бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом бесплатно рефераты

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1992

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Симферополь, 1998

Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте." - М., 1984

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988

Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. Ред. и послесл. Л.А. Петровской - М., 1993

Кон И. В поисках себя. - М., 1984

Каган В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1998

Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1985

Качунас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999

Кондрашенко В.Г. Основы психотерапии. - М., 1995

Как построить свое "Я"/ под ред. В.И. Зинченко - М., 1991

Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск, 1992

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр, микруструктура общения М., 1993.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2000

Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М., 1999

Ниренберг Д., Калере Г. Читать человека как книгу. - М., 1990

Немов П.С. Общие основы психологии в 3-х т. - М., 1992, - т. 3

Основы психодиагностики (под ред. Шмелева), Ростов-на-Дону, 1996

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993

Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999

РоговЕ.И. Психология человека - М.: "Владос", 1999

Рахматмаев В. Быть в гармонии с собой и другими. Астрахань, 1993

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997

Столяренко Л.Д. Психологический практикум. Ростов - на - Дону, "Феникс", 1997

Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975

Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990

Харрис Томас А. Я благополучен, ты благополучен. Красноярск, 1993

Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992

Приложение 1

Структурная диаграмма первого порядка. Модель эго-состояний

Эго-состояние Родителя (поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур)

Эго-состояние Взрослого (поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на здесь и теперь)

Эго-состояние Дитя (поведение, мысли и чувства, проигрываемые из детского возраста)

Э. Берн не раз подчеркивал, что Родитель и Ребенок являются эхом прошлого. В Ребенке я проигрываю поведение, мысли и чувства из моего собственного прошлого - моего детства. В эго-состоянии Родителя я проигрываю поведение, мысли и чувства, которые я скопировал в прошлом с моих родителей и парентальных фигур. Лишь во Взрослом я реагирую на ситуацию со всем моим настоящим потенциалом взрослой личности.

Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго состояние. Функциональная модель делит эго-состояние на части с тем, чтобы показать, как мы их используем.

Структура = "что" = содержание

Функция = "как" = процесс

Функциональный анализ эго-состояний

Контролирующий Родитель

Воспитывающий (Заботливый) Родитель

Взрослый

Адаптированный Ребенок (Дитя)

Свободный Ребенок

Свободный ребенок спонтанен, импульсивен, независим, эгоцентричен и настроен творчески.

Адаптированный Ребенок ограничен, но не влиянием Взрослого, а рамками Родительских правил и запретов. Уступчивость Адаптированного Ребенка побуждает его угождать другим. С этим связаны чувства страха, стыда и вины.

Функционально Родитель может выступать в роли Заботливого Родителя, который защищает, поддерживает, беспокоится, одобряет, и Критичного, или Контролирующего Родителя. Критика со стороны Контролирующего Родителя может быть как конструктивной, так и деструктивной. КР проявляет себя произвольными и неоправданными запретами и установками.

Почему так важно правильно различать структуру и функцию?

Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми (межличностные аспекты), мы должны использовать функциональную модель. Структурная модель применяется тогда, когда мы анализируем, что происходит внутри человека (интрапсихические вопросы).

Приложение 2

Трансакцию можно определить как трансакциональный стимул плюс трансакциональная реакция. Э. Берн считал трансакцию "основной единицей социального взаимодействия".

Ст- "стимул"

Rк - "реакция"

рис. 1. Параллельная трансакция Взрослый - Взрослый

рис. 2. Параллельная трансакция РД, ДР

рис. 3. Параллельная трансакция СДВР, ВРСД

Первое правило коммуникации

До тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация продолжается бесконечно долгое время.

рис. 4. Пересекающаяся трансакция ВВ, РД

рис. 5. Пересекающаяся трансакция РД, ВВ

Второе правило коммуникации

При пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникаций, при этом для восстановления коммуникации одному или обеим людям необходимо будет изменить свои эго-состояния.

В скрытой трансакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них - открытое сообщение или сообщение социального уровня, другое - скрытое сообщение или сообщение психологического уровня.

рис. 6. Двойная скрытая трансакция: социальный уровень ВВ, ВВ;

психологический уровень РД, ДР

рис. 7. Угловая скрытая трансакция

Третье правило коммуникации

Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.

С. Карпман считал, что мы можем сами выбирать трансакции и общаться так, как мы хотим. В особенности мы можем избирать новые способы общения с тем, чтобы сломать обычные неприятные, "замкнутые" взаимодействия с другими людьми. Для этого необходимо заставить другого человека выйти из его эго-состояния, или изменить свое собственное эго-состояние, или то и другое. Он выделяет четыре условия, которые необходимы для осуществления этой стратегии:

одно или оба эго-состояния должны реально измениться;

трансакция должна быть непересекающейся;

необходимо изменить предмет разговора;

предыдущий разговор (тема) должен быть забыт.

