бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Системный кризис в психологии бесплатно рефераты

Антирационалистические тенденции легли в российской гуманитарной науке на благодатную почву. Ей всегда были свойственны, во-первых, стремление к самобытности, непохожести на западную науку, иногда выглядевшие как "невроз своеобразия" Российское сознание: психология, феноменология, культура / Под ред. В.А. Шкуратова, Г.В. Акопова, О.М. Буранюк. Самара: Изд-во Самарского ГПИ, 1994.
, во-вторых, неприятие рационализма западной науки и характерного для нее формально-логического мышления.

Неприятие рационализма имело в российской интеллектуальной традиции прочные морально-этические корни, вырастающие из православия. В частности, для православия "рационализм был ассоциирован с эгоизмом, с безразличием к общественной жизни и невключенностью в нее". И поэтому закономерно, что первый "бунт против западного типа мышления основой и силой которого является “картезианства” состоялся именно в России, породив противопоставленный картезианству "мистический прагматизм" И неудивительно, что, как только "сверху" перестали определять, какой тип науки должны развивать отечественные ученые, они тут же начали реализовывать подобный "взгляд на вещи", в результате чего общий кризис рационализма с особой рельефностью проявился именно в российской гуманитарной науке, затронув, естественно, и отечественную психологию.

И все же размывание границ между наукой западного типа и другими системами отношения к миру, такими, как традиционная восточная наука, паранаука и религия, является интернациональным явлением и наблюдается не только в нашей стране. Главный водораздел между различными метадигмами состоит в том, что они опираются на разные типы рациональности. А главное отличие традиционной западной науки от других метадигм заключается в том, что она основана на рационализме с такими его ключевыми признаками, как каузальный детерминизм, возможность произведения материальных эффектов только материальными причинами и т.д. Поэтому кризис рационализма, переживаемый современной цивилизацией, неизбежно оборачивается разрушением главного барьера между наукой и другими метадигмами. Степин В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки / Под ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1990. С. 152-166

Сближению различных метадигм способствует и то, что любая из них в качестве системы объяснения мира неполна, не способна объяснить все переживаемые человеком события, и поэтому они регулярно заимствуют объяснительные схемы друг у друга.

Психология, таким образом, оказавшись в наиболее "горячей точке" взаимодействия различных метадигм, испытывает на себе их противоречивое влияние, которое отображается в ее внутренних противоречиях, воспринимаемых как кризис психологического знания и традиционных способов его получения.

Ее кризис носит системный характер, имея в своей основе три ключевых фактора:

1) общий кризис рационализма,

2) функциональный кризис науки,

3) кризис естественнонаучности и традиционной - позитивистской - модели получения знания.

Все три составляющие этого кризиса имеют социальные корни, и поэтому кризис психологии, проявляющийся в основном в когнитивной плоскости - как кризис психологического знания и способов его получения, обусловлен преимущественно социальными причинами, являясь кризисом не столько самой психологической науки, сколько системы ее взаимоотношений с обществом, и поэтому может разрешиться только социальным путем. Наивно полагать, что изобретение новых систем психологического знания, развитие уже существующих или отработка новых способов аргументации помогут рационалистической метадигме одолеть ее конкурентов. Рационалистическую науку можно метафорически охарактеризовать как "сознание" общества, а такие явления, как паранаука, отнести к проявлениям его "бессознательного". Современное общество явно предпочитает пребывать в бессознательном состоянии, а также имеет склонность к измененным состояниям сознания. Пока это так, у рациональной науки и, соответственно, у рационалистической психологии мало шансов на восстановление прежнего влияния на массовое сознание, которое все больше походит на массовое бессознательное Юревич А.В. "Онтологический круг" и структура психологического знания // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1. С. 6-14.



2. Понимание человека в философии

С точки зрения М.К. Мамардашвили, проблемы человека как предмета философских исследований не существует. Не существует в том смысле слова, что философия с самого начала была вынуждена ввести в понимание мира такие абстракции, которые в максимальной мере могли бы устранить все те особенности мировосприятия, которые проистекают из земной, конечной, специальной или частной природы человека. Так, философские утверждения, в особенности когда они относятся к человеку, имеют всегда некоторый отвлеченный, спекулятивный, умозрительный смысл Мамордашвилли М.А. Проблема человека в философии - М.: 1990 С.2. В этом может так же заключатся кризисные тенденции но уже философии.

Однако, рассматривая все же человека как предмет исследования, можно отметить, что эта проблема в философии является одной из самых важных для, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Так, что бы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с истори-ческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.

