бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха бесплатно рефераты

Условные обозначения:

С - самочувствие;

А - активность;

Н - настроение;

1 - первый запах (цитрусовый);

2 - второй запах (цветочный);

3 - третий запах (шипровый);

«+» - повышение показателя;

«-» - снижение показателя;

«0» - отсутствие изменения;

(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)

Интерпретация результатов:

Первый запах (цитрусовый) положительно повлиял на самочувствие (с достоверностью p<0,001), активность (с достоверностью p<0,001) и настроение (с достоверностью p<0,01) у группы кинестетиков, а также на активность (с достоверностью p<0,05) у группы визуалов, повысив показатели поданным шкалам. Не оказал значимого влияния на группу аудиалов, а также на самочувствие и настроение группы визуалов.

Второй запах (цветочный) положительно повлиял (повысил показатели) на самочувствие (с достоверностью p<0,05) и настроение (с достоверностью p<0,05) кинестетиков; активность (с достоверностью p<0,05) аудиалов; отрицательно (снизил) - на активность (с достоверностью p<0,001) визуалов. Цветочный запах не оказал значимого влияния на активность кинестетиков, самочувствие и настроение визуалов и аудиалов.

Третий запах (шипровый) отрицательно повлиял (снизил) на самочувствие (с достоверностью p<0,05) и настроение (с достоверностью p<0,01) кинестетиков; самочувствие (с достоверностью p<0,05), активность (с достоверностью p<0,01) и настроение (с достоверностью p<0,01) визуалов; самочувствие (с достоверностью p<0,01) и настроение (с достоверностью p<0,01) аудиалов. Не оказал значимого влияния на активность кинестетиков и аудиалов.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично. Все три класса запахов оказали влияние на кинестетиков, аудиалов и визуалов. В подтверждение гипотезы, первый запах (цитрусовый) оказал положительное влияние на кинестетиков и визуалов, повысив активность, тонус, настроение. Не оказал влияния на группу аудиалов.

Второй запах (цветочный) оказал влияние на все три группы испытуемых, улучшив состояние кинестетиков и аудиалов, оказав расслабляющий эффект на визуалов.

Третий запах (шипровый) оказал отрицательное воздействие на все группы испытуемых, снизив настроение, ухудшив настроение у аудиалов, визуалов и кинестетиков, что является подтверждением гипотезы.

Результаты математической обработки методики САН по критерию «гендер»

Таблица 2

ФЕМИННЫЕ

МАСКУЛИННЫЕ

С

А

Н

С

А

Н

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

+(0,01)

0

I(0,05)

+(0,01)

I(0,001)

0

+(0,05)

+(0,01)

I(0,05)

0

0

I(0,01)

+(0,05)

I (0,001)

I(0,001)

+(0,05)

0

I(0,05)

Условные обозначения:

С - самочувствие;

А - активность;

Н - настроение;

1 - первый запах (цитрусовый);

2 - второй запах (цветочный);

3 - третий запах (шипровый);

«+» - повышение показателя;

«-» - снижение показателя;

«0» - отсутствие изменения;

(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)

Интерпретация результатов:

С достоверностью p<0,01 первый запах (цитрусовый) улучшил самочувствие, с достоверностью p<0,01 повысил активность и с достоверностью p<0,05 повысил настроение группы феминных. С достоверностью p<0,05 первый запах (цитрусовый) повысил активность и с достоверностью p<0,05 улучшил настроение группы маскулинных. Не оказал значимого влияния на самочувствие группы маскулинных.

С достоверностью p<0,001 второй запах (цветочный) снизил активность и с вероятностью p<0,01 повысил настроение группы феминных, не оказал влияния на самочувствие данной группы. С достоверностью p<0,001 второй запах (цветочный) снизил активность группы маскулинных и не оказал значимого влияния на самочувствие и настроение данной группы.

С достоверностью p<0,05 третий запах (шипровый) ухудшил самочувствие, с достоверностью p<0,05 снизил настроение у группы феминных; не оказал значимого влияния на активность данной группы. С достоверностью p<0,01 третий запах (шипровый) снизил ухудшил самочувствие, с достоверностью p<0,001 снизил активность и с достоверностью p<0,05 снизил настроение у группы маскулинных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтверждена частично. Все три класса запахов оказывают влияние на изменение состояния обоих групп испытуемых, однако влияние это несколько различно. Так, первый запах (цитрусовый) повышает активность, бодрит, улучшает самочувствие у группы феминных и маскулинных. Второй запах (цветочный) расслабляет, улучшает настроение у группы феминных и оказывает только расслабляющий эффект на группу маскулинных. Третий запах (шипровый) оказывает отрицательное воздействие на обе группы: ухудшает самочувствие, снижает настроение; провоцирует слабость только у группы маскулинных.