Приложение 3

Драматический треугольник

Стивен Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа игр - драматический треугольник (рис. 1)

(Преследователь)

(Спаситель)

(Жертва)

рис. 1

Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих сценарных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы.

Преследователь - человек, который унижает и принижает других людей, считающими их стоящими ниже себя и не "О,кей."

Спаситель также считает других ниже себя и не "О,кей", однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Он считает: "Я должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе помочь!"

Жертва сама ощущает свое приниженное положение и свой не "О,кей". Иногда Жертва ищет Преследователя с тем, чтобы он унизил ее и поставил ее на место. В других случаях Жертва ищет Спасителя, который поможет ей и подтвердит убеждение Жертвы в том, что "Я не смогу сам справиться со своими проблемами."

В виртуозно разыгрываемой игре возможно перемещение между вершинами треугольника. В таком случае Жертва может стать Преследователем, а Спасатель Жертвой и т.д.

Чтобы пресечь подобные развития событий, необходимо его осмыслить и предпринять сознательные усилия для выхода из порочного круга. Приложение 5

Контаминация

До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличать содержание одного эго-состояния от другого.

Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или, когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Э. Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением (выключением). Оба эти явления имеют общее название - структурная патология.

Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован.

Контаминация Родителем

Например:

"Черномазые - Лентяи"

"Белые - Эксплуататоры"

"Мир ужасен"

Контаминация Ребенком

Например:

"Я плохо пишу"

"Я хуже других"

"Я родился жирным"

"Я не могу бросить курить"

Двойная контаминация

Например:

(Р) "Людям нельзя доверять", в сочетании с:

(Д) "Я никому никогда не верю"

или:

(Р) "Детей нужно видеть, но не слышать",

в сочетании с:

(Д) "Чтобы нормально жить, я должен молчать"

Некоторые современные авторы ТА считают все контаминации двойными. Для них содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. В ТА они получили название сценарных убеждений.

Приложение 6

Практические упражнения для групп трансактного анализа

Заключение контракта в ТА

Цель. Это упражнение готовит к заключению контракты и побуждает к переменам, направленным на дальнейший личностный рост и достижение самостоятельности.

Необходимое время. 1 час и более.

Подготовка. Руководитель должен быть знаком с процессом заключения контракта.

Процедура. Напишите на бумаге ваши собственные ответы на следующие вопросы:

Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной? Что надо сделать, чтобы так и получилось? Что вы готовы сделать? Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута? Какие у вас есть способы саботировать работу над собой?

Ответы на эти вопросы являются этапами заключения хорошего ТА-контракта по достижению перемен в своей личности. Когда все в группе кончат на них отвечать, остальное время занятия можно потратить на обмен мнениями о контрактах и на их уяснение.

Идентификация сценариев

Цель. Это упражнение является вводным в задачу понимания жизненных сценариев и позволяет участникам определить, какие формы поведения они хотели бы у себя изменить.

Необходимое время. 1 час.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководитель должен быть опытным, потому что это упражнение может вызвать сильные эмоции.

Процедура. Разбейтесь на подгруппы по четыре-пять человек. В каждой подгруппе подумайте над ответами на такие вопросы:

Что случается с людьми вроде меня? Если я и дальше буду таким, как есть, чем это по логике должно кончиться? Что при этом скажут обо мне другие?

В пределах подгруппы поделитесь ответами на вопросы на вопросы, насколько сочтете нужным. Эти ответы могут иметь происхождением те решения, которые вы приняли когда-то в детстве. Теперь у вас может появиться желание пересмотреть эти решения.

Следующие вопросы также могут быть полезны в идентификации жизненных сценариев и добавлены к упражнению.

Какая у вас в детстве была любимая история или волшебная сказка?

Что рассказывали в семье о вашем рождении?

Как было выбрано ваше имя?

Какая надпись на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?

Характер семейных воздействий

Цель. Это упражнение разработано на основе работы Гулдинга и Гулдинга (1979). Оно применяется, чтобы усилить осознание того, как семейные воздействия подкрепляют ощущения счастья и несчастья.

Необходимое время. 45 минут.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководитель должен быть опытным, поскольку это упражнение может вызвать сильные эмоции.

Процедура. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, как вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими. Теперь представьте, что вы упали и разодрали колено. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ногам у вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражения лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?

Повторите это упражнение в следующих воображаемых ситуациях:

Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.

Вы вбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.

Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.

