бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА - (реферат) бесплатно рефераты

p>Так, например, специалист, привыкший вести себя в родительской семье как гиперфункционер, будет стремиться брать на себя ответственность за поведение своих клиентов, что может создавать в ходе семейной психотерапии большие сложности. Одна из задач семейной психотерапии заключается в том, чтобы побудить членов семьи к самостоятельному решению собственных проблем и помощи друг другу. Чем более гиперфункционален психотерапевт, тем трудне ему в ходе своей работы с семьей задействовать ее внутренние ресурсы. Такой специалист будет испытывать сильную тревогу и стремиться“спасти”семью, тем самым мешая её членам воспользоваться собственным потенциалом для решения семейного кризиса.

Кроме того, на мышление психотерапевта могут оказывать влияние различные мифы о том, какой должна быть“образцовая” семья.

    (б) Профессиональные отношения

Профессиональное окружение специалиста включает две основных системы: непосредственное или“внутреннее” профессиональное окружение и “внешнее”профессиональное окружение. Между этими двумя системами существуют большие различия. “Внутреннее” профессиональное окружение, с представителями которого человек общается ежедневно, является его важным ресурсом. Представители этого окружения нередко выступают в качестве консультантов, способствующих объективной оценке деятельности психотерапевта. “Внешнее”профессиональное окружение состоит из специалистов, которые при определенных обстоятельствах также могут быть привлечены к работе с той или иной семьей, хотя в ряде случаев, если не предпринимаются особые меры, они могут препятствовать успешному проведению психотерапии. Обычно считается, что работа с семьями представляет большую сложность отчасти потому, что специалисту трудно сохранить объективность оценок и необходимую эмоциональную дистанцию и в то же время поддерживать с членами семьи тесный контакт. Те стремятся склонить психотерапевта в ту или иную сторону. Особенно активны бывают попытки втянуть его во внутрисемейные альянсы и треугольники. Успешную семейную психотерапию сложно проводить, не прибегая к помощи других специалистов. Очень полезным бывает обсуждение хода работы в кругу коллег, помогающее повысить объективность оценок. То же можно сказать и об использовании видеосъемки; Она позволяет не только сделать работу более эффективной, но и увидеть, когда психотерапевт оказывается слишком вовлеченным в семейную динамику. Прибегая к помощи коллег, психотерапевт может повысить свою профессиональную компетентность. Однако если он работает в атмосфере равнодушия и враждебности, то бывает вынужден тратить слишком много сил на защиту своих профессиональных позиций и сохранение конфиденциального характера своей работы. Это затрудняет ее объективную оценку и оставляет психотерапевту меньше возможности для непосредственной работы с семьей. Таким образом, условия, в которых специалист проводит свою психотерапевтическую работу с семьями, могут рассматриваться в качестве ее важного ресурса или, напротив, ее препятствия. Психотерапевтический кабинет по своим размерам должен быть соизмеримым с гостиной. Стол не должен разделять психотерапевта и клиентов. Члены семьи должны чувствовать себя комфортно, располагаясь по кругу. Лучше, если помещение будет достаточно изолированным от постороннего шума. Желательно, чтобы кабинет был оснащен аппаратурой, позволяющей вести видеозапись хода сессий, а таксе, по возможности, иметь зеркальную перегородку, из-за которой специалист или его коллеги могли бы наблюдать за происходящим.

Другой системой является внешнее профессиональное окружение специалиста. Многие моменты семейной психотерапии должны иметь конфиденциальный характер, хотя в действительности другие специалисты зачастую оказываются излишне посвященными в ход семейной психотерапии.

В ванкуверском Центре детской психотерапии было продано специальное шестимесячное исследование, имевшее целью выяснение числа специалистов, принимающих участие работе с семьей на начальном этапе психотерапии. Оказалось, таковых в среднем насчитывается 12 человек. Это заставляет задуматься о том, какие аспекты работы представляются этим специалистам наиболее значимыми и какое влияние они оказывают на воспринятие членами семьи самих себя. Поскольку собственный опыт семейной жизни специалистов существенно влияет на их взаимоотношения с членами семьи, можно предполагать, что они по-разному строят свои отношения с семьями и по-разному воспринимают основную задачу своей работы. Весьма редко они стремятся разобраться в потребностях самой семьи. Если члены семьи попытаются сопоставить, как разные специалисты воспринимают основные задачи работы с ними и как воспринимают эти задачи они сами, то, возможно, будут совершенно растеряны и дезориентированы и потратят слишком много времени на согласование цели этой работы со всеми специалистами.

