Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Продолжение таблицы 2
№
|
Выделяемые признаки
|
Имя обследуемого ребенка
|
|
|
|
Ксюша А.
|
Дарина И.
|
Илья Ж.
|
Даша К.
|
Рита М.
|
Аня Х.
|
Семен К.
|
Лиза П.
|
Даша Ф.
|
Никита Б.
|
Всеволод С.
|
Дима Д.
|
|
1.
|
Количество членов семьи на рисунке
|
3
|
5
|
3
|
2
|
1
|
5
|
4
|
3
|
4
|
1
|
2
|
1
|
|
2.
|
Соответствующие размеры членов семей (1 место по значимости, 2 место по значимости и т.д.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мать
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
2
|
1
|
1
|
1
|
-
|
2
|
1
|
|
|
Отец
|
1
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
1
|
-
|
1
|
-
|
|
|
Сестра
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
2
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
Брат
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
|
|
Дедушка
|
-
|
3
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
Бабушка
|
-
|
3
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
я
|
2
|
4
|
-
|
1
|
1
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
-
|
-
|
|
3.
|
Расстояние между членами семьи
|
отсутствует
|
значительно
|
значительно
|
отсутствует
|
-
|
отсутствует
|
отсутствует
|
значительно
|
отсутствует
|
-
|
значительно
|
-
|
|
|
Наличие каких-либо предметов между ними
|
отсутствуют
|
присутствуют
|
присутствуют
|
отсутствуют
|
-
|
отсутствуют
|
отсутствуют
|
присутствуют
|
отсутствуют
|
-
|
присутствуют
|
-
|
|
4.
|
Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3)
|
3
|
1
|
2
|
3
|
2
|
3
|
3
|
1
|
3
|
1
|
2
|
1
|
|
|
Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2.3)
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
3
|
1
|
3
|
2
|
3
|
|
Наличие нарушений детско-родительских отношений
|
-
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Анализ результатов Таблицы 2 показывает, что в 15 семьях присутствуют нарушения детско-родительских отношений, в 9 семьях таких нарушений не наблюдается. Причем, анализ рисунков по методике «Рисунок семьи» показывает некоторые расхождения с опросом родителей по данной проблеме. Так, опрос родителей Даниила Ч. показал отсутствие нарушений детско-родительских отношений, а интерпретация рисунка Даниила прямо указывает на их наличие. То же самое можно сказать об отношениях Талгата А. и Кирилла Т. с родителями. Опрос родителей Жанары Б. наоборот, показал наличие нарушений отношений родителей и ребенка, а интерпретация рисунка Жанары говорит об их отсутствии. Это говорит о том, что ребенок не чувствует дискомфорта в отношениях с родителями, хотя родители девочки недовольны отношениями с дочерью.
Уровень психологического развития детей выявили с помощью методики диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Р.Сирса) (см. Приложение 1).
Воспитателю средней группы МДОУ № 3 п. Адамовка Михайленко Татьяне Михайловне мы предложили признаки тревожности по Р. Сирсу. Татьяне Михайловне было предложено продиагностировать всех детей группы по данным признакам.
Михайленко Татьяна Михайловна, воспитатель I квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием заполнила лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей по нашей просьбе. Результаты представлены в Таблице 3.
Приведем примеры наблюдений за детьми.
Наблюдение за Ариной С. показало, что девочка часто напряжена и скована, даже в свободных играх со сверстниками, легко пугается и плачет, также у девочки выявлена сверхчувствительность, которая проявляется в излишней эмоциональности. Так, например, девочка очень бурно реагирует на содержание прочитанных сказок, часто плачет в напряженных моментах сказок. Таким образом, зафиксировано 5 признаков по шкале Р.Сирса, что соответствует адаптивному уровню психологического развития Арины. Ранее мы выяснили, что у Арины С. наблюдаются нарушения детско-родительских отношений, проявляющиеся в чувстве дискомфорта девочки и недостатке тепла к ребенку со стороны родителей.
Наблюдение за близнецами Дашей Р. и Алешей Р. показало практически одинаковое количество признаков по шкале Р.Сирса (Даша - 8, Алеша - 9). У детей зафиксирована частая напряженность и скованность, склонность к чрезмерно тихим ответам на вопросы, а также у близнецов потеют руки, что связано с чрезмерным волнением детей. Даша постоянно сосет палец, даже когда внешне спокойна. Алеша плаксив, причем плач часто сопровождается беспричинной агрессией по отношению к окружающим. У рассматриваемых детей дезадаптивный уровень психологического развития, причем в семье близнецов зафиксированы нарушения детско-родительских отношений. Так, Алеша не нарисовал родителей, а Даша нарисовала лишь одного папу из всей семьи.
