бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Системный кризис в психологии бесплатно рефераты

Индивидуальность определяется как совокупность черт отличающих данного человека от других людей Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мящерякова - М., 2001.. Индивидуальность это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие пси-хики и личности индивида, ее не-повторимость. Индивидуальность проявляется в чер-тах темперамента, характера, в спе-цифике интересов, качеств перцеп-тивных процессов и интеллекта, потребностей и спо-собностей индивида.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности слу-жат анатомо-физиологические за-датки, которые преобразуются в про-цессе воспитания, имеющего обще-ственно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности Общая психология: Курс лекций /Сост. Е. И. Рогов/. - М., 2001.

.

Признаками индивидуальности являются: единичность, неповторимость, наличие внутреннего я, целостность, творчество, самобытность, наличие своего мировоззрения, наличие своего стиля жизни.

Тот факт, что понятия «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь как некоторую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека.

Действительно, если принять во внимание, что личность всег-да выступает как субъект своих действительных отношений с конкретным социальным окружением, ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении. Структура личности человека шире его индивидуальности.

Человек как индивидуальность формируется гораздо позже, чем личность и индивид. Критерием сформированности индивидуальности является материальный, духовный, культурный вклад в жизнь общества.

2.3 Смысл человеческого бытия

Человек, желающий сознательно относиться к себе и к окружающему миру, всегда задавался вопросами: откуда этот мир? кто им управляет? что такое человек? зачем он живет и в чем смысл его жизни?.. Философия: Курс лекций/ Под общей редакцией В.Л. Колашникова М.:1999 - С.20

Многие философы отрицают существование смысла жиз-ни. Один из аргументов -- утверждение, что человек -- лишь разновидность материальных объектов, а его жизнь -- обыч-ный для всякой органической материи процесс рождения, увядания и гибели в общем, потоке вечного хаотического движе-ния. Для объективистов говорить о смысле жизни человека так же бессмысленно, как и о смысле жизни животного или камня. «Материя движется, а движение всегда направлено. Это снимает вопросы о первоисточнике, причине активности как моменте направленности, причинах существования инди-вида в его целостности, а тем самым о смысле жизни, пред-назначении человека» Акименко А.Д.Об элементах целостного понимания человека \\Философские науки М.

Другой распространенный аргумент опирается на убежде-ние, что жизнь человека есть зло и страдание. Зло не может быть смыслом человеческого бытия.

Что же такое смысл жизни?

В отличие от других живых существ человек осознает соб-ственную жизнь. Отношение человека как сознательного су-щества к своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни.

Смысл жизни -- это осознаваемая цен-ность (ценности), которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Смысл -- элемент ценностно-мотивационной сферы духовной жизни человека.

В чем состоит смысл жизни?

К пониманию этого вопроса и, соответственно, его реше-нию философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельно взятого человека и человека как родового сущест-ва, человечества.

В первом понимании смысл жизни -- элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общест-венных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в соб-ственных размышлениях и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей.

Осознание индивидом цели и смысла жизни -- сложный и длительный процесс. Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их, не все живут осмысленной жизнью, «как не может младенец обратить умственный взор на самого себя и, плача и радуясь знать, что с ним проис-ходит...» Франк С.Л. Смысл жизни \\ Вопросы философии 1990 № 6 с.79. Мера осознанности -- один из показателей развития духовного мира личности. Осознание смысла -- это непрерыв-ная работа по осмыслению и переосмыслению тех ценностей, ради которых живет человек.

Нетрудно заметить, что два рассмотренных аспекта реше-ния вопроса о смысле жизни -- не антагонистичны. Они вза-имно дополняют друг друга, раскрывая разные грани этого во-проса.

Совокупность многочисленных вариантов ответа на него можно условно разделить на четыре группы по ориентации на ценности: гедонизм, аскетизм, созерцание и деяние. Приме-ром нацеленности на гедонизм могут служить размышления, характерные для эпохи Возрождения: «Жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно»; или фрейдовское: «люди стремятся к счастью... Это стремление имеет две сторо-ны: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, пере-живание сильных чувств -- с другой». Ориентация на аске-тизм, и созерцание характерна для религиозной философии. Яркий пример -- проповедь «духовного самоубийства» отказа от желаний и страстей в рафинированном буддизме. Приме-ром направленности на деяние может служить марксистская философия человека.

