Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях
/p>
3. Потребительская установка:
· в качестве особого яв-ления эта установка более характерна для воспитания девочек. Для каждой нормальной девочки должна быть естест-венной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью. Тем не менее, стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», со-держал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».
4. Собственническая установка:
· собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за него решения и т. д. Особенно наглядно это проявляется в сфере поло-вого воспитания и, особенно, в случае возникновения у сына или дочери намерений жениться или выйти замуж [18].
Имея подобные неверные установки в семье, родители искажают адекватное восприятие мальчиков и девочек противоположного пола, усугубляя дальнейшее нормальное развитие и восприятие детей. Например, негативные установки чаще проявляются в неполных семьях, т.к. мать старается «уберечь» ребенка, заранее «предупредив» его о возможных последствиях. Это бывает в том случае, если личная жизнь матери не сложилась и отец является главным мерзавцем среди всех мужчин-мерзавцев.
Видно, что атмосфера в семье является основополагающим для дальнейшего адекватного развития нормальных взаимоотношений. Семья или взаимодействие между мужчиной и женщиной является примером для будущей социализации ребенка, именно от этого примера зависит, что сможет вынести ребенок для построения своей семьи.
Велика и многопланова роль родителей в деле воспитания и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей. Отсутствие, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
Выводы
Семья - это группа людей, объединенная родственными связями и желающая дать своему потомству воспитание, образование, заложить моральные и нравственные ценности, обеспечив достойную жизнь. Значит, одной из важнейших задач семьи является формирование личности ребёнка, качеств, которые являются наиболее приемлемыми для его дальнейшего развития. Семья может быть полной или неполной - в зависимости от наличия одного или обоих родителей. Это влияет на полноту и качество выполнения ими родительских задач. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе: взрослым не удается осуществить полноценный контроль над детьми и в целом эффективно влиять на их поведение. В неполной семье мать формирует избыточную привязанность ребенка к себе, недостаточно четкую половую идентификацию, (мать может воспитывать феминные качества у мальчика и маскулинные у девочек), затрудненное общение детей с людьми противоположным полом, потому что обучение этому происходит именно на примере родителей, недостаточно четкая половая идентификация.
Глава II Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях
§ 1 Гипотезы, задачи, объект исследования
Изучив литературу по данному вопросу, я не нашла ответы на несколько вопросов, из чего сформировала гипотезу: дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям. Я рассматривала наиболее яркий пример неполной семьи - ребенок и мать-одиночка. Такая мать не может полностью восполнить отсутствие отца, в силу чего возможны некоторые недостатки в воспитании. Например, может наблюдаться гиперопека со стороны матери или гиперкомпенсация, воспитание в мальчике феминных качеств, а в девочке - маскулинных.
Задачи:
1) с помощью метода анализируемой документации выявить группы испытуемых: из полной и из неполной семьи;
2) изучить отношение детей к родителям с помощью методик «Круги», «Рисунок семьи», «Семья животных».
Исследование проводилось в 1 классе «А» СОШ № 1007 г. Москвы.
Объект исследования - 11 детей, 6-7 лет.
- из полной семьи (мама-папа) - 9 человек
- из неполной семьи (мама) - 2 человек
На основании изученной документации (классного журнала) и из беседы с учителем было выделено 4 группы детей:
1) мальчики из полной семьи - 4
2) мальчики из неполной семьи - 1
3) девочки из полной семьи - 5
4) девочки из неполной семьи - 1
Со слов учителя дети из неполных семей:
Бабаева Ирина - воспитывается одной матерью, которая состоит в разводе с отцом более 2-х лет. Мать много работает и мало времени проводит с ребенком, отношения с бывшим супругом отрицательные.
Ефременко Евгений - живет с матерью, родным братом и сестрой, родители - в разводе. Отец принимает участие в воспитании, однако вызывает у мальчика отрицательные эмоции.
§ 2 Методики исследования, анализ результатов
В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных».
1. Методика «Круги»
Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего класса.
Оборудование: лист А4, на котором изображены 5 рядов по 8 кругов в каждом, ручка.
1 ряд - самооценка,
2 ряд - мама,
3 ряд - папа,
4 ряд - мальчики,
5 ряд - девочки.
Инструкция: где здесь ты? В каком кружочке находишься ты?
При обработке результатов подсчитывалось среднее арифметическое по данным показателям у мальчиков и девочек относительно каждого ряда.
