бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние фемининности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости бесплатно рефераты

Важную роль проблеме маскулинности отводят в Европе в связи с нынешней ситуацией в обществе. Например за возрождение идеи сильной маскулинности играет протестантский фундаментализм. Еще в начале ХХ в. в США и Англии получили распространение принципы "мускулистого христианства", стремящегося спасти заблудшие мужские души от губительной для них феминизации и изображающего Христа не мягким и нежным, а сильным и мускулистым. На волне неоконсерватизма 1980-х гг. эта идеология получила новые стимулы.

По мнению Роберта Блая и его единомышленников, главная задача современности - направить мужчин на путь духовного поиска, чтобы помочь им восстановить утерянные ими базовые мужские ценности. Во всех древних обществах существовали особые ритуалы и инициации, посредством которых взрослые мужчины помогали мальчикам-подросткам утвердиться в их глубинной, естественной маскулинности. Городское индустриальное общество разорвало связи между разными поколениями мужчин, заменив их отчужденными, соревновательными, бюрократическими отношениями, и тем самым оторвало мужчин друг от друга и от их собственной мужской сущности. (Сходные идеи развивали некоторые немецкие мыслители в начале ХХ в.). Место здоровых мужских ритуалов занимает размягчающая и убивающая мужской потенциал женственность.

Блай и его последователи красочно описывают эмоциональную бедность и ущербность современных мужских взаимоотношений, будь то отношения сыновей с отцами или отношения между мужчинами на работе и в быту, и мечтают восстановить традиции древнего мужского братства и межпоколенного наставничества. Многие из этих людей политически не реакционны, но для них характерны иррационализм и антиинтеллектуализм, а их положительный идеал "нового мужчины" весьма расплывчат[8].

Современное общество столкнулось с тем, что значительно возросло участие мужчин в ведении хозяйства, отцов в воспитании детей. В современной Швеции отцовство ассоциируется с непосредственным уходом отца за ребенком, близким общением и эмоциональной связью между ними, что способствует не только всестороннему развитию обоих индивидов, но и гармонизации семейной жизни. Равенство полов в Швеции достигается за счет дальнейшего перенесения функций семьи в публичную сферу при сужении и нивелировании приватной сферы, снижении ее социального значения и социализирующей функцией [20].

На фоне всего вышесказанного в полне закономерным выглядит появление нового типа мужского поведения - метросексуализм. Типичный метросексуал - житель большого города с достаточно высоким годовым доходом, 25-40 лет, уверенный в себе и в своей мужественности гедонист не склонный никому ничего доказывать. Его кредо - разносторонность интересов и утонченный вкус. В нашем обществе таких людей называют «бомонд». Молодые люди, принадлежащие к данной социальной категории, не спешат образовывать семью и, соответственно связывать себя обязательствами, но это не мешает иметь подруг. Метросексуал - это представитель информационного общества, он трудится в банке, средствах массовой информации, финансовых компаниях и юридических фирмах, шоу-бизнесе, модельном и ресторанном бизнесе. Социолог Эндрю Паркер считает, что Девид Бекхэм способствовал разрушению «маскулинного кода» и зарождению феномена «метросексуал». В последние годы в противовес явлению метросексуализма появилось явление, обозначаемое как «ретросексуализм». Ретросексуалы демонстративно подчеркивают свои отличия от тех, кого они считают недостойными носить высокое звание мужчины: они нарочито небрежны в одежде, как правило, не бриты, не пользуются одеколонами и дезодорантами, не посещают спортзалы и т.д. и в целом ведут разгульный образ жизни (ярким примером является Сергей Шнуров) [15].

Пьер Бурдье изучал озабоченность среднего класса своим внешним видом, что выражалось в форме чувства неудовлетворенности или в форме высокомерия и являлось так же источником их претензий и постоянной склонности к блефу, к присвоению той формы социальной идентичности, которая состоит в стремлении уравнять «бытие» и «видимость», в желании владеть видимым для того, чтобы иметь настоящее [21].

Так же исследователи отмечали существование такого феномена как «хлыщ», которому свойственно вездесущесть, публичность, контактность с различными слоями общества, отсутствия тени тщеславия и хорошее чувство юмора [17].

Если хлыщ как «городская пародия на денди» является воплощением своеобразной модели жизнеобеспечения (нечто вроде «бомжа-аристократа»), то метросексуал отражает совсем другие целеустановки, связанные с гедонистическим и отчасти богемным взглядом на мир, возможным только в обществе, ориентированном на потребление [14].

