бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений - (лекции) бесплатно рефераты

p>Самосознание - социально обусловленная установочная система личнос ти, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осу ществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личност ное единство - стиль поведения данной личности.

Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы. 2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимо связей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечело веческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами соз нания.

5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и пост роение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи. Поведение человека определяется не только его сознанием. Психичес кая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществ ляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции: 1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем; 2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В по ведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции мо гут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловлива ет относительную самостоятельность следующих разновидностей человечес ких реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций);

    2) привычно-автоматизированные подсознательные действия;
    3) сознательные, волевые действия.
    Нейрофизиологические основы психики

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий го ловного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельнос тью. Открытые И. М. Сеченовым и И. П. Павловым и их последователями прин ципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии. Прежде чем рассмотреть закономерности высшей нервной деятельности, познакомимся со строением и функцией нервной системы.

    Строение и функции нервной системы

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К цен тральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная систе ма. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т. п. ) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нерв ном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферент ным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, желе зам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - ней рон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - денд ритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки - и одного длинного отростка - аксона - по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

    Все отделы мозга имеют свои функции.

Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществ ляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации). У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в среднем равна 0, 25 кв. м.

Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов.

Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна груп па нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные ней роны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воз действий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами. По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц - полей, а по расположению его частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную. Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная - речевые, височная - слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регу ляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Под корковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную де ятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощу щаются в виде эмоций (они, по выражению И. П. Павлова, являются "источ ником силы для корковых клеток").

В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе "опыт", накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это сви детельствует об общем происхождении человека и животных.

По мере усложнения организации животных на различных ступенях эво люции значение коры головного мозга все более и более возрастает. Если, например, удалить кору головного мозга у лягушки (она имеет не значительный удельный вес в общем объеме ее головного мозга), то ля гушка почти не изменяет своего поведения. Лишенный коры головного моз га голубь летает, сохраняет равновесие, но уже теряет ряд жизненных функций. Собака с удаленной корой головного мозга становится полностью не приспособленной к окружающей обстановке.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при пос редстве центральной нервной системы.

Термин "рефлекс", как уже отмечалось, был введен в физиологию фран цузским ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психичес кой деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником русской материалистической физиологии М. И. Сеченовым. Развивая учение И. М. Сеченова, И. П. Павлов экспериментально исследовал особенности функ ционирования рефлекса.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные. Безусловные рефлексы - врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т. п. ). Они не требуют каких-ли бо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи).

Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционого развития данного вида животных. Безусловные рефлексы оди наковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инс тинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т. е. безусловными реакциями, но и такими реакция ми, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуаль ной жизнедеятельности, т. е. условными рефлексами.

Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления орга низма к изменяющимся условиям среды.

Условные рефлексы - это такие реакции организма, которые не являют ся врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явле ний тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рыча ние тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пу гать других животных).

Мозг не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения. Современная наука о мозге - нейрофизиология - базируется на концеп ции функционального объединения механизмов мозга для осуществления по веденческих актов. Эта концепция была выдвинута и плодотворно развива лась учеником И. П. Павлова академиком П. К. Анохиным в его учении о функ циональных системах.

Функциональной системой П. К. Анохин называет единство центральных и периферических нейрофизиологических механизмов, которые в своей сово купности обеспечивают результативность поведенческого акта. Первоначальная стадия формирования любого поведенческого акта наз вана П. К. Анохиным афферентным синтезом (в переводе с латинского - "со единение приносимого").

В процессе афферентного синтеза происходит обработка разнообразной информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира, на основе до минирующей в данный момент мотивации (потребности). Из многочисленных образований мозга извлекается все то, что было связано в прошлом с удовлетворением данной потребности.

Установление того, что данная потребность может быть удовлетворена определенным действием, выбор этого действия называется принятием ре шения.