Средний ранг высчитывался по формуле
Таблица 1
Результаты методики «Круги»
|
Девочки
(5 человек)
|
Мальчики
(4 человек)
|
Дети (2 чел.) из
неполных семей
|
|
|
положит. отношение
(кол-во испытуем.)
|
отрицат. отношение
(кол-во испытуем.)
|
положит. отношение
(кол-во испытуем.)
|
отрицат. отношение
(кол-во испытуем.)
|
положит. отношение
|
отрицат. отношение
|
|
Самооценка
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Д
|
М - Д - девочка из неполной семьи, М - мальчик из неполной семьи
|
|
Отношения
с мамой
|
3
|
2
|
2
|
2
|
МД
|
|
|
Отношения
с папой
|
3
|
2
|
3
|
1
|
Д
|
М
|
|
Отношения с мальчиками
|
3
|
2
|
4
|
-
|
МД
|
|
|
Отношения с девочками
|
4
|
1
|
3
|
1
|
МД
|
|
|
В среднем
|
3 чел.
|
2 чел.
|
3 чел.
|
1 чел.
|
|
|
|
Средний ранг
|
8,6
|
11,1
|
10,25
|
9
|
13
|
6,5
|
|
|
В таблице 1 приведены данные, которые указывают на то, что у равного количества мальчиков и девочек взаимоотношения с окружающими положительные, у остальных детей - отрицательные. Девочка из неполной семьи показала лишь низкую самооценку, с остальными ее отношения положительные, даже с отцом. Однако мальчик из неполной семьи показал низкую самооценку, близкие отношения с девочками и отрицательные - с отцом.
Эти тесты предлагаются для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].
2. Методика «Рисунок семьи»
Цель: выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.
Оборудование: лист А4, цветные карандаши.
Ход работы: лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй на этом листе всю свою семью.
При анализе обращалось внимание на:
- состав семьи (все ли члены семьи изображены, есть ли лишние);
- размер рисунка;
- расположение на листе;
- цветовая гамма;
- дополнительные детали;
- агрессивные детали.
Таблица 2
Анализ результатов «Рисунок семьи»
|
Дети из
полной семьи
(9 человек)
|
Дети из
неполной семьи
(2 человека)
|
|
|
девочки (5)
|
мальчики (4)
|
девочка
|
мальчик
|
|
Общее впечатление
|
положительное
|
отриц.
|
|
Расположение:
В центре
|
3
|
2
|
+
|
|
|
Сверху
|
-
|
1
|
|
+
|
|
Снизу
|
2
|
1
|
|
|
|
Реальный состав семьи
|
5
|
4
|
оба нарис. папу
|
|
Размер персонажей:
Больше папа
|
2
|
1
|
|
+
|
|
Больше мама
|
-
|
-
|
|
|
|
Больше сам ребенок
|
-
|
2
|
|
|
|
Мелко сам ребенок
|
1
|
-
|
|
|
|
Все наравне
|
2
|
1
|
+
|
|
|
Очередность:
Мама
|
4
|
1
|
+
|
|
|
Папа
|
-
|
2
|
|
|
|
Сам ребенок
|
-
|
-
|
|
+
|
|
Другие
|
1
|
1
|
|
|
|
Расположение относительно друг друга:
Держатся за руки
|
-
|
-
|
|
|
|
Ребенок между родителями
|
-
|
2
|
|
|
|
Плотное расположение
|
4
|
1
|
|
|
|
Каждый сам по себе
|
-
|
2
|
+
|
+
|
|
Ребенок отдельно ото всех
|
1
|
-
|
|
|
|
Детализированность:
Одинаково
|
5
|
4
|
|
|
|
У кого-либо больше
|
-
|
-
|
+
|
+
|
|
Детали головы:
Неаккуратная прическа
|
-
|
1
|
|
|
|
Увеличенные глаза
|
-
|
1
|
|
+
|
|
Суженные зрачки
|
-
|
-
|
|
|
|
«пустые» глаза
|
-
|
1
|
+
|
|
|
Открытый рот
|
-
|
-
|
|
|
|
Стирание
|
-
|
1
|
|
+
|
|
Цвет:
Яркий и многоцветный
|
4
|
-
|
|
+
|
|
Единая цветовая гамма
|
1
|
4
|
+
|
|
|
Аккуратность выполнения:
Тщательно и аккуратно
|
4
|
-
|
+
|
|
|
Аккуратно часть персонажей
|
1
|
1
|
|
|
|
Небрежно
|
-
|
3
|
|
+
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|