бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие образной памяти у детей младшего школьного возраста на внекласных занятиях бесплатно рефераты

Результаты среза №2 у контрольной группы.

И.Ф.

Методика №1

«запомни рисунки»

Методика №2

«Запомни предложе-ния»

Методика №3

«Запом-ни цифры»

Методика №4

«Матри-цы Равена»

Методика №5

«Рисунок»

Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы

1. Денис К.

3

33%

3

33%

4

44%

3

33%

3

33%

3,2

2. Елена Л.

3

33%

2

22%

2

22%

3

33%

6

66%

3,2

3. Миша И.

3

33%

4

44%

3

33%

3

33%

3

33%

3,2

4. Саша Ш.

3

33%

2

22%

3

33%

3

33%

3

33%

2,8

5. Алена М.

3

33%

2

22%

3

33%

3

33%

4

44%

3

Вывод:

Показатели среза №1 и среза №2 у контрольной группы практически остались одинаковыми, без изменений.

После проведения ряда занятий спустя 2 недели был проведен контрольный срез на выявление эффективности воздействия коррекционной программы на уровень развития образной памяти у испытуемых экспериментальной группы. Для этого использовались те же самые тесты, которые диагностировали уровень развития образной памяти на первом срезе (Приложение №1).

Тестирование контрольной группы проводилось по той же схеме.

Результаты контрольного занятия группы А (класс 2а шк. №24).

Срез №3.

И.Ф.

Методика №1

«запомни рисунки»

Методика №2

«Запомни предложе-ния»

Методика №3

«Запом-ни цифры»

Методика №4

«Матри-цы Равена»

Методика №5

«Рисунок»

Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы

1. Аня В.

6

66%

6

66%

6

66%

5

55%

6

66%

5,8

2. Влад И.

7

77%

7

77%

5

55%

6

66%

6

66%

6,2

3. Костя С.

6

66%

7

77%

5

55%

4

44%

6

66%

5,6

4. Вика Ю.

6

66%

6

66%

6

66%

5

55%

5

55%

5,6

5. Галя Ш.

7

77%

5

55%

6

66%

5

55%

6

66%

5,8

Результаты среза №3 в контрольной группе.

И.Ф.

Методика №1

«запомни рисунки»

Методика №2

«Запомни предложе-ния»

Методика №3

«Запом-ни цифры»

Методика №4

«Матри-цы Равена»

Методика №5

«Рисунок»

Средний показатель уровня развития образной памяти, баллы

1. Денис К.

4

44%

2

22%

4

44%

3

33%

3

33%

3,2

2. Елена Л.

3

33%

3

33%

3

33%

2

22%

5

55%

3,2

3. Миша И.

3

33%

3

33%

3

33%

3

33%

3

33%

3

4. Саша Ш.

2

22%

3

33%

3

33%

2

22%

3

33%

2,6

5. Алена М.

4

44%

3

33%

2

22%

3

33%

3

33%

3

Результаты развития образной памяти у экспериментальной группы.

И.Ф.

Уровень развития образной памяти повысился на (%)

1. Аня В.

29,2

2. Влад И.

26,8

3. Костя С.

27,3

4. Вика Ю.

30,7

5. Галя Ш.

32,6

Гистограмма развития образной памяти у экспериментальной группы.

1. 86

1. Аня В.

2. Влад И.

3. Костя С.

4. Вика Ю.

5. Галя Ш.

6. Денис К.

7. Елена Л.

8. Миша И.

9. Саша Ш.

10. Алена М.

Из графика развития образной памяти видно, что у экспериментальной группы с каждым последующим срезом наблюдается рост развития образной памяти. Уровень развития образной памяти у контрольной группы практически остается на прежнем уровне.

Выводы по второй главе.

Проведя экспериментальную работу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В основе повышения уровня развития образной памяти лежало обучение ассоциативным техникам и классическим приемам запоминания, а именно: приему Симонида Кеосского, архитектурному приему Квинтилиана, способу «Дерево» Луллия, системе «театра» Фладда и Дж. Камиллио, приему «Фантастический рассказ».

