бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста бесплатно рефераты

1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. - 432с.

2. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. - М.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003. - 672с.

3. Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 320с.

4. Воспитателю о работе семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Макарова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.

5. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. -СПб.: Медицина, 1997. - 248с.

6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2001. - 224с.

7. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - с. 21-28

8. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288с.

9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320с.

10. Кибанов А.Я. Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 302с.

11. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. - М., 2004 - 432 с.

12. Курбатов В.И. Конфликтология / В.И.Курбатов. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445с.

13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М., 1983. - Т.1 (Психологические основы дошкольной игры: 303-323)

14. Макарова Е.Г. В начале было детство: Записки педагога. - М.: Педагогика, 1990. - 256с.

15. Мамайчук И. Семейные отношения: психологический анализ и пути коррекции // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - с.80-85

16. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2004. - 400с.

17. Мир детства. Дошкольник / По ред. А.Хрипковой. - М.: Педагогика, 1999. - 415с.

18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608с.

19. Обозов Н.Н. Мир нашего «я» в рисунке и почерке (Методическое пособие). - СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997. - 116с.

20. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной; Науч.-исслед. Ин-т докольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. - 152с.

21. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред Т.В. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 1996. - 144с.

22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; под ред. Е.Г.Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192с.

23. Романов А.А. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста (альбом диагностических методик). - М.: «Принт», 2000. - 30с.

24. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 576с.

25. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. - М., 1991. - С. 38-44.

26. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. -2002. - № 4. - С. 104-115.

27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А.Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.

28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.

29. Хазанова М. А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях // Мир психологии. - 1996. - № 1(6). -С. 47-54.

30. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Политиздат, 1984. - 412с.

31. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений / О.В.Хухлаева. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208с.

32. Шварко Л.И. Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие детей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - № 3. - с. 39 - 45

33. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). 0 М.: Знание, 1986. - 96с.

34. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. - М., Посткриптум,2001. - 348с.

35. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б.Эльконин; ред.-сост. Б.Д.Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 384с.

36. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112с.

Приложение 1

Методика уровня психологического развития детей по шкале тревожности Р.Сирса

Фамилия, имя ребенка

Укажите номер признака

Иванова Маша

3,6,7

Петров Саша

1

Признаки или шкала Р. Сирса

1. Часто напряжен, скован.

2. Часто грызет ногти. Сосет палец.

3. Легко пугается.

4. Сверхчувствителен.

5. Плаксив.

6. Часто агрессивен.

7. Обидчиц.

8. Нетерпелив, не может ждать.

9. Легко краснеет, бледнеет.

10. Имеет трудности в сосредоточении, особенно в экстремальной ситуации.

11. Суетлив, много лишних жестов.

12. Потеют руки.

13. При непосредственном общении с трудом включается в работу.

14. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.

Обработка результатов: 1-4 признака -- слабая тревожность; 5-6 признаков -- выраженная тревожность; 7 признаков и более -- высокая тревожность.

Приложение 2

Методика интерпретации рисуночного теста по В.К.Лосевой

Наиболее достоверными считаются такие особенности рисунка семьи: расстояние между отдельными членами семьи, последовательность их изображения, состав нарисованной семьи, отличия изображений членов семьи по величине. Если в рисунке семьи руки каждого (или одного) члена семьи неодинаковы, то можно предположить, что особенности характеризуют стиль общения конкретных членов семьи (в данном случае эти особенности интерпретируются так же, как и в рисунке человека). Целесообразно сравнить прорисовку рук в рисунках человека и семьи, т.е. сопоставить стиль общения родителей и ребенка).

В процессе выполнения задания ребенком рекомендуется обращать внимание на паузы, возвращения к уже нарисованным фигурам, исправления, чрезмерное штрихование, спонтанные высказывания.

Расстояние между фигурами отражает реальную эмоциональную дистанцированность каждого члена семьи по отношению к ребенку, друг к другу (с точки зрения самого ребенка).

Барьеры (члены семьи изображаются разъединенными различными предметами) свидетельствуют об эмоциональной разобщенности, о конфликтности семейных отношений.

Порядок изображения. Наиболее информативно то, кого из членов семьи ребенок изображает первым. Как правило, это либо наиболее эмоционально значимый член семьи, либо тот член семьи, которого ребенок боится, но почитает.

Уточнить, с каким эмоциональным отношением связано изображение первым того или иного члена семьи, позволяет анализ рисунка в целом.

Если ребенок рисует себя в непосредственной близи с изображенным первым членом семьи, который при этом тщательно прорисован, декорирован, можно предположить, что именно к нему ребенок наиболее привязан. В том случае, когда ребенок рисует себя в отдалении от первого изображенного члена семьи, нарисованного к тому же схематично или редуцированно, вообще не рисует себя или изображает последним, то, скорее всего, с этим членом семьи у него связаны наиболее отрицательные эмоции, на которых он сознательно или бессознательно акцентирует свое внимание.

Если первым ребенок изображает себя, скорее всего, он воспринимает себя как центр внимания, считает главным в семье. При такой ситуации его собственное изображение значительно отличается от других по степени детализированности, тщательности прорисовки, декорированности. В других случаях -- если в рисунке есть показатели личностного неблагополучия ребенка -- необходимо уточнить, не выполняет ли такое изображение функцию компенсации.

