бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА - (реферат) бесплатно рефераты

p>Первая сессия во многом определяет дальнейший ход психотерапии. Обычно именно на первом интервью члены семьи решают, будут ли они продолжать психотерапевтическую работу. Как сказано выше, психотерапевт определяет состав участников первой сессии уже в ходе предварительного телефонного разговора. В ходе первой сессии очень важно правильно оценить реакции ее участников. Зачастую в начале работы большинство членов семьи не считают, что обозначенная ими проблема имеет отношение ко всей семье в целом. Они приходят на сессию, испытывая значительное психическое напряжение, как правило, не зная, зачем их пригласили, в особенности если полагают, что проблема связана с каким-то одним членом семьи. Готовность семьи продолжить совместную работу в немалой степени определяется тем, насколько психотерапевту удалось успокоить членов семьи и помочь им справиться с чувствами тревоги и страха. Первая сессия обычно включает четыре основные стадии:

• “разогрев” и создание психологически комфортной атмосферы; • определение ведущих проблем семьи;

    • изменение взглядов членов семьи на ведущие проблемы;

• формирование у них установки на продолжение совместной работы. Иногда эти стадии накладываются друг на друга; кроме того, разные члены семьи могут проходить их с разной скоростью. Например, нередко один из членов семьи находится на стадии определения ее ведущих проблем, в то время как другие уже смогли изменить свою оценку этих проблем. Стадия “разогрева”обычно занимает первые 5-10 минут сессии. В это время члены семьи определяются с тем, насколько комфортна окружающая их обстановка. При этом становятся хорошо видны семейные коалиции. Члены семьи могут быть скованны и немногословны или, наоборот, чрезмерно разговорчивы, — в зависимости от того, насколько им удается справиться с состоянием тревоги. Вопросы психологической безопасности и доверия к психотерапевту являются на этой стадии наиболее важными.

Основная задача психотерапевта в первые 5-10 минут сессии заключается в том, чтобы убедить членов семьи, что психотерапевтический кабинет— это психологически безопасное и надежное место. Вряд ли можно ожидать от них достаточной откровенности в том случае, если они будут чего-либо опасаться. Психотерапевту имеет смысл пояснить, почему он пригласил всех членов семьи. Можно начать сессию с нескольких простых, четко сформулированных вопросов, спросив, например, как бы они хотели, чтобы к ним обращались. Затем он может уточнить возраст членов семьи и то, что им рассказывали о предстоящей встрече. Задавая эти вопросы, психотерапевт преследует сразу несколько целей: дает понять, что не собирается касаться болезненных для членов семьи вопросов прежде, чем они не будут к ним готовы, и показывает, что видит в каждом из них личность со своими собственными особенностями. Такие вопросы позволяют определенным образом структурировать начальную часть интервью и создать у членов семьи чувство психологического комфорта, а также ощущение возможности их участия в сессии в той форме, которая для них наиболее приемлема. Вопрос о том, что членам семьи сообщили о целях первой встречи, позволяет психотерапевту косвенно получить важную информацию об особенностях коммуникации членов семьи. В то же время, если бы он пытался выяснить это, задавая прямые вопросы, то вызвал бы лишь усиление тревоги. Члены семьи могли бы увидеть в этом попытку их в чем-то уличить и постарались бы защитить друг друга. “Разогрев” является важным этапом любой последующей сессии. Я заметил, что независимо от того сроков работы с той или иной семьей всякий раз, начиная сессию, прежде чем переходить к обсуждению ее основных вопросов, следует отвести несколько минут на то, чтобы создать у членов семьи ощущение комфорта. Первая сессия предоставляет им возможность совместного обсуждения той или иной темы. Если члены семьи к этому не привыкли, психотерапевт должен помочь им взаимодействовать более конструктивно. То, как специалист держится в течение первых 5-10 минут сессии, имеет большое значение. Будет ли психотерапевт адресовать все свои вопросы тому члену семьи, который ему позвонил и чувствует себя хозяином положения, или же он начнет интервью, обращаясь к тому, с кем члены семьи связывают свои основные проблемы? То, как психотерапевт построит эту часть сессии, определит готовность перехода семьи к следующему этапу.