Нейрофизиологический механизм принятия решения назван П. К. Анохиным акцептором результатов действия. Акцептор ("ассерtare" - разрешающий) результатов действия - это нейрофизиологический механизм предвидения результатов будущего действия. На основе сопоставления ранее получен ных результатов создается программа действия. И только после этого со вершается само действие. Ход действия, результативность его этапов, соответствие этих результатов сформированной программе действия пос тоянно контролируется путем получения сигналов о достижении цели. Этот механизм постоянного получения информации о результатах совершаемого действия назван П. К. Анохиным обратной афферентацией.

Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий.

Механизмом наследственного приспособления являются безусловные реф лексы, а механизмом идивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.

    Принципы и законы высшей нервной деятельности

Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и зако нов. Основные из них впервые были установлены И. П. Павловым. В настоя щее время некоторые положения павловского учения уточнены, развиты, а отдельные из них пересмотрены. Однако для овладения основами современ ной нейрофизиологии необходимо ознакомиться с фундаментальными положе ниями павловского учения.

Аналитико-синтетический принцип высшей нервной деятельности. Как установлено И. П. Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-син тетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычленени ем отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для ор ганизма (синтез). Синтез - это замыкание связей, а анализ - это все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществ ляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения и торможе ния. Эти процессы подчинены следующим законам.

Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные (так же, как и очень слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию - распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.

Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго лока лизированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием ус пешной деятельности.

Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредо точивается в месте своего первичного возникновения.

Этот закон лежит в основе главного условия нашей деятельности внимания (сосредоточенности сознания на определенных объектах деятель ности).

При концентрации возбуждения ц определенных участках коры мозга происходит его функциональное взаимодействие с торможением, это и обеспечивает нормальную аналитико-синтетическую деятельность. Закон взаимой индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком. Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее сконцентрированное возбуждение тем интенсивнее и шире распространен процесс торможения.

Наряду с одновременной индукцией сушествует последовательная индук ция нервных процессов - последовательная смена нервных процессов в од них и тех же участках мозга.

Только нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции проведения. Так, преобладание торможения, недостаточное взaимoдeйcтвиe его с воз буждением приводит к снижению активности организма. Преобладание воз буждения может выразиться в беспорядочной хаотической деятельности, излишней суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс торможения - это активный нервный процесс. Он ограничивает и направля ет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточе нию, концентрации возбуждения.

Торможение бывает внешним и внутренним. Так, если на животное вне запно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя деятельность животного в данный момент затормозится. Это внешнее (бе зусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков коры.

Одним из видов внутреннего или условного торможения является угаса ние условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражи телем (угасательное торможение). Этот вид торможения вызывает прекра щение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными.

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным торможением.

На внутреннем виде торможения основана и аналитическая деятельность коры мозга, способность различать близкие по своим свойствам предметы и явления. Так, например, при выработке у животного условного рефлекса на эллипс оно вначале реагирует и на эллипс и на круг. Происходит ге нерализация, первичное обобщение сходных раздражителей. Но, если пос тоянно сопровождать предъявление эллипса пищевым раздражителем и не подкреплять предъявление круга, то животное постепенно начинает отчле нять (дифференцировать) эллипс от круга (реакция на круг затормажи вается). Этот вид торможения, лежащий в основе анализа, дифференциро вания, называется дифференцировочным торможением. Оно уточняет дейст вия животного, делает его более приспособленным к окружающей среде. Системность в работе коры головного мозга (динамический стереотип). Опыты показывают, что если у собаки выработать ряд рефлексов на раз ные раздражители, которые повторяются в определенной последовательнос ти, то со временем животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчи вое закрепление определенной последовательности реакций называется ди намическим стереотипом (от греч. "stereos" - твердый и "typos" - отпе чаток).

Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воз действиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип - физио логическая основа многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу ус тойчивых особенностей поведения личности.

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга - системности. Этот принцип состоит в том, что на сложные комп лексные воздействия среды мозг реагирует не как на ряд отдельных изо лированных раздражителей, а как на целостную систему. Внешний стерео тип - закрепленная последовательность воздействий отражается во внут реннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность со бытий, уклада жизни и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7