Изображение первыми различных предметов, а не людей рассматривается как уход, защита от неприятного задания. Это свидетельствует о неблагополучии в семейной ситуации или о недостаточном доверии ребенка к экспериментатору. Если последней рисуется фигура матери, то чаще всего это говорит о негативном отношении ребенка к ней. Изображение последними других членов семьи не интерпретируется как показатель таких отношений.

Состав семьи. Изображение всей семьи рассматривается как один из показателей благоприятной семейной ситуации, но может свидетельствовать о ней только в сочетании с другими показателями ненарушенных семейных отношений. Присутствие в рисунке не проживающих в семье взрослых (как правило, бабушка или дедушка) может свидетельствовать о неудовлетворенности ребенка семейными отношениями, об их конфликтности.

Изображение не входящих в семью детей рассматривается как проявление чувства одиночества в семье, недостатка внимания.

Включение в рисунок не живущих в доме животных (как правило, пушистых и мягких) интерпретируется так же, как и расширение семьи за счет детей. С той только разницей, что здесь можно предположить у ребенка выраженную потребность в более теплых эмоциональных отношениях, тогда как включение в рисунок детей свидетельствует, скорее всего, о потребности в общении на равных.

Отсутствие изображения какого-нибудь члена семьи (или редуцированное его изображение) может быть связано с негативными эмоциями по отношению к нему, конфликтными отношениями ребенка с ним. Часто в рисунке отсутствуют братья и сестры, что связано с конкурентностью в отношениях с ними.

Если отсутствует изображение самого ребенка, это указывает на эмоциональное неприятие ребенка в семье, чувство отверженности у него.

Так же интерпретируется отсутствие изображения членов семьи (ребенок рисует себя одного или с кем-нибудь другим, не входящим в семью). Эти варианты различаются отношением ребенка к такому отвержению. В случае отсутствия изображения ребенка можно предположить, что он чувствует свою вину за то, что не принимается членами семьи. В другом случае ребенок обвиняет семью, что приводит к весьма драматичной ситуации: ребенок и злится, и обижается на своих родителей, и любит их (часто такая противоречивость эмоций находит выход в агрессивных тенденциях, негативной демонстративности).

Изображение различных фигур на разных сторонах листа или на разных листах рассматривается как показатель враждебности между «разъединенными» членами семьи.

Отказ рисовать семью (при условии хорошего контакта экспериментатора с ребенком) свидетельствует о чрезмерном эмоциональном напряжении ребенка в связи с семейной ситуацией, тенденции к вытеснению этих ощущений.

Величина фигур. Неадекватно большое изображение какого-нибудь члена семьи может свидетельствовать о его доминантности. Такое доминирование может вызывать у ребенка отрицательное отношение, и тогда в рисунке встречаются другие показатели такого отношения (например, штриховка этой фигуры).

Неадекватно большое изображение ребенком самого себя интерпретируется как чувство своей значимости. Однако если в рисунке есть указания на неблагополучную семейную ситуацию, личностные трудности ребенка, то, скорее всего, изображение свидетельствует о потребности ребенка в признании своей значимости.

Изображение себя неадекватно маленьким свидетельствует о нарушенных семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве неуверенности у ребенка, о потребности в заботе.

Изображение неадекватно маленьким какого-нибудь члена семьи рассматривается как показатель нарушенных отношений ребенка с ним, испытываемых по отношению к нему отрицательных эмоций.

Выражение лиц нарисованных членов семьи может быть отражением чувств ребенка к ним или представления ребенка о том, как они к нему относятся.

Поправки. Стирание нарисованных фигур, возвращение к их доработке свидетельствует о значимости для ребенка того или иного члена семьи. Однако эта значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Если доработки не привели к улучшению результатов, то это, как правило, свидетельство отрицательного, конфликтного отношения, вызывающего эмоциональное напряжение.

Паузы перед рисованием той или иной фигуры также рассматриваются как показатель конфликтности отношения ребенка с данным членом семьи.

Расположение фигур на линии основания, проведение линий под рисунком могут рассматриваться как симптомы тревожности ребенка, В некоторых случаях так же может быть проинтерпретировано и преобладание в рисунке вещей (по сравнению с людьми).

Дополнительная информация. Дополнительную информацию о семейных отношениях можно получить, предложив ребенку раскрасить рисунок семьи. Совпадение цветов при раскрашивании расценивается как показатель эмоционально близких отношений ребенка с данным членом семьи.

Приложение 3

Карта обследования Ани Х.

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка Харламова Анна

Дата рождения 17. 04. 2004г.

Дата обследования:01. 07.2008г.

Возраст 4,2 лет

Домашний адрес, телефон : п. Адамовка, ул. Советская д.214 тел: 2-14-51

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия: Наталья Сергеевна, высшее, бухгалтер

Отец: образование, профессия: Владимир Николаевич, среднее техническое, сварщик

Состав семьи

Бабушка: возраст_____________________________________________

Дедушка: возраст______________________________________________

Дядя: возраст__________________________________________________

Тетя: возраст__________________________________________________

Сестра: возраст Ксения, 12 лет___________________________________

Брат: возраст__________________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок: от второй

Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет

Как протекала беременность: в 1половину: без осложнений и патологий

Во 2 половину: без осложнений и патологий

Заболевания: нет_______________________________________________ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.

Травмы: нет__________________________________________________

Явления угрожающего выкидыша: нет____________________________

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.

Роды: нормальные____________________________________________

Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9