бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений бесплатно рефераты

Представленные в таблице данные факторной недостаточности психических функций, свидетельствуют о положительной динамике развития процессов пространственного анализа и синтеза у детей экспериментальной группы занимающихся по предложенному алгоритму коррекционного воздействия по сравнению с контрольной группой работающей по общепринятой методике.

Наряду с этим, на контрольном этапе психологического эксперимента была проведена повторная оценка продуктивности психической деятельности детей с ДЦП (контрольной и экспериментальной групп), при выполнении тестовых заданий по данным методикам. Оценка выполнялась по формуле коэффициента продуктивности (Кпр.) психической деятельности (см. выше). Полученные результаты приведены в таблицах №5, №6.

Таблица №5. Коэффициент продуктивности психической деятельности при выполнении тестовых заданий детьми экспериментальной группы *

* (контрольный этап)

Кпр.психической деятельности

Количество выполненных заданий из 10

Количество детей

%*

Уровень точности

выполнения заданий

100 - 98

9 - 10

4

10 %

Высокий

89 - 75

7 - 8

12

30 %

Выше среднего

69 -50

5 - 6

19

47,5 %

Средний

Менее 45

Менее 4

5

12,5 %

Ниже среднего

* (%) вычисляется от общего количества детей экспериментальной группы (40).

По данным таблицы коэффициент продуктивности психической деятельности в экспериментальной группе составил: Кпр.= 62,2

Таблица №6. Коэффициент продуктивности психической деятельности при выполнении тестовых заданий детьми контрольной группы.*

* (контрольный этап)

Кпр.психической деятельности

Количество выполненных заданий из 10

Количество детей

%*

Уровень точности

выполнения заданий

100 - 98

9 - 10

---------

-------

Высокий

89 - 75

7 - 8

7

17,5 %

Выше среднего

69 -50

5 - 6

24

60 %

Средний

Менее 45

Менее 4

9

22,5 %

Ниже среднего

* (%) вычисляется от общего количества детей контрольной группы (40).

По данным таблицы коэффициент продуктивности психической деятельности в контрольной группе составил: Кпр.= 50,7

Количественный анализ полученных данных, представленных в таблицах (№5,6) указывает, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше (p < 0.01) по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы. Качественный анализ показал, что дети контрольной группы правильно понимали инструкцию, пытались выделить общую форму конструкции, но правильно расположить детали в пространстве им было практичес-ки недоступно даже при обучающих и вспомогательных процеду-рах. При анализе ошибок, допущенных при выполнении теста Косса, было выделено два основных вида: ошибки соположения, когда дети контрольной группы грубо, схематически воспроизводили образец, и обрат-ное воспроизведение формы; когда правильно сконструированная форма располагалась в перевернутом виде. Незначительные трудности наблюдались у испытуемых двух групп при выполнении проб на зрительный и слуховой гнозис. Дети экспериментальной группы испытывали трудности в пространственной организации движений, в запоминании пространственных характеристик элементов моторной программы.

Таким образом, уровневый и количественный анализ продуктивности психической деятельности детей с церебральным параличом, показывает качественные изменения процессов пространственного анализа и синтеза, развитие которых достоверно выше (p > 0.05) у детей экспериментальной группы, чем те же показатели у детей контрольной группы. Общий коэффициент продуктивности выполнения тестовых проб для экспериментальной группы составил: Кпр.= 62,2; в контрольной группе: Кпр.= 50,7. Указанные результаты графически представлены в диаграмме №6.

Диаграмма №6. Показатели коэффициента продуктивности психической деятельности у детей с ДЦП контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапе психологического эксперимента.

На основании полученных результатов установлено, что по всем критериям, выбранным для определения уровня развития функций пространственного восприятия, между контрольной и экспериментальной группами имеются различия, и эти различия являются статистически значимыми, что подтвердило выдвинутою гипотезу исследования.

Выводы

В теоретическом обзоре нами были рассмотрены основные
подходы к проблеме формирования моторных и психических функций у дошкольников с психомоторными недостатками развития. Многие отечественные и зарубежные авторы указывают на важность своевременной и комплексной коррекции нарушенных психических функций у детей с отклоняющимся развитием. Однако при анализе подобных работ было отмечено, что только незначительное число исследователей уделяют внимание такому значимому компоненту психических процессов как пространственный анализ и синтез, и возможность включения коррекционного процесса в привычную для данной группы детей деятельность. В результате анализа психологической литературы была отмечена значимость телесного аспекта в дошкольном возрасте, в связи с присущей ребенку данного возраста инстинктивной потребности в движении, доминировании кинестетической перцепции в познании окружающего мира.