Современный мир диктует свои условия, и все больше и больше мужчин во всем мире предпочитают не работать, а заниматься хозяйством и быть безработными. Женщины не желая этого, становятся сильными и берут на себя груз ответственности за экономическую, социальную и материальную успешность семьи. В этом и заключается острый вопрос современности -«феминизация мужчин». Из-за слабости мужчин сегодня женщины предпочитают самостоятельный образ жизни, поздно выходят замуж (а иногда не выходят), все это ведет к постепенному уничтожению института брака. Долгое время женщина знала, что у нее всегда есть опора - это ее мужчина, но постепенно опора стала «шататься», перестала быть надежной, а потом и вовсе исчезла. В таких условиях общества женщине ни чего не осталось, как самой стать сильной и мужественной и без чьей либо поддержки бороться с жестоким миром слабых мужчин.

Трансформация традиционных мужских ценностей и канонов маскулинности - общее неумолимое требование времени. Этот процесс давно уже идет во всем мире, включая постсоветские страны. Но смешение дескриптивных, аскриптивных и прескриптивных черт маскулинности может порождать опасные иллюзии.

Хотя каноны маскулинности и феминности взаимосвязаны, женские жизни и образы меняются и обновляются быстрее мужских, а женские представления о мужчинах и представления мужчин о самих себе часто не совпадают. При этом одни склонны преувеличивать, а другие - преуменьшать масштабы происходящих перемен.

Тем не менее, мир явно становится все более многоцветным. Индивидуализация и плюрализация социального бытия влечет за собой неизбежность признания не только разных типов маскулинности/феминности, но и таких индивидуальных стилей жизни, которые вообще не вписываются в эту дихотомию[11].

Глава II. Эмпирическое исследование гендерной идентичности

§1.Методологический аппарат

Цель исследования: изучение гендерной идентичности у мужчин в разные возрастные периоды: юность, взрослость, зрелость.

Объект исследования: гендерная идентичность у мужчин разных возрастов (юности, взрослости, зрелости).

Предмет исследования: Влияние феминности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости.

Задачи:

1.Подбор методик для проведения диагностики определения феминных черт характера у мужчин разных возрастных групп (возрастной аспект) и сопоставления полученных образов реального и идеального мужчины (социальный аспект).

2.Определение выборки исследования.

3.Проведение исследования.

4.Анализ и интерпретация полученных результатов.

Гипотеза: Особенности феминности оказывают влияние на гендерную идентичность мужчин разных возрастов (юности, взрослости, зрелости):

1. Чем младше поколение мужчин, тем большим количеством феминных черт в поведении они обладают.

2. Чем младше поколение мужчин, тем сильнее будет разница между ними и представлениями об образе идеального мужчины с позиции мужчин и женщин.

База исследования:

20 мужчин 17-25 лет;

20 мужчин 26-37 лет;

20 мужчин 38-50 лет;

20 женщин.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, качественный и корреляционный анализ результатов исследования, для обработки данных использовался пакет статистического анализа SPSS for Windows 10.0.7

Методики:

1 .Методика «Семантический дифференциал»;

2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли.;

3.Опросник С.Бэм;

4. Модификация ассоциативного эксперимента.

Этапы эмпирического исследования:

На первом этапе были подобраны методы исследования, целью, которых является изучение гендерной идентичности у мужчин в разные возрастные периоды;

На втором этапе проводилось изучение образов идеального и реального современного мужчины, выявление степени семантической близости данных образов и различия в оценивании предложенных характеристик респондентами разных групп;

На третьем этапе нашего исследования определение преобладающей степени гендерной идентичности: фемининность - маскулинность - андрогинность, в разных группах респондентов;

На четвертом этапе изучались ассоциации к понятиям «идеальный мужчина» и «реальный современный мужчина» у испытуемых;

На пятом этапе была проведена статистическая обработка полученных данных;

На шестом этапе проведенного исследования проводился анализ и интерпретация результатов, написание заключения.

§2.Описание и обоснование выбора методик исследования

Нами были выбраны четыре методики для определения степени маскулинности мужского населения разного возрастного периода и оценки степени маскулинности современных мужчин.

1 .Методика «Семантический дифференциал»

Цель применения этой методики: оценка образов идеального и реального современного мужчины в предложенном семантическом пространстве, выявление семантической близости данных образов.

Методика представляет собой оригинальный вариант классической техники семантического дифференциала Чарльза Осгуда (1957). Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

Общепризнанна, как компактный и валидный инструмент изучения свойств личности, её самосознания, а также межличностных отношений. Испытуемым предлагается бланк с 21 полярной парой черт личности.

Мы модифицировали данную методику, и наш бланк методики представляет две одинаковые таблицы, каждая с одинаковой 45 полярной парой черт личности. Нами были выбраны черты личности, которые предложила Клецина для своей методики «Личностный семантический дифференциал». Респондент оценивает предлагаемые объекты по набору биполярных шкал, содержащих в качестве полюсов прилагательные или описательные характеристики - антонимы. Разница между таблицами состоит лишь в инструкции, которая сопровождает каждую таблицу. Первая таблица сопровождается инструкцией: «Пожалуйста, оцените идеального мужчину по приведенной ниже шкале». Во второй же таблице предлагается оценить по предложенной шкале выраженность тех же качества, но уже для реального современного мужчины.