2.1 Природа и сущность человека

Проблема человека есть важная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя Бердяев Н.А. О назначении человека -М.: 1991 с. 56. Однако тезис Сократа «Познай самого себя» по-прежнему не реализован. Прошли тысячелетия, а человек остался для себя загадкой: "Что есть человек?" Существо, наделенное сознанием? Но вопрос о надчеловеческой природе сознания не только не снят, но лишь на новом уровне поднят естествоиспытателями XX в. Сущест-во социальное? Но социобиологи утверждают, бегемот якобы так же социален, как и человек. А может быть у человека в обще нет природы, и каждый индивид есть невыразимая уни-кальность -- то «что сам из себя делает»? Попытаемся разо-браться в этих вопросах.

Философское учение о человеке, представленное множест-вом идей и концепций, называется философской антрополо-гией. Оно зародилось в древности, но не всегда и далеко не во всех философских течениях занимало центральное место. Современная философия антропоцентрична. Антропологичес-кий поворот характерен для западноевропейской философии XIX--XX вв.

Представленные в мировой философии определения при-роды и сущности человека можно систематизировать по-раз-ному. Остановимся на варианте, разграничивающем три под-хода:

субъективистский (человек -- это, прежде всего его внут-ренний, субъективный мир);

объективистский (человек -- продукт и носитель внешних, объективных условий его существования);

синтезирующий (человек -- единство внутренней субъек-тивности и внешней объективности) Философия: Курс лекций/ Под общей редакцией В.Л. Колашникова М.:1999 - С.20.

Последователи этих подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность» человека, либо -- нет. В первом слу-чае под природой человека понимается своеобразие, специфи-ка человека как живого существа, а под сущностью -- его оп-ределяющее, ведущее, интегрирующее основание.

На главную роль в философском человековедении претен-дует экзистенциализм -- течение субъективистского типа. Последователи ее считают, что она -- единственная теория, придающая человеку достоинство, не делающая из него объек-та. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей как предметов, т. е. как совокупности определенных реакций, ни-чем не отличающихся от совокупности тех качеств, которые образуют стол, стул или камень. Субъективисты хотят создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства. Экзистенциализм сосредоточил внима-ние на духовном мире человека -- его чувствах и настроени-ях, эмоциях и переживаниях, на уникальности и невыразимос-ти внутреннего человеческого бытия -- экзистенции.

Представитель атеистического экзистенциализма Ж. П. Сартр (1905--1980) отрицал возможность определения природы и сущности человека. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что изначально ничего собой не пред-ставляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал

Он определяет человека как существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек -- это прежде всего проект, который переживается субъективно... Сартр Ж. Сумерки богов - М.: 1989 с 56.

Таким образом, Ж. П. Сартр, вопреки своим утверждениям, не отрицает природу человека, а своеобразно формулирует ее как свободное, уникальное для каждого индивида самосозида-ние.

Примером религиозно-экзистенциальных взглядов на при-роду и сущность человека является подход немецкого филосо-фа К. Ясперса. Он определяет человека как существо, занима-ющее промежуточное положение между суетным внешним миром и царством абсолютного, вечного, божественного -- трансценденцией. Соприкосновение с последней происходит через веру.

Экзистенциализм привлек внимание к проблемам свободы, творчества, активности человека, богатству его внутреннего мира, но справедливо отмечено, что прожить на предлагаемом экзистенциалистами напряжении сил «долго и массово» нельзя.

В противоположном -- объективистском -- понимании природы и сущности человека последний предстает как одно из множества материальных образований. Ортодоксальные объек-тивистские взгляды на природу и сущность человека характер-ны для материализма и некоторых представителей социобиологии человека. Для материализма человек -- лишь физическое тело, а его духовный мир -- совокупность материальных про-цессов, которые можно описать в терминах физики. Социобиология сводит природу человека к особенностям биологии, а именно -- к предрасположенности человека как живого сущест-ва к изменениям и поведенческой пластичности. Осмысливая «ритуалы», «этику», «эстетические чувства», передачу опыта из поколения в поколение у животных и человека, социобиологи не находят между ними принципиальных различий.

И хотя ряд тезисов материализма и социобиологии остает-ся недоказанным, эти направления побуждают философию че-ловека более тесно сотрудничать с естествоиспытателями в ос-мыслении биологических оснований природы человека, кото-рые далеко не раскрыты.