Начиная работать с той или иной семьей, психотерапевт должен, в частности, выяснить, с какими специалистами семья работает в настоящее время или работала раньше. Опыт работы семьи с разными специалистами существенно влияет на характер ее ожиданий и представлений относительно предстоящей психотерапии. Очень редкие семьи или клиенты способны абстрагироваться от прежнего опыта своей психотерапевтической работы и оценить свежим взглядом новый контакт с психотерапевтом. Поэтому важно помочь членам семьи увидеть новизну, связанную с ее очередным обращением к специалисту. Для этого психотерапевт может выяснить, к каким специалистам члены семьи обращались раньше и какое влияние это имело на их взаимоотношения. Имея за плечами негативный опыт психотерапевтической работы в прошлом, многие семьи избегают вновь обращаться к психотерапевту. Если, обратившись к семейному психотерапевту, клиенты продолжают поддерживать контакт с другими специалистами, это нередко является причиной того, что они стремятся в дальнейшем дистанцироваться от него в ходе психотерапевтического процесса. Когда психотерапевт попытается помочь им увидеть семейную ситуацию в новом свете, они зачастую начинают испытывать сильную тревогу и обращаются к другим специалистам, разделяющим их мнение относительно семейных проблем. И если психотерапевт не сможет своевременно противодействовать их обращению к этим специалистам; вполне возможно, что семья будет потеряна для психотерапевтической работы.

В определенные моменты психотерапевту бывает очень сложно удержать семейную систему. Во многом это связано с тем, что ее члены часто стремятся найти такого специалиста, который согласился бы с их взглядом на проблемы данной семьи. Поэтому одной из основных задач психотерапевта является изменение этого взгляда. Если психотерапевт хочет, чтобы семья после первых нескольких сессий продолжила с ним работу, он должен выяснить, с какими специалистами члены семьи в настоящее время контактируют.

В некоторых статьях поднимается вопрос о возможности контроля психотерапевта над контактами членов семьи с другими специалистами.

Начиная свою работу, специалисту по семейной системной психотерапии следует исключить активное влияние других служб и иных специалистов с тем, чтобы помочь семье раскрыть свои собственные ресурсы.

§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ

Многие считают, что процесс семейной психотерапии начинается с первого интервью. В действительности он начинается при первом же контакте психотерапевта с кем-либо из членов семьи. Как водится, кто-нибудь один из них по рекомендации семейного врача, социальной службы, друзей или знакомых звонит семейному психотерапевту. Обращаясь за психотерапевтической помощью, этот член семьи, как правило, уже имеет определенное представление о том, какого род помощь он хотел бы получить. Обычно он является одним из тех, кто берет на себя большую ответственность за решение семейных проблем.

Определение того, кого из членов семьи следует пригласить на первую сессию, имеет большое значение. Семейный психотерапевт определяет это на основе сведений, которые сообщает ему позвонивший член семьи. В ходе первого разговора, скорей всего телефонного, психотерапевт спрашивает позвонившего о составе его семьи и пытается выяснить, кто из членов в наибольшей степени озабочен ее проблемами.

В целом, прежде чем назначать первую встречу и решать, стоит ли вообще начинать психотерапию, специалист должен получить основную исходную информацию. Ниже приводится список тех сведений о семье, которые психотерапевт должен получить в первую очередь: 1. Состав семьи (возраст, пол членов семьи и других лиц, живущих вместе с ними).

2. Проводилась ли раньше с членами семьи какая-либо психотерапевтическая работа, какого рода и когда? 3. Кто из членов семьи наиболее обеспокоен той или иной проблемой, и на ком она больше всего отражается?

    4. Кто еще втянут в эту проблему?
    5. Как долго существует эта проблема?
    6. Кто из членов семьи готов участвовать в психотерапии?