Результаты математической обработки методики «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина по критерию «доминирующая перцептивная модальность»

Таблица 3

КИНЕСТЕТИКИ

ВИЗУАЛЫ

АУДИАЛЫ

1

2

3

1

2

3

1

2

3

-

(0,01)

-

(0,05)

+

(0,05)

-

(0,05)

-

(0,01)

+

(0,05)

-

(0,05)

-

(0,01)

+

(0,05)

Условные обозначения:

С - самочувствие;

А - активность;

Н - настроение;

1 - первый запах (цитрусовый);

2 - второй запах (цветочный);

3 - третий запах (шипровый);

«+» - повышение показателя;

«-» - снижение показателя;

«0» - отсутствие изменения;

(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)

Интерпретация результатов:

С достоверностью p<0,01 первый запах (цитрусовый) снизил показатели реактивной тревожности у группы кинестетиков, с достоверностью p<0,05 - у группы визуалов и с достоверностью p<0,05 - у группы аудиалов.

С достоверностью p<0,05 второй запах (цветочный) снизил показатели реактивной тревожности у группы кинестетиков, с достоверностью p<0,01 - у группы визуалов и с достоверностью p<0,05 - у группы аудиалов.

С достоверностью p<0,05 третий запах (шипровый) повысил показатели реактивной тревожности у группы кинестетиков, с достоверностью p<0,01 - у группы визуалов и с достоверностью p<0,05 - у группы аудиалов.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать интересный и важный вывод: доминирующая перцептивная модальность не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у трех групп (кинестетиков, визуалов, аудиалов) наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запахов.

Исходя из результатов, полученных при помощи «шкалы реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина, можно сделать вывод о том, что ни гендер, ни ведущая перцептивная модальность не влияют на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запаха: два класса запахов (цветочный, цитрусовый) снижают показатели реактивной тревожности, а шипровый запах повышает показатели реактивной тревожности у кинестетиков, аудиалов, визуалов и людей с преобладающими феминными и маскулинными чертами.

Результаты математической обработки методики «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина по критерию «гендер»

Таблица 4

ФЕМИННЫЕ

МАСКУЛИННЫЕ

1

2

3

1

2

3

-

(0,05)

-

(0,01)

+

(0,05)

-

(0,01)

-

(0,05)

+

(0,05)

Условные обозначения:

С - самочувствие;

А - активность;

Н - настроение;

1 - первый запах (цитрусовый);

2 - второй запах (цветочный);

3 - третий запах (шипровый);

«+» - повышение показателя;

«-» - снижение показателя;

«0» - отсутствие изменения;

(0,01) - коэффициент достоверности (ТТЕСТ)

Интерпретация результатов:

С достоверностью p<0,05 первый запах (цитрусовый) снизил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,01 - у группы маскулинных.

С достоверностью p<0,01 второй запах (цветочный) снизил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,01 - у группы маскулинных.

С достоверностью p<0,05 третий запах (шипровый) повысил показатели реактивной тревожности у группы феминных и с достоверностью p<0,05 - у группы маскулинных.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать интересный и важный вывод: гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у обоих групп (маскулинной и феминной) наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Распределение выборки по доминирующей перцептивной модальности: 23% (кинестетики) : 33% (аудиалы) : 44% (визуалы);

2. Распределение выборки по гендерному признаку: 46% (феминный гендер) : 54% (маскулинный гендер). Среди испытуемых маскулинного типа преобладают визуалы (71%), а среди испытуемых феминного типа - аудиалы (63%);

3. Изучено воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния: цитрусовый запах повышает настроение, бодрит, тонизирует; цветочный запах расслабляет, успокаивает; шипровый запах ухудшает настроение, самочувствие, провоцирует общее недомогание и слабость.

4. Гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.

5. Гипотеза подтверждена частично. Доказан факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключено решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Какая бы модальность не преобладала и какие бы гендерные черты не доминировали, в любом случае влияние запаха на изменение психического состояния будет происходить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.

Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Выдвинуто предположение, что перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость. В ходе исследования установлено, что ни гендер, ни перцептивная модальность не оказывают значимого воздействия на изменение глубины и знака психического состояния. Тем самым воздействие запаха подсознательно изменяет психическое состояние. Также установлено, что гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.