Примененные в данном исследовании экспериментально-диагностические задания позволили выявить уровень развития пространственного восприятия, а так же роль нарушений пространственного анализа и синтеза в развитии психики детей с психомоторными нарушениями контрольной и экспериментальной групп. Различного рода недостаточность зрительно-пространственных функций, была отмечена у 100% испытуемых, с большей частотой выявляются нарушения восприятия пространственных направлений и схемы тела (74%-75%) и зрительно пространственные нарушения (64%-62%). Сравнительный анализ данных свидетельствует, что нарушения пространственного анализа и синтеза являются специфическими для всех форм церебрального паралича и указывают на недоразвитие функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной групп.

Сравнительный анализ различий уровня развития функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной группы и статистическая обработка данных показали, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше (p < 0.01) по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы.

Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно сформировать у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), необходимые для дальнейшего психического развития, то есть способствующие не только эффективному приспособлению ребенка инвалида к окружающей действительности, но и дающие возможность последующего успешного обучения и социальной адаптации.

Таким образом, основываясь на результатах экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что разработанный алгоритм коррекции, способствуют успешному развитию у детей процессов пространственного анализа и синтеза.

Заключение

В данной работе были рассмотрены психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений.

В настоящее время внимание значительной части педагогов, психологов и социальных работников привлечено к проблемам физического и психического развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что дошкольный период является периодом наиболее важным с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Своевременная и адекватная психолого-педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП. является необходимым условием коррекции их состояния и дальнейшей социализации. При анализе литературы было отмечено, что немногие исследователи уделяют внимание такому значимому компоненту психологической коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза как развитие двигательной сферы у детей с психомоторными недостатками. Данное обстоятельство определило научный интерес к проблеме взаимосвязи телесного и психического развития дошкольников с детским церебральным параличом.

Результаты теоретического анализа и обобщения данных научно-методической литературы позволяют отметить, что в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах постнатального онтогенеза. Специальные психологические исследования особенностей развития сенсорных, когнитивных и интеллектуальных процессов при ДЦП в зарубежной и отечественной литературе представлены крайне недостаточно. Ряд авторов связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с недоразвитием моторных функций. В исследованиях других авторов подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентации при ДЦП обусловлено двигательной недостаточностью, и с увеличением степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены. Данные авторы указывают, что нарушение функций восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентации при ДЦП характеризуется двигательной недостаточностью церебрально-органического происхождения.

На основании теоретического анализа различных подходов к проблеме развития и коррекции нарушенных пространственных функций у детей с ДЦП и выдвинутой гипотезы, были выделены цели и задачи исследования. В соответствии с целями и задачами проводимого исследования выполнены три этапа психологического эксперимента.

Результаты эмпирического исследования показали: Различного рода недостаточность зрительно-пространственных функций, была отмечена у 100% испытуемых, с большей частотой выявляются нарушения восприятия пространственных направлений и схемы тела (74%-75%) и зрительно пространственные нарушения (64%-62%). Полученные данные свидетельствуют, что нарушения пространственного анализа и синтеза являются специфическими для всех форм церебрального паралича и указывают на недоразвитие функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной групп. Полученные данные позволили сделать следующие выводы, что общий уровень развития процессов пространственного анализа и синтеза у испытуемых располагается, в основном, в диапазоне задержки психического развития, структура нарушений психических функций отличается диспропорциональностью.

На формирующем этапе психологического эксперимента, составлен алгоритм программы психологической коррекции направленной на развитие пространственного анализа и синтеза у дошкольников с детским церебральным параличом при помощи групповых физических упражнений. Данная коррекционно-развивающая методика применялась на групповых занятиях ЛФК в экспериментальной группе.

Выполненная на контрольном этапе психологического эксперимента, повторная диагностика уровня развития пространственного восприятия в контрольной и экспериментальной группах, по ранее примененным психологическим методикам, позволила на основании полученных результатов исследования выявить динамику развития процессов пространственного восприятия у детей с ДЦП и эффективность примененного алгоритма коррекционного воздействия.

Сравнительный анализ результатов показал, что уровень выраженности нарушений психических функций по последним показателям в контрольной группе значительно выше, чем у детей из экспериментальной группы.

