бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Тревожность осужденных подросткового возраста бесплатно рефераты

Данные представленные в таблице свидетельствуют о том, что испытуемые в основном находятся на среднем и низком уровне (результаты находятся в районе 40 - 55%). Анализ данных свидетельствует, что наибольшие адаптационные трудности воспитанников связаны со специфическими условиями воспитательного процесса в колонии. Анализ ответов и непосредственное наблюдение за воспитанниками показал, что 44.7% испытывают дефицит внимания со стороны окружающих; 33.4% подростков не умеют общаться, 35% имеют четкие тенденции к агрессии, 30% воспитанников испытывают состояние неуверенности в своих силах, особенно это проявляется при обучении в школе (желание «отмолчаться» на занятиях).

Адаптация воспитанниковв познавательной сфере связана также с мотивацией учебной деятельности. Обучение в колонии является важным фактором ресоциализации осужденных подростков. Поэтому уделим внимание этой стороне проблемы.

Так, по данным анкетирования, познавательные мотивы преобладают лишь у 29.2%, 4.6% учатся потому, что этого требует администрации колонии, 84.7% учатся потому, что это необходимо для будущего, 1.5 % равнодушны к учебе, 1.7% хотят оставить обучение.

Анализ материалов анкет показал также, что для большинства воспитанников характерно снижение работоспособности и повышения уровня тревожности. У подростков, в первом полугодии, наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, сменяющаяся состоянием сильной усталости в конце учебного дня.

Результаты анкетирования показали, что трудности социально - психологической адаптации у подростков в условиях воспитательной колонии возникают не только в учебной деятельности но и в межличностных отношениях. При высокой значимости отношений со сверстниками 54.5% респондентов и воспитателями и 43.7% респондентов -состояние неудовлетворенности этими отношениями испытывают собственно 22% - 29.2 % - опрошенных подростков.

При этом, опрошенные подростки полагают, что трудности в общении связаны с их застенчивостью 13.2 % - неумелой презентацией и внешним видом, 13.9 % - отсутствием инициативы со стороны партнера по общению, только 19.6 % порошенных не испытывают трудности в межличностном взаимодействии. Перечисленные факты указывают на высокую актуальность для осужденных несовершеннолетних проблемы межличностных отношений.

По данным нашего исследования, процесс социально - бытовой адаптации является наиболее болезненным для подростков. Из 20 опрошенных осужденных, 16 человек указали на существующие у них бытовые проблемы. Только 25 % человек нормально адаптировались к условиям своего отряда.

По мнению воспитанников, многие трудности устранимы, если организовать в колонии работу службу «доверия», проводить информирование, консультировать по отдельным дисциплинам и областям знания, внести изменения в форму проведения досуга и организацию учебного процесса в БВК.

2.3. Статистическая обработка результатов исследования

Статистическая обработка данных полученных в ходе эксперимента проводится нами для выявления количественной характеристики результатов методики и в дальнейшем поиску взаимосвязи между количественными показателями (По Р.С.Немову).

Для статистической обработки полученной информации обратимся к использованию коэффициента ранговой корреляции (по Спирмену), формула которого следующая:

(2.1)

где, Rs - коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;

di - разница между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах;

n - число испытуемых или цифровых данных (рангов) в коррелируемых рядах.

Ряд состоит из 20 подростков, показавших наиболее высокую тревожность.

Упорядочим оба ряда оценок полученных по методикам на тревожность (по Спилбергеру) и результатов опроса на социальную адаптацию. Припишем каждому из испытуемых по 2 ранга, один из которых указывает на то, какое место среди остальных данных подросток занимает по уровню тревожности, а другой - на то, какое место среди них же он занимает по уровню социальной адаптации.

Ниже приведены ряды цифр, два из которых представляют исходные данные, а 2 других - соответствующие ранги:

Таблица 2.3.1

Ф.И.О.

Тревожность (Спилбергер)

Уровень соц. адаптации

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Андрей А.

44,65

12

3,1

12

Роман Ш.

53,23

8

3,4

8

Генадий К.

72,94

1

2,5

4

Алексей К.

49,64

10

3,4

10

Юрий В.

49,43

11

3,6

11

Игнат З.

40,21

15

1,9

15

Алексей Д.

55,75

7

3

7

Сергей Л.

41,37

14

3,9

14

Дмитрий Н.

68,64

2

2,1

13

Евгений У.

44,57

13

3,3

1

Юрий Г.

52,53

9

2,5

9

Валентин Д.

60,29

5

3,7

5

Андрей Р.

66

3

4

2

Василий Щ.

56,04

6

2

6

Сергей М.

64,2

4

3,1

3

Иван Ч.

45,12

12

4

12

Максим Л.

41,97

15

2,4

15

Сергей Г.

69,76

2

2,1

2

Владимир В.

57, 62

7

4

7

Александр Ч.

54

10

2

9

Далее определяем коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

Получаем, что коэффициент ранговой корреляции равен 0,6, то есть достаточно высок. Абсолютным коэффициентом корреляции является (1), то есть в нашем случае достоверность уже более 50%, что исходя из основ математической статистики, это является признаком значимости. Однако бывает, что абсолютные значения коэффициентов не позволяют сделать однозначные выводы. В этом случае используют таблицу критических значений коэффициентов корреляции для различных степеней свободы. Степень свободы определяется как n - 2, где n - количество данных в рядах.