Вопрос о смысле жизни -- это и вопрос о смысле смерти человека, о его бессмертии. Смысл жизни определяется не только в отношении к актуальности, но и в отношении к веч-ному времени, в котором уже нет физически живого индиви-да. Понять смысл жизни -- это и определить свое место в веч-ном потоке изменений. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной.

Проблема смысла жизни и смерти человека никогда не ут-ратит актуальности. Для человечества, ускоряющего свое движение к технико-информационным высотам, она особенно насущна.

3. Понимание человека в педагогике

Развитие педагогической теории предполагает интеграцию научных знаний о мире и человеке. Такая интеграция особенно необходима в наше время, когда речь идет о создании "Новой педагогики" . Шубинский В.С. Проблемы междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели. Исследования в педагогических науках // Педагогика. 1990. С.1.. Без ответов на вопросы о месте, сущности и назначении человека в мире, его возможностях, механизмах внутренней и внешней деятельности - развитие человека и человечества становится все более проблематично.

Важнейшими средствами совершенствования человека являются воспитание и обучение, направленные, в конечном счете, на его развитие.

Хотя человек не является непосредственным объектом педагогики, но все ее теоретические прикладные разработки направлены на исследование факторов развития личности, механизмов ее совершенствования. И поэтому объектом педагогике выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. А для практического решения этой задачи в педагогике, в первую очередь, необходимо иметь целостное представление о человеке, о целях, путях и механизмах его развития. Сегодня, как никогда, возникает объективная необходимость разработки целостной модели, включающей сущностный и системный компоненты, с помощью которых можно было бы моделировать педагогические воздействия, обеспечивающие более эффективное решение задач воспитания и обучения Педагогика\ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, и др.- М.: 2000 с. 75.

Целостная педагогическая модель требует учета и нахождения единой основы для определения сущности человека, не только как биосоциальной, но и идеальной, полюсно-полевой, геоцентрической, антропологической, разрабатываемой на стыке различных наук. Системный подход к моделированию человека чрезвычайно сложен и многопланов, но сегодня он необходим как для теории, так и для практики педагогической деятельности. Целостная модель позволит более четко определить представление об объекте педагогической науки, конкретизировать цели, задачи и направления развития человека в окружающем мире, его возможности, позволит выявить условия и механизмы педагогического воздействия, а также ставить и решать конкретные педагогические проблемы.

Целостная модель человека в педагогике не имеет однозначного толкования, поэтому мы приведём теоретико-методологические основы для ее построения и вариант такой модели.

В педагогике человек рассматривается как органическая, открытая, динамическая, самоорганизующаяся система, обладающая относительной самостоятельностью и являющаяся подсистемой общества и природы, способная в определенных условиях к саморазвитию.

Исследуя человека как органическую систему, выделим органическую основу, системные свойства, определяющие факторы, функции, уровни регулирования, программы реализации потребностей, сферы проявления деятельности и с учетом этих положений определим его сущность. Основу органической системы составляют: вещество, энергия и информация 3. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991, через них обеспечиваются системные свойства, соответственно: целостности, адаптации и развития 4. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. Посредством факторов наследственности, среды и воспитания реализуются функции: сохранения, приспособления и развития человека как системы. Процесс реализации функций происходит через соответствующие программы на различных уровнях: бессознательном, подсознательном и сверхсознательном. Сознание может охватывать часть из вышеуказанных уровней, но практически его возможности не ограничены и по мере изучения человеком самого себя оно может стать определяющим фактором для его саморазвития.

Программы управления реализуются, удовлетворяя потребности: витальные, общественные, духовные (познания, созидания, творчества и единения) Симонов В.П., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1984. . Эти потребности проявляются в биологической, социальной и идеальной сферах. Анализ представленных элементов позволяет выделить сущность человека как биосоциально-идеальную систему.