Количественный анализ полученных данных, указывает, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше (p < 0.01) по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы. Таким образом, уровневый и количественный анализ продуктивности психической деятельности детей с церебральным параличом, показывает качественные изменения процессов пространственного анализа и синтеза, развитие которых достоверно выше (p > 0.05) у детей экспериментальной группы, чем те же показатели у детей контрольной группы.

Таким образом, результаты полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что в ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно сформировать у детей с выраженными нарушениями психомоторного развития функции пространственного анализа и синтеза (ориентировки), необходимые для дальнейшего психического развития, то есть способствующие не только эффективному приспособлению ребенка инвалида к окружающей действительности, но и дающие возможность последующего успешного обучения и социальной адаптации.

Основываясь на результатах экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что разработанный алгоритм коррекции, способствуют успешному развитию у детей процессов пространственного анализа и синтеза. Указанный алгоритм введен в практику коррекционного процесса в специализированном детском учреждении.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявлены закономерности взаимодействия и влияния таких психических процессов, как пространственное восприятие, сенсорно-двигательные интеграции на развитие и совершенствование предметно-манипулятивной деятельности, и успешное выполнение физических упражнений детьми, страдающими детскими церебральными параличами. Сформулированы и реализованы основные положения выдвинутой гипотезы. Созданы условия для повышения двигательной активности, расширения сферы социального общения и создания базовых предпосылок для подготовки к учебной и трудовой деятельности данного контингента детей. Это предъявляет соответствующие требования к организации комплексной реабилитации детей с ДЦП в коррекционных учреждениях, в конечном счете, именно это дает возможность разработать научно обоснованную, индивидуальную и достаточно эффективную программу психолого-педагогической реабилитации ребенка, без которой невозможно его полноценная интеграция в общество. Полученные результаты позволяют, в дальнейшем, перейти к более глубокому изучению проблемы пространственных нарушений и их влияния на развитие психики ребенка с ДЦП, для дальнейшей разработки профилактических и коррекционных программ для детей с психомоторными нарушениями.

Список литературы

1. Абрамович -- Лихтман Р.Я. Об особенностях нервно-психического развития детей // Тезисы докладов научно-практической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Л., 1965.

2. Арапетянц Э.Ш., Ананьев Б.Г. Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства. М., 1966,- 358 с.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами (доречевой период). М.: Просвещение, 1989, 190 с.

4. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка // Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983.

5. Бадалян Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев, Здоровье, 1988, 327 с.

6. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., Медгиз, 1947, 495 с.

7. Вассерман Е.Л., Катышева М.В. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с цереб-ральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1998, № 2 с.45-52

8. Вассерман Е.Л., Катышева М.В., Никитина Л.Н. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброорганическим синдромом: //Дефектология, 1999, № 4, с.3-8

9. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология вос-приятия. М.: Изд-во МГУ, 1975. " 245с.

10. Воронова Р.А. Опыт изучения пространственных отношений у де-тей, имеющих поражения опорно-двигатзльного аппарата. - Из-вестия АПН РСФСР, 1936, вып.86, с.65-98.

11. Восприятие и деятельность /Под ред. А.Н.Леонтьева. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 519с.

12. Выгогский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519с.

13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500с.

14. Гаджиев С.Т. Нарушения наглядной интеллектуальной деятельности при поражении лобных долей мозга. М., 1966, с.618-640.

15. Гальперин П.Я. Формирование начальных геометрических понятий у учащихся. Изд-во МГУ, М., 1967. 74 с.

16. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983, 170 с.

17. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1969, 140 с.

18. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997, 78 с.

19. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию. Под ред. Хеннинг Рай и Мириам Скьюортен. М., ЮНЕСКО, 1989, 138 с.

20. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А. Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, с. 19-23

21. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психоматорного развития детей первого года жизни. М.,1981, 180 с.

22. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-времен-ных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа, 1967, № 3, с. 12-18.

23. Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С.С. Ляпи-девского. Вып. 3. М., 1967, С. 214-223.

24. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просве-щение, 1993, 110 с.

25. Ипполитова М.В,, Чернобровкина Е.Д. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М., ИКП РАО, 1994,80с.

26. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // Альманах «Исцеление» М., 1993, с.41-65

27. Качнев В.И. Методология научного исследования. - М.:Московский региональный социально-экономический институт, 2000. 46 с

28. Калижнюк. Э. С. Психические нарушения при детских церебральных па-раличах. М, 1987,130 с.

29. Каппелле Б., Фарричелли М., Соре В. Лица с физическими аномалия-ми // Основы ортопедагогики / Под ред. Э.Брукарт , М., 1999,с.101-174.

30. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом.

