бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психодиагностические методы изучения свойств личности - (реферат) бесплатно рефераты

Психодиагностические методы изучения свойств личности - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Психодиагностические методы изучения свойств личности
    План:
    Введение
    Личность
    Процессы и свойства личности
    Типы нервной высшей деятельности
    Психодиагностические методы
    Заключение
    Литература
    Введение

Знание закономерностей формирования личности –необходимая предпосылка для совершенствования методов управления и руководства людьми в различных сферах их жизни и деятельности. Следовательно, психология личности, как область знания необходима для совершенствования подготовки не только учителей, но и врачей, инженеров, одним словом знание ее необходимо всем тем, кто будет работать с людьми. Также, современна психология, обладает несколькими различными путями, оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Один из таких путей - это непосредственна психология, помощь различным категориям людей. Психолог, получивший специальную подготовку, способен оказать консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, юношам и девушкам в выборе профессии, супругам в ситуациях семейного кризиса и т. д. В нашей работе мы будем рассматривать свойства личности, темперамент, характер и все что связанно с человеком и природой. В нашей работе объектом выступает личность, а предметом выступают свойства личности. Человечность всегда была и будет актуальной темой, потому что человек –это историческое существо, как и биологическое. Также в нашей работе мы коротко говорим о тестах, Так как с помощью тестов мы можем определить не только IQ личности, но его способности, реакций, и все что присуще человеку. Так как есть науки как психология, психодиагнозтика, медицина и другие науки которые связанны с человеком, они знают все о человеке и даже к ним подход как со стороны психологии и медицины. Все, что присуще в этом мире только человеку и природе, потому что человечность тема актуальна была в античности и будет в наше время и на всю оставшийся существования человечности.

    Личность

Термин личность – пришло еще с времен античности т. к они понимали ее как Маска. Актер, одевший маску играл роль соответственно этой маски. Под маской скрывается человек, но некто не зная что за человек скрывается за маской. Пока этим не заинтересовались психологи. Они начали рассматривать этого человека какличность (как маску).

Личность –это многократное явление “природы” общественно жизни. Она продукт социогенезнический, а с другой стороны–гомологический продукт развития. Они начали рассматривать личность как человека неотделимого от общества. Поэтому следует сказать, что только в обществе и через общество духовный мир человека становится богаче и многограннее. Действительно в духовном мире, человек достигает всех своих целей, потребностей, стремлений и т. п. значит онличность. Возьмем ребенка он не личность, но он “особь” или “индивид” так как он не может осознавать свои стремления, поступки, свое мировоззрение цели. Хотя у него проявляются все генотипические особенности и множества особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения (духовного мира). Имея все эти качества еще не говорит что оно личность. Она также проявляется в деятельности.

Как говорил Маркс: производство сознания, производство потребностей, личность человека тоже “Производится”–создается общественными отношениями, в которых индивид, вступает в своей деятельности. Деятельность –это процесс, посредством которого реализуются то или иное отношение человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам которые ставит пред собой цели. Так и личность в деятельности она сознательно осуществляет поставленные цели. Достигая эти жизненные цели, личность проявляет все свои (качества) подаренной самой природой и приобретенной им в социогенетическом развитии личности. Поэтому изучение психической деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности–ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений - функций, процессов, психических свойств– входит личность и смыкается в ее единстве.

    Процессы и свойства личности

В психологической науке накоплен большой фактический материал о психических процессах и свойствах личности, которому дается научное объяснение с позиции Ленинской теории отражения и Павловского учения о нервной высшей деятельности. И. П. Павлов полагал , что три свойства нервных процессов определяют тип высшей деятельности. Сила, уравновешенность, подвижность (В. Н. Д. ). Исходными в психической жизни человека является процессы (ощущения и восприятия, память, мышление и воображения, эмоции и волевые процессы) обеспечивающие отражение действительности, формирование знаний и умений, жизненного опыта и осуществление деятельности. Без этих процессов мы бы остались теми кем были раньше (обезьянами). Материалистическое учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны. Ощущения же –результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения дают нам верный снимок с объективной действительности, т. е. отражают мир таким, каким он существует. В процессе ощущения и восприятия, с помощью ощущения мыпознаем отдельные предметы и явления, а с помощью восприятия мы эти предметы и явления что мы ощущаем (познаем) мы их также и воспринимаем с помощью двигательных (моторных) компонентов. В. И. Ленин говорил: “Если мы закроем глаза и начнем ощупывать какой-нибудь предмет или вещь руками то мы мысленно в голове будем представлять его таким, каким он есть”. Ощущения является источником наших знаний о внешнем мире. Они также являются основными каналами, через которые в мозг поступает информация о явлениях внешнего мира и помогает нам ориентироваться в окружающем. С помощью ощущения мы строим свое мировоззрение. Ощущение человека, с одной стороны, объективны, т. к в них всегда отражен внутренний раздражитель (гомеостаз), а с другой субъективный поскольку зависит от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Больные аллергией (хеморецепторы), или человек живший в горном районе переезжает в другой город то у него возникает трудная адаптация к климату.