Лучше всего, если при переходе ко второму этапу психотерапевт будет контролировать ситуацию. Это, в частности, достигается тем, что он удерживает членов семьи как от критики и обвинений в адрес какого-либо одного ее члена, так и от прямого общения друг с другом, а также тем, что специалист стремится к тому, чтобы каждый член семьи говорил за себя и старался объяснить, почему, с его точки зрения, он сегодня присутствует на сессии. Если психотерапевт делает это достаточно успешно, члены семьи вскоре приходят к новому пониманию задач дальнейшей работы. Это способствует переходу сессии на третью стадию, которая призвана изменить взгляды семьи на основные проблемы. На данном этапе они начинают по-новому их осмысливать и формулировать. При этом психотерапевт должен обращать особое внимание на следующие моменты: • кто из членов семьи первоначально сформулировал ее основные проблемы; • как члены семьи взаимодействуют друг с другом и как они реагируют на психотерапевта;

• кто из них предпринимает наибольшие усилия для того, чтобы решить семейные проблемы;

• кто из них способен описать психотерапевту наиболее характерные особенности семьи? Начиная с первых минут сессии психотерапевт постоянно узнает о семье что-то новое. Именно три первые стадии интервью определяют готовность семьи продолжить работу. Это становится видно при переходе на четвертую стадию.

Семья соглашается на последующие встречи в том случае, если опыт участия в первой сессии будет для ее членов положительным. Если это так, то можно считать, что психотерапевту удалось выполнить основную задачу первой встречи. Он несет ответственность за создание психологически комфортной и безопасной атмосферы, в которой риск взаимных обвинений сведен к нулю. Приступая к выяснению того, в чем члены семьи видят свою основную проблему, психотерапевт одновременно пытается изменить их точку зрения и помочь осознать необходимость совместной работы с целью разрешения семейных проблем. С самого начала работы психотерапевт подчеркивает, что обвинение кого-то одного из членов семьи во всех проблемах совершенно непродуктивно. Он дает понять, что проблемы так или иначе связаны с каждым из них, а также указывает на важность тесного взаимодействия всех членов семьи, помогая им осознать связь нынешней ситуации с прошлыми событиями. Так, например, детский опыт самих родителей во многом определяет особенности их восприятия сложившейся ситуации и особую их уязвимость относительно тех или иных моментов семейных отношений.

    § 6. СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Средний этап семейной психотерапии характеризуется тем, что члены семьи осознают необходимость совместной работы. Это позволяет более успешно решать как их индивидуальные, так и групповые задачи. На этом этапе членами семьи постепенно преодолевается тенденция к обвинению какого-либо одного члена семьи, а также реактивное поведение. Они в большей степени осознают ответственность за свое поведение, а также то, что семья является для них важным ресурсом. Значительно снижается тревога и противоречивое отношение к психотерапии, а сам психотерапевт утрачивает в их глазах статус безусловного авторитета.

В этот период члены семьи начинают лучше понимать происходящее в семье. То, что послужило поводом для их обращения к психотерапевту, постепенно теряет свою значимость. Некоторые семьи в этот период завершают психотерапию, что является преждевременным, поскольку внутрисемейные взаимоотношения еще недостаточно стабилизировались. На данном этапе цель психотерапевта — помочь семье определить задачи дальнейшей работы. На этой стадии психотерапевт должен активно использовать вопросы, помогающие членам семьи определить различные связи как между ними, так и между их социальным окружением. Обсуждение взаимоотношений с ближайшими и дальними родственниками также способствует определению задач психотерапии. Так, например, если удалось стабилизировать взаимоотношения детей и родителей, можно обратить особое внимание на взаимоотношения родителей с членами расширенной семьи.

Очень важно, чтобы психотерапевт смог сориентировать членов семьи на решение новых вопросов. Семейный подход подчеркивает необходимость поступления в систему новой информации, помогающей ей лучше понять как особенности своей организации, так и свои отношения с внешним миром. Чем более дисфункциональна семья, тем меньше информации в нее поступает. Как правило, семьи, переживающие серьезный внутренний конфликт, имеют ограниченные внутренние ресурсы. Их члены тратят основные усилия для того, чтобы заставить других считаться со своими интересами и потребностями, игнорируюя при этом интересы и потребности других, что ведет к дальнейшей эскалации конфликта. Если же члены семьи начинают более активно устанавливать связи с внешним миром, они могут задействовать новые ресурсы. Благодаря этому их взаимные требования в дальнейшем ослабевают. Установление разнообразных связей с внешним миром является главной задачей среднего этапа семейной психотерапии. Средний этап семейной психотерапии наиболее ответственный. Он сопровождается более активным использованием внешних ресурсов семьи, изменением представлений ее членов о семейных проблемах и появлением у семьи новых возможностей.