По завершении этого упражнения откройте глаза и разбейтесь на пары. Поделитесь впечатлениями. Случалось вам испытывать чувство, которое в вашей семье считалось неприемлемым и которое вы теперь отказываетесь у себя признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью которых вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?

Словарь терминологии ТА

Автономия - качество, которое выражается в раскрытии или восстановлении трех следующих способностей: осознания, спонтанности и интимности; любое поведение, мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность здесь и теперь, а не на сценарные убеждения.

Адаптивный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние при взаимодействиями с правилами и требованиями общества.

Воспитывающий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной модели, указывающая на то, как человек может использовать это эго-состояние, воспитывая, заботясь и помогая другим.

Времяпровождение - способ структурирования времени, когда люди говорят о чем-то, однако, ничего не предпринимают в отношении этого.

Деятельность - способ структурирования времени, при котором люди стремятся достигнуть определенной цели в противоположность тому, когда об этом только говорят.

Драматический треугольник - диаграмма, показывающая, как люди могут занимать, а также перемещаться из одной из следующих ролей в другую (Преследователь, Спаситель и Жертва).

Думать по-Марсиански - объяснение поведения и общения людей, включающее в себя наблюдение, в котором отсутствуют предубеждения (апперцепция).

Естественный Ребенок - то же, что и Свободный Ребенок.

Жизненная позиция - основные убеждения и понятия человека о себе и других людях, которые призваны оправдывать решения и поведение человека; основополагающая позиция человека, заключающаяся в его отношении к себе и другим людям.

Игра - продолжительный ряд действий (трансакций), часто заученных с определенной скрытой целью, движущихся к определенному исходу, или последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией.

Интимность - способ структурирования времени, при котором люди выражают друг другу аутентичные чувства и желания без какой-либо цензуры.

Контаминация - часть содержания эго-состояния Ребенка или Родителя, которое человек ошибочно воспринимает как содержание своего Взрослого.

Контракт - четко выраженная двусторонняя приверженность определенному плану действий, приверженность Взрослого самому себе или кому-либо другому с целью достижения какого-либо изменения.

Контролирующий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной модели, характеризующееся тем, как человек может использовать это эго-состояние с целью контроля, управления и критики.

Контрприказания - сценарные послания, исходящие от Родителя и хранимые Ребенком в Родителе.

Крючок - трансакционный стимул, который на психологическом уровне является приглашением к игре.

Маленький профессор - Взрослый в Ребенке.

Марка - рэкетное чувство, которое человек собирает с целью последующего его обмена на негативную расплату.

Модель эго-состояний - модель, отражающая личность в терминах эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Переключение - положение в игре, когда игрок меняет свою роль с целью получить свою расплату.

Победитель - человек, который достигает поставленной цели.

Поглаживание - единица признания.

Послание на социальном уровне - открытое послание, которое обычно передается с помощью слов.

Приказания - негативные, ограничивающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые в Ребенке ребенка.

Разрешения (в сценарии) - позитивные, освобождающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые ребенком в Ребенке.

Расплата - рэкетное чувство, испытываемое игроком в конце игры (о сценарии) завершающая сцена сценария.

Решение - мнение человека о себя. других людях и о жизни в целом, принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии способ выживания и удовлетворения потребностей, связанный с ограниченными возможностями для ребенка чувствовать и тестировать реальность.

Ритуал - способ структурирования времени, при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями.

Свободный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, показывающее, как человек может использовать это эго-состояние при выражении своих чувств и деланий без всякой их цензуры и ссылками на правила и требования общества.

Структура - классификация поведения, чувств и переживаний с помощью эго-состояний.

Структурирование времени - то, как люди проводят время, находясь в парах или группах.

Сценарий жизни - бессознательный план жизни, принятый в детстве, усиливаемый родителями, "оправдываемый" ходом событий и достигающий кульминации в выбранной альтернативе.

Трансактный анализ - (определение Берна) (1) - система психотерапии, основанная на анализе трансакций или серий трансакций, которые имеют место во время лечения; (2) - теория личности, основанная на изучении отдельных эго-состояний; (3) - теория социального действия, в основе которой лежит анализ эго-состояний; (4) - анализ отдельных трансакций с помощью трансакциональных диаграмм.

Трансакция - трансакциональный стимул плюс трансакциональная реакция - основная единица социального общения.

Угловая трансакция - скрытая трансакция, включающая в себя три эго-состояния.

Уход - способ структурирования времени, при котором человек не общается с другими людьми.

Эгограмма - диаграмма в виде схемы с колонками, показывающая интуитивную оценку человеком важности каждого субподразделения модели эго-состояний в личности человека.

Эго-состояние - постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим постоянным паттерном поведения.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5