бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Сопоставление индивидуальных и возрастных кризисов у взрослого человека бесплатно рефераты

· неподготовленное включение в различные этнические ритуалы и экстатические практики;

· участие в жизни тоталитарных сект.

Кризисы, связанные с невозможностью реализовать основные тенденции личности, возникают, когда тенденция встречается с трудностями. В этом случае кризисными могут стать следующие факторы:

· быстрое преуспевание личности в материальной сфере, когда в течение короткого срока накапливаются не соотносимые с притязаниями личности экономические богатства;

· раздирающая нищета, в ситуации которой экспансивная функция сведена до минимума и часто средств не хватает даже на физическое существование человека. Особенную опасность представляет для личности в тех случаях, когда не позволяет реализовать значимую социальную функцию (накормить семью, купить медикаменты для близкого при болезни и др.);

· «из грязи в князи», когда вследствие удачного стечения обстоятельств личность попадает в социальную страту, с представителями которой не имеет коммуникативных навыков и, что не менее важно, не готов выполнять властные, управленческие ролевые функции. Фрустрация данного вида, возникающая вследствие быстрой реализации экспансивной функции, может привести к экзистенциальной пустоте;

· «я достоин большего» - большой разрыв между личностными притязаниями на социальный рост и достигнутым статусом вследствие невозможности реализации экспансивной функции социального «Я»;

· слишком быстрое протекание процесса духовного самораскрытия; скорость этого процесса превышает интегративные возможности человека, и он принимает драматические формы. Люди, оказавшиеся в таком кризисе, подвергаются натиску переживаний, которые внезапно бросают вызов всем их прежним убеждениям и самому образу жизни;

· слишком медленное протекание духовного самораскрытия, когда поиск основных смыслов существования превращается в мучительное ожидание и трагическую безысходность. Часто активация психики, характерная для таких кризисов, включает в себя проявление различных старых травматических воспоминаний и впечатлений; в силу этого происходит нарушение повседневного существования человека и обесценивание доминирующих аспектов жизни;

· когнитивная интоксикация - слишком быстрое накопление знаний в определенной науке, виде деятельности или столкновение с большим массивом информации и переживаний в жизни;

· быстрые качественные личностные изменения, к которым не готова как сама личность, так и социальное окружение;

· «тоска стабильности», когда развитость консервативной тенденции приводит к материальной, социальной стабильности такого порядка, что вызывает ощущение пресности и бесцветности жизни. С личностью в такой ситуации «ничего не происходит», и это вызывает экзистенциальную тоску существования;

· «тоска по стабильности» - при невозможности реализации динамических жизненных обстоятельств у человека возникает ощущение зыбкости и ненадежности жизни, которое и является причиной экзистенциальной тоски по порядку и устроенности.

2. Симптомы индивидуального кризиса

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичные рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение (см. Козлов, 2003).

Системообразующая категория концепции кризиса - категория индивидуальной жизни, понимаемой как развертывающееся целое, как жизненный путь личности. Собственно говоря, кризис - это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненный отношения человека, он оказывается бессильным (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация - кризис.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности - метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я. Переживание в предельно абстрактном понимании - это борьба против невозможности жить, это в каком-то смысле борьба против смерти внутри жизни. Но, естественно, не все, что отмирает или подвергается какой-либо угрозе внутри жизни, требует переживания, а только то, что существенно, значимо, принципиально для данной формы жизни, что образует ее внутренние необходимости. Иначе говоря, каждой форме жизни соответствует особый тип переживания.

При всем многообразии эмоционально-чувственных проявлений индивидуального кризиса можно выделить специфические паттерны переживаний, наличие которых свидетельствует о факте кризиса:

· страх. Различные формы страха в целом характерны для всех аспектов функционирования личности как целостной системы отношений с реальностью, однако при кризисах страх может принимать достаточно специфический характер. Это может быть недифференцированный страх, возникающий внезапно и сопровождающийся чувством неминуемо надвигающейся угрозы, катастрофы, часто метафизического, неопредмеченного характера; страх перед новыми, неожиданными внутренними состояниями, быстро сменяющими друг друга, перед неприемлемыми, неожиданно возникающими мыслями и представлениями, а также страх потери контроля над содержаниями сознания; страх утраты контроля, связанный с потерей основных жизненных ориентиров и девальвацией прежних целей, а также переживанием новых состояний, характеризующихся интенсивными эмоциями и телесными ощущениями; страх безумия, возникающий в результате переполнения сознания бессознательными содержаниями; этот страх тесно связан со страхом утраты контроля; страх смерти, связанный с ужасом уничтожения тела (этот вид страха объясняется активацией бессознательных содержаний, в первую очередь процесса смерти-рождения;

