бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Тревожность осужденных подросткового возраста бесплатно рефераты

Рис. 4 Уровень тревожности (процентное отношение)

Таким образом, результаты повторно проведенной методики на выявление тревожности по методике Спилбергера дало следующие результаты:

- очень высокий уровень тревожности наблюдается у 10% испытуемых, то есть по сравнению с констатирующим этапом количество воспитанников проявляющих характерные признаки высокой тревожности снизилось на 25% (ранее 35%).

- высокий уровень тревожности выявлен у 45% подростков, то есть по сравнению с начальным этапом исследования (25%) данная группа воспитанников расширилась. Это произошло вследствие перехода в данную группу подростков, ранее проявляющих очень высокую тревожность. То есть, если ранее данные испытуемые постоянно испытывали нервное напряжение, фрустрации, то методика АТМ позволила несколько нормализовать ситуацию.

- средний уровень тревожности проявился у 40% испытуемых, по сравнению с констатирующим этапом здесь также заметна положительная динамика (с 35%).

Что касается наличия низкого уровня тревожности, то на данном уровне находится один подросток, как и на констатирующем этапе (Игнат З.)

Ниже дана сводная таблица по констатирующему и контрольному этапу.

Таблица 2.4.2

Сводная таблица констатирующего и контрольного этапов (методика №1)

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный

Очень высокий

35%

10%

Высокий

25%

45%

Средний

35%

40%

Низкий

5%

5%

Сравнение приведенных процентных отношений указывает на снижение уровня тревожности у испытуемых после проведения формирующего этапа исследования. Если на констатирующем этапе 35% воспитанников показали очень высокую тревожность, то на контрольном этапе очень высокий уровень показали лишь 10% несовершеннолетних осужденных. То есть, 25% подростком снизили уровень своей тревожности. Вследствие этого возрос высокий уровень тревожности у воспитанников (это указывает на переход на этот уровень очень тревожных подростков). На низком уровне, как и на констатирующем этапе исследования находятся 5% осужденных.

Методика № 2 (Личностная шкала проявления тревоги - Тейлор-Т.А.Немчинов)

Результаты методики занесены в таблицу 2.4.3

Таблица 2.4.3 - Уровень тревожности по Тейлору (контрольный этап)

Ф.И.О.

Балл

Уровень

Андрей А.

26

высокая тревож.

Роман Ш.

29

высокая тревож.

Генадий К.

14

Низкая тревож.

Алексей К.

31

высокая тревож.

Юрий В.

32

высокая тревож.

Игнат З.

14

Низкая тревожность

Алексей Д.

28

высокая тревож

Сергей Л.

23

средняя тревож.

Дмитрий Н.

22

Средняя тревож

Евгений У.

21

средняя тревож.

Юрий Г.

20

Средняя тревож

Валентин Д.

22

средняя тревож.

Андрей Р.

34

высокая тревож.

Василий Щ.

15

Низкая тревож

Сергей М.

29

высокая тревож.

Иван Ч.

29

высокая тревож.

Максим Л.

18

Средняя тревож

Сергей Г.

14

Низкая тревож

Владимир В.

37

высокая тревож.

Александр Ч.

14

Низкая тревож

Анализ проведенного формирующего воздействия показывает, что в процессе занятий основанных на поведенческой терапии (АМТ) подростки стали меньше проявлять признаки тревожности в ситуациях общения с администрацией колонии. Об этом свидетельствует и снижение несовершеннолетних осужденных с высоким уровнем тревожности - 45% (на констатирующем этапе выявлено 60%). Однако большинство подростков, все продолжают считать большинство ситуаций общения, как в отряде, так и в общении с администрацией угрожающими.

Средний уровень тревожности показали 30% подростков (было 20%). Здесь так же, рост характеризуется уменьшение воспитанников с высоким уровнем тревожности.

Низкий уровень выявлен у 25% испытуемых. Эти воспитанники как показала диагностика, редко проявляют признаки тревожности. Они довольно спокойно чествуют себя в обществе сверстников, в общении с администрацией колонии ведут себя спокойно, активно участвуют в «активе» отряда.