Таблица 3
Лист наблюдений по выявлению уровня психологического развития детей
Имя ребенка
|
Номер признака
|
|
1. Арина С.
|
1, 3, 4, 5, 14
|
|
2. Алеша Р.
|
1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14
|
|
3. Даша Р.
|
1, 2, 3, 9, 11, 12, 13, 14
|
|
4. Дима Д.
|
1, 3, 6, 7, 8, 11
|
|
5. Никита О.
|
1, 2, 3, 7, 8, 9, 13
|
|
6. Настя Р.
|
10
|
|
7. Талгат А.
|
3, 4, 8, 12, 14
|
|
8. Жанара Б.
|
3, 14
|
|
9. Кирилл Т.
|
1, 6, 7, 10, 11, 12
|
|
10. Даниил Ч.
|
1, 4, 9, 10, 12, 13, 14
|
|
11. Рита К.
|
9, 13, 14
|
|
12. Оля Б.
|
1, 2, 4, 7, 9, 10, 12, 14
|
|
13. Амина Р.
|
1, 3, 4, 9, 13, 14
|
|
14. Ксюша А.
|
3, 11
|
|
15. Дарина И.
|
1, 3, 4, 8, 11, 12, 14
|
|
16. Илья Ж.
|
7
|
|
17. Даша К.
|
13, 14
|
|
18. Рита М.
|
2, 4, 5, 6, 9, 10, 12
|
|
19. Аня Х.
|
7, 8, 10
|
|
20. Семен К.
|
1, 2, 4, 6, 8, 11
|
|
21. Лиза П.
|
3, 4, 5, 9, 10
|
|
22. Даша Ф.
|
1, 8, 9, 10, 14
|
|
23. Никита Б.
|
1, 4, 6, 7, 11, 12, 13
|
|
24. Всеволод С.
|
1, 2, 8, 11, 12, 14
|
|
|
Анализ листа наблюдений, заполненный воспитателем группы, показывает нарушения психологического здоровья у 17 детей, из них у 9 детей наблюдается адаптивный уровень психологического развития, то есть средний уровень, у 8 детей наблюдается дезадаптивный уровень психологического развития, то есть низкий уровень. Высокий уровень психологического развития, или креативный уровень наблюдается у 7 детей.
Проследим, как нарушения детско-родительских отношений влияют на уровень психологического развития детей.
Для этого, внесем полученные данные обследований в сводную таблицу «Обзор влияния нарушений детско-родительских отношений на уровень психологического развития детей».
Таблица 4
Обзор влияния нарушений детско-родительских отношений на уровень психологического развития детей
№
|
Имя ребенка
|
нарушение детско-родительских отношений
|
число признаков по шкале Р.Сирса
|
выраженность тревожности по шкале Р.Сирса
|
уровень психологического развития
|
|
1
|
Арина С.
|
+
|
5
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
2
|
Алеша Р.
|
+
|
9
|
высокая
|
дезадаптивный
|
|
3
|
Даша Р.
|
+
|
8
|
высокая
|
дезадаптивный
|
|
4
|
Дима Д.
|
+
|
6
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
5
|
Никита О.
|
+
|
7
|
высокая
|
дезадаптивный
|
|
6
|
Настя Р.
|
-
|
1
|
слабая
|
креативный
|
|
7
|
Талгат А.
|
+
|
5
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
8
|
Жанара Б.
|
-
|
2
|
слабая
|
креативный
|
|
9
|
Кирилл Т.
|
+
|
6
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
10
|
Даниил Ч.
|
+
|
7
|
высокая
|
дезадаптивный
|
|
11
|
Рита К.
|
-
|
3
|
слабая
|
креативный
|
|
12
|
Оля Б.
|
+
|
8
|
высокая
|
дезадаптивный
|
|
13
|
Амина Р.
|
-
|
6
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
14
|
Ксюша А.
|
-
|
2
|
слабая
|
креативный
|
|
15
|
Дарина И.
|
+
|
7
|
высокая
|
дезадаптивный
|
|
16
|
Илья Ж.
|
+
|
1
|
слабая
|
креативный
|
|
17
|
Даша К.
|
-
|
2
|
слабая
|
креативный
|
|
18
|
Рита М.
|
+
|
7
|
высокая
|
дезадаптивный
|
|
19
|
Аня Х.
|
-
|
2
|
слабая
|
креативный
|
|
20
|
Семен К.
|
-
|
6
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
21
|
Лиза П.
|
+
|
5
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
22
|
Даша Ф.
|
-
|
5
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
23
|
Никита Б.
|
+
|
7
|
высокая
|
дезадаптивный
|
|
24
|
Всеволод С.
|
+
|
6
|
выраженная
|
адаптивный
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|