· чувство одиночества. Одиночество - еще один компонент духовного кризиса. Оно может проявляться в широком диапазоне - от смутного ощущения своей отдаленности от людей до полного поглощения экзистенциальным отчуждением. Чувство одиночества связано с самой природой тех переживаний, которые составляют содержание индивидуального кризиса. Высокая интрапсихическая активность вызывает потребность все чаще и чаще уходить от повседневности в мир внутренних переживаний. Значимость отношений с другими людьми угасает, и человек чувствует нарушение связи с привычными для него идентификациями. Это сопровождается чувством отдаленности от окружающего мира, так и от самого себя, вызывая своеобразную болезненную «анестезию» привычных чувств и напоминая тяжелую клиническую форму депрессии. Кроме того, люди, находящиеся в кризисе, склонны расценивать происходящее с ними как нечто уникальное, не случавшееся ранее ни с одним человеком. Те, кто сталкивается с подобными переживаниями, чувствуют себя не только изолированными, но и совершенно незначительными. Большинство людей склонны экстраполировать это состояние на окружающий мир, который предстает как абсурдный и бессмысленный, а любая человеческая деятельность кажется им тривиальной;

· чувство отчужденности. В социальном окружении, где приняты вполне определенные нормы и правила поведения, человек, который начинает внутренне меняться, может показаться не совсем здоровым. Рассказы о своих страхах, ощущениях, связанных со смертью и одиночеством, переживаниях трансперсонального характера, могут насторожить друзей и близких и привести к социальной изоляции. У переживающего духовный кризис могут измениться интересы и ценности, он может не захотеть участвовать в привычной деятельности или времяпрепровождении. У человека может пробудиться интерес к духовным проблемам, молитве, медитации, к некоторым эзотерическим системам и практикам, что будет казаться странным его ближайшему окружению и способствовать возникновению ощущения, что он чужой среди людей;

· субъективно переживаемые состояния «безумия». Индивидуальные кризисы редко сопровождаются потерей контроля над внутренними переживаниями и экстремальными формами поведения. В то же время роль логического ума значительно ослабевает, и человек сталкивается с внутренними реалиями, лежащими за пределами обыденной рациональности. Следует отметить резкие перепады настроения и отсутствие самоконтроля. Это общие начальные реакции на интенсивный опыт. Человек может переживать внезапные беспричинные колебания настроения от одних эмоций к совершенно противоположным. Возможен частичный паралич произвольного внимания, человек может почувствовать, что почти совершенно потерял контроль над собой, своими мыслями и чувствами. Эти переживания порой вызывают у человека неоднозначную реакцию: с одной стороны, возникает чувство полной потери рационального контроля над происходящим во внутреннем пространстве, расцениваемое как начало безумия, с другой - расширение сферы осознания и более глубокое понимание себя и окружающего мира;

· переживание символической смерти. Конфронтация с проявлениями смерти - центральная часть процесса трансформации и объединяющий компонент многих кризисов. Когда развитие кризиса подводит человека к максимально полному осознанию его смертности, он чаще всего начинает испытывать колоссальное сопротивление. Осознание своей смертности может истощить человека, не готового столкнуться с подобным аспектом реальности, но оно же может стать освобождающим для тех, кто может принять факт своей смертности. Активация темы смерти в сознании человека всегда говорит о достаточной глубине кризисного процесса и, как следствие,- о высоком трансформационном потенциале этих состояний. Темы смерти могут быть активированы внешними событиями, связанными с разрушением привычного социального статуса, крупным материальным ущербом. В других случаях процесс психологической смерти запускается при столкновении с ситуацией, потенциально опасной для жизни: тяжелой соматической болезнью, травмой, катастрофой, стихийным бедствием и др. Одной из форм переживания символической смерти является характерное для многих кризисных состояний чувство утраты значения всего того, что ранее составляло жизнь человека, разрушения прежних привязанностей и освобождения от прежних ролей. Такие переживания могут сопровождаться глубокой тоской, их спутниками довольно часто являются депрессивные тенденции.

Эти проблемы порождаются пробуждением новых помыслов, стремлений и интересов нравственного, религиозного или духовного свойства.

3. Этапы индивидуального кризиса

Переживание кризиса можно разделить на пять основных этапов, неких форм существования, отличающихся по смыслу и силе переживания:

· обыденная жизнь человека с его привычными заботами и функциями,

· зов,

· смерть-возрождение,

· урок,

· завершение кризиса и возвращение к обычной жизни с новыми качествами.

а) Обыденная жизнь

Первая форма является привычным способом жизни для каждого из нас. Мы существуем в соответствии с условностями общества, без сильных напряжений. Общественные убеждения, мораль и ограничения или принимаются человеком безоговорочно, как вполне есте-ственные, или он нарушаем их настолько, насколько их нарушают все. Каждый человек в России знает, что добропорядочный гражданин не должен нарушать законы и правила (налоговые законы, правила до-рожного движения и др.). Он нарушает их настолько, насколько это нарушение является мерилом здравомыслия, и настолько, насколько это делают все.

