бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях бесплатно рефераты

5. Амбивалентность самих родительских чувств и их соци-ально-психологических последствий.

6. Многочисленные и совершенно неизученные компенсатор-ные механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эф-фект встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабаты-вает у себя соответствующих навыков, так как семья в них не нуждается, родители все делают сами [41].

Проблемы эти весьма сложны и часто интерпретируются прямо противоположным образом, особенно на уровне глобальных теорий. С точки зрения психоанализа ослабление отцов-ской власти в семье -- величайшая социальная катастрофа, по-скольку вместе с отцовством оказались подорваны все внеш-ние и внутренние структуры власти, дисциплина, самооблада-ние и стремление к совершенству. «Общество без отцов» озна-чает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассив-ную вседозволенность и т. п.

Личность развивается и меняется на протяже-нии всей жизни, под влиянием множества разных людей и об-стоятельств.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

Во взаимодействии взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть» [31].

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца».

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания [50]. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

1. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

2. Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

3. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

4. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

§ 2 Особенности отношения и поведения мамы и папы

Мы имеем дело с двумя разными со-циальными институтами -- отцовством и материнством. В чем же состоят и чем детерминируются их различия и специфиче-ские функции?

Соотношение отцовства и материнства -- один из аспектов более общей полоролевой дифференциации, имеющей не только социальные, но и биологические предпосылки. Традиционная модель половой дифферен-циации, подчеркивающая имманентную «инструментальность» мужского и «экспрессивность» женского поведения, покоилась в первую очередь на разделении в несемейных и внутрисемейных, а также отцовских и материнских функций. Биосоциальный под-ход кажется в данном случае более плодотворным, нежели чисто социологический, особенно если формулировать его до-статочно осторожно. Биосоциальный подход не утверждает генетического предопределения полового разде-ления труда, он указывает лишь, что биологические предпосыл-ки формируют то, чему мужчины и женщины учатся и насколь-ко легко они овладевают той или иной деятельностью. Иными словами, врожденные свойства формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют на легкость, с ка-кой мужчины и женщины обучаются (или разучиваются) пове-дению, которое общество считает нормативным для их пола [22].

Теперь поподробнее рассмотрим роли отца и матери в жизни ребёнка.

Материнство

Какова же роль матери в жизни ребёнка? Ограничивается ли она лишь тем, чтобы выносить и выкормить его или же мать - нечто большее в моральном, духовном и нравственном смысле?

Афанасьева [3] считает, что мать является самым первым воспитателем и са-мым первым наставником ребенка, именно от нее зави-сят счастье и будущее величие, обходительность и обра-зованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребен-ка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых остави-ла мать, эти дети, подрастая, ищут мать -- самое дорогое, близ-кое и родное существо. Маленький ребенок должен видеть в матери близкого друга, надежного защитника, доверять ей и ничего не утаивать от нее.

Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.

Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спо-койно, уютно с ней? Чем, какими средствами мать завоевывает любовь ребенка, почему мать становится для него самым доро-гим существом? Многие авторы утверждают, что это прежде всего любовь к ребенку и... всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна. Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое. необходимо признать, что любовь матери, особые отно-шения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы. М., 1986, с. 193.

Выкармлива-ние и уход за маленькими детьми повсеместно составляет обя-занность женщины, составляя самую сущность материнства [3].

Что касается женской теплоты и отзывчивости, то они могут быть результатом разной социа-лизации мальчиков и девочек, Само понятие «материнского инстинкта» не следует понимать однозначно и буквально.

В привычной нам культурной среде материнство -- одна из главных ипостасей женского стереотипа, а социальные характе-ристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле пер-вичной социализации.

О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодуш-но свидетельствуют как этнографические, так и исторические данные. Даже если мать заменяется нянькой или кормилицей, что бывало доволь-но часто, это не меняет принципиального различия мужских и женских функций. Роль отца всюду выглядит более проблема-тичной.

Так в чём же величие и подвиг человеческой матери? [3] По всей вероятности, в разумности, преднамеренности, избирательности поведения, которые определяют и количество детей, коими обзаводится женщина, и качество исполнения ею материнских обязанностей. Мы в отличие от всего сущего сами принимаем решения: быть матерью или нет и как исполнять свои обязанности. Чего и сколько отдавать детям из имеющихся у нас возможностей, сил, времени, чувств, средств.

