бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психодиагностические методы изучения свойств личности - (реферат) бесплатно рефераты

p>Распределение –понимается субъективно переживанию способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Могу привести такой пример из античной истории, феноменальные способности Юлия Цезаря, который делал семь не связанных между собой дел. Или водитель который успевает смотреть в три зеркала и следить за движением на дорогах и за другими действиями. Распределения внимания по существу является обратной стороной его. Переключаемость – она определяется скрыто, переходя от одного вида деятельности к другому. Так же означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Означает еще быстро ориентироваться в сложной изменяющиеся ситуации. Чем интереснее деятельность тем легче переключается и наоборот. Некоторые люди быстро и легко переходят от одной к другой, это еще говорят что у них сильная воля. Начав например одно дело надо довести его до конца, а что бы довести нужна сила, выдержка, воля, из этих качеств будет трудно переключатся, например: хирурга мы не можем поставить например за станок, т. к. надо его не только учить, но и учить его отдыхать, без отдыха человек быстро утомляется, даже машина (робот) на наш взгляд вроде бы механизм (электроника), но ей то же надо отдыхать, хотя она не знает что такое отдыхать но она перегружается, нагревается получает сбои в программе.

Объем внимания –таким образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько не зависимых друг от друга объектов–это и есть объем внимания (чисел, букв и т. д. ) которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Установлено что при объеме внимания простых объектов (букв, фигурок и т. д. ) в интервале времени 0, 07-0, 1 секунд объем внимания у взрослого человека равен в среднем 5-7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов.

Чувства – это внутренне переживание человека, тому что и кто его окружает это так же эмоциональное состояние. Все эти выше описанные свойства они относятся к тем или иным жизненным факта и связанных с чувствами. Чувства они также относятся к психическим процессам, и имеют свою динамику, и доминант. Так же как люди одинаковые, но чувства у них разные т. к. и свойства (качества). Одинаковые чувства в нашем плане (виде) в том что они биологические социальные существа, и у них протекают по-разному. Например, меланхолик, который не уровновешанный, но спокойный и он относится к чувствам спокойно не т. к. например сангвиник, холерик. Чувства представляют собой сложные относительно устойчивые свойства личности, проявляющееся в форме процессов переживаний и состояний. Они образуются в результате систематизирования и обобщения конкретных различных переживаний возникающих под влиянием тех или иных воздействий и раздражении. Эти переживания в их различном содержании и разной степени интенсивности, отражающие те или иные события общественной и личной жизни, можно назватьэмоциями. Эмоция таким образом, является теми процессами, на основе которых образуются чувства или свойства личности. Например, любовь к Родине находится в гармонии к ненависти к ее врагам. Чувства любви и ненависти способны породить огромную энергию и побудить человека к активной деятельности. Так же любовь к матери у ребенка образуется в результате конкретных эмоций возникающих в различных обстоятельствах его жизни. Следовательно эмоции первичны. Уже новорожденный проявляет простейшие эмоции, удовольствия, страха, удивления, хоты чувства как отношения у него еще не сложились. Даже когда я смотрю по телевизору фильм в котором присутствует фрагменты страдания, печали, грусти, то у меня соответственно вызывают тоже такие чувства и иногда даже и больше, чем печаль, грусть, переживания. Или когда вижу на улице старых бездомных людей, бомжей, попрошаек, то также у меня в груди стоит как бы комок жалости, который не дает мне не посмотреть и пройти мимо, как делают это другие люди, которым все равно кто он, человек, или бомж, они на них смотрят как на диких или как не на людей, ведь люди не машины у них у всех есть чувства.

Я не призываю всех людей проявлять свои чувства жалости, но я призываю чтобы они относились к ним как к людям, даже у животных есть жалость к другим своим собратьям.