§ 6. 1. ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Использование определенных принципов позволяет специалисту успешней решать задачи среднего этапа семейной психотерапии. Хотя эти принципы следует учитывать с самого начала психотерапии, их роль заметно повышается на средней стадии, когда семье необходимо получить доступ к новым ресурсам.

1. Процессуальные аспекты работы имеют большее значение, чем содержательные Наибольшее значение члены семьи склонны придавать содержанию психотерапевтической работы. Они считают, что содержание их высказываний, все то, что они рассказывают о своих интересах и проблемах, —это самое главное. Поэтому особое внимание они обращают на реакции и оценки психотерапевта.

Однако специалисту не следует придавать содержанию высказываний членов семьи слишком большое значение. Он должен воспринимать его лишь как иллюстрацию семейных отношений. Содержание высказываний— лишь свидетельство того, как члены семьи воспринимают свои проблемы и взаимоотношения. Учитывая его, психотерапевт может лучше разобраться в тех ролях, которые играют разные члены семьи в семейной системе. Содержание высказываний важно прежде всего потому, что оно характеризует самого рассказчика; его аналитическую деятельность, однако не позволяет объективно оценить других членов семьи. В большей степени содержание высказываний свидетельствует об интересах и потребностях рассказчика. Психотерапевт должен побуждать членов семьи объяснить, почему они обращают внимание на то, а не на иное обстоятельство. Специалист, способный абстрагироваться от содержания высказываний членов семьи, будет более объективен в своих оценках. Он обращает большее внимание на процесс, а не на содержание высказываний присутствующих, то есть на то, какие события происходят в семье, и определяет особенности высказываний ее членов. Это помогает ослабить переживаемое ими психическое напряжение, а также их защитные тенденции и болезненные реакции на высказывания друг друга. Таким образом, психотерапевт должен помнить о том, что содержание высказываний не отражает процесс, а именно знание о процессе определяет содержание дальнейшей работы. Психотерапевт должен стараться разглядеть интересы членов семьи, скрытые за содержанием их высказываний. Это поможет ему избежать субъективизма, а членам семьи — лучше разобраться в сути проблем.

    2. Помощь членам семьи в изменении их взаимоотношений

Обращающиеся за психотерапевтической помощью семьи имеют либо чрезмерно жесткую структуру, либо очень слабые границы. Помогая членам семьи изменить взаимоотношения, психотерапевт стремится к тому, чтобы они смогли осознать себя как часть единого целого, находящегося в определенных отношениях с окружающей средой. Слишком жесткая структура семьи не предоставляет возможности удовлетворять индивидуальные потребности ее членов, потому психотерапевт должен сделать ее более гибкой, и напротив, если структура семьи слишком аморфна и ее границы определены достаточно четко, специалисту необходимо их укрепить. И в том и в другом случае основной задачей является осознание членами семьи того, что они составляют единое целое, обладающее как внутренними, так и внешними ресурсами. Им надо быть достаточно гибкими для получения информации извне, что позволит семье действовать более эффективно. Психотерапевт должен помочь им использовать свои внутренние ресурсы и в тоже время задействовать внешние.

3. Использование мупьтигенерационной концепции с целью расширения границ семьи

Этот принцип был сформулирован М. Боуэном. Он связан с представлением о том, что расширенная семья может помочь нуклеарной семье лучше понять то, что она собой представляет как система с определенной предысторией и генеалогией. Данный принцип ориентирует психотерапевта на помощь членам семьи в осознании ими своих корней и восстановлении связей с другими родственниками, что позволяет им пользоваться новыми ресурсами. Одной из задач психотерапии является лучшее понимание членами семьи ее предыстории. Нередко проблемные семьи характеризуются очень бедными связями с другими родственниками. Спрашивая членов таких семей об их отношениях с родными, психотерапевт нередко обнаруживает, что они не виделись в течение многих лет. В то же время в ходе разговора об этих родственниках члены таких семей нередко дают сильные эмоциональные реакции. Лучшему пониманию членами семьи того, что они собой представляют как единое целое, может способствовать восстановление их связей с другими родственниками. При этом следует учитывать несколько моментов. Зачастую в отношениях членов семьи с этими родственниками имеются определенные нерешенные проблемы, которые отражаются на функционировании нуклеарной семьи и накладывают отпечаток на взаимоотношения ее членов. Этому можно помочь, побуждая кого-либо из членов нуклеарной семьи к контактам с родными и к попыткам разрешения старых проблем, имеющихся в его отношениях с ними. Это позволяет снять напряженность в отношениях членов нуклеарной семьи.