Ниже дана сводная таблица результаты констатирующего и контрольного этапов исследования

Таблица 2.4.4

Сводная таблица констатирующего и контрольного этапов (методика №2)

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный

Высокий

60%

45%

Средний

20%

30%

Низкий

20%

25%

Сравнение приведенных процентных отношений указывает на снижение уровня тревожности у испытуемых после проведения формирующего этапа исследования. Если на констатирующем этапе 60% воспитанников показали высокую тревожность, то на контрольном этапе высокий уровень показали 45% несовершеннолетних осужденных. На среднем уровне тревожности, на констатирующем этапе находилось 20% воспитанников, на контрольном выявлено 30%. И, наконец, низкий уровень возрос на 5% (с 20% на констатирующем до 25% на контрольном).

Таким образом методика № 2 так же указывает на положительное влияние формирующего этапа исследования в снижении тревожности подростков.

Методика № 3 - Диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (констатирующий этап контрольный этап и) Таблица № 2.4.5

Ф.И.О.

Возраст

Констат.

Контрол.

Изменение

Адаптация (%)

1. Андрей А.

15

44,65

49,63

4,98

2. Роман Ш.

16

53,23

52,53

-0,7

3. Генадий К.

17

64,2

65,4

1,2

4. Алексей К.

16

49,64

44,65

-4,99

5. Юрий В.

15

49,43

52,44

3,01

6. Игнат З.

17

40,21

42,32

2,11

7. Алексей Д.

17

54

54,44

0,44

8. Сергей Л.

18

41,37

44,6

3,23

9. Дмитрий Н.

16

44,57

47

2,43

10. Евгений У.

17

72,94

74,48

1,54

11. Юрий Г.

18

52,53

56

3,47

12. Валентин Д.

15

60,29

64,8

4,51

13. Андрей Р.

18

68,64

68,84

0,2

14. Василий Щ.

16

56,04

58

1,96

15. Сергей М.

15

66

66,51

0,51

16. Иван Ч.

17

45,12

56,34

11,22

17. Максим Л.

16

41,97

48

6,03

18. Сергей Г.

15

69,76

68,32

-1,44

19. Владимир В.

17

57, 62

64,44

6,82

20. Александр Ч.

16

55,75

53,02

-2,73

Как мы видим из таблицы в целом, контрольный этап выявил положительную тенденцию к снижению уровня тревожности и повышению уровня социально-психологической адаптации к условиям БВК.

Так как, после проведенного формирующего эксперимента ситуация изменилась, то нам необходимо узнать, можно ли опираясь на эти данные утверждать что формирующий эксперимент удался.

Далее нам необходимо с помощью математической статистики подтвердить существует ли взаимосвязь между снижением тревожности и проведением формирующего эксперимента (АМТ - терапии).

Для этого мы воспользумся критерием ?2. Его формула выглядит следующим образом,

, где (2.2.)

Рk - частоты результатов до эксперимента (констат);

Vk - частоты результатов наблюдений, сделанных после эксперимента (контрол);

M - общее число групп, на которые разделились результаты.

Итак, рассчитаем критерий ?2 по результатам методики Тейлора. Частоты результатов после эксперимента в данном случае :

Vk = 45, 30, 25 (см. рис. 5).

Частоты результатов до эксперимента (то есть на констатирующем этапе):

Pk = 60, 20, 20 (см. рис. 2)

Полученное нами значение ?2 = 9 больше соответствующего табличного значения m-1 = 2 степеней свободы, составляющего 5,99 при вероятности допущения ошибки меньше чем 0,05 (Использована таблица значений Р.С. Немова [37]). Следовательно, нами действительно выявлена взаимосвязь уменьшения уровня тревожности в связи с проведением формирующего этапа, и мы можем утверждать это, допуская ошибку, не превышающую 0,05%.

Мы убедились с помощью математической статистики, что вероятность ошибки достаточна мала. Из этого следует, что результаты, полученные при проведении констатирующего, контрольного экспериментов достоверны.

Для этого, мы используем данные, полученные в ходе проведения методики № 1 (тест Спилбергера)) на констатирующем и контрольном этапах. Для этого также воспользуемся критерием ?2.

Воспользуемся формулой (2.2.)

Рассчитаем критерий ?2 по результатам методики Спилбергера. Частоты результатов после эксперимента в данном случае :

Vk = 10, 45, 40, 5 (см. рис. 4).

