бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие образной памяти у детей младшего школьного возраста на внекласных занятиях бесплатно рефераты

Выборка №2. Школа №41 2б класс.

Ф.И.

Память

Мышление

Воображение

Методика №11

Методика №13

Методика №1

«Запомни рисун

ки»

Методика №20

Методика №14

Ср-й пок-ль уровня разв-я образной

памяти

1

Алексей А.

5

7

8

9

7

7,2

2

Наташа Б.

1

3

5

2

6

3,4

3

Евгений Б.

8

8

6

9

7

7,6

4

Елена Д.

1

3

2

0

3

1,8

5

Татьяна И.

8

9

7

10

10

8,8

6

Катя К.

6

5

5

7

6

5,8

7

Роман Ф.

4

5

8

6

9

6,4

8

Константин Ц.

7

8

6

8

6

7

9

Ольга Ш.

2

3

2

0

4

2,2

10

Анна Щ.

5

6

5

8

7

6,2

11

Максим Ч.

4

5

6

7

6

5,6

12

Ульяна Э.

3

4

8

7

6

5,6

13

Саша

5

1

2

1

3

2

14

Мира

4

7

9

8

7

7,2

15

Лена

3

6

6

7

5

5,6

16

Володя

2

4

3

3

3

3,2

17

Дима

4

3

4

3

3

3

18

Сергей

3

7

6

3

3

4,6

19

Марина

1

2

2

3

3

2,6

20

Мария

2

4

3

4

2,8

Формулы для анализа взяты из учебника Неспова13.

«Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического свойства» [с.31].

«Выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы:

где Х - выборочная средняя величина,

n - количество частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина,

Хк - частное значение показателей у испытуемого.

Всего таких показателей n, поэтому индекс данной переменной принимает значение от 1 до n; ? - принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение ? Хк соответственно означает сумму всех хк с индексом от 1 до n» [с.31].

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Это был математический анализ данных 2а класса.

Следующим шагом будет анализ данных 2б класса, т.е. расчет среднего статистического показателя такого психологического свойства, как образная память у каждого отдельно испытуемого ребенка.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Далее нужно узнать выборочное среднее значение, как статистический показатель, уровня развития образной памяти младшего школьника каждого класса.

где n - количество испытуемых в выборке,

хк - частные значения показателей у отдельных испытуемых.

Выборка №1.

n = 20

Выборка №2.

n = 20

Таким образом, всех детей, прошедших экспериментальные тесты на выявление уровня развития образной памяти можно разбить на 4 группы:

1. С высоким уровнем развития ( 7 - 9,8 баллов) образной памяти.

2. Со средним уровнем развития ( 6 - 6,9 баллов) образной памяти.

3. С низким уровнем развития ( 5,9 - 4 баллов) образной памяти.

4. С очень низким уровнем развития ( 3,9 - 0 баллов) образной памяти.

Во 2а классе в первую классификационную группу входят:

Стас Е. (7,8 балла).

Катя Ф. (7,4 балла).

Егор (7 баллов).

Во вторую группу входят:

Катя А. (6,4балла).

Татьяна В.(6 баллов).

Евгений Г. (6,2 балла).

Андрей Ш. (6,8 балла).

В третью группу вошли:

Наташа В. (4,8балла).

Александр Г. (3,9 балла).

Сергей И. (4 балла).

Марина У. (4,2 балла).

Дима Ш. (5,2 балла).

Мария Л. (5,6 балла).

Лена Е. (4,2 балла).

Дмитрий К. (5,2 балла).

Аня А. (5,4 балла).

Виктор Ш. (5 баллов).

В четвертую группу вошли:

Павел (2,4 балла).

Лиза К. (3,4 балла).

Во 2б классе в первую классификационную группу входят:

Татьяна И. (8,8 балла).

Алексей А. (7,2балла).

Евгений Б. (7,6 балла).

Константин Ц. (7 баллов).

Во вторую группу входят:

Роман Ф. (6,4 балла).

Анна Щ. (6,2балла).

В группу с низким уровнем развития образной памяти входят:

Ульяна Э. (5,6 балла).

Максим Г. (5,6 балла).