В последнее время повышается интерес к вопросам семейной истории и генеалогии, который в значительной степени отражает потребность людей в установлении более широких родственных связей. Чем более крепкие связи имеет человек с членами расширенной семьи и чем он лучше знает свою генеалогию, тем более здоровым чувством“я” он обладает —такое мнение высказывается все чаще и чаще. Таким образом, психотерапевт может использовать мультигенерационный подход с тем, чтобы укрепить и расширить границы семьи.

4. Получение членами семьи новой информации, помогающей изменить их представление о ее проблемах

Одной из задач психотерапевта является помощь дисфункциональной семье осознать особенности функционирования путем определения общих закономерностей поведения членов семейной системы и их потребностей. При этом специалист может познакомить членов семьи с некоторыми системными понятиями. Помочь членам семьи лучше разобраться в особенностях своего поведения могут следующие понятия: • понятие ролевой структуры семьи и то, каким образом она может ограничивать возможности ее членов;

• понятия альянсов и коалиций и то, как они связаны с внутрисемейными конфликтами и затруднениями в адекватной оценке членами семьи действий друг друга;

• понятие семейной лояльности и то, как она может препятствовать эффективному использованию членами семьи внешних ресурсов. Психотерапевт разъясняет членам семьи суть этих понятий, чтобы они имели лучшее представление об особенностях функционирования семьи как социальной системы.

На среднем этапе семейной психотерапии знакомство членов семьи с этими понятиями может быть особенно полезным. Поскольку в этот период поведение членов семьи постепенно утрачивает реактивный характер, они становятся более готовыми к восприятию новой информации и реагируют на нее более спокойно и конструктивно.

5. Использование юмора для снятия эмоционального напряжения Юмор — одно из наиболее эффективных средств психотерапевтической помощи семьям в различных обстоятельствах. Если члены семьи в состоянии в трудной ситуации рассмеяться, это значит, что они уже на пути к ее разрешению. Способность использовать юмор как психотерапевтическое средство является качеством личности психотерапевта, и, конечно же, прибегать к нему следует с осторожностью. Если психотерапевт пользуется им достаточно свободно, это помогает снять переживаемое членами семьи эмоциональное напряжение.

6. Использование понятия эмоциональных треугольников с целью реструктуризации семейной системы

Понятие эмоционального треугольника было введено М. Боуэном, который утверждал, что треугольники являются обязательным элементам любой социальной системы. Когда система находится в состоянии напряжения, треугольники проявляются более активно. Начиная работать с семьей, психотерапевт обязательно втягивается в те или иные треугольники. При этом очень существенно, как он этим пользуется. Члены семьи будут всячески пытаться включить психотерапевта в какой-либо треугольник и сообщать ему определенную информацию, склоняя на ту или иную сторону. Как было сказано в третьей главе, психотерапевт должен осознавать, что сообщаемая членами семьи информация направлена на то, чтобы обеспечить сохранение между ними определенных отношений. Если психотерапевт умело пользуется треугольниками, он помогает членам семьи изменить свои взаимоотношения. Включаясь в треугольник, специалист понимает, какую роль при этом играет. Когда один член семьи что-либо рассказывает психотерапевту о другом члене семьи, он включает его в треугольник. Психотерапевт может действовать в этой ситуации следующим образом:

• позволяет члену семьи продолжить свой рассказ, тем самым становясь частью треугольника; • задает рассказчику несколько вопросов с целью уточнения его собственной позиции и отношения к описываемым событиям; • предлагает говорящему рассказать историю тому, о ком тот говорит, и сообщает о своих интересах и отношении к происходящему.

Во всех случаях психотерапевт использует свое положение в качестве члена треугольника с тем, чтобы определенным образом изменить взаимоотношения других членов семьи. Когда члены семьи начинают осознавать, что они используют треугольники в качестве защиты, это позволяет им освоить более эффективные способы взаимодействия.