Модель человека как самоорганизующейся системы включает следующие элементы: восприятия и переработки информации (рецепторы, сознание); регулирования поведения (программы реализации функций через потребности); управления (субъект "концепция Я"); сохранения и накопления информации (память); каналы приема и передачи информации (интуитивный, логический, этический, эмоциональный, сенсорный, жизненного тонуса, физический); переработки и выработки психической энергии (аффектную структуру, определяющую мотивацию и волю).

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Динамические процессы самоорганизованных, открытых систем обеспечивают существование данных систем до определенных границ внешних условий Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1992. Оказавшись в критических условиях, система способна продолжить свое существование только за счет развития, качественной перестройки своей организации, которая возможна при условии целенаправленного использования информации о своем будущем состоянии, адекватно прогнозируемым изменениям.

Человек становится саморазвивающейся системой, когда он не только формируется в субъекта, принимающего решения в зависимости от внешних условий, но и когда он становится субъектом и для внешних условий, через которые преобразует и свои внутренние программы управления.

Объединяя в единую схему рассмотренные системы (органическую, самоорганизующуюся, субъект-объектную), а, также учитывая все внутренние и внешние связи, получим целостную модель человека, которая предназначена для более эффективного изучения механизмов и факторов ее развития в педагогике. А так же представленная модель конкретизирует цели и задачи воспитания обозначает более активную позицию человека как биосоциального феномена.

Кроме того, в представленной педагогической модели элементы выделены не по строению или психофизиологическому единству, а по системным свойствам, позволяющим определить механизмы внутренней и внешней деятельности. Именно учет этих механизмов для педагогической деятельности имеет наиболее существенное значение в решении задач повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Так данный подход позволяет конкретизировать цель педагогической деятельности, как развитие человека из самоорганизованной системы в саморазвивающуюся - личности, которая одновременно становится субъектом, осуществляющим целеполагание, и индивидуальностью, способной принимать решения и реализовывать поставленные цели. При этом задачи воспитания определяются, как: развитие ценностных ориентаций и формирование иерархии потребностей; задачи обучения, как: развитие когнитивных образований и формирование структуры мышления. Целостная модель позволяет оценивать эффективность решения выделенных задач по критериям эффективности функционирования механизмов внутренней деятельности.

4. Понимание человека в естествознании

Совокупность естественных наук, как наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе) представляет собой естествознание. Человек в рамках естествознания занимал не всегда однозначное положение.

На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на роль биологического и культурного в природе человека резко расходились между собой, поэтому исследование природы человека в рамках естественных наук то поощрялось, то подвергалось критике

Так, в 1900 году и ученые, и широкая публика были убеждены в том, что сердцевина человеческой природы задана от рождения -- в особенности, в той ее части, которая определяет индивидуальные и групповые различия. Приоритет изучения человека склонился к анотомии, нейрофизиологии и т.д. Но уже к 1930-40-м годам все большее число ученых разделяли мнение о подавляющем значение среды и верили в то, что разгадку человеческой природы даст исследование его как социального феномена и приоритет работ переносился на социологию, педагогику и т.д. Малышева К.С. Человек между биологией и культурой \\ Естествознание 1989 № 4 С.5.

Думается, спор между биологией (или наследственностью) и культурой (или средой) в своей основе ложен. Наша конкретная “природа” формируется в результате развития человека в специфической исторической “культуре”. Тем не менее, спор продолжается, и различия во взглядах на значение каждого измерения остаются весьма реальными.

Людям на рубеже XIX и ХХ веков казалось, что теория эволюции установила, наконец, преемственность между природой и человеком, между естественными науками и науками о человеке. Принцип преемственности сторонники теории эволюции всегда считали наиважнейшим, хотя ясности в том, как его применять, у них не было. К тому же, многие -- в том числе из тех, кто разделял теорию эволюции -- не думали, что преемственность между человеком и животными означает, что человека следует изучать наравне с другими частями природы, а науки о человеке -- считать отраслью естественных наук Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мящерякова - М.: 2001, С. 40.