Таким образом, результаты исследования доказывают факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключают решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Кроме того, еще раз подтверждено отрицательное влияние табака на состояние человека, его самочувствие и настроение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Значения по соответствующим методикам до и после предъявления цитрусового запаха

Таблица 1

Порядковый № испытуемого

Гендер

В

А

К

I.1

I.2

I.1.1

I.2.1

I.3

1

9

7

7

8

5,0

4,9

5,5

36

5,1

5,0

5,5

30

2

2

8

10

8

7

5,3

4,8

5,2

35

5,1

4,8

37

0,5

3

9

4

2

2

4,7

4,4

5,0

33

4,2

4,0

5,1

39

0,5

4

9

8

6

6

5,5

5,3

5,0

36

5,6

5,5

5,3

25

1,8

5

8

7

13

8

5,5

5,7

5,2

63

5,7

5,9

5,5

62

-0,1

6

5

4

10

8

5,0

5,4

4,8

33

4,8

5,0

4,5

43

0,7

7

8

8

13

7

5,6

5,4

5,2

35

5,5

5,1

4,9

40

0,8

8

3

4

5

3

5,9

4,9

5,5

28

5,9

5,3

5,6

26

0,8

9

5

6

7

6

4,7

4,9

5,0

45

4,9

5,1

5,1

44

-1,5

10

2

6

9

6

5,1

5,4

5,3

50

5,2

5,7

5,7

34

1,8

11

3

6

9

6

5,5

5,3

4,8

31

5,8

5,7

5,1

24

1,4

12

2

6

5

8

4,1

4,6

4,8

28

4,5

4,8

4,9

23

2,4

13

9

8

7

10

5,5

5,2

5,2

31

5,2

5,0

4,8

35

1

14

5

12

9

8

5,3

5,0

4,8

33

5,1

4,9

4,5

44

0,3

15

9

8

5

7

5,5

5,4

5,0

38

5,3

5,4

4,9

44

-1

16

6

8

7

7

5,3

5,5

5,2

38

5,5

5,6

5,3

36

1

17

5

2

6

8

4,9

5,0

5,3

31

5,1

5,3

5,2

28

2,5

18

8

7

9

7

5,1

4,6

5,2

42

5,2

4,8

5,4

40

1

19

8

4

6

3

4,3

5,0

5,1

38

4,2

4,7

4,9

39

-0,1

20

5

5

7

5

5,3

5,2

5,2

27

5,0

5,0

5,1

29

0,2

21

9

10

9

9

4,8

4,9

4,7

25

5,0

5,3

5,0

23

1,1

22

9

11

8

9

5,4

5,6

5,3

33

5,6

5,7

5,6

30

1,4

23

6

12

10

10

4,3

4,2

4,5

32

4,1

4,0

4,3

28

0,9

24

6

13

9

10

4,1

4,5

5,0

42

4,5

5,1

5,3

45

1,5

25

5

0

4

2

5,6

5,9

5,8

29

5,3

5,6

5,7

31

-0,3

26

3

12

11

11

5,4

4,8

4,6

33

5,5

5,0

4,9

29

1,3

27

5

5

8

3

5,3

5,6

5,4

34

5,6

5,7

5,6

30

2,1

28

2

5

5

7

5,1

5,3

5,1

52

5,3

5,6

5,2

51

-1,0

29

8

7

6

6

4,9

5,5

5,5

41

5,0

5,7

5,5

40

3,0

30

9

12

11

8

4,0

4,5

4,3

32

4,2

4,6

4,5

30

1,1

31

3

12

10

10

5,7

5,3

5,5

41

5,5

5,0

5,4

21

0,4

32

5

7

9

8

4,7

4,3

4,4

30

4,6

4,1

4,1

41

0,5

33

8

7

10

8

5,6

5,3

5,5

45

5,3

5,0

5,1

40

1,2

34

3

5

3

6

3,9

4,0

4,3

29

4,3

4,5

4,7

38

0,9

35

5

10

9

5

4,8

5,2

5,1

22

4,5

5,0

5,0

21

1,4

36

8

4

2

2

5,3

5,7

5,6

34

5,4

5,9

5,9

30

2,0

37

9

8

4

6

5,4

4,9

4,9

44

5,7

5,0

5,4

33

-0,1

38

8

8

6

9

5,0

5,0

5,1

45

5,3

5,0

5,3

44

1,5

39

5

8

9

10

4,9

5,0

5,3

25

5,2

5,3

5,4

26

1,4

40

2

9

8

11

5,6

5,5

5,2

31

5,9

5,7

5,4

27

2,3

41

3

4

8

6

5,1

4,9

5,0

42

5,3

5,0

5,4

40

1,0

42

3

5

8

9

5,3

5,5

5,1

33

5,4

5,8

5,4

31

1,5

43

6

10

9

7

4,8

4,9

5,2

32

4,4

4,4

5,0

28

0,9

44

6

13

12

7

4,9

5,4

5,2

35

5,2

5,6

5,3

33

0,2

45

8

6

10

11

5,1

5,4

5,5

25

5,4

5,5

5,7

30

0,8

46

3

9

10

8

4,8

5,4

5,4

41

5,0

5,6

5,6

38

1,2

47

5

6

5

3

5,3

4,9

4,8

36

5,0

4,9

4,7

38

-0,2

48

5

9

8

11

4,7

5,4

4,8

34

5,0

5,5

4,9

32

1,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8