7. Использование “я-позиции”для того, чтобы помочь членам семьи лучше определить свое положение в системе их отношений

Этот принцип связан с использованием треугольников. Психотерапевт, общаясь с членами семьи, обязан достаточно четко обозначить свою собственную позицию (в частности, показать, что не встанет на чью-либо сторону). Переживая эмоциональный стресс, члены семьи стремятся склонить психотерапевта на ту или иную сторону. Если он этому поддастся, то станет частью треугольника и утратит возможность эффективного воздействия на членов семьи. В то же время, если психотерапевт, вступая в треугольник, обозначает свою“я”-позицию достаточно четко, он сохраняет объективность в своих оценках семейной ситуации. Его задача заключается в том, чтобы избегать своего включения в коалиции и альянсы, а также оценок одних членов семьи как правых или “здоровых”, а других — как неправых или “больных”. Если ему это удается, члены семьи смогут постепенно прийти таковому восприятию друг друга и своих возможностей.

8. Использование исследовательской позиции для того, чтобы помочь членам семьи прояснить свои отношения с окружающими

Психотерапевт может узнать семью, лишь непосредственно общаясь с ее членами. Чем больше он ее узнает, тем больше члены семьи узнают о себе. Одновременно психотерапевт не должен давать каких-либо оценок семейной ситуации и поведения членов семьи, поскольку это будет способствовать их пассивности. Лучше всего, если он задаст им больше вопросов, показав тем самым, что не готов делать какие-либо оценки и заключения. Работая с семьей, психотерапевт стремится получить как можно больше всевозможной информации. Это необходимо не только для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях членов семьи, но и чтобы иметь более полное представление о закономерностях функционирования любой семьи. Сообщая психотерапевту о себе различную информацию, члены семьи постепенно открываются для восприятия новых представлений. Они учатся лучше понимать свои собственные потребности и требования, предъявляемые к ним социальным окружением. 9. Использование понятия энергии

Использование этого понятия связано с исследованием функционирования семейной системы. Благодаря этим исследованиям было показано, что представители социальных систем имеют тенденцию противодействовать вмешательству извне. Поэтому, если, например, кто-либо из членов семьи в ходе сессии не желает вступать в контакт, психотерапевт может побуждать его к разговору. Это, однако, лишь усиливает его защитные тенденции.

Улавливая “энергию” членов семьи, психотерапевт более успешно решает многие задачи. Так, допустим, он может позволить члену семьи молчать, тем самым показывая, что молчание является своеобразной формой участия в психотерапевтическом процессе. Вполне возможно, что этот член семьи через некоторое время заговорит. Если никто не пытается его заставить говорить, он понимает, что никакого смысла молчать больше нет. Данная закономерность хорошо проявляется в любом противостоянии. Если одна сторона “складывает оружие”, другая также часто отказывается от продолжения конфликта. Если психотерапевт, общаясь с членами семьи, не обращает внимания на их защитные тенденции, те могут исчезнуть сами по себе.

Настраивание на энергию членов семьи является достаточно простым, но эффективным инструментом. Вместо того чтобы избегать выражения чувств гнева, дискомфорта и агрессии, психотерапевт может разрешить членам семьи открыто выражать все эти чувства, тем самым помогая им по-новому взглянуть на свои переживания.

    10. Поддержка наиболее функциональных членов семьи

Во многих случаях психотерапевт обращает основное внимание на наименее функциональных членов семьи. Если он определяет стратегию своей работы, ориентируясь именно на них, то тем самым снижает общий функциональный уровень семьи. И, напротив, если специалист ориентируется на самых функциональных членов семьи, он повышает общий функциональный уровень других ее членов. Фримен пишет: “Начиная работу с семьей, я обычно стараюсь выявить наиболее функциональных членов, то есть тех, которые наиболее гибки, адекватны, обладают наибольшим творческим потенциалом и спокойно ведут себя в новой обстановке. Затем, опираясь на них, я пытаюсь изменить структуру семьи. Очень важно, чтобы эти члены семьи могли присутствовать на сессиях. Их присутствие благотворно сказывается на менее функциональных ее членах. И, наоборот, ориентация психотерапевта на менее функциональных членов семьи не позволяет семье воспользоваться имеющимися в ее распоряжении внутренними ресурсами. ” Соблюдение десяти упомянутых принципов работы позволяет сделать процесс семейной психотерапии более динамичнйм.