Катя К. (5,8 балла).

Сергей (4,6 балла).

Лена (5,6 балла).

И в четвертую группу входят:

Ольга Ш. (2,2 балла).

Елена Д. (1,8 балла).

Наташа Б. (3,4 балла).

Саша (2 балла).

Володя (3,2 балла).

Дима (3 балла).

Марина (2,6 балла).

Мария (2,8 балла).

Таким образом, проведя тестирование в двух классах можно сделать вывод, что из 40 испытуемых:

- высокий уровень развития памяти присутствует у 20% детей;

- средний уровень развития образной памяти присутствует у 15% детей;

- низкий уровень развития образной памяти присутствует у 37,5% детей;

- очень низкий уровень развития образной памяти присутствует у 27,5% детей;

1.3. Психическое обоснование необходимости развития образной памяти у детей младшего школьного возраста.

Обоснование применения приемов запоминания образной памяти на уроках будет проводиться через развитие произвольной психической регуляции у ребенка.

У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и контролю. Это за этими понятиями возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, способность поддержать гармонию душевной и физической жизни.

Желая как можно быстрее воспитать в ребенке эти возможности, мы чаще всего читаем ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, даем ему инструкции, убивая тем самым его самостоятельность, а также щедро ограждаем его массой запретов, заставляя соблюдать их под массой угроз и страха наказания. Не способствует это повышению произвольности, сознательности, самоконтроля.

Сама природа определила свойство детства - отсутствие возможностей легко управлять собой, растянув на длительное время - тринадцать - шестнадцать лет - созревание механизма произвольной саморегуляции. И если бы большинство взрослых это понимали, то могли бы сделать счастливее жизнь свою и детей.

«Убери за собой игрушки» - говорит мама ребенку и уходит на кухню. Она думает, что малыш способен эту задачу, во-первых, сделать для себя интересной и желанной, во-вторых, решить самостоятельно, преодолев помехи и соблазны, возникающие на его пути: наткнулся на интересную коробку, услышал чириканье птички за окном, потерял из виду кубик. Необходимое для такой задачи совершенство произвольной психической саморегуляции ребенку еще просто не доступно, а требование его мамы несоизмеримо с его возможностями. Такая же картина наблюдается и в школе в процессе обучения. В первые годы школы ребенок должен воспринять и понять большой объем информации. Из-за маленького опыта в большинстве случаев ребенку трудно представить, связать между собой процессы и явления мира, осознать, а потом еще и сохранить в памяти и суметь воспроизвести оторванный, не связанный с другими предметами пласт знаний. Это колоссально трудная задача для ребенка начальных классов. В большинстве случаев ребенок механически выучивает правила, тексты, решает по шаблону задачи и примеры, пересказывает без тени мысли прочитанные сказки и рассказы. Но ведь у ребенка в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Надо полагать, что целесообразно было бы использовать этот естественный дар природы. Да, можно сказать, что в практике учителей начальных классов широко используется наглядно-образный и действенный материал. Но если хорошо подумать, это шаблон для мышления. Хорошо и надолго запоминается: то, что придумал и представил себе сам; то, что является организацией собственного ума и воображения; то, что ярко и необычно! «Произвольность психической регуляции тем выше, чем больше нашей жизнью способны руководить словесные инструкции или мысли, рисующие конкретные образы желаемых результатов, и именно эти образы, способные вызвать у человека реальные ощущения, включают непроизвольные механизмы его психофизической регуляции.

В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и живые ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. С возрастом эти способности утрачиваются. Можно полагать, что тренировка механизмов словесно-образного регулирования психики с детства может воспрепятствовать утраты уникальных способностей детской психики» [22а, с.18],

Воспитателю и учителю понимание общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.

Механизмы произвольной регуляции.

«Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизическом единстве деятельности организма, как целостной системы» [22а, с.32].

это единство означает, что изменение в деятельности какого-либо элемента системы вызывает изменения в работе других его звеньев.

Например, если у ребенка возникло чувство тревоги (эмоциональный компонент), то оно немедленно вызывает двигательное беспокойство (моторный компонент) и даже изменение хода и характера его мыслей (познавательный компонент).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8