Чувство может быть ложным, но не лживым: следовательно, наиболее искренней личность обнаруживает себя в своих чувствах

К. Д. Уминский писал по этому поводу: “Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя”. С этим я согласен на все сто процентов, так как здесь выражаются не дела, с которыми мы делаем подвиги, не те мысли, в которых мы летаем в небесах, а наша душа, ведь где душа там и чувства, там и человечность. Наличие разнообразных чувств, придаёт полноту духовному облику личности, делает её разносторонней. Чувства как свойства личности представляет собой эмоциональное отношение к действительности, по своему содержанию и социальной значимости оно может быть или положительное или отрицательное. И. П. Павлов писал: “Огромную часть наших чувств и мыслей нужно отнести на те или другие отношения (стереотипы) или состояния этих отношений (стереотипов)”. Механизмами этих отношений, по И. П. Павлову, являются сложившиеся системы временных связей. “Ведьстереотипы –это тоже отношения, это известные формы нервной деятельности. Ясно, что-то, что мы называем отдельным словом “стереотип”, теперь в понятие отношений”. Образование, установка и переделка временных связей и есть те процессы, которые, как говорил, И. П. Павлов лежат в основе образования и проявленияположительных и отрицательных чувств во всех их сложности. Лёгкость установления систем временных связей или отношений, которые определяются благоприятнымивнешними и внутренними условиями, связана с положительными эмоциями. А отрицательные переживания временных связей, что может быть сопряжено с внешними трудностями (сила раздражителей, характер их смены) или неблагоприятнымвнутренними состояниями(соматические или нервные заболевания, истощённость нервной системы в результате перенапряжения, усталости). Наиболее яркое проявление эмоций можно наблюдать при разрыве привычных привязанностей, т. е. принарушении стереотипаили укоренившейся системы связей. Это нарушение стереотипа имеет огромное психологическое значение, которое делает понятной массу жизненных явлений окрашивающих чувствами торжества, радости, отчаяние, горе и т. д. “Мне кажется, что часто тяжёлые чувства возникают при изменении обычного образа жизни. При окончании привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах, и ломки верований имеют своё физиологическое основание в значительной степени, именно в изменении, в нарушении старого дипалического стереотипа и в трудности установки нового” мысль И. П. Павлова. С мыслью И. П. Павлова я согласен, потому что я видел это своими глазами, а РПИД на занятиях когда нас водили в отделение к больным, и мы видели там женщину, у которой действительно неблагоприятное внутреннее состояние (соматические заболевания, истощённость нервной системы, депрессия)

В эмоции лежат такие нервные процессы, протекающие в образований или преобразований, также в поддержке систем временных связей. Характер протекания эмоций зависит и от силы процессов возбуждения и торможений в коре и подкорке и от состоянияиррадиацией и концентрациипервых процессов и от раздражителей, которые поступают из внешней и внутренней среды организма, и от временных связей ранее сложившихся. По физиологической основе положительных, тонизирующих (поднять) деятельность организма являются эмоции (радость, восторг, гнев) эти процессы возбуждения. А отрицательные эмоции (тьма, страх и т. д. ) лежат процессы торможения, как указывал И. П. Павлова– что физиологическая основа страха есть торможение. Действительно страх тормозит все чувственные –эмоциональные процессы, так как возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существования индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх зависит и от характера протекания угрозыинтенсивности и от специфики инертности. Страх перед полетом достигает состояния аффекта (душевное) он способен навязать стереотипы поведения бегства, защитная агрессия. Так та роль торможения в отрицательных эмоциональных состояниях свидетельствуют в клинической материале. Так в состоянии депрессии, когда различное торможение, то он мрачно настроен. Известно также, что отношение процессов возбуждения и торможения с возрастом меняется, а вместе с этим меняется и общий характер самочувствия.

Самочувствие –ощущение как физиологическое, так и психологическая комфортность внутреннего состояния человека. И ещё И. П. Павлова писал “Разве мы невидимаффекта, преодолевающего высшее торможение, говорит и делает то, что он не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем горько жалеет, когда минует аффект”. Пример здесь будет такой, преступник, совершив преступление, и был задержан, и потом стал перед судом и говорил, что я былв невменяемом состоянии, это я понимаю как аффект. Потом проходит это состояние, и он начинает сожалеть о сделанном.

    Типы высшей нервной деятельности.

Организм необходимо рассматривать как сложное целое в его связях с внешним миром. В организме как в целом необходимо найти такой компонент, который, во-первых - регулируют деятельность всех органов и тканей;

во-вторых - объединяет и согласовывает деятельность многообразных частей в системе; в-третьих- испытывает на себе деятельность всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивается, обеспечивая поддержание жизни в органах и тканях;

в-четвертых –является в прямом смысле слова органом связи организма с внешними условиями жизни, обеспечивая отражение этих условий. Этим компонентом можно назвать высшую нервную деятельность. Павлов методом условного рефлекса раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов.

