
8
|
5
|
7
|
5,5
5,4
5,0
|
38
|
5,3
5,4
4,9
|
44
|
-1
|
|
16
|
6
|
8
|
7
|
7
|
5,3
5,5
5,2
|
38
|
5,5
5,6
5,3
|
36
|
1
|
|
17
|
5
|
2
|
6
|
8
|
4,9
5,0
5,3
|
31
|
5,1
5,3
5,2
|
28
|
2,5
|
|
18
|
8
|
7
|
9
|
7
|
5,1
4,6
5,2
|
42
|
5,2
4,8
5,4
|
40
|
1
|
|
19
|
8
|
4
|
6
|
3
|
4,3
5,0
5,1
|
38
|
4,2
4,7
4,9
|
39
|
-0,1
|
|
20
|
5
|
5
|
7
|
5
|
5,3
5,2
5,2
|
27
|
5,0
5,0
5,1
|
29
|
0,2
|
|
21
|
9
|
10
|
9
|
9
|
4,8
4,9
4,7
|
25
|
5,0
5,3
5,0
|
23
|
1,1
|
|
22
|
9
|
11
|
8
|
9
|
5,4
5,6
5,3
|
33
|
5,6
5,7
5,6
|
30
|
1,4
|
|
23
|
6
|
12
|
10
|
10
|
4,3
4,2
4,5
|
32
|
4,1
4,0
4,3
|
28
|
0,9
|
|
24
|
6
|
13
|
9
|
10
|
4,1
4,5
5,0
|
42
|
4,5
5,1
5,3
|
45
|
1,5
|
|
25
|
5
|
0
|
4
|
2
|
5,6
5,9
5,8
|
29
|
5,3
5,6
5,7
|
31
|
-0,3
|
|
26
|
3
|
12
|
11
|
11
|
5,4
4,8
4,6
|
33
|
5,5
5,0
4,9
|
29
|
1,3
|
|
27
|
5
|
5
|
8
|
3
|
5,3
5,6
5,4
|
34
|
5,6
5,7
5,6
|
30
|
2,1
|
|
28
|
2
|
5
|
5
|
7
|
5,1
5,3
5,1
|
52
|
5,3
5,6
5,2
|
51
|
-1,0
|
|
29
|
8
|
7
|
6
|
6
|
4,9
5,5
5,5
|
41
|
5,0
5,7
5,5
|
40
|
3,0
|
|
30
|
9
|
12
|
11
|
8
|
4,0
4,5
4,3
|
32
|
4,2
4,6
4,5
|
30
|
1,1
|
|
31
|
3
|
12
|
10
|
10
|
5,7
5,3
5,5
|
41
|
5,5
5,0
5,4
|
21
|
0,4
|
|
32
|
5
|
7
|
9
|
8
|
4,7
4,3
4,4
|
30
|
4,6
4,1
4,1
|
41
|
0,5
|
|
33
|
8
|
7
|
10
|
8
|
5,6
5,3
5,5
|
45
|
5,3
5,0
5,1
|
40
|
1,2
|
|
34
|
3
|
5
|
3
|
6
|
3,9
4,0
4,3
|
29
|
4,3
4,5
4,7
|
38
|
0,9
|
|
35
|
5
|
10
|
9
|
5
|
4,8
5,2
5,1
|
22
|
4,5
5,0
5,0
|
21
|
1,4
|
|
36
|
8
|
4
|
2
|
2
|
5,3
5,7
5,6
|
34
|
5,4
5,9
5,9
|
30
|
2,0
|
|
37
|
9
|
8
|
4
|
6
|
5,4
4,9
4,9
|
44
|
5,7
5,0
5,4
|
33
|
-0,1
|
|
38
|
8
|
8
|
6
|
9
|
5,0
5,0
5,1
|
45
|
5,3
5,0
5,3
|
44
|
1,5
|
|
39
|
5
|
8
|
9
|
10
|
4,9
5,0
5,3
|
25
|
5,2
5,3
5,4
|
26
|
1,4
|
|
40
|
2
|
9
|
8
|
11
|
5,6
5,5
5,2
|
31
|
5,9
5,7
5,4
|
27
|
2,3
|
|
41
|
3
|
4
|
8
|
6
|
5,1
4,9
5,0
|
42
|
5,3
5,0
5,4
|
40
|
1,0
|
|
42
|
3
|
5
|
8
|
9
|
5,3
5,5
5,1
|
33
|
5,4
5,8
5,4
|
31
|
1,5
|
|
43
|
6
|
10
|
9
|
7
|
4,8
4,9
5,2
|
32
|
4,4
4,4
5,0
|
28
|
0,9
|
|
44
|
6
|
13
|
12
|
7
|
4,9
5,4
5,2
|
35
|
5,2
5,6
5,3
|
33
|
0,2
|
|
45
|
8
|
6
|
10
|
11
|
5,1
5,4
5,5
|
25
|
5,4
5,5
5,7
|
30
|
0,8
|
|
46
|
3
|
9
|
10
|
8
|
4,8
5,4
5,4
|
41
|
5,0
5,6
5,6
|
38
|
1,2
|
|
47
|
5
|
6
|
5
|
3
|
5,3
4,9
4,8
|
36
|
5,0
4,9
4,7
|
38
|
-0,2
|
|
48
|
5
|
9
|
8
|
11
|
4,7
5,4
4,8
|
34
|
5,0
5,5
4,9
|
32
|
1,5
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|