Частоты результатов до эксперимента (то есть на констатирующем этапе):

Pk = 35, 25, 35, 5 (см. рис. 1)

Полученное нами значение ?2 = 34 больше соответствующего табличного значения m-1 = 3 степеней свободы, составляющего при вероятности допущения ошибки меньше чем 0,05

Таким образом, статистическая обработка полученных данных показала, что экспериментальное исследование достоверно.

Как видно из результатов повторного исследования, большинство подростков показали более высокие результаты, и характеризуются как более адаптированные, чем в начале экспериментального исследования. Только в нескольких случаях (Роман Ш., Алексей К., Сергей Г., Александр Ч) выявлена отрицательная динамика в социально-психологической адаптации несовершеннолетних осужденных к условиям воспитательной колонии. Если говорить об Алексее К. и Романе Ш., то данный результат в принципе закономерен, так как эти подростки характеризуются с отрицательной стороны. Антисоциальное поведение в их случае часто направлено на ближайшее окружение, и воспитателей БВК.

В случае же Сергея Г. , характеристика которого в целом положительна, такие результаты могут объясняться повышенным уровнем тревожности, который был выявлен как на начальном этапе исследования, так и после проведения формирующего этапа.

Таким образом, коррекционная работа, которая была нами, была проведена, действительно способствовала снижению уровня тревожности у несовершеннолетних воспитанников Биробиджанской воспитательной колонии, кроме того, коррекционная работа оказала влияние на адаптацию осужденных в условиях к условиям пребывания в БВК.

Формирующий этап, на котором проводились занятия с использованием методов поведенческой терапии (АМТ) был направлен на обучение подростков умению рассматривать тревогу как особенность поведения и тем самым реализовывать свое поведение с эталоном спокойствия. Это и способствовало снижению тревожности. А так как, мы доказали, что тревожность и адаптация тесно взаимосвязаны, то проведенная система занятий способствовала адаптации подростков к условиям колонии.

Таким образом, в практической части мы изучили особенности тревожности у несовершеннолетних осужденных, выявили взаимосвязь тревожности высокой тревожности и низким уровнем адаптации. На констатирующем этапе были выявлены воспитанники с высоким уровнем тревожности, после чего сними была проведена коррекционная работа с применением на занятиях методов поведенческой терапии (см. Приложение 4). Проведенный контрольный этап исследования показал эффективность коррекционной работы, так как было выявлено снижение уровня тревожности у 25% воспитанников. Также было выявлено увеличение уровня адаптированности к условиям воспитательной колонии. Они стали себя лучше чувствовать в условиях изоляции. Итак, экспериментальное исследование показало, что необходимо уделять больше внимания работе с подростками по снижению уровня тревожности и адаптации воспитанников к условиям пребывания в воспитательной колонии.

Таким образом, в ходе исследования был выявлен ряд проблем.

Первая группа проблем связана с ростом тревожности как личностного качества индивида. Тревожность как качество личности формируется у подростков, в условиях пребывания в воспитательной колонии. Первоначально, попадая в стены колонии, подростки сталкиваются с трудностями, обусловленными необходимостью социально-психологической адаптации к новым условиям жизни. Пребывание в колонии означает ограничение экспансии, свободы личности в рамках процесса ресоциализации, являющегося целью пребывания несовершеннолетних преступников в БВК. Подросток борется за свою независимость, отказываясь приспосабливаться к окружающей действительности. В процессе неудачной адаптации возрастает число ситуаций, в которых подросток чувствует давление со стороны, чувствует себя неуютно, и постепенно происходит «погружение» тревожности в глубь психики. То есть, тревожность закрепляется как личностная черта

Вторую группу составляют глубинные проблемы. Как показало исследование, многие подростки попадают в колонию уже с нарушенной психикой - расстройство поведения, неврозы. Все эти признаки свидетельствуют о наличии высокой личностной тревожности, которая формировалась в рамках семьи, улицы и т.д. Эту группу составляют такие особенности личности, которые препятствуя адекватному отражению действительности, нарушают гармонию индивида и среды, снижают таким образом, способность субъекта к конструктивному изменению объективной ситуации и себя, достижения цели и, в конечном итоге к самоактуализации. В отличии от проблем осужденных в рамках сложившихся стереотипов, привычных способов действий.