Сила основных нервных процессов – раздражительного и тормозного. Равновесие этих процессов.

Их подвижность. Сила нервных процессов является одной из свойств нервной системы отражающее показателям работоспособности нервных клеток и в целом нервной системы.

Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, а слабая при этих условиях “ломается”.

Уравновешенность – это свойство нервной системы определяющий баланс процессов возбуждения и торможения. Одни процессы могут быть уравновешенны друг с другом, и неуравновешенным один может быть сильнее, чем другой.

Подвижность –одно из первичных свойств нервной системы, это быстрота смены одного процесса другим, обеспечивающая приспособления и неожиданными и резкими изменениями обстоятельств, также скорости возникновения и прекращения нервного процесса. Сильный, неуравновешенный (безудержный) тип нервной деятельности характеризуются сильным торможением(холерик)

Сильный, уравновешенный (у уравновешенных и процесс возбуждения хорошо балансируется с процессом торможения) подвижный(сангвиник). Сильный, уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, солидный) (флегматик).

Слабый, характеризующийся слабость, как процесс возбуждения, так и торможения, при повышенной тормозимости. (меланхолик). Б. М. Теплов отмечал, что: “наряду с общими типологическими свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуютпарциальные(отдельные) гиппологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры (слуховой, зрительной, двигательной области). Если общие гиппологические свойства определяют темперамент, характер, способность, направленность человека, то парциальные свойства имеют большое значение при изучении специальных способностей. “Эти промежуточные типы и переходные формы, наконец нормальные (отдельные) типы высшей нервной деятельности могут быть следствием известныхзадатковили образоваться из основных типов в процессе жизнедеятельности индивида под влияниемжизненных впечатлений. Если дело идёт о природном типе нервной системе, то необходимо учитывать все её влияния, под которым был со дня рождения и теперь находится данный организм. Появление типа нервной деятельности человека в поведении обычно обозначаетсятемпераментом. Темперамент –это характеристика индивидума со стороны, его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Конечно, тип нервной деятельности, темперамент сказывается на динамике протекания эмоциональных, мыслительных и волевых процессов. По Павлову Холерический тип –это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающий. Они со всей скоростью способен отдаваться делу, увлечься или ощущая прилив сил, чтобы преодолеть и в действительности преодолевают любые трудности и препятствия на пути к ним.

Сангвиник – по характеристике Павлова –горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. есть постоянное возбуждение. Когда же только дел нет, он становится скучливым вялым. Подвижный, быстро адаптируется, общителен. Флегматик –Павлов характеризует данный тип темперамента та: “Флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни”. Благодаря своей уравновешенности нервных процессов и некоторой инертности, то флегматик легко остается даже в трудных обстоятельствах жизни.

Меланхолик –этот темперамент по Павлову есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозным его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всём видит и ожидает только плохое опасение.

Итак, я описал коротко о 4х типах темперамента человека оп Павлову. Как мы видим, в каждом типе присутствует психические процессы возбуждения и торможения. Один отличается от другого своей быстротой, непосредственной разрядкой энергии, а у другого происходит разрядка тогда, когда накопившийся процесс возбуждения начинает преодолевать сильное торможение. Так же и состояний подавленности и неуверенности (слабо характерный тип) у первогохолерика после сильного переутомления, а у второго после кратковременного напряжения обстоятельств жизни или общения.

Характер –это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействия жизненных воздействий и определённый стиль отношений и в целом поведения человека. Характер человека выражает определённый склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, идейных и моральных установок, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его деятельности и поведения, отношениях и манерах поведения. Убеждения в структуре характерасформировавшихся и нравственно устоявшемся характере, ведущем компонентом, является система убеждений. Убеждения –это система твёрдых прочувствованных взглядов на жизнь, сложившаяся у человека в определённых условиях жизни и воспитания, на основе восприятия человеком идей своего времени. Также осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными, ориентациями убеждениями вступает как мировоззрения человека и проявляется в также чертах характера, как целеустремлённость к себе и другим.

Потребность и интересы в структуре характера –определяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельности человека, они сказываются на всем облике поведения. Человек в своей жизни выбирает те потребности и интересы, которыми заинтересован он сам и его жизнь на определенных потребностей и интересах он формирует свою жизнедеятельность. Воля в структуре характера –сформировавшего положительного характера являются морально-волевые качества личности. Человек, обладающий сильной волей, отличается определенностью большой самостоятельностью, а безвольный человек обычно считается слабохарактерный. Вместе с развитиемволикрепнет характер человека. Человек начинает поступать более адекватно к внешним условиям и собственным жизненным установкам.