Эти сведения составляют минимум, необходимый психотерапевту для того, чтобы определить, кого приглашать на первую сессию. Иногда семья направляется к психотерапевту какой-либо службой или семейным врачом. От того, кто именно это делает, во многом зависит, какая проблема рассматривается в качестве основной и кому из членов семьи будет рекомендована психотерапия.

Иногда психотерапевт ориентируется на рекомендации, направляющих специалистов или учреждений. Фримен думает, что этого делать не стоит. То, что указывается в направлении, как правило, не отражает сильных сторон и ресурсов семьи. Вполне возможно, что специалист, направляющий семью к психотерапевту, общался лишь с одним членом семьи или принял ту картину ситуации, которая ему была нарисована. Как правило, он не способен оценить семью с системных позиций. Очень важно, чтобы семейный психотерапевт самостоятельно принял решение о том, кого приглашать на первую сессию. С этой целью, когда направляющий специалист или учреждение просят Фримена проконсультировать какую-либо семью, он предлагет им передать членам семьи, чтобы те предварительно ему позвонили. Это позволяет лучше оценить, насколько семья мотивирована к психотерапевтической работе. Затем в ходе телефонного разговора психотерапевт пытается определенным образом повлиять на восприятие членом семьи сложившейся ситуации, а также того, с кем связаны ее основные проблемы и кто должен участвовать в первой сессии.

    (а) Начало работы

Как правило, работа проводится с родителями и детьми, хотя возможны самые различные варианты. В настоящее время растет число смешанных семей, где имеются дети как от прежних браков родителей, так и от нового брака. Довольно распространены также неполные семьи. Менее часто, но все-таки попадаются с каждым годом все чаще гомосексуальные пары с детьми. По увеличению числа разводов и изменению системы норм и ценностей психотерапевту не следует думать, будто он может априорно знать, как организована та или иная семья. Очень важно спросить обратившегося члена семьи о структуре семьи— это позволяет понять, с кого следует начинать психотерапию. В ходе первого разговора психотерапевт должен помочь обратившемуся к нему члену семьи справиться с тревогой. По моим наблюдениям, тревога усиливается, если психотерапевт выражает несогласие с тем, как обратившиеся понимают основную проблему. Лучше всего исходить из их определения проблемы, а затем попытаться несколько расширить границы ее понимания. Проблема обычно связана с дистрессом, переживаемым разными членами семьи. Даже если позвонивший считает, что проблема связана с каким-либо одним членом семьи, он понимает, что от этого в той или иной степени страдают все без исключения.

Особенности поведения обратившихся за помощью членов семьи указывают на то, как они пытаются справиться с психическим напряжением. На начальном этапе психотерапии бывают хорошо заметны семейные альянсы, коалиции, триангуляции и попытки связать все проблемы семьи с кем-то одним из ее членов. Если обратившийся за помощью член семьи считает, что проблему следует решать каким-то определенным образом, психотерапевт должен учитывать, какую роль он играет в семье и каковы его взаимоотношения с другими ее членами. Поведение членов семьи в самом начале психотерапии свидетельствует, насколько они готовы к изменению своих взаимоотношений. Для предварительного телефонного разговора и нескольких первых сессий наиболее характерна попытка членов семьи связывать собственные проблемы с кем-либо одним из них. Это позволяет им сфокусировать все свое внимание на какой-то конкретной проблеме и тем самым“локализовать”тревогу, а также дает возможность поддерживать баланс во взаимоотношениях. Чем сильней члены семьи обеспокоены характером своих взаимоотношений и чем больше не уверены в своих силах, тем труднее им будет разобраться в собственных потребностях и интересах. Психотерапевт должен оценивать семейные проблемы с системных позиций и в то же время демонстрировать членам семьи свою готовность всячески поддержать их стремление к личностному росту и автономности.

Можно говорить о шести основных группах проблем, о которых заявляют психотерапевту обратившиеся к нему члены семьи. Все они свидетельствуют об определенных нарушениях семейной системы и о том, как семье удается поддерживать свой гомеостаз.

Личные проблемы: взрослый член семьи может быть обеспокоен своим состоянием, то есть наличием у него тревоги, депрессии, ощущения собственной неполноценности и т. д.

Проблемы во взаимоотношениях родителя и ребенка: родитель недоволен своими взаимоотношениями с ребенком (или несколькими детьми).