Методические рекомендации. М., НВТ «БИМК-Д», 1998, 68 с.

31. КорневА.Н. Нейропсихологические методы исследования. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Спб,1991, 95с.

32. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушения-ми опорно-двигательного аппарата / Под ред. И.А. Смирновой. -- СПб.: ИСПиП, 2000, 99 с.

33. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М., 1999, 416 с.

34. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948, 96 с.

35. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при

локальных поражениях мозга., М., 2000, 270 с.

36. Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология, 1976,№3

37. Мамайчук И. И. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал, 1988, т.9, № 2

38. Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального па-ралича. // Невропатологии и психиатрии, 1992, с. 42-47

39. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001, 158 с.

40. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами//Дефектология, 1973, № 6

41. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата /Под ред. ТА. Власовой. М.: Педагогика, 1985, с. 70-89

42. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., «Просвещение», 1991, 240 с.

43. Методика адаптивного нейропсихологического исследования для детских невропатологов: Методические рекомендации. М., 1988, 90 с.

44. Семенова К.А. Двигательные расстройства при ДЦП. М., 1999. 383 с.

45. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика. М., 2002. 232 с.

47. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М«: Педагогика, 1972. - 271с.

48. Шемякин Ф.Н. К психологии пространственных представлений. Ученые записки Государственного института психологии, 1940, 1.1, с.197-256.

49. Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве. - В кн.: Психологи-ческая наука в СССР. М., 1959., с.140- 192 .

50. Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений. - Вопросы пси-хологии, 1968, № 4, с.18-28.

51. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.- 158 с.

Приложение

Приложение №1.

Подбор детей с ДЦП для участия в исследовании осуществлялся на основании анализа медицинской документации и заключений специалистов с учетом двигательных возможностей испытуемых. Общее число испытуемых принявших участие в психологическом исследовании составили 80 детей, в возрасте от 6 до 8.5 лет с различными формами церебрального паралича.

Из общего числа детей сформированы две однородные по формам церебрального паралича группы, которые были разделены на контрольную и экспериментальную с равным количеством детей в каждой.

Таблица №1.Испытуемые экспериментальной группы

имя ребенка

возраст *

Стороннее предпочтение в\к.

Форма ДЦП

1. Рустам Г

6.09

П.

Спастическая

2. Даша Б.

6.11

П.

Смешанная

3. Павел Б.

7.0

Л.

Гиперкинетическая

4. Даня Б.

7.07

П.

Смешанная

5. Аня А.

7.09

П.

Смешанная

6. Катя А.

7.01

П.

Спастическая

7. Давид Г

6.09

П.

Гиперкинетическая

8. Ира Г.

8.0

Л.

Спастическая

9.Саша С.

6.09

Л.

Смешанная

10. Ира Д.

6.04

П.

Спастическая

11. Олег Д

7.01

П.

Гемипаретическая

12. Алина Е.

8.0

П.

Смешанная

13. Таня Ж

6.03

П.

Гиперкинетическая

14. Павел 3.

8.0

Л.

Смешанная

15. Ваня К

6.11

П.

Спастическая

16. Костя К

7.0

П.

Гиперкинетическая

17. Коля К.

6.0

П.

Смешанная

18. .Андрей К

6.11

П.

Спастическая

19. Коля Л.

6.04

П.

Спастическая

20. Вика Л.

7.07

Л.

Гемипаретическая

21. Даша Л.

8.0

П.

Смешанная

22. Туги Л.

7.01

П.

Гемипаретическая

23. Егор Л.

6.05

П.

Смешанная

24. Карина Л.

6.09

П.

Смешанная

25 Костя М.

7.06

П.

Спастическая

26. Лена М.

7.0

П.

Гемипаретическая

27. Никита М.

8.0

П.

Смешанная

28. Женя М.

6.02

П.

Смешанная

29. Даша Н.

6.06

П.

Гемипаретическая

30. Чанг Н.

7.03

П.

Спастическая

31. Дима Н.

8.0

П.

Гиперкинетическая

32. Даша П.

7.04

П.

Смешанная

33. Лиля П.

6.06

П.

Смешанная

34. Кристина П.

6.02

П.

Спастическая

35. Саша У.

8.0

Л.

Гемипаретическая

36. Коля П.

6.0

П.

Смешанная

37. Федя П.

6.10

П.

Гемипаретическая

38. Алина П.

6.07

П.

Гиперкинетическая

39. Полина М.

7.11

П.

Спастическая

40. Вова И.

8.0

П.

Смешанная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8