Характерные для XIX века спекулятивные реконструкции анатомической, психологической и социальной эволюции человечества привели к тому, что в начале следующего столетия эволюционные идеи оказались, скомпрометированы в глазах многих гуманитариев. Работы Дюркгейма в социологии, Малиновского в социальной антропологии и Соссюра в лингвистике касались современных структур и процессов и исключали эволюционное измерение. Однако на науки о человеке продолжали оказывать влияние, по меньшей мере, две магистральные идеи XIX столетия. Во-первых, удерживала свои позиции вера в значение эмпирических методов; Малиновский, к примеру, защищая идею основанной на полевых исследованиях антропологии, опирался на взгляды философа науки и позитивиста Эрнста Маха. Во-вторых, биологию и науки о человеке продолжала связывать функционалистская установка -- т. е. объяснение через отношение частей к целому: например, интерпретация отдельных действий людей через их образ жизни в целом или их положение в обществе. Такая объяснительная схема примиряла широкие философские представления о целостности с конкретными эмпирическими исследованиями и поиском объективных методов Малышева К.С. Человек между биологией и культурой \\ Естествознание 1989 № 4 С.5

Со временем наука, в целом рассматривая человека как наиважнейший феномен исследования условно поделила полномочии между естественными наук и науками о человеке. Первые занимались природой человека ее биологической сущности, механизмам функционирования, вторые -- культурой, духом, социальной сущностью т. д.

Хотя спор не прекращался, исследования человека в естественных науках велись в различных плоскостях, противоречие обнаруживалось лишь в определении главенствующей роли наследственности или среды в природе человека. В одно и то же время появлялись работы, провозглашающие биологическую сущность глобальной и всеобъемлющей.

Так в работе «Агрессия» Лоренц сравнивал одомашнивание животных с вредным влиянием жизни в городах, а в 1963 году -- интерпретировал политическую активность в терминах нарушений агрессивных инстинктов. “Агрессия, -- писал он, -- это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям… Этология знает теперь так много о естественной истории агрессивности, что уже позволительно говорить о причинах некоторых нарушений этого инстинкта у человека” Лоренц К. Агрессия - М.: 1994 С.6.

За книгой Лоренца об агрессии последовала серия исследований таких авторов, как Роберт Ардри, Десмонд Моррис. Все они находили у животных человеческие черты, такие как агрессивность, территориальные притязания, способность к выражению эмоций. Эти работы собрали свою аудиторию, -- невзирая на критику, а может быть, как раз из-за нее: со стороны гуманитариев, которые подчеркивали значение социальных и политических детерминант человеческих действий и опыта.

Именно на этом фоне появилась книга Эдварда О. Уильсона “Социобиология: новый синтез”, за которой последовала полемическая, предназначенная для широкой аудитории работа “О человеческой природе”. Уильсон -- биолог из Гарвардского университета, специалист по социальной жизни муравьев -- задался целью создать новую науку -- социобиологию, которую он определил как “систематическое исследование биологической основы всех форм социального поведения, у всех организмов, включая человека” Малышева К.С. Человек между биологией и культурой \\ Естествознание 1989 № 4 С.5

.

Полемика существует и сейчас, но в настоящее время мы можем точно определить, что же о человеке лежит в сфере естественных наук, а что изучается обществоведческими.

Человек в естественных науках рассматривается как индивид, биологическое существо со свойственным ему сходством с животными. Интерес для естественных наук представляет физиологические механизмы психики, организация центральной нервной системы, законы функционирования различных органов, взаимосвязи природы и человека, их взаимное влияние и факторы становления человека как физиологической системы.

На разработанные в естествознании законы и принципы ложатся разработки обществоведческих наук или противостоя им или их подтверждая.

Заключение

Отсутствие в науке и практике опоры на критериально-оценочные знания привело к системному кризису человечества, который, прежде всего, выразился в абсурдной поддержке наукой различных вненаучных и псевдонаучных фактов.