В нашем случае ряд коррелируемых данных состоит из 20 (испытуемых) 20 - 2 = 18. При числе 18 степеней свободы коэффициент корреляции - 0,6 будет значимым на уровне 0,01. То есть, вероятность ошибки составила меньше чем в 0,01 случае (таблица критических значений дана у Р.С.Немова [37]).

Этот факт на уровне математической статистики указывает на то, что между высокой тревожностью и низким уровнем адаптации к новым условиям воспитательной колонии, значит, существует взаимосвязь.

2.4. Проведение формирующего этапа по коррекции тревожности и анализ эффективности коррекционной работы

Исследование показало необходимость коррекции личностной и ситуативной тревожности у подростков.

Для работы с подростками были разработаны ряд занятий с применением различных коррекционных приемов направленных на саморегуляцию и адаптацию личности. Работа проходила в условиях образовательного учреждения, как части воспитательной колонии.

Работа по преодолению тревожности осуществлялась на основе методики обучения навыкам контроля при повышенной тревожности, которая является одной из форм поведенческой терапии. АМТ была разработана в 1971 году Ф.Ричардсоном [5]. Теоретическим обоснование указанной методики служит предположение что подростки могут быть обучены идентификации сигналов, которые присутствуют при возникновении состояния тревоги (Занятия даны в ПРИЛОЖЕНИИ).

Основные техники АМТ проводились в группах для 8 человек.

Занятия организовывались таким образом, чтобы самый тревожный подросток сумел получить необходимые навыки. Например, если он не сумел приобрести навык достижения релаксации, переход ко второму занятию теряет всякий смысл.

Поскольку сцены релаксации должны быть созданы для всех воспитанников, это совершенно естественно увеличивает время каждого занятия. В целом продолжительность первого занятия составила 75 минут. Для обеспечения формирования навыка релаксации у всех участников группы первое занятие повторялось.

Правило удлинения времени и повторы занятий при необходимости также распространяются на все последующие занятия техники АМТ. На занятие, посвященное формированию ситуации тревоги уровня интенсивности 60, также отведено 75 минут (занятие 2 по индивидуальной технике АМТ). То же относится к формированию ситуации тревоги , с уровнем интенсивности 90 (занятие 4 по индивидуальной технике АМТ).

Занятия для стандартной группы в 6-8 человек организованы следующим образом.

Занятие 1 -- объяснение, идентификация сцены релаксации и тренинг релаксации.

Занятие 2 -- повторение занятия 1.

Занятие 3 -- идентификация ситуации тревоги (уровень интенсивности 60), инструкция по релаксации, а также инструкция по активации тревоги с последующим контролем релаксации.

Занятие 4 -- самостоятельная релаксация, инициируемая подростками, активация тревоги с последующим релаксационным контролем -- внимание к ранним сигналам тревоги.

Занятие 5 -- повторение занятия 4.

Занятие 6 -- идентификация ситуации тревоги (уровень интенсивности 90), самостоятельная релаксация, осуществляемая

В занятия были включены так же некоторые общие способы и приемы коррекционной работы:

1. «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто людей с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь «выбраться из чертова колеса».

2. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Воспитаннику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное -- с другим, а уверенное, «побеждающее» -- с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3. «Приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

4. «Использование роли». В трудной ситуации воспитанникам предлагается ярко представить себе образ для подражания (например любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.

5. Контроль голоса и жестов. Воспитаннику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние -- успокаивать, придавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

6. «Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

7. «Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20--30 секунд.

8. «Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

9.«Репетиция». Психолог проигрывает с воспитанником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, подросток как бы выполняет задание педагога перед аудиторией, психолог исполняет роль «строго педагога», «насмешливого товарища», детально отрабатывая способы действия выступающего. Полезным оказывается также, когда психолог, не предупреждая об этом заранее подростка, меняет тон разговора с ним -- становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.

10. «Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, подростку предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

11. «Переформулировка задачи». Известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на ее выполнении, но и в большей степени на том, как они выглядят со стороны. Необходимо также обучать подростка умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

После проведения формирующего этапа исследования была проведена диагностика тревожности и социальной адаптации.

Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера - Ю.Л.Ханина)

Таблица 2.4.1

Уровень тревожности несовершеннолетних осужденных

Ф.И.О.

Балл

Уровень

Андрей А.

3,1

высокая тревож.

Роман Ш.

3,4

высокая тревож.

Генадий К.

2,4

Средняя тревож.

Алексей К.

3,4

высокая тревож.

Юрий В.

3,1

высокая тревож.

Игнат З.

1,9

Низкая тревожность

Алексей Д.

3

высокая тревож

Сергей Л.

3,4

высокая тревож.

Дмитрий Н.

2,2

Средняя тревож

Евгений У.

3,3

высокая тревож.

Юрий Г.

2,5

Средняя тревож

Валентин Д.

3,1

высокая тревож.

Андрей Р.

2

Средняя тревож.

Василий Щ.

2

Средняя тревож

Сергей М.

3,1

высокая тревож.

Иван Ч.

4

Очень высокая тревож.

Максим Л.

2,4

Средняя тревож

Сергей Г.

2,1

Средняя тревож

Владимир В.

4

Очень высокая тревож.

Александр Ч.

2

Средняя тревож

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6