Свойства –это наиболее широкое понятие, присущие личности (индивиду), ее черта, обусловливающая ее сходство или различие с другими личностями. Под свойством личности С. Л. Рубинштейн понимает способность отвечать при определенных условиях на генерализованные воздействия определенной психической деятельность.

Свойства ощущений Качества - это основная особенность данного ощущения, отлегающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материй. Слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, силой, громкостью. Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 2000 герц. Если ниже 16-20герц это инфразвук которые не воспринимаются человеческим ухом, а с частотой свыше 2000 герц ультразвуком так как они проявляются за пределами человечества. Нормальный человек способен услышать тиканье часов в комнате. Интенсивность –ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функционированием состояний рецептора. Например, по моему мнению интенсивность (напряженный, усиленный) ощущений могут проявляться у дегустаторов которые пробуя на вкус и на запах интенсивно проявляются обонятельные и вкусовые свойства ощущений. Потому-что у них напряженные определенные анализаторы, которые интенсивно передают по специальным каналам контактные и дистантные ощущения которые тесно связанны с мозгом. Длительность – ощущения есть его временная характеристика. Она также определяет функциональным состоянием органа чувств, ног главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на органы чувств, ощущения возникает не сразу, а спустя некоторое время - так называемый; латентный(скрытый) период ощущений. Когда я смотрю на лампочку и сразу зайду в темную комнату то яркость света будет у меня как бы стоять перед глазами. Потому что она называется длительностью, она длится всего несколько доли секунд до тех пор пока не адаптируемся к темноте или к тем условиям где встречаются эти раздражители. Пространственная локализация раздражителя –анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Контактные ощущения–вкусовые, кожные болевые. Вкусовым ощущения относятся: сладкое, кислое, горькое, соленное. Разные участки языка по–разному чувствительны т. к. локализация раздражителя отвечает за свои ощущения. К болевым можно отнести когда мы иголкой уколем палец нечайно, вроде бы ничего такого нету но пройдя несколько минут или некоторое время она дает о себе знать, начинает болеть, вызывая неприятные болевые ощущения. Или еще пример когда мы сдаем анализ на кровь эта процедура нам всем очень хорошо знакома. Восприятия – называется отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В процессе восприятия ориентировку в окружающем мире. Без этого процесса мы бы не могли бы представлять, что нас окружаетгаллюцинация или реальность. Все эти процессы и свойства присуще у человека т. к. человек биологическое существо, которое наделено сознанием.

Свойства восприятия. Предметность –восприятия выражаются в так называемом акте объективации, т. е. отнесение сведений получаемых из внешнего мира к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Предметность, как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практичным назначением или основным свойством. Пример, кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут “вести себя” самым различным образом.

Целостность –в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятия дает целостный образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета получаемых в виде различных ощущений. По моему представлению сюда можно отнести, например: инопланетянина т. к. мы не знаем, как он выглядит и что у него есть. Восприятия есть всегда целостный образ, я могу представить его целостность полностью, а если эта вещь или образ таким, каким он есть на самом деле.