Чувства в структуре характера. Чувства –это эмоциональные отношения к различным сторонам природной и социальной жизни. Человек довольно колоритно всегда себя выражает через своичувства. Чувства органически связаны с определенными потребностями и интересами, представлениями и понятиями, вкусом и привычками. Характер проявления чувства зависит от степени развития социально–этических тормозов, от степени развития волевой само регуляцией. Один может быть по природе чрезвычайно эмоционально возбудимым, но умеет сдерживать себя; другой, наоборот, может иметь не столь сильную возбудимость, но распускает себя.

Темперамент в структуре характера: динамической стороной характера является темперамент, выражающий тип высшей нервной деятельности. Однако нужно помнить, что темперамент органически связан в характере с другими свойствами и эти свойства могут, с одной стороны ослабить те или иные проявления и маскировать их. А с другой–усиливать те жизни, а также в зависимости от требований жизни, а также в зависимости от ранее сформировавшихся социальных установок моральных понятий и привычек человека.

    Свойства характера

Моральная воспитанность –характеризует человека как со стороны отношения к людям, общественным задачам, так и формы поведения. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общества жизни–в труде, в быту, в политике, в науке, в семье и т. д. , а также его отношения с природой. Если у человека не будет моральной воспитанности, то, как можно его назвать личность (или человеком). Так как черезморальчеловек познаёт всю сущность всего окружающего его вокруг вещей, предметов, людей и т. д.

Сила характера –энергичность личности. Человек с сильным характером, также он умеет отстаивать свои убеждения и добиваться поставленной цели. Противоположность этому свойствуслабостьхарактера выступает в нерешительности человека, вечные колебания нестойкости взглядов и отношений, трусости, слабохарактерный человек уступчив, недеятелен, проявляет малодушие в минуты опасности. И ещё его можно назвать не серьезным, он относится ко всему так, чтоб себе показать лижбы, лижбы показать что делает, а как делает это уже неважно для него (пример).

Полнота характеризуетбогатство человеческой личности. Но не только её, но и его духовный мир, чем больше богатство ума, интеллекта тем она интересней. Например: ТАЛАНТ Целостность характеризуетвнутреннее единство личности, её установки и деловых отношений и реального поведения. Это такой человек, который сказал и сделал, он не бросает слов на ветер, он также принципиальный в отношении с людьми при решении каждого общественного или малого вопроса.

Оригинальность характера –это то, что резко выделяет личность, это проявление индивидуального своеобразия человека, его самобытность. У каждого человека есть своё артистичность наигранное поведение, но не как у самого артиста и этим можно узнатьоригинальность от напускной. Уравновешенность характера составляет благоприятное условие для деятельности и поведения общения с людьми. Человек уравновешенный может разумно решить вопрос в трудной обстановке, хорошо владеет собой, мужественный вместе с тем эти свойства обеспечивают ровность жизни, ритмичность в работе системы в труде и отдыхе. Короче говоря уравновешенный человек всегда найдёт выход из трудной ситуации, для него нет безвыходной ситуаций. В уравновешенности человека также проявляется не только природное, но и выработанное в жизни ровность поведения, высокая моральная культура человека, умеющего держать себя достойно в ситуации.

Способность –это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различие в динамике овладения необходимыми для ней знаниями, умениями и навыками. Также способность можно определить какансамбль и синтезсвойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п. ), которой овладевают люди, и представляет высокие требования к его психическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельное взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить какэквивалентвсех способностей, лишено научной достоверности. Например: талант это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить какую-либо сложную трудовую деятельность.

Направленность личности –это устойчивое психическое свойство в котором выражается некоторые потребности, мотивы, установки и цели жизни и деятельности в котором наглядным образом может проявляться совокупность личных интересов.

    Психодиагностические методы.