Системный кризис поразил большое количество наук: философию; психологию, физику, медицину, социологию, практику жизни. И хотя в психологии общий системный кризис науки проявляется не так остро, как в естествознании, поскольку она слабее связана с оборонными целями и на нее трудно возложить ответственность, например, за ухудшение экологии, но все же она не могла остаться от него в стороне, что дает о себе знать в основном в снижении востребованности исследовательской психологии, призванной добывать фундаментальное психологическое знание, в "перекачке" из нее людей и ресурсов в практическую психологию Результатом системного кризиса стало формулирование новых, прогрессивных принципов науки, изменение традиционной парадигмы исследования человека.

Следует отметить, что важным моментом исследования системного кризиса в психологии является анализ понимания человека в других науках. Так, по-своему, воспринимается человек в философии, не завися от различных направлений и школ, каждая из которых по-разному определяет сущность и природу человека, философы видят в человеке духовное, идеалистическое начало и важным считают определение смысла бытия человека.

Разработанная в последнее время целостная системная модель человека в педагогике определят новые пути решения основных целей и задач педагогической деятельности. В частности, разрешение противоречий между интересами личности, общества и природы осуществляется через развитие системы потребностей и ценностных ориентаций личности. Разрешение противоречия между потребностью общества в высококвалифицированных творческих специалистах и возможностями системы образования - в развитии в процессе обучения индивидуальной структуры мышления и когнитивных новообразований. Комплексное решение рассмотренных задач решает проблему целостной, гармонично и всесторонне развитой личности. Реализация элементов, связей в предлагаемой модели и критериев эффективности ее работы в процессе внутренней и внешней деятельности человека позволит находить новые более эффективные методы, способы, приемы воспитания и обучения в конкретных условиях. Все это достигается с помощью системного анализа человека.

Естественные науки дает физиологически и функциональную основу существования человека. И не смотря на существующие противоречия между естественными и обществоведческими науками по вопросу сущности и природы человека только обобщенный системный подход к изучению этого многообразного феномена (человека) их взаимопомощь и взаимодополняемость позволит преодолеть системный кризис в науки и в частности в психологии.

Список используемой литературы

1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1992

2. Акименко А.Д.Об элементах целостного понимания человека \\Философские науки М 1991 №7

3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980

4. Бердяев Н.А. О назначении человека -М.: 1991

5. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопр. психол. 1996. № 6.

6. Зинченко В.П. Трубка Мамардашвили и посох Мандельштама. М.: Новая школа, 1998.

7. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991

8. Кефели И.Ф. Наука до и после НТР // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов / Под ред. С.А. Кугеля. СПб.: Политехника, 1997.

9. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975

10. Лоренц К Агрессия - М.: 1994

11. Мамордашвилли М.А. Проблема человека в философии - М.: 1990 С.2

12. Малышева К.С. Человек между биологией и культурой \\ Естествознание 1989 № 4

13. Петровский А.В. Введение в психологию - М.: 1996

14. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мящерякова - М., 2001.

15. Педагогика\ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, и др.- М.: 2000 с. 75.

16. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина - СПб.: Питер, 2002.

17. Российское сознание: психология, феноменология, культура / Под ред. В.А. Шкуратова, Г.В. Акопова, О.М. Буранюк. Самара: Изд-во Самарского ГПИ, 1994.

18. Сартр Ж. Сумерки богов - М.: 1989

19. Симонов В.П., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1984.

20. Степин В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки / Под ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1990. С. 152-166.

21. Философия: Курс лекций/ Под общей редакцией В.Л. Колашникова М.:1999

22. Франк С.Л. Смысл жизни \\ Вопросы философии 1990 № 6

23. Шубинский В.С. Проблемы междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели. Исследования в педагогических науках // Педагогика. 1990.

24. Эрих Фромм. Человек для себя Пер. с англ. Л. А.Чернышевой. Мн.: 1992.

25. Юревич А.В. Системный кризис в психологии// Вопросы психологии 1999 №2

26. 12. Юревич А.В. "Онтологический круг" и структура психологического знания // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1.

27. Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопр. филос. 1998. № 1.

Array

Страницы: 1, 2, 3