В науке данная стадия развития человека называется линейной. На этой стадии он далек от необычных вопросов и глобальных проблем, если, конечно, они не являются привычным способом структурирова-ния пространства и времени. Обыденность, понятность, серость, на-полненная иллюзиями, - вот характеристики этой формы жизни. Перспективы жизни из этой стадии встроены в привычное мировосприятие, понятны, человек обладает предельным знанием о том, что хоро-шо, что плохо, как надо поступать, как не надо, куда надо стремиться, куда не надо. Все знания, умения, навыки, которые приобретаются в обыденной жизни, являются выражением привычных тенден-ций, мотивов, целей, интересов.

Человек не знает ни тревог, ни радости, ни боли. А если они и присут-ствуют, то не имеют шокирующей интенсивности. Все хорошо настолько, насколько это социально допустимо. Все плохо настолько, насколько бывает у всех.

Можно сказать, что на этой стадии ничего не происходит, даже если кто-то умирает или рождается; это случается со всеми и не нарушает ритма жизни.

Для основной массы людей жизнь является нормальной в той сте-пени, насколько она привычна и обыденна. Более того, человек пред-принимает все возможные усилия для того, чтобы сохранить эту «нор-мальность». В некотором смысле он спит и видит сон, который зовет-ся жизнью, и тихо ненавидим тех, кто хочет разбудить нас. На стабиль-ном, линейном отрезке своей жизни люди, как правило, живут в зоне комфорта. В этой зоне ничего не происходит или просто происходит жизнь: время и пространство структурированы в соответствии с мотивационно-потребностной и ценностно-ориентационной системами личности. Смыслодеятельностные структуры самодостаточны и ста-бильны. Здесь наблюдается налаженность социально-психологических коммуникаций. Жизнь в комфортной зоне связана с привычным обра-зом, стилем существования.

Интенсивность жизненных обстоятельств такова, чтобы поддержи-вать некую фоновую активность существования. Нельзя сказать, что в этой зоне нет проблем, напряжений, конфликтов. Они, вне сомнения, существуют, но имеют обыденный характер и являются некими харак-теристиками привычных способов взаимодействия с внутренней и внешней реальностью.

В комфортной зоне нет вызова, ситуаций, фрустрирующих лич-ность. У личности существует запас прочности, запас опыта, система знаний, умений, навыков, чтобы линейно проструктурировать смыслодеятельностное поле и при этом не встречаться с неразрешимыми ситуациями. Многие психологические структуры на уровне восприятия жизни устроены таким образом, чтобы сохранить суще-ствование в комфортной зоне. Любая сложная система может функци-онировать, только имея порог чувствительности. Мы как бы не замеча-ем или не присоединяемся, не хотим вовлечься в эмоциональные со-стояния и ситуации, угрожающие нарушить комфортный гомеостаз. Все защитные механизмы устроены в соответствии с этой логикой. Порог чувствительности часто специально снижается именно нашим стремлением к жизни в зоне комфорта.

Существование в зоне комфорта обеспечивается несколькими пе-ременными:

· бесконфликтностью между основными глобальными структурами (материальной, социальной, духовной). Без всякого на-пряжения и конфликтов внутри этих сфер и между ними существо-вание личности, разумеется, невозможно. Конфликты и противо-речия являются источником функционирования личности. Важ-но, что эти конфликты не обладают травмирующей интенсивнос-тью, не имеют стрессогенного заряда. Существование внутри ком-фортной зоны всегда связано с идеей правильности жизни, с идеей стабильности;

· тотальной отождествленностью, слитностью с самим собой. Применительно к индивидуальным кризисам решающее зна-чение имеет задача «развить» себя, освободиться от всего, что чело-веку фактически больше не соответствует, чтобы подлинность, ис-тина и действительность, истинное «Я» становились все более оче-видными и действенными;

· увеличение внутренней жесткости и ригидности.

Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понима-ние своей ограниченности и выхода за свои пределы. Это не война всех против всех или бунт, предполагающий конфронтацию с социальны-ми законами сосуществования и этическими нормами. Это изменение места восприятия себя в жизни, взгляд на себя из-за пределов себя и честное признание своей ограниченности, иллюзий.

В конце концов, законом развития является то, что возникают та-кие предвестники изменений. Сначала незаметно, но затем все интен-сивнее жизнь начинает указывать, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело, или тесно, или пахнет затхлостью. Зов к изменениям начинает заполнять пространство жизни. Этот зов называется кризисом.

б) Зов

Зов кризиса многолик. Это может быть ломка устоявшихся пред-ставлений о своем теле и других частей материального Я: болезнь, угроза смерти, потеря дома или денег. Это может быть шокирующее столкновение с болезнью, старостью или смертью, как было с Буддой. Иногда не само лишение значимой части своего материального суще-ствования, а просто угроза такого лишения становится причиной кри-зиса, его зовом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5