бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха бесплатно рефераты

Лимбическая система связана с вегетативной нервной системой и ретикулярной формацией, расположенной в стволе головного мозга и обеспечивающей энергетические ресурсы мозговой деятельности. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры мозга, где расшифровывается в виде ощущений и образов восприятия, осознаются их смысл и значение. Другой поток импульсов от тех же воздействий приходит в подкорковые образования (гипоталамус и другие), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий. Предполагается, что эмоции являются функцией правого полушария мозга - оно контролирует чувственно-эмоциональную сферу, в отличие от левого, доминантного, контролирующего вербальные, логические функции.

Исследователи мозга обнаружили особые нервные структуры в области подкорки (в гипоталамусе), являющиеся центрами страдания и удовольствия, агрессии и успокоения.

Эмоции сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменениями частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц, просвета сосудов, кожные реакции. Сильные эмоции вызывают прекращение слюноотделения, угнетение работы внутренних органов, изменение кровяного давления и мышечной активности. В состоянии эмоционального возбуждения человек способен на многократное увеличение физических усилий.

Факторы, влияющие на изменение эмоционального состояния

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели и стратегические направления жизнедеятельности индивида, и производные от них операциональные эмоции, характеризующие его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, а что препятствует, - отрицательные.

Все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социальной значимости различных явлений для данного индивида.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки ит. д.) являются для человека приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения - отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Человеку приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение - идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежущим по стеклу металлическим предметом)/

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству, что позволяет уже при первой встрече с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, затем включаются в различные восприятия и представления. Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. Он определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Один из видов эмоционального отклика - синтония - сопереживание эмоциональному состоянию других людей - важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта или пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному отклику/

Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинено всем закономерностям формирования условного рефлекса. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств - одна из таких закономерностей. Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно действующих раздражителей. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям. Притупление отрицательных чувств опасно, так как они сигнализируют о неблагоприятной обстановке и побуждают к ее изменению. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием/

К классу эмоциональных явлений также принято относить психоэмоциональное напряжение, которое является формой представленности в сознании человека личностного смысла происходящих в его жизни событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей. По своему субъективному качеству психоэмоциональное напряжение и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями. К ним можно отнести такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, страх, дискомфорт и другие. Неблагоприятные эмоциональные состояния через изменение нейрогуморальной регуляции могут воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний. Таким образом, под термином «психоэмоциональное напряжение» понимаются разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей: фрустрация, дискомфорт, стресс, тревога, депрессия и другие. На развитие психоэмоционального напряжения могут влиять условия жизни людей, социально - демографические показатели, личностные особенности, отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье.

1.2 Запах как фактор, влияющий на изменение эмоционального состояния

Изучением запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния, занимались И. П. Павлов, О. Б. Вайнштейн, М. Монтель, П. Басинский, Е. Ю. Артемьева, Т. А. Акопян, С. Дубровская, А. И. Костяев, Е. Марунина, И. В. Саков и другие.

Запах - специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости человека и животных. Запах для большинства людей относительно слабо дифференцированное, интегральное ощущение, так как он определяется суммарным эффектом от раздражения обонятельных рецепторов, рецепторов тройничного нерва и рецепторов вомероназального органа; кроме того, возможно, что в ощущение запаха вовлечено восприятие аэрозольной компоненты атмосферы/

Влияние запахов на психофизическое состояние человека изучает наука аромакология, которая возникла в 80-х годах 20 века. Первопроходцем прикладной аромакологии считается американский психиатр Алан Хирш, который разработал эссенцию для распыления в магазинах, благодаря которой количество покупок в «опыленных» отделах выросло в разы.

Психологический аспект истории применения ароматических растений берёт начало в первобытной культуре, проходя сквозь столетия до наших дней. Развиваясь вместе с человеком, культура применения ароматов даёт обновлённое понимание роли растительного мира в жизни человека. Первые письменные упоминания об использовании благовоний в ритуальных целях относятся к государству Шумер, существовавшего на территории современного Ирака за 3000 лет до н.э. Уже тогда были известны свойства ароматических растений влиять на эмоции. Кроме воскуривания в Месопотамии начали применять ароматические составы для умащения тела во время церемоний.