Психодиагностика –область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности. Это наука как творческая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Подтеоретической дисциплиной общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения солидных и надёжных диагностических суждений, правило диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических “переменных”. Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к её разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация, достаточно сложных устройств в реальных “полевых” условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клинический, да и житейский опыт. В наше время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик. В диагностических методиках основанных на заданиях, которые предполагают правильный ответ, на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К ним относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личных черт (тест Равена, Диагностическая процедура определения полезависимости поленезависимости Уиткина, Тест Ригидности Лучинса д. р. ). Другие методики, которые характеризуют лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников, например, тест 16PF Р. Каттелла. Можно различать как вербальные и невербальные психодиагностические методики. К вербальным относятся те опросноики которые связаны с речевой активностью обследуемых, а к невербальным относятся тоже речевые способности, но только в плане понимания инструкции, а выполнение задания всё же относится к невербальному выполнению.

    Классификация психодиагностических приёмов:
    Объективные тесты.

Стандартизованные самоотчёты, которые в свою очередь включают: а) тесты - опросники,

б) открытые опросники, предполагающие последующие контент - анализ. в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала. г) индивидуально – ориентированные техники типа ролевых репертуарных решёток. Проективные техники

    Диалогические (интерактивные) техники.

Также как и другие науки, эта наука тоже уходит в глубину веков, она связана с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. В Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Он был обязан знать все четыре арифметических действия, уметь измерять, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах, также проверяли на умения разбирать ткани, камни, металлы, растения. Короче говоря, по моему мнению, они должны быть чуть ли не талантами, так как у них должны были проявляться много свойств отличных друг от друга. А к началу 20 века практические изучения преобладающих способностей были сформированы в виде научной проблемы исследования индивидуальных различий. Эта проблема и дала импульс к появлению первых тестов. Ф. Гальтон, известный английский учёный. Он проводил испытания на физические качества силу, быстроту реакций и д. р. и ряд физиологических возможностей организма и психических свойств.

Методик “Характерологический опросник” по К. Леонгарду и Г. Шмимеку в этот методике можно было узнать свою акцентуального характера. К какому типу относится человек, так как мы провели эту методику на нас самих. Ещё один тест по определению типа акценуаций характера (тест ПДО). Этот тест по определению А. Е. Личко. В этом тесте включается 25 таблиц-фраз (самочувствие, настроение и д. р. ). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. Этот тест предназначен для подростков с 14–18 лет. Этот вариант более усовершенствован он также позволяет определить склонность к алкоголизму, склонности к деликвентному поведению, возможность формирования психопатий.

    Заключение

Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека с биологической стороны, которые открываются в качестве телесного природного существа, с психологической стороны, он выступает как субъект одушевлённой деятельности, а с социальной стороныон проявляется как реализующие объективные общественные отношения, общественно–исторический процесс. Хотя эта проблема издавна стоит перед психологами, она и до сих пор не актуальна тем, что в ней мы рассматриваем человека (личность) его способности, качества, цели, характер и т. п. Мы коротко коснулись этой темы, но и разъяснили коротко, т. к. мы оставили недоконченные темы на дальнейшие разъяснения и углубления в понятии личности. Новое человечество во многом изменилось со времён античности, люди стали более умные, разборчивые во всех отношениях како бы деятельности это не касалось, будь это политика или экономика, люди стали более разборчивы. Это говорит о том, что люди начали увлекаться книгами, такими как психология, философия, социология, они хотят познать людей, прочитав книги и действовать, каждый хочет быть сам по себе психологом. Но быть психологом тяжело, нужен не только теоретический, но и жизненный опыт (практически). Психолог–это не столяр, который делает из дерева всякие вещи, но он чем-то похож в том плане, что он делает из деревавещь, так же и психолог делает из человека разумного человека. Благодаря психодиагностическим методикам, опросникам, тестам люди начали правильно пользоваться своими качествами (свойствами) в нужном направлении, научились понимать, отдыхать, общаться и т. п.

Приближается ХХI век и люди хотят увидеть себя такими, какими они есть, и войти в будущие с молодыми, перспективными пионерами своих дел и добиться того чего не добились другие.

    Литература:

А. Н. Леонтьев “Деятельность, Сознание, Личность”. Москва. 1975г К. К. Платонов “О системе психологии”. Москва. 1972г

    А. Г. Ковалев “Психология личности”. Москва. 1970г

М. В. Гамезо. И. А. Домаменко “Атлас по психологии”. Москва 1986 А. А. Бозалева В. В. Сталина “Общая психодиагностика”

    Словарь “Психология” Москва. 1990
    Л. С. Рубинштейн “Общая психолгоияя”

Страницы: 1, 2