Проблемы, связанные непосредственно с самим ребенком: у него могут быть сложности в общении со сверстниками, плохая успеваемость и т. д. Проблемы во взаимоотношениях сиблингов: сиблинги постоянно конфликтуют, и родители никак не могут на них повлиять.

Проблемы во взаимоотношениях членов расширенной семьи: один из членов расширенной семьи чем-либо болен или создает трудности для нуклеарной семьи. Проблемы во взаимоотношениях мужа и жены.

Характер проблем определяет, кого следует приглашать на первое интервью. Если обратившийся за помощью считает, что основная проблема связана с ним и высказывает пожелание работать индивидуально, психотерапевт может воздержаться от приглашения всей семьи на первые несколько сессий. Тем не менее происходящие в ходе психотерапевтической работы изменения поведения этого члена семьи иногда могут вызывать негативные реакции со стороны его близких. В этом случае возникает необходимость их участия в дальнейшей психотерапевтической работе. Если проблемы связаны с взаимоотношениями ребенка и родителя, необходимо пригласить на первое интервью обоих родителей. В дальнейшем психотерапевту потребуется присутствие ребенка. Если у ребенка возникают проблемы в школе или во взаимоотношениях со сверстниками, присутствие родителей на первых сессиях, а несколько позднее и других членов семьи будет необходимо. Практически всегда эмоциональные и поведенческие нарушения у ребенка так или иначе отражаются на его взаимоотношениях с близкими. Если проблема затрагивает прежде всего взаимоотношения сиблингов, уже на начальном этапе психотерапии требуется обеспечить участие всех членов семьи. Очень часто конфликт между сиблингами определенным образом связан с родительскими взаимоотношениями.

Когда проблема касается кого-либо из членов расширенной семьи, целесообразно пригласить также и ее членов. Как правило, такого рода проблемы, обусловленные, в частности, плохим здоровьем пожилых членов расширенной семьи или их чрезмерным вмешательством в жизнь нуклеарной семьи, так или иначе отражаются на представителях всех трех поколений. Участвуя в психотерапевтическом процессе, представители старшего поколения выступают в качестве важного ресурса нуклеарной семьи и помогают ее членам разделить бремя ответственности.

Если родители стремятся улучшить свои отношения, участие детей в психотерапевтическом процессе может не потребоваться. Достижение ими цели благотворно скажется на других членах семьи, и улучшение семейной атмосферы будет способствовать положительным изменениям в поведении ребенка (тем не менее, Фримен полагает, что на начальном этапе работы психотерапевту следует хотя бы раз встретиться со всей семьей для того, чтобы получить более полное представление о взаимоотношениях ее членов). Такой подход может смутить клиентов, привыкших, что психотерапевт работает со всеми членами семьи. Действительно, в большинстве случаев это очень важно, хотя иногда имеет смысл работать и в ином составе. С точки зрения системного подхода, изменение поведения отдельных членов семьи достигается путем воздействия на всю систему. Родители же составляют наиболее важную подсистему, во многом определяющую результаты изменений в семейной системе и целом. Если они пытаются стабилизировать отношения, делая ребенка“козлом отпущения”, их проблемы будут серьезно отражаться на нем. В случае, когда родители, переживая кризис в собственных взаимоотношениях, втягивают в них ребенка, у того неизбежно появляются серьезные эмоциональные и поведенческие нарушения. Тогда участие детей в психотерапевтическом процессе становится необходимым, причем важной задачей психотерапевта будет являться обучение родителей тому, каким образом можно решать проблемы в своих взаимоотношениях, не втягивая в конфликт ребенка. Если психотерапевт их этому обучит, поведение ребенка приобретет более стабильный характер и его участия в психотерапевтическом процессе не потребуется.

Хотелось бы подчеркнуть, что не существует каких-либо жестких правил, позволяющих определить, каких членов семьи стоит включать в психотерапевтический процесс. Некоторые специалисты считают, что лучше всего работать со всей семьей; другие полагают, что дело не в том, с кем работать, а в том, какие подходы и психотерапевтические стратегии применяются. Один из принципов системного подхода гласит: чтобы добиться изменения всей системы в целом, необходимо воздействовать на ее наиболее важные подсистемы.

    (б) Проведение первого интервью

Страницы: 1, 2, 3, 4