Константность - называется относительная постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности состоящему способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия), компенсировать эти изменения мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные при зрительных восприятии, цвета, величины, формы предмета. Константность восприятияцвета –относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Константность восприятиявеличины предмета- относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности–иллюминатор в самолете, когда мы смотри в низ через него, то видим предметы, какие они есть, но отдаленные от нас. Они кажутся нам маленькими, но на самом деле они такие, какие мы их знаем. Константность восприятияформы –представляет в относительной неизменности ее восприятия при изменении их наложение по отношению к мини взора наблюдателя (круг, квадрат и т. д. ). Осмысленность восприятия – хотя восприятие возникает при не посредственном действии раздражителя на органы чувств, перцентивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связанно с мышлением. Сознательно воспринять предмет–значит мысленно назвать его т. е. отнести к определенной группе, классу обобщить его в слово. Даже при виде не знакомого предмета, мы пытаемся установить в нем сходство со знакомым. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное. На счет таких предметов я думаю, они есть у всех только они не понимают что видят, я могу хорошо представить себе этот предмет. Воля –сознательная организация и само регуляция человека в деятельности, осознавая потребностей и предъявляемых требований, процесс соотношения побуждений с условиями жизни и согласования с нравственными убеждениями, определение цели, решение их наконец, исполнение. С помощью воли мы контролируем свое внутреннее состояние. Без воли мы были бы как резиновые, неустойчивые, а воля она доминирует наше внутреннее и внешнее состояние организма, нашу психику. Волевые свойства - целеустремленность –она понимается как сознательное активное направленность личности на определенном результате деятельности. Ну, это когда человек поставил себе ясную цель и не спеша достигает ее, и представляет все трудности на пути ее достижения. Также различаютстратегическую целеустремленность, т. е. умение личности руководствоваться во всей своей жизни деятельности определенными принципами и идеалами. Он пошел по своей цели, встречая на пути трудности и препятствия, но он как бы их не предусмотрел (предугадал) у него была своя стратегия достижений цели. Не смотря на все трудности и препятствия на пути он реализовал все свои силы и возможности что бы достичь своего. Целеустремленность оперативная –умение ставить ясные цели для определенных действий, и не отключатся от них в процессе исполнения. По моему мнению как я понял это как бы не одноразовые, а как легкие одно дневные цели, их надо выполнять сразу, не откладывая на следующий раз.

Инициативность – как правило, основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодалевание собственнойинертности, изменение привычного течения дел, они не могут что предпринять сами без стимуляции из вне. Это когда человек берет на себя все трудности решений, каких то задач, или целей с переживанием, “надо”, я “должен” осуществляя полевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей импульсивных действий.

Самостоятельность – волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Человек который достигает своей цели сам без какой либо помощи от других людей, но с помощью своей силой воли, достичь вершины своих желаний, целей. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения –поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет комфортность ( подобный, со образный). Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводом разума и советом окружающих. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающее в коллективистском самоопределении. Выдержка – позволяет за тормозить действия чувства, мысли, не адекватные ситуации. Это когда человек не достиг своих целей, и начинает переживать, волноваться, нервничать (аффект) это свойство дает во время затормозить те адекватные действия (ситуация) которые мешая человеку став на пути его решений. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, он обнаруживает такие волевые качества как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. слабовольные люди наоборот пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сию минутные побуждения во имя более высоких нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Воля прежде всего власть над собой.

Внимание- это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание также важное и не обходимое условия эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Она связанна с памятью, мышлением, восприятием и т. д. Внимательность так же необходима, как и другие психические процессы, т. к. нам в повседневной жизни–быту, в общении с другими людьми, в спорте она нужна нам для того что бы мы внимательно воспринимали вокруг себя все то что сделано человечеством и дано природой. И также познавали, все что не было познанным нами раньше. Эти качества (свойства) внимание связанны друг с другом также как и другие психические процессы.

Свойства внимания – устойчивость это временная характеристика внимания длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивое внимание повышается с увлечением сложности объекта. Чем сложнее объекты тем больше вызывает активную мыслительную деятельность и связывает ее ссосредоточением. По моему сюда можно представить: человека который занимается спортом (гимнастикой, карате) после тяжелой нагрузки он начинает как бы делать дыхательную гимнастику (сосредоточение на дыхательных путях). Концентрация – это степень или интенсивность сосредоточенности, т. е. основной показатель его выраженность, т. е. психическая или сознательная деятельность. Примером здесь может служить се любые предметы и субъекты. Йога он концентрирует свое внимание на своем внутреннем состоянии (гомеостаз) организма.

Страницы: 1, 2