Цивилизация Древнего Египта сохранила знания вавилонян и преумножила сведения об ароматических растениях и их влиянии на человека. Египетские жрецы не только проводили ритуалы, но и занимались целительством. Знания о целебных свойствах ароматов считались тайной и открывались только посвященным. Одним из рецептов, широко применявшимся для религиозных таинств, был «куфи». Он включал, в зависимости от цели, от 16 до 60 компонентов, среди основных компонентов были корица, можжевельник, ладан, мирра, роза. Греки расширили представление о лечебной роли растений. Гиппократ верил в пользу вдыхания целебных ароматов, ванн, массажа для здоровья и долголетия. Греческие атлеты перед соревнованиями для поднятия духа натирали тело благовонными маслами.

Римская цивилизация широко использовала благовония и воскуривания в обрядах поклонения своим многочисленным богам. Особо ценились свойства можжевельника, аромат которого считался приятным большинству божеств. Розмарину приписывали свойства стимулировать работу мозга, чьи веточки носили с собой студенты. Запах мяты также рекомендовали использовать для занятий, умственной деятельности. Лавровые венки торжественно возлагали на голову победителя. Считалось, что лавр позволяет почувствовать вкус победы, облагораживает человека.

Во время праздников, многочисленных пиршеств помимо благовоний разбрасывали лепестки роз. Это создавало особое настроение и позволяло ощутить в полной мере радость и блаженство.

Упоминания о роли ароматов мы находим в Библии: «...и обонял Господь приятное благоухание…» (книга Бытия). В начале эры христианства существовали специальные рецепты для священнодействий. Среди множества заповедей Моисей получил от Господа правила сооружения алтаря, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений (Исход): «Возьми ты себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сикелей и корицы благовонной половину того и тростника благовонного 250, и кассии 500… и масла оливкового гин. И сделай из этого миро для священного помазания…» Это масло использовалось для посвящения первосвященников, его лили на голову в таком количестве, что оно стекало на бороду.

Культура Индии особенно ценила свойства ароматических растений для психического состояния. Все индусские храмы строились из сандала, который, как считалось, даёт спокойное, медитативное состояние ума. Буддизм в качестве инструмента работы с сознанием применял многочисленные курения, которые всегда полагалось сочетать с медитацией. Этот ритуал дошёл до наших дней. Самым ценным ароматом, воздействующим на психику, считался сандал. Он давал состояние спокойствия, ясности ума, позволял сконцентрироваться на ощущениях, что необходимо во время проведения медитации.

Повсеместно был распространён и сохранился до сегодняшнего времени обычай окуривать помещение специальными палочками из трав для достижения расслабления, стимуляции, медитации, открытия чувств. Расслабляющие свойства пачули, лаванды, ладана использовали для быстрого наступления сна. Ароматы лавра и гвоздики позволяли настроить ум на рабочее состояние.

Китайские целители полагали, что ароматы растений содержат магическую силу души растения. Конфуций говорил: «Курения изгоняют дурной дух». Поэтому различные ароматы применяли для бодрости, активации работы мозга, или отдыха, наступления сна. Дети носили на груди мешочек с кусочками камфоры для защиты от болезней и активизации работы мозга. Об отношении китайцев к ароматам также можно судить по письмам известного китайского философа Ван Вей периода династии Тан (618-907 годы) к своему ученику: «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением».

Курения для религиозных действий представляли собой ароматические палочки - ван-хенг и особую бумагу - юэн-пао. Обычай предписывал утром и вечером зажигать по три курительные палочки. Курительные составы ставились у ног различных скульптур, изображавших божества и возжигались.

В Древней Руси лечение запахами было традиционным. Устраивали так называемое чепучинское сидение. Маленькая деревянная камера (“чепучина”), насыщенная ароматом распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. Женщины из мещанского сословия очень любили герань. Считается, что ее запах создает в доме атмосферу спокойствия и уюта. Русская поговорка: «Сосновый лес - умиление души, берёзовый лес - веселье человека», характеризует отношение к ароматическим растениям в Древней Руси. Считалось, что запах пижмы, рябины, стимулирует деятельность мозга. Существовало поверье, что чабрец, зашитый в подушку, приносит хороший сон, здоровье и долголетие. В русской и украинской медицине траву чистотела большого использовали для воскуривания при эпилепсии. Бодяком обыкновенным окуривали детей, леча их от испуга.