Кроме того, внутренний мир, смысловая сфера личности осужденного подростка связывают ее с реальностью мира как целого и составляют основу смыслового уровня регуляции жизнедеятельности. Данный уровень определяют поведение человека согласно системе его отношений с миром (смысловая логика жизненной необходимости). Это предопределяет рост тревожности к неизвестному будущему.

Как отмечает Д.А.Леонтьев появлением самодетерминации личности предполагают преодоление любых регуляций на основе осознанного выбора.

Выбор, свободы и ответственность является специфическими человеческими феноменами. Они выступают как способы существования личности, как способы ее самоосуществления, могут занимать центральное место в отношениях человека с миром, становятся стрежнем его жизнедеятельности, наполняться ценностным содержанием. Эти феномены выступают как форма самодетерминации личности и функционируют на экзистенциональном уровне личностной регуляции.

Поэтому работа по снижению уровня тревожности должна строится в процессе коррекции поведения несовершеннолетних преступников. Необходимо повышение самоконтроля, увеличения степени ответственности, требуемой от подростка. Все это эффективно используется в методике АМТ (Обучение навыкам контроля при повышенной тревожности), которая была использована нами на формирующем этапе исследования. Как показал анализ, именно проведенные занятий основанные на методике АМТ позволило в какой то мере снизить уровень тревожности у подростков. То, есть можно говорить об результативности исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа научной литературы и данных, полученных в ходе наших исследований можно заключить, что повышенная тревожность является негативным фактором, оказывающим деструктивное влияние на личность человека.

Проведенное исследование в этом направлении позволило решить стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели.

В первой части работы были рассмотрены теоретические основы тревожности личности в трудах психологов и философов. Затронуты аспекты философского и психологического понимания тревожности. Отличие тревожности от чувства страха. Рассмотренные теории позволили сделать вывод о том, что позиции в изучении тревожности различны. Однако, в основном, тревожность рассматривается как эмоциональное состояние личности, которое оказывает негативное воздействие на психику человека. Тревожность исследуется большинством авторов в тесной взаимосвязи со страхом, так как страх является объективным выражением тревоги. Однако одни исследователи указывают на тревогу как первичную реакцию, другие на страх как фактор, вызывающий состояние тревожности. Делая вывод, мы охарактеризовали тревогу как - неадекватную реакция на ситуацию внешней угрозы; реакцию аналогичную страху, но при отсутствии ситуации внешней опасности; реакцию проявляющуюся как состояние беспомощности перед лицом угрозы.

Значительное внимание уделено причинам и особенностям проявления тревожности в подростковом возрасте. Основными причинами проявления тревожности в подростковом возрасте названы негативные проявления в общении со взрослыми, завышенные требования по отношении к подростку, догматические методы воспитания и.т.д. Кроме того, показано, что существует разница в проявлении тревожности мальчиками и девочками. Отмечено, что эти различия в объяснениях тревоги проявлялись, прежде всего, в ситуациях, не связанных с какой-то конкретной деятельностью. То есть, подтверждается, что тревога не связана с объектом, как страх, а является на первый взгляд беспричинной.

Здесь же дан анализ особенностей личности несовершеннолетних осужденных. Рассмотрены некоторые аспекты возникновения повышенной тревожности в условиях заключения. Выяснено, что состояние тревожности у несовершеннолетних осужденных характеризуется связью тревожности с неудовлетворением ведущих потребностей в подростковом возрасте, поскольку это едва ли не самое важное следствие внутриличностного конфликта. Разнонаправленность мотивационных тенденций, порождаемых столкновением внутриличностных образований ведет к неудовлетворению фундаментальных потребностей. Специфика нахождения в заключении усиливает данные тенденции, приводя подростков к развитию неврозов, и психическим расстройствам.

В экспериментальной части работы проведено изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных.

В процессе исследования проведена диагностика тревожности осужденных, выявлен уровень социальной адаптации в условиях воспитательной колонии. Диагностика показала наличие высокого уровня тревожности у значительной части подростков.

Проведенный анализ результатов исследования показал тесную взаимосвязь между неудачной адаптацией в колонии и уровнем тревожности подростков.

Проведенная диагностика позволила разработать систему коррекционных занятий с целью воздействия на подростков с наиболее высоким уровнем ситуативной тревожности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6