Эти обстоятельства стоят перед современной женщиной вопрос о её высокой ответственности за добровольно сделанный выбор. И поэтому, может, впервые мы стремимся оценить: кто и для чего обзаводится ребёнком?

Всяческого уважения заслуживают женщины, что, преодолевая трудности, невзгоды, растят детей без страха, без корысти, ради них самих, ради того, чтобы оставить лучших заместителей после себя на этой земле. Но есть и такие матери, что святой акт - появление ребёнка - делают средством достижения каких-то далёких от любви к детям целей.

Материн-ство необходимо оценивать по особой мерке, прежде всего не как физиологический акт, но как явление нрав-ственного порядка каждой здоровой женщине дана возможность стать родительницей, но не каждой -- хорошей матерью. И все же мать -- начало нашего характера.

Противоречие, возникающее в идеальном образе матери, как раз и заключается в том, что для лучшего исполнения своей задачи жен-щине нельзя целиком сосредоточиваться только на этой миссии. Хорошая мать не может быть человеком, замкнутым только на своих детях. Ее душа должна быть открыта болям и радостям людей близких и дале-ких; должна быть неравнодушна к несправедливости, творящейся в мире, даже если ее собственные дети вполне благополучны.

Мать должна бы учить детей прежде всего самосохранению, умению выжить и лучшим образом приспособиться к существующим условиям бытия. А в реальности мы преклоняемся перед матерями, которые учат детей не щадить себя во имя чужого благополучия.

В идеале мать -- ведущая, наставница, руководительница их жизни. А дети -- ведомые, исполнители ее воли и наказов всегда и во всём. Но мы ценим ту мать, что, не теряя ни любви, ни авторитета у своих детей, становится их помощницей, принимает их правду и веру, даже если они отличаются от ее устоявшихся воззрений и привычек [3].

Меняется роль матери - на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, т.е. женщина стремиться доминировать над мужем и над детьми. В гармоничной же семье мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», а отец - тому «что»; отец учит детей быть «кем-то», а мать - «кем-то для кого-то» [14].

Фурутан [44] писал, что некоторые матери уделяют слишком мало внима-ния и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со сторо-ны матери, обращаются за советом к другим людям. В ре-зультате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невоз-можными.

Родителям следует по мере своих сил и способностей удовлетворять любо-пытство ребенка, проявлять интерес к его мыслям и переживаниям, постоянно использовать любую воз-можность для бесед с ним. К сожалению, дружба и при-вязанность легко разрушаются суровым наказанием, грубым тоном, поэтому следует избегать любых дей-ствий, которые могут отдалить ребенка от матери. Если между матерью и ребенком установятся близкие отношения и они достигнут взаимопонимания, то ребе-нок, видя в матери неиссякаемый источник любви и тепла, будет делиться с ней своими сомнениями, тре-вогами, переживаниями.

Милосердная, добрая и сострадательная мать всег-да разговаривает с детьми с теплотой, предпочитая мягкий и спокойный тон грубому, ранящему сердце ре-бенка, подобно стрелам. Воспитывая ребенка, направ-ляя его действия, матери необходимо также постоянно принимать все меры, чтобы не терять чувства собствен-ного достоинства.

Мать никогда не должна выдвигать властные, же-стокие и нелогичные требования для того, чтобы под-держать свое положение и достоинство. Но в то же время ей ни в коем случае нельзя потакать неразумным запросам детей.

Отцовство

Откуда она взялась, чем обусловлена главенствую-щая роль мужчины в семье, какие особые заслуги обе-спечили ему это положение? Природные, исторические, социальные? Живут ведь и растят детей вдовы, безмуж-ние женщины, и не пропадают без помощи мужчин. Дом без матери -- сирота, холодная пустыня, а без отца -- нет [3].

Чувство отцовства, видимо, приходит позже и не в той форме, что у женщин. Потому что в отличие от материнства, со-стояния скорее бессознательного, во многом инстинктив-ного, отцовство -- явление скорее мировоззренческого характера, нежели чувственного. Оно свидетельствует не только, а вернее, не столько о физической зрелости, сколько о духовной и социальной, отцовский дар в ярком выражении встречается крайне редко. Нередко мужчины не хотят де-лить внимание и любовь жены ни с кем, даже с соб-ственным потомством [52].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6