Обработка методики: Степень идентичности подсчитывалась нами на основании коэффициента семантической близости оцениваемых образов, которые предлагались респондентам в двух таблицах. Мы считали балы по каждой паре качеств, соотнося их с теми же качествами из второй таблицы. Затем балы суммируются, и мы получали число. При извлечении из под корня, которого получали коэффициента семантической близости (СД= v?(ху)2), чем ближе он бы к нулю, тем выше у респондента степень идентификации себя с психологом -профессионалом.

В итоге проведения данной методики: мы получим степень идентичности реальных мужчин с идеальным мужчиной с точки зрения мужчин (разных возрастных групп) и женщин (см. Приложение № 1).

2. Методика множественности идентификаций Дж.Келли

Цель применения этой методики: изучить различия в оценивании предложенных характеристик респондентами разных групп респондентов.

Респондентам был предложен список из 40 характеристик, по которым они должны были оценить 4 категорий. Для мужчин были выделены 4 категории:

«я сам», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами женщины»; а для женщин: «типичный мужчина», «мой отец в молодости», «мой идеал мужчины», «идеал мужчины глазами мужчины». В процессе исследования выясняется, по мнению респондентов, степень выраженности предлагаемых качеств в каждой категории. Оценка производилась от 0 до 5 баллов, где 0 - полное отсутствие характеристики, 5 - максимальное присутствие. При обработке множественности идентификаций была произведена статистическая обработка - кластерный анализ полученных данных и качественная обработка характерных черт поведения для той или иной категории.

Обработка методики: при обработке множественности идентификаций была произведена статистическая обработка - кластерный анализ полученных данных и качественная обработка характерных черт поведения для той или иной категории.

В итоге проведения данной методики: мы получили степень примыкание категорий у разных групп респондентов, определение наиболее характерной линии поведения для разных возрастных групп мужчин (см. Приложение № 2 - 3).

3.Опросник С.Бэм

Цель применения этой методики: определение степени гендерной идентичности: фемининность - маскулинность - андрогинность.

Обработка методики: сначала высчитываются показатели маскулинности (М) и фемининности (F) по совпадению с ключом, а потом сумма балов по тому и другому показателю делится на 20; затем считается основной индекс (IS) по формуле

IS = (F-M) Ч 2,322.

В итоге проведения данной методики: определяется 5 категорий гендерной идентичности: ярко выраженная маскулинность, маскулинность, андрогинность, фемининность, ярко выраженная фемининность

(см. Приложение № 4).

4. Модификация ассоциативного эксперимента

Цель применения этой методики: изучить ассоциации к понятиям «идеальный мужчина» и «реальный современный мужчина» у испытуемых.

В исследовании была использована методика модифицированного ассоциативного эксперимента, где используются существительные, прилагательные и глаголы (С.В. Семенова).

Испытуемым предлагалось охарактеризовать образ «реальный современный мужчина» и образ «идеальный мужчина» в существительных, прилагательных и глаголах, по пять определений на каждое.

Обработка методики: для обработки ассоциативного эксперимента осуществлялся количественный (процентное соотношение характеристик) и качественный (сопоставление содержания описаний) анализ полученных данных.

В итоге проведения данной методики: выделение категорий, которыми испытуемые определяют понятия идеального и реального современного мужчины, выделение наиболее встречаемых определений, соотношение определений образа реального современного мужчины и образ идеального мужчины в разных группах респондентов (см. Приложение № 5).

§З. Анализ и интерпретация результатов исследования

1. По методике «Семантический дифференциал» степень идентификации реальных современных с идеальными мужчин будет тем выше, чем ближе к нулю будет значение коэффициента, которое получается в процессе проведения данной методики и у мужчин и у женщин.

Так как мы считаем степень различий идеальных мужчин и реальных, то для нас основным показателем роста различий или их отсутствие будет среднее значение по каждой группе (см. Рис.1). Из сравнительной характеристики средних значений коэффициентов каждого возраста видно, идентификация реальных мужчин себя с идеальным мужчиной стабильно возрастает, начиная с юности и заканчивая зрелостью. Все первичные данные по этой методике представлены в приложении№1

Рис.1 Показатели идентификации по средним значениям коэффициента

Затем мы разделили все показатели по каждой группе испытуемых на три группы: коэффициенты от 0 до 5- высокая степень идентичности, от 5 до 10- средняя степень идентичности, все остальные, начиная с 10 это низкая степень, (см. таблицу 1)

Степень идентификации идеального и реального современного мужчины Таблица 1

юность

взрослость

зрелость

женщины

0-5

10%

20%

45%

5%

5-10

85%

75%

55%

60%

10-...

5%

5%

0%

35%

Страницы: 1, 2, 3, 4