XX век ознаменовался новыми открытиями психологического действия растений. Профессор П. Ровести из Милана убедительно доказал, что депрессию и беспокойство можно вылечить при помощи ингаляций определённых растений. Он полагал, что запахи помогают высвобождению подавленных эмоций и воспоминаний, ставших причиной заболевания.

В 20-е годы итальянские учёные под руководством Р. Кайло и Дж. Гари показали эффективное воздействие на нервную систему ароматических растений. Они предложили эффективные способы лечения депрессии и истерии эфирными маслами.

В 30-е годы русский врач А.А. Кюнцель рекомендовал применение ароматических ванн с сосной и валерианой при неврозах. Доктор А.С. Залманов полагал, что скипидарные ванны помимо действия на соматические патологии, регулируют тонус нервной системы и могут применяться при неврозах.

М. Маури описала психологические эффекты воздействия ароматических растений, отмечая действие не только на физический, но и эмоциональный и ментальный уровень человека.

Экспериментальные исследования показали, что восприятие запахов у людей всегда связано с гедонической их оценкой в отличие от восприятия сигналов других модальностей. Люди могут оценивать запахи как «приятные неприятные» на основании лишь обонятельного опыта, не связывая их восприятие с какими-либо предметами, в то время как оценка зрительных и акустических стимулов зависит от оценки тех предметов, с которыми они связаны. Идентификация источника запаха может влиять только на эмоциональную реакцию на него, но не на гедоническую оценку запаха.

Запахи могут непосредственно влиять на настроение - простое ощущение того или иного запаха может приводить к изменению настроения человека. При этом определенные одоранты могут оказывать специфическое воздействие на настроение, вызывая расслабление, возбуждение (в том числе и половое) или усиление чувственности.

Кроме специфических воздействий запахи могут оказывать неспецифическое влияние на настроение человека. Приятные запахи улучшают настроение, а неприятные могут его ухудшить. Поэтому люди активно изменяют запаховую среду, в которой они находятся: проветривают помещения, окуривают их благовониями, используют парфюмерию. Запахи могут надолго сохраняться в эмоциональной памяти человека и активизировать эмоциональную память. Поэтому запахи часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь запаха с определенным контекстом. Запаховые стимулы обладают способностью возбуждать память и воображение, что часто сопровождается сильными эмоциями, сходными с теми, которые были испытаны в ситуации, связанной с определенным запахом. Запахи, связанные с эмоциями, оказывают воздействие на поведение человека в зависимости от индивидуального опыта. Запахи обладают мощным мотивационным воздействием. Они могут оказывать сильный аттрактивный или репеллентный эффект, привлекая или отталкивая людей. У человека аттрактивность или репеллентность запаха в значительной степени определяется их гедонической оценкой. Эта проблема непосредственно связана с использованием парфюмерии, и практически ни одно из совещаний по химической коммуникации не обходится без выступления парфюмеров, так как искусственные запахи приобретают для человека вполне определенное сигнальное значение. Установлено, что запах средне неприятный в большей степени усиливает агрессивность людей, чем очень сильно неприятный запах. Запахи могут действовать как катализаторы, усиливая то или иное эмоциональное состояние. Например, нанесение на тело любимого (любимой) приятного запаха может сильно увеличить его (ее) привлекательность как полового партнера.

Самая старая классификация запахов принадлежит Карлу Линнею, предложившему в 1756 году разбить все запахи на 7 классов: ароматические (красная гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые), тошнотворные (падаль).

С тех пор неоднократно предлагались новые классификации, в которых количество групп запахов колебалось от 4 до 18, но ни одна из них не отвечает современным требованиям.

Одной из наиболее разработанных и наиболее употребляемых систем классификации является система Х. Цваардемакера, опубликовавшего её в первом варианте в 1895 году, а в окончательном виде - в 1914 году. Он делил все пахучие вещества на 9 классов. Некоторые виды делил на подклассы. Так, среди ароматических запахов он выделял: а) камфорные, б) пряные, в) анисовые, г) лимонные и д) миндальные. Среди бальзамических: а) цветочные, б) лилейные и в) ванильные. Классификация подвергается критике, но за неимением лучшей иногда используется.

Х. Хеннинг выделял 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (так называемая призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации Хеннинга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8