Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом
Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом
63.
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский Гуманитарный Институт
Психолого - философский факультет
ТЕМА
Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом
Выпускная квалификационная работа
студентки 5-го курса
заочного обучения
Гринченко Светланы Николаевны
Научный руководитель:
врач - психотерапевт
Левченко Иван Иванович
Дата защиты
Оценка
Новосибирск 2001
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение................................................................................................................3
Глава I. Психотерапия как универсальное средство формирования психического здоровья людей................................................................6
§ 1. Психотерапевтическое воздействие на личность.......................................6
§ 2. Трансактный анализ....................................................................................15
§ 3. Врачебно - психологический центр "Личность", организация работы и технология..............................................................23
Глава II. Практика трансактного анализа Экспериментальное исследование.....................................................26
§ 1. Индивидуальная терапия трансактного анализа........................................26
§ 2. Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ взаимодействий, анализ игр............................................................35
Заключение............................................................................................................43
Список использованной литературы....................................................................46
Приложение 1.........................................................................................................48
Приложение 2.........................................................................................................50
Приложение 3.........................................................................................................54
Приложение 4.........................................................................................................55
Приложение 5.........................................................................................................56
Приложение 6.........................................................................................................57
Словарь терминологии ТА.....................................................................................60
ВВЕДЕНИЕ
"…у каждого времени свои неврозы -
и каждому времени требуется своя
психотерапия."
Виктор Франкл
Сегодня в нашей стране попросту трудно встретить человека без проблем психологической адаптации или же психических расстройств. У кого не обнаруживается названных нарушений, те часто демонстрируют зависимость от психически активных веществ.
Жизнь общества сегодня трудно представить без алкоголя, табака. Все более властно заявляют о себе наркотики. "Когда у человека не выявляется психологических проблем, психической адаптации или зависимостей от психически активных веществ, важно измерить его интеллект. И если результаты измерения интеллекта показывают норму, можно говорить о человеке, составляющем счастливое исключение из жестких правил нашего бытия", - так считает профессор, президент психотерапевтической лиги В.В. Макаров.
В нашей стране, как и других, самым главным национальным богатством и основными национальными ресурсами являются люди, граждане страны. Несколько поколений людей в нашей стране были зажаты, зачарованы, заморожены одним, признанным единственно правильным, взглядом на вещи, на жизнь, на себя и других людей. И это приводило в тупик.
Три или даже четыре поколения жителей нашей страны жили в советскую эпоху, время, вполне достаточное для того, чтобы эти люди стали носителями особого мировоззрения, занявшее прочное место в сознании и бессознательном.
Для формирования жизненного сценария или неосознаваемого плана жизни нужно три поколения, что убедительно показал Э. Берн (1971). Это открытие он выразил в краткой фразе: "Для того, чтобы воспитать леди, нужно начать с бабушки."
По нашим данным, сегодня уже родились эти самые бабушки, внучки которых смогут стать леди. Сейчас им, этим бабушкам, не более семи-восьми лет.
Теперь мы живем в иной реальности или даже в иных реальностях, резко отличающихся от советских. Противоречия сложившихся жизненных сценариев и требований социальной жизни приводят к психологической нестабильности, к психосоматическим, психическим и наркологическим расстройствам. И даже если в жизни нашей страны больше не будет столь резких потрясений и поворотов, то высокая потребность в специалистах в области психического здоровья будет удерживаться на протяжении жизни не менее чем трех-четырех поколений, то есть в течении целого века.
Несколько поколений людей в нашей стране жили в одной реальности - в реальности построения коммунизма… И коммунистическая идеология занималась индивидуальным воспитанием человека в духе коллективизма.
После разрушения идеологии индивидуальное развитие человека у нас в стране стало ничьей территорией. А между тем эта территория должна принадлежать культуре. Психотерапия и составляет значительную часть культуры.
Психотерапия - это, с одной стороны, мировоззрение и философия жизни, с другой стороны - набор практических приемов и технологий достижений поставленных целей. Все это привело к повышенному интересу в нашей стране к различным психотерапевтическим направлениям, в частности - к разработанному Э. Берном менее полувека назад трансактному анализу, который сегодня признан во всем мире и бурно прогрессирует, поэтому выбранную мною тему квалификационной работы "Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом" считаю актуальной для нашего времени.