Среди более «мягких» философских течений объективист-ского типа -- марксистская философия человека. В марксизме природа человека рассматривается как единство биологичес-кого и социального. Человек -- и природное, телесное, и об-щественное существо. Биологическая природа человека -- это его естественная предпосылка, условие осуществления, а социальность -- сущность человека. Социальная жизнь -- это деятельность людей, возникающая только в процессе их взаи-модействия, в соединении способностей и взаимном обмене. Индивид, с рождения оторванный от общества, остается жи-вотным. Поскольку человеческая деятельность может сущест-вовать только как общественная, поскольку человек становит-ся человеком лишь вступая в общественные отношения, скла-дывающиеся в процессе общественного производства, то сущ-ность человека предстает как совокупность всех обществен-ных отношений. «Индивид есть общественное существо». Че-ловеческое и общественное предстают синонимами. Вне во-площения своих сил в общественных отношениях человек не проявляется, не развивается и не существует как человек. Процесс общественной жизни не сводится ни к природным, ни к духовным процессам, он предстает специфическим об-щественным бытием.

Деятельность в марксизме изучается как материальный процесс, опосредуемый сознанием, как взаимодействие живо-го телесного человека с материальными предметами внешнего мира. Духовная составляющая деятельности не стала предме-том специального анализа в противоположность предметно-вещной структуре деятельности (главным образом, средств производства материальных благ) и общественных отношений, в рамках которых она возникает (главным образом, экономи-ческих). Поэтому духовность человека выпала из непосред-ственных характеристик его природы и сущности.

Марксистский подход к природе и сущности человека по-стоянно развивается. Современные философы-марксисты при-знают, что деятельность человека не исчерпывает всего богат-ства его связей с миром, а взаимодействие человека и приро-ды не сводится к активному преобразованию последней. Боль-шее внимание стало уделяться и духовной составляющей дея-тельности. Идет активный диалог с теми направлениями, кото-рые традиционно концентрируют внимание на духовном мире человека, в частности, с экзистенциализмом.

Таким образом, мы познакомились с образцами субъекти-вистского и объективистского типа философских учений о че-ловеке.

В качестве примера синтезирующего подхода рассмотрим позицию философа-психоаналитика Э. Фромма (1900--1980). Он определяет человека следующим образом:

-- он впервые является жизнью, которая осознает сама себя;

-- он пленник природы, но несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы, и все же, так сказать, ее причу-да, он не находится ни здесь, ни там;

-- человек -- это животное, которое по сравнению с другими животными недостаточно оснащено инстинктами, поэтому его выживание гарантировано лишь в случае, если он производит средства, удовлетворяющие его материальные потребности, и если он разовьет свой язык и инструменты.

Сущность человека, по Э. Фромму, -- в противоречии меж-ду двумя конфликтующими в нем самом мирами - животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем.

Человек разрешает этот конфликт или возвращаясь в сво-ем поведении к животной жизни, или развивая в себе челове-ческие силы, главным образом, разум Эрих Фромм. Человек для себя Пер. с англ. и послесл. Л. А.Чернышевой. Мн.: 1992. С.25

Разнообразие и взаимодополнительность, различных тече-ний философской антропологии XX века убеждают, проблема природы и сущности находят все новые решения, интерес к ней не иссякает. Ее дальнейшее осмысление предполагает диа-лог и взаимообогащение различных течений философской мысли.

Завершая разговор о природе и сущности человека, необходимо ука-жем на различия понятий «человек», «личность», «индивиду-альность».

2.2 Соотношение понятий «личность», «человек», «индивидуальность»

Независимо от того, какой школы или направления придерживается философ, необходимо что бы он различал три уровня понятия «человек», «личность», «индивидуальность»:

1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример -- фраза «человек -- царь природы»);

2) человек конкретно-исторический (первобытный человек и т. д.);

3) человек отдельно взятый как индивид.

Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга -- потенциальный развитый интеллект, строе-ние руки -- перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности ма-лыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «ин-дивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность чело-века, т.е. любой человек -- это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Фундаментальное философское ма-териалистическое определение личности было дано К.Марксом. Он определял сущность человека как совокупность обществен-ных отношений. Некоторые авторы видят в этих словах прямое опре-деление личности. Другие не соглашаются с ними, заме-чая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), ибо ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений Петровский А.В. Введение в психологию - М.: 1996 С. 123.

Вообще понятие личность определяется в зависимости от подхода к природе и сущности человека. В современной отечественной философии, доминирующей является традиции марксизма, личность -- это человек как социальное существо, поскольку его сущность сво-дится к социальности. В течениях, связывающих сущность с ду-ховностью, личность -- это человек как существо духовное, ра-зумное и т. д. Иначе говоря, под личностью понимается не «вы-дающийся человек», а сущностная характеристика человека. Личность так же может быть рассмотрена как личность вооб-ще, личность конкретно-историческая и личность отдельно взя-того человека.

Индивидуальность -- это целостная неповторимость, са-мобытность индивида в отличие от типичности, общности.

Страницы: 1, 2, 3