2. Упражнения и игры служили для обучения техникам и приемам запоминания. Системно выстроенные занятия проводились по системе «от простого к сложному», это закрепляло с каждым занятием навык и умение пользоваться приемами и техниками.

3. скорость запоминания во главу угла не бралась, т.к. в задачу формирующего эксперимента входило оттачивание умения применения приемов и техники запоминания, а также увеличение объема запоминания и точность воспроизведения.

4. В результате реализации коррекционной программы у экспериментальной группы выявился планомерный рост развития образной памяти. Т.е. нам удалось изменить уровень развития образной памяти у испытуемых экспериментальной группы.

В ходе формирующего эксперимента удалось решить поставленные задачи:

- развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;

- обучение классическим методам запоминания, разработка испытуемыми собственных приемов;

- увеличение скорости запоминания, качества и детальности воспроизведения;

- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм усвоения и запоминания материала.

Заключение.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования и проведя констатирующий и формирующий эксперименты, можно сделать следующие выводы:

- проблема развития образной памяти у детей младшего школьного возраста в наши дни актуальна и мало исследована, требует практического и теоретического решения;

- образная память у детей младшего школьного возраста является важным фактором , влияющим на усвоение информации и программы школы.

Для выявления уровня развития образной памяти нами был произведен констатирующий эксперимент. Результаты показали, что высокий уровень развития образной памяти присутствует только у 20% детей младшего школьного возраста. У 65% детей уровень образной памяти находится на крайне низкой отметке.

С целью повышения уровня развития образной памяти был проведен формирующий эксперимент.

Данный эксперимент включал специальную коррекционную программу, в которую входили упражнения, разработанные на основе игр и упражнений центра «Эйдос», а так же центральным звеном было научение пользоваться техниками и приемами запоминания.

Мы получили положительные результаты. Уровень развития образной памяти в среднем увеличился на 30%.

Сравнив результаты контрольной и экспериментальной группы, мы убедились, что приемы и техники запоминания с помощью образной памятью способствуют развитию образной памяти, а так же повышает ее уровень существенно.

Для проверки достоверности данных развития образной памяти мы проводили текущие и контрольные тестирования, чьи результаты подтверждали гипотезу, которую мы выдвинули в начале нашего эксперимента.

В конце хотелось бы сказать, что можно так же сделать предположение, что применение приемов и техники запоминания посредством образной памяти учебного материала в школе, могло бы повысить эффективность усвоения. Нами был разработан и опробован примерный урок по русскому языку (приложение №3), который принес несомненные результаты. Но это уже тема другой альтернативной дипломной работы.

Литература.

1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред. Ф.И. Иващенко, Я.Л. Коломинский. - Минск: Вышейш. шк., 1980. - 175с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М: Педагогика, 1982. - 285с.

3. Бергсон А. Материя и память. - Ростов Н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. - 224с.

4. Белявский И.Г., Шкуратов В.А. Проблемы исторической психологии. - Ростов Н.Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1982. - 235с.

5. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. т.2 / Под ред. Петровского. - М: Педагогика, 1979. - 400с.

6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М: Педагогика, 1979. - 375с.

7. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы). Под ред. Д.Б. Эльконина и др. М, 1962.

8. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Гомдо и др. - М: Педагогика, 1982. - 295с.

9. Вопросы кибернетики : Сб. статей. - М. - Вып.66. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах. / Под ред. Ю.М. Забродина. - 1980. - 173с.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М: Педагогика, - т.4 Детская психология, 1984. - 432с.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М: Педагогика, - т.1. Вопросы теории и истории психологии. - 1982. - 487с.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика, 1991. - 480с.

13. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М: МГУ, 1976. - 150с.

14. Игнатьев Е.И., Громов М.Д., Лукин Н.С., Психология, - М., 1965. - 300с.

15. Йейте Френсис. Искусство памяти. С.-Петербург: Университетская книга. 1997. - 481с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8