Объектом данной работы является теория и практика современной психотерапии.
Предметом является трансактный анализ в контексте психотерапевтического воздействия на личность и межличностные отношения.
Цель работы:
теоретическое обоснование методик трансактного анализа разными авторами;
экспериментальная проверка на основе работы психологического центра "Личность" под руководством психотерапевта Левченко И.И.
Задачи:
на основе изучения психологической литературы проанализировать эти цели;
изучить опыт организации работы и технологии центра "Личность", расположенного по адресу: г. Павлодар, ул. Торайгырова 81;
проследить экспериментальную практику работы врача-психотерапевта Левченко И.И.
Работа в центре "Личность" проводилась в течение шести месяцев. В процессе сбора информации была сформулирована гипотеза о том, что трансактный анализ является универсальным средством (открытым и доступным) в разрешении внутриличностных проблем и межличностных отношений.
ГЛАВА I. ПСИХОТЕРАПИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ
§ 1. Психотерапевтическое воздействие на личность
Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М., 1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной специальностью только в 1985 году. И не мудрено, что врачи - хирурги, акушеры, инфекционисты и другие - не считают психотерапию полностью медицинской специальностью.
В конце 70-х годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л. Рубинштейн осторожно подняли вопрос о праве психологов заниматься психотерапией, но инициатива не прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно - нет. Психологи перестали быть музейной редкостью, в медицине появилась специальность - медицинская психология, представителями которой могли стать и психологи, и врачи. Но львиную долю медицинской психологии составляли психодиагностика и академические исследования.
В наше время реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций, и практически психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще врачей.
Вот что по этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек, по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознано или бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и психотерапевтическое послание. И важно, как донор передает это послание, а реципиент принимает его" [18, c.8].
Основные цели психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье.
В 1966 году в Московском Центральном институте усовершенствования врачей была открыта кафедра психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е. Рожнов.
На базе кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр психотерапии. Кафедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной тренировкой, рациональной и групповой психотерапией.
Сложившаяся школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала заказу тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах складывались новые, авторские направления психотерапии. Например, развивалась концепция эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая терапия духовной культуры.
Иной точки зрения придерживались ученые в Ленинградской школе психотерапии. Многие из них работали в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева и развивали идеи В.Н. Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой.
Кроме двух главных, официальных школ, развивались и другие направления в психотерапии.
Среди них в первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора А.Е. Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из Нижнего Новгорода.
Применительно к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге существует множество психотерапевтических начинаний, направлений, концепций, коллективов и групп.
Мы живем в невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и психотерапии. Из всех медицинских специальностей, занятых психическим здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения.
В нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то появились описания современных западных методов психотерапии. Одна из первых, вышедших в свет, была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты.
Специалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом знакомиться с западными методами психотерапии.
В последние годы освоением новых методов активно занимались и государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. В числе методов, приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму, психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году издал специальный Указ о развитии психоанализа).
Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией. Существует великое множество определений психотерапии.
Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:
"Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу, личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в целом."
По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах, психотерапия - это лечение информацией.
П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом."
Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е. Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде."
Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию как составную часть медицины: больной, врач, лечение.
Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты, когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии", пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].
Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение гармонии с собой и миром в настоящем."
Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее развитие в различных направлениях [18, c.26].
Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия - система психического (психологического) воздействия словом, мимикой, молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику, а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других сформулированных целей.
Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д. Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27].
Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую, педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров В.В., 1999].
Польский психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели психотерапии:
психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель психотерапии);
психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и служащий целям общественного контроля (социологическая модель);
психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия между людьми (философская модель психотерапии);
психотерапия как метод, который приводит в действие процесс научения (психологическая модель).
Существование этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных социально-культурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние на развитие психотерапии в современном мире, заостряет вопрос о социальной релевантности целевых установок в психотерапии, ее нормативном аспекте. Этот аспект отчетливо выступает в работах К.К. Платонова (1974), Е.В. Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8].
Я остановлюсь только на психологической модели в психотерапии, которая предназначена для решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|