    § 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами. Если начальный и средний этапы семейной психотерапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляется без большого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа. В начале семейной психотерапии завершение каждой сессии вызывало у членов семьи усиление тревоги, поскольку ими еще не были освоены новые способы взаимодействия. Их пугало то, что, вернувшись домой, они могут столкнуться с прежними проблемами. Даже если в ходе самой сессии члены семьи чувствовали себя достаточно комфортно, они не были уверены в том, что это состояние продлится сколь либо долго. Однако, в ходе семейной психотерапии членам семьи постепенно удается прийти к осознанию своих ресурсов, позволяющих решать как индивидуальные, так и общие задачи. Поэтому они начинают чувствовать себя более уверенно и не боятся завершения сессий.

Любопытно наблюдать, какие изменения происходят в семье в течение года, когда она проходит психотерапию. Первые три или четыре сессии члены семьи с большим трудом включаются в работу и боятся ее завершения. В дальнейшем сопротивление психотерапии становится значительно меньше. Члены семьи быстро переходят к основному этапу сессии, обсуждают определенный круг вопросов и даже проявляют готовность продолжить их обсуждение после сессии. Это справедливо для всей последующей работы. По мере расширения границ семейной системы и осознания ее членами своих ресурсов участники сессий перестают считать психотерапию своим единственным спасением. Такой вывод является закономерным результатом всей предыдущей работы. Члены семьи переходят от реактивной позиции к проактивной.

Их реактивная позиция хорошо видна в начале семейной психотерапии, когда члены семьи считают себя неспособными самостоятельно решить свои проблемы и поэтому нуждающимися в помощи со стороны. Постепенно их действия и решения становятся в меньшей степени зависимыми от тревоги и страха. Они начинают ощущать в себе способность самостоятельно контролировать ситуацию и определять, какое поведение является оптимальным для них самих и других. Это свидетельствует о готовности семьи к завершению психотерапии. Предвидя ее финал, члены семьи не испытывают тревоги и страха. Психотерапевту необходимо помнить, что одной из главных задач семейной психотерапии является освоение членами семьи эффективных способов самостоятельного решения проблем. Они начинают работу, желая получить помощь в решении определенных вопросов. Психотерапия не поможет им избавиться от абсолютно всех проблем и избежать возникновения новых. Задача состоит в том, чтобы развить копинговые механизмы членов семьи, раскрыть семейные ресурсы и научить членов семьи пользоваться определенными стратегиями, позволяющими решать различные проблемы самостоятельно. Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не исключать их из собственной жизни.

Завершающая сессия строится таким образом, чтобы дать членам семьи возможность обменятся опытом участия в психотерапевтической работе. Очень важно, чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых. На завершающей сессии необходимо также уделить внимание укреплению личной идентичности членов семьи. В случае появления в семье новых проблем, с которыми они не могут справиться, психотерапевт предоставляет возможность еще одной или нескольких встреч. При этом он должен отвести себе роль консультанта. Если члены семьи воспринимают его в этой роли, им будет проще прибегнуть к его помощи в будущем. И наоборот, если у членов семьи сложится впечатление, что очередное обращение к специалисту воспринимается как свидетельство их некомпетентности, им будет стоить больших усилий вновь обратиться к нему. Психотерапевт должен дать понять, что такое обращение будет расценено им вполне нормально.

Завершающая сессия является и для психотерапевта, и для семьи очень существенной. Она позволяет специалисту оценить психотерапевтический процесс в целом и закрепить положительные изменения, достигнутые в ходе работы. Существуют определенные случаи, когда психотерапевт решает не проводить заключительную сессию. Однако даже если семья преждевременно завершает психотерапию, Фримен обычно приглашает членов семьи прийти на последнее интервью с тем, чтобы обсудить достигнутые результаты. Кроме того, это позволяет наметить вопросы, которые члены семьи могли бы попытаться решить в будущем. Это целесообразно делать тогда, когда семья занимается с психотерапевтом в течение нескольких лет или, напротив, когда она посетила психотерапевта всего два или три раза. Начиная работу, целесообразно заранее сообщить членам семьи о том, что прежде, чем она завершится, необходимо встретиться с психотерапевтом для объяснения причин, побудивших их завершить психотерапию.

    ЛИТЕРАТУРА

Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб. : Питер, 2001. – 384 с. : (Серия “Практикум по психотерапии”).